авторы компании

 


РАССТАВИМ ТОЧКИ НАД «И»

Сергей Дужников
03.06.2013
Как известно, 30 мая 2013 года Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, на своей 11-й внеочередной Конференции, принял решение о выходе из Союза дизайнеров России. А, на следующий день, моя давняя знакомая, живущая в Греции, задала вопрос: зачем, почему и так далее… а я ей ответил…


Фото: Антон Балаж

Сегодня, думая о задачах и перспективах нашего, теперь уже, Союза, мне показалось любопытным разместить эту нашу переписку – с её разрешения, конечно...

Л.А.…Салют! Какие у вас там страсти! А теперь объясни мне, пожалуйста, смысл отделения. В чём преимущество?
С.Д. Для прояснения сути вопроса надо забыть про все уставы, оргработу и т.д. и т.п., иначе начнём с истории, с бесплатных входов в музеи, с трудового стажа, учитываемого раньше в пенсиях – и на этом же закончим))) Хотя, конечно, несомненную пользу 40-й поликлиники для творческих работников на Невском никто не отменял.

Сегодня смысл существования Союза, с моей точки зрения, в формировании профессионального «культурного поля», причём именно «дизайнерского». На это должно работать и имеющееся у СПб Союза выставочное помещение на Мойке, 8 – причём работать на каждого члена Союза, а не на избранных. Второе – это некие «профсоюзные» функции, т.е. консультации и поддержка дизайнеров в их деятельности. И, третье – поддержка пенсионеров, заслуженных людей: не столько финансовая, сколько моральная. Например, выставка, которую мы организовали в декабре прошлого года, посвящённая создателям СПб Союза по случаю 25-летия его создания. Это о концепции.

Теперь о СД России. Тут без истории никуда. СПб СД – правопреемник Ленинградской организации СД СССР, распавшейся по понятным причинам. В начале 90-х СПб СД, бывший самостоятельной организацией, стал соучредителем и, затем, одним из участников создаваемого Ю.В. Назаровым в Москве СД России. При этом, условия вступления изначально были унизительные для самой большой и уважаемой организации дизайнеров России. Вместо того, чтобы установить равные «договорные» отношения между собой, СПб СД стал одним из региональных отделений СД России. Все отделения, без сомнения, уважаемые (председатель Новгородского отделения, к примеру, мой сокурсник по «Мухе» Сергей Лопатин) – но наше принципиальное отличие от них в том, что СПб СД имеет, и всегда имел, юридический статус автономной «организации», со своим помещением, печатью, счётом и т.д. –  вплоть до товарного знака, разработанного А. Колобовым. У других этого нет. К тому же, если в составе нашего Союза состоит 500 человек, в других Союзах на порядок меньше. Максимальное членство в Екатеринбурге – 148 человек на 2012 год.

Теперь – чем «кабальны» для нас, изначально, были условия сосуществования в СДР. Юрий Владимирович Назаров, обладая в СД России, практически, единоличной властью, установил фиксированную сумму отчислений от местных членских взносов, равную для всех, которая должна перечисляться в Москву, «центральному аппарату» из 4-х человек. Формально, решения Назарова утверждается «Советом Председателей», где у СПб СД лишь один голос – поэтому, большинство нас, увы, никогда не слышало.

В результате, наша организация, у которой шесть штатных сотрудников на минимальной зарплате и помещение в самом центре города (оно в безвозмездной аренде от КУГИ, но вся коммуналка лежит на нас) – стояла «на одной доске» с региональными отделениями. Плюс к этой объективной несуразице, Назаров вёл себя, особенно в последнее время, по отношению к нам, мягко скажем, по хамски.

Л.А. Вот это ответище))) И, всё же... не понятно, что, меркантильно говоря, даёт Союз? Пока только морально поддерживающий факт, что состоишь в профессиональном союзе... Но что меня поражает – искренняя заинтересованность в сохранении... Я бы даже сказала... принципиальность... Значит – смысл есть?
Но разум мой не понимает...
С.Д.Морально поддержать людей, порой, тоже не лишнее. К тому же, иметь возможность встретиться с друзьями или клиентами в своём «намоленном» хорошем месте, организовать выставку или разместить портфолио на профессиональном сайте www.design-union.ru... В СССР в смысле меркантильности было, конечно, лучше))) – СД имел при себе «творческие мастерские», через которые «свои» дизайнеры могли получать заказы. Слава богу, этого сейчас нет.

С другой стороны, каждому нужно как-то жить, а то и выживать, и «общение» на хлеб не намажешь. О ситуации с дизайном, особенно промышленным, ты отлично знаешь. Мне кажется, что сообщество людей имеет более весомые шансы быть услышанным – и, в результате, попробовать поднять статус профессии на «среднестатистическом» уровне. А это, в принципе, будет практически полезно для каждого дизайнера в отдельности.

Сейчас, после отделения от СДР, нам ничто не мешает присоединиться, к примеру, к Международной ассоциации Союза дизайнеров или ICSID – при желании, конечно, и хорошо подумав. Теперь о принципиальности, которую ты упоминаешь. Это, наверное, личное – мне жалко стариков, положивших свою жизнь на развитие дизайна «великой» страны, увидевших крах всего в 90-е и, при том, сохранивших юношеский оптимизм до сегодняшнего дня. Мне стыдно перед молодыми ребятами, которым я вынужден врать, говоря о светлых перспективах российского дизайна. Короче, хочется остаться честным перед самим собой – и, так получается, что в «своём окопе» отсидеться никак не выходит.


Л.А. Тогда у вас, на Мойке, 8, надо делать дизайнерский клуб, с выставочным залом и службой информации, кафе для встреч. Из твоих слов я вижу это предназначение... Организовывать выставки и встречи. Приглашать супердизайнеров для лекций... На этом можно и зарабатывать, чтобы оказывать помощь старикам...
Один раз в два или три года правильно будет проводить отчётные выставки для всех членов Союза. Чтобы не только коллеги видели, что ты делаешь, но и посетители выставки. И медийно быть более активными....
Наверное, со стороны всегда легче говорить... Но, всё же, когда есть определенная цель, то и двигаться понятно куда...

Сергей Дужников,
председатель секции промышленного дизайна
Санкт-Петербургского Союза дизайнеров




 




Вы здесь: [петербург] РАССТАВИМ ТОЧКИ НАД «И»

Яндекс.Метрика