авторы компании
Хитов:
9542
Промдизайн
Хитов:
1124
Дизайн интерьеров
Хитов:
569

 


МИФОЛОГИЯ ОФИСА. ПЕРВАЯ ЕЖЕГОДНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОФИС.СПБ»

Веб-резиденция профессионального дизайна
06.05.2014
26 апреля на площадке «Скороход» состоялась первая ежегодная международная конференция «Офис.СПб» с участием экспертов в области архитектуры и дизайна офисного пространства. Организатором мероприятия выступил журнал «Проект Балтия», а генеральным партнером – компания FLAI Group.



Конференцию открыл доклад архитектора Петера Сахлина, партнера шведского бюро pS Arkitektur, о стремительно трансформирующейся типологии офисного пространства. Серьезные изменения в планировке офисов начались в связи с распространением IT-технологий. Именно они спровоцировали окончательный переход от иерархического разделения офисного пространства к формату open space, для которого ключевыми словами стали «функциональность» и «креативность». Сегодня офис работает как маркетинговый инструмент, генерирующий вокруг себя интеллектуальное сообщество.

Бюро Петера Сахлина создало целый ряд офисов различных компаний; среди них, к примеру, HSB, занимающаяся строительством жилой недвижимости. Сложность проекта заключалась в том, что, по требованию заказчика, следовало уменьшить площадь (с десяти до семи тысяч квадратных метров), но сохранить креативный и просторный характер пространства. pS Arkitektur использовали подход «гибкого офиса» и «чистого стола»: за сотрудниками не были закреплены фиксированные рабочие места, что провоцирует мобильность рабочего процесса.
Офис еще одной шведской компании, которая тоже занимается недвижимостью, спроектированный pS Arkitektur, должен был функционировать и как шоу-рум. Здесь снова пришлось столкнуться с необходимостью уменьшения рабочего пространства (с пяти до двух тысяч квадратных метров), что на этот раз было обусловлено не только экономическими причинами, но и желанием заказчика интенсифицировать коммуникацию между сотрудниками и повысить эффективность их взаимодействия. В офисе вообще нет личных кабинетов, а центрирует пространство небольшая кофейня. Офис поделен на 25 разных функциональных зон: от тихих уголков для сосредоточения до переговорных. При этом общее количество вариантов рабочих мест здесь доходит до 250 уникальных решений.
Офис компании Skype в Стокгольме стал настоящим вызовом для pS Arkitektur. Три основных критерия для работы Skype: «полезно, чудесно и универсально»; архитекторы постарались сделать такой дизайн, который отражает эти принципы. В качестве основного образа была выбрана карта мира, поскольку Skype помогает людям связываться друг с другом на разных концах планеты. Выполненный в цветах бренда, дизайн офиса получился эргономичным, минималистичным и функциональным одновременно. Особенно внимательно проектировщики отнеслись к акустическому решению пространства, различными средствами добиваясь разделения на тихие и открытые зоны.

Мероприятие прошло при поддержке Генерального консульства Швеции в Санкт-Петербурге, представитель которого, Дарио Йович, консул по вопросам культуры, информации, образования и науки, выступил на конференции с приветственной речью.

Владислав Ивановский из компании Vitra, сотрудничающей с компанией FLAI Group, рассказал о дизайнерской мебели в контексте офисного пространства формата open space, который наиболее распространен в последние два десятилетия. На примере офиса компании Vitra в Вайле-на-Рейне Владислав Ивановский продемонстрировал, как офис начинает функционировать подобно городскому пространству: здесь есть рабочие зоны-кварталы, рекреационные пространства и т. д. Единственная персональная мебель в офисе – передвижные боксы для хранения личных вещей, которые в конце рабочего дня свозятся в «гараж». В офисе предусмотрены дифференцированные рабочие места: от разноцветных звукоизолированных кабинок для концентрированной работы до так называемых hot desking с местом для ноутбука и розетки, для тех, кто приходит в офис на несколько часов в день. Vitra также считает необходимым использование домашней мебели внутри рабочего пространства: в некоторых зонах можно работать, фактически, сидя на диване. Владислав подытожил, что дизайнерская мебель функционирует не только как элемент зонирования помещения, но и повышает степень мотивированности сотрудников, что сказывается на производительности и имидже компании.



Круглый стол «Офисный дизайн как маркетинговый инструмент» по формату больше напомнил панельную дискуссию. Архитектор Вадим Кондрашев, руководитель Archido, и Денис Иванов из Mauer Büro рассказали о своем опыте офисного дизайна в России. Так, в петербургском офисе Yota архитекторы, вдохновившись Таврическим дворцом Ивана Старова, в условиях многоугольного сложного пространства создали офис, соответствующий высоким европейским стандартам эргономичности и функциональности. Нелли Алейникова, руководитель отдела корпоративных услуг и продаж управляющей компании Maris, обратила внимание слушателей на то, что в современной российской действительности заказчик редко готов «выпрыгнуть» за рамки смешанной кабинетной нарезки внутри офиса, поэтому дизайнерам остается возможность улучшить ее лишь с помощью элементов декора. Валерия Семенова («Ново-Исаакiевскiй»), в свою очередь, настаивала на том, что даже в офисных пространствах в историческом центре города можно не только использовать формат open space, но и сохранить непосредственно историческую идентичность здания, что и является маркетинговым инструментом для объектов ее компании. Юрий Карпенко, директор компании «Сарос», рассказал о потенциале современного офиса в маркетинге: его компания пережила кризис 1990-х и успешно работает на российском рынке до сих пор, фактически, только благодаря тому, что они вовремя не побоялись инвестировать средства в собственное офисное пространство, созданное, кстати говоря, по типу open space. Подытожил дискуссию Петер Сахлин, заметив, что авторы петербургских офисных пространств более открыты новому, чем москвичи.

Конференция продолжилась мастер-классом Николая Миловидова из UNK project (Москва). Он заметил, что развитием офисного пространства движет все-таки не самовыражение архитектора, а изменение бизнеса и его запросов. Например, юридическому бюро с высоким уровнем внутренней безопасности «чихать» на тренды и новые стандарты работы. Если же говорить о реализации концепции open space, то важно понимать, что основная проблема здесь – организовать внутри открытого пространства возможность для сотрудников общаться, не мешая друг другу. В частности в офисе «mail.ru group» мебельные кластеры расположены таким образом, что с помощью поворота кресел на 45 градусов организуется переговорная зона. При этом чтобы оказаться в ней, работнику не нужно не только вставать с места, но даже двигать стул. В завершение Николай заметил: основное значение открытого офисного пространства состоит в отказе от иерархического распределения мест, однако даже в формате open space существует своя позиционная конкуренция (ближе к окну, отдельный столик и т. п.).

Максим Ключанский из компании AGC рассказал о значении «умного» стекла в современном офисе. По словам специалиста, оно используется фактически везде: от touch screen’а айфона до звукоизоляционной пленки на Allianz Arena в Мюнхене.



Второй круглый стол – «Инновации в офисном дизайне» – открыла Любовь Леонтьева, руководитель архитектурного бюро ludi architects, поделившись опытом проектирования офисов двух московских компаний в одном помещении в ситуации, когда архитекторы не знали, чем конкретно будут заниматься арендаторы.
Модератор дискуссии Владимир Фролов предложил поговорить о роли авторской мебели в современном офисном дизайне. Павел Кулаков, промышленный дизайнер, отметил, что авторская мебель способна создать идентичность любого пространства: «Два камня, положенные в нужном месте, уже формируют среду». Однако объект уровня Vitra невозможно сделать на нашем оборудовании, заметил еще один петербургский продакт-дизайнер – Ярослав Мисонжников. Позицию заказчика в этом вопросе высказал Николай Миловидов: чем бы компания ни занималась, она всегда хочет выделиться на фоне остальных, поэтому спрос на авторские предметы (или хотя бы аксессуары) будет всегда. Семен Татарников, менеджер проектов компании FLAI Group, на примере продукции Vitra напомнил о том, что авторская мебель может не только функционировать как эстетический объект, но и оставаться функциональной. А Алексей Новиков, генеральный директор проектной группы «ИКОНС», подтвердил это своими реализованными проектами. Подытожил круглый стол петербургский архитектор Алексей Левчук, рассказав о том, что поведение заказчика в данной среде абсолютно ситуативно и что можно говорить лишь о тенденциях в принятии или непринятии какой-то определенной линии дизайна. Спикер заметил, что офис в России до сих пор несет в себе элементы феодальности: менеджер приходит на работу как в некий «замок», рассчитывая на пищу и кров, и его производительность будет зависеть напрямую от условий, в которых ему приходится действовать.

Анна-Лидия Зинковская из компании Hunter Douglas рассказала, как продукция ее компании позволяет использовать внутреннюю солнцезащиту, необходимую в любом офисе, оставаясь при этом в рамках жесткого бюджета.



Конференцию завершила лекция известного петербургского архитектора Никиты Явейна («Студия 44»). Он рассказал о том, что работа архитектора в области офисного дизайна в современном Петербурге, в первую очередь, связана с реконструкцией и адаптацией исторических зданий в центре города под многоэтажные офисные помещения, хотя в городе нет как таковых офисных кварталов, подобных Доклендсу в Лондоне. Первый проект был выполнен «Студией 44» на Невском, 25. На его примере легко проследить основные принципы подобной конструкции, которые теперь мультиплицируются в других таких проектах. В первом этаже и подвале дома делается паркинг, из перекрытого двора возникает атриум, через который осуществляется вход в здание. Атриум также позволяет естественному свету проникать в дальние углы сооружения без окон. Активно развиваются чердачные помещения, где возникает open space. Первый и второй этажи уходят под торговые зоны.
Будущее петербургского офиса, по мнению Явейна, не за стандартными американизированными бизнес-центрами типа «40 х 40» с центральным коридором, а за индивидуальными решениями, например – типологией, организованной по принципу кленового листа, или большим многоцентровым офисом.
В завершение мероприятия Никита Игоревич, отвечая на вопросы аудитории, заявил, что Петербургу нужен свой Сити. Однако здесь требуются сильная политическая воля, большой административный и пропагандистский ресурс. Идеальной локацией для подобного офисного квартала была бы Лахта или Васильевский остров; ведь нельзя забывать о том, что главное, что сегодня продается, – это миф, а упомянутые районы города на Неве из-за непосредственной близости к морю до сих пор не потеряли своей мифологенной семантики.

Текст: Ксения Бутузова, фото: Алиса Гиль

Организатор: международный архитектурный журнал «Проект Балтия»
Генеральный партнер: FLAI Group
Партнеры конференции:  компании «Сарос», AGC, Hunter Douglas, Mauer Büro, Mobatime, Terrakultur; Российская гильдия управляющих и девелоперов.
Мероприятие проходит при поддержке Генерального консульства Швеции в Санкт-Петербурге.
 Генеральный интернет-партнёр по коммерческой недвижимости: Arendator|Space
Информационные партнёры: Archi.ru, the Village, Design Union, Architime, Archnest, Archipeople, forma.spb, Dizbook, ART1, Санкт-Петербург.ру, Piterprofi, Культурная столица.


В рамках конференции была открыта выставка лучших проектов офисных пространств Петербурга, созданных за последние годы.











Вы здесь: [петербург] МИФОЛОГИЯ ОФИСА. ПЕРВАЯ ЕЖЕГОДНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОФИС.СПБ»

Яндекс.Метрика