авторы компании
Хитов:
11077
Хитов:
327
Хитов:
31020
Дизайн моды

 


КНИЖНЫЙ РАЗМЕР. ВЫСТАВКА «TRYK P? TIDEN»

Веб-резиденция профессионального дизайна
12.05.2009

Вадим Михайлов | Выставка «Обновление графики» создана в Дании к важной для этой страны дате – 100-летию Ассоциации художников-графиков. Она открылась в Лофт Проекте ЭТАЖИ на Лиговском проспекте, 74, который, несмотря на недавний пожар, интенсивно работает и отдал датчанам новое помещение. Зал площадью 600 квадратных метров на первом этаже получил название «Пространство Катушки» в честь склада-предшественника. Возможно, для графики он великоват, но зато можно свободно по нему перемещаться, сопоставляя идеи и технологии авторов.

lee_4829

Ассоциация графиков активно работает в Дании последние 30 лет, сейчас она объединяет 160 художников, в Петербурге выставлены работы 116 авторов. Как и должно в таких случаях – по одной от каждого вне зависимости от чинов и заслуг. Демократичные датчане не указывают и названий, поскольку они есть не у всех произведений. Только имя автора и технику. Она самая разная – от литографий и офортов до фотографий и ксероксов. К примеру, Лисбет Тингхольм с помощью коротких штрихов шариковой ручкой нарисовала женский портрет на обычной клеенке с желтыми ромашками.

Разумеется, на выставке есть технологичные работы, как у Биргитте Торланиус, изобразившей шары одуванчиков, раздуваемых ветром. Но общее впечатление: датских художников больше волнуют социальные сюжеты. Иногда они напрямую обращаются к зрителю: «Я потерянный ребенок, а почему не ты?» – спрашивает сидящий на разбитом капоте легковушки персонаж Бендта Соренсена. «Собака – мой пастух», – пишет Ким Бйорнхольт, а изображает злого пса, терзающего несчастных овец. Похожий на Буратино человечек Яне Петерсена размахивает когтистыми птичьими лапами, явно намекая на опасность генетических экспериментов. Анне Проуг как бы воспроизводит какой-то большой орден, но изображен только белый силуэт и полосатая ленточка. Смысл очевиден – не надо гнаться за славой.

Несколько работ сопровождаются подробным комментарием, переведенным на русский язык. Пернилле Хельвег изобразила следы обуви на снегу. Оказывается, во время первого посещения России в 1998 году ее вдохновили молодые москвички, которые преодолевают бездорожье на высоких каблуках. Художник считает, что они далеко пойдут. Впрочем, автор объективна – не все могут позволить себе дорогую и модную обувь, поэтому в памяти и в работе Хельвег следы остались самые разные.

Суссане Веллм признается, что находится под влиянием европейского кинематографа и работает интуитивно. Фотография читающей женщины в шезлонге – первый кадр еще не созданного художником «фильма». Она напоминает пиктореалистические фотографии начала ХХ века, когда художники впервые «отняли» фотокамеру у репортеров.

Два героя Бъярне Эгербо беседуют в глухом лесу. Не важно, о чем. Художника интересуют бесполезные предметы, он призывает обращать внимание на вещи обыденные и никчемные. Надо быть очень наивным, чтобы понимать это заявление буквально.

Привычному посвящена и фотогравюра Ингер Расмуссен. На невысоких явно старых перилах установлена доска с шашками. «Играют» дамская сумочка, лежащая с одной стороны от доски, и мужская куртка на персонаже – с другой. Лиц не видно, но скромный ридикюль и поношенная одежда все сказали об игроках.

Манифестом датских графиков выглядят слова того же Бъярне Эгербо: «Малый формат открывается взгляду только одного человека – зрителя, который смотрит на него в данный момент. Это сравнимо с книгой, от которой происходит графическое искусство. Человек всегда остается с книгой наедине и растворяется в ней. Отдайте живописцам их большие форматы, а художникам-графикам – книжный размер». Есть подозрение, что на призыв не откликнутся ни живописцы, ни графики. Замечание об интимном характере общения с искусством хотя и не ново, но по-прежнему актуально.

Источник: www.spbvedomosti.ru

Современный дизайн считается отличительной национальной чертой датчан и частью их повседневной жизни.  Качественный дизайн у них в крови. Он повсюду  — на коробке молока, в дверной ручке, на дорожном знаке, в витрине видео-проката, в каждом доме. Иностранца в Дании неможет не заинтересовать, что любая мелочь, будь то совок для мусора или изысканный подсвечник, функционально проработан до самых мелочей, он словно является продолжением человеческого тела во внешний мир. Характерно, что в Дании дизайн вообще рассматривается как процесс решения
определенной задачи или проблемы, который должен быть простым и естественным. Главное цель его — добиться гармонии между человеком и окружающими его вещами. Это то, что принято называть скандинавским дизайном. И именно то, что создало репутацию Дании как одной из ведущих стран мира в области дизайна. Творческий подход к вещам - атрибут среды, в которой воспитываются датчане. Они не делают плохого дизайна; их лозунг «если что-то стоит сделать, то надо сделать это хорошо»
Если датский дизайн
феномен относительно конкретный и понятный (датчане задают тон тому, что принято называть скандинавской школой дизайна), то термин «датская графика» у многих даже вполне искушенных людей вызывает затруднения. Между тем, скандинавская печатная графика обладает давней историей и сильными традициями, которые провозглашают особое положение этой техники, ее самостоятельность и отличие от других форм художественной экспрессии. Однако для графики традицияотнюдь не статичная неизменная величина. С определенной долей обобщения можно сказать, что сама графика как искусство обязана своим рождением технологическому прогрессу. Развитие ее происходило вместе с совершенствованием полиграфических технологий (что в принципе подразумевает прогресс)от первых книг к гравюре на меди, затем к литографии и сериографии и, наконец, к возникновению цифровой компьютерной графики. Внутри индустрии новые технологии воспринимаются как сменяющие и, более того, делающие ненужными технологии, разработанные прежде. Напротив, в глазах художника различные техники подобны домам, стоящим рядом друг с другом; внутри каждого из них - свое пространство и возможности для творчества, ни один из них не находится в прямой «конкуренции» с другими в борьбе за выживание. Графические техники, дополняя друг друга и создавая качественно новые визуальные   решения,   рождают   ту неповторимую выразительную форму, которая является характерной чертой датской графики. «Tryk  pa   Tiden» (Обновление  графики) — путешествие в мир графической  экспрессии, демонстрирующее присущее ему богатство техник исполнения и творческих интерпретаций объекта. Это не просто выставка, а целая серия культурных событий, лекций, кинопоказов. Выставка призвана продемонстрировать многочисленные возможности графики и тот диалог, в который современное   искусство вовлекает инновацию и традицию. Новое искусство графики воспринимает классический образцы, к которым современные художники добавляют свой визуальный комментарий.

По материалам статьи «Вчера, сегодня, завтра» Бъярне Вернера Сёренсена
 

Картинки с выставки: фото Александра Линецкого и Александра Трофимова





Вы здесь: [петербург] КНИЖНЫЙ РАЗМЕР. ВЫСТАВКА «TRYK P? TIDEN»

Яндекс.Метрика