авторы компании

 


ВЛАДИМИР САНЖАРОВ. ДИЗАЙН КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОНОЙ ЭКОНОМИКИ

Владимир Борисович Санжаров
25.10.2010

ДИЗАЙН  КАК  СОСТАВЛЯЮЩАЯ  ИННОВАЦИОНОЙ ЭКОНОМИКИ (разговор на секции «Информационные технологии в дизайне» , СПГУТД, Санкт-Петербург, 21.10.2010)

Наверное, дизайн и информатика могли бы побороться за первенство в списке древнейших профессий, возникших с появлением на земле Человека Разумного. Весь последующий прогресс человечества во многом связан с этими двумя видами деятельности . Конечно это шутка, хотя…

Всем известно, что тот вид деятельности, который впоследствии был назван дизайном, родился  практически одновременно с зарождением промышленного производства. В его рождении, среди прочих, совместились две потребности - потребность сохранения в массовом промышленном изделии привычной красоты изделия ручной  работы и потребность создания комплекта информации – проекта, позволявшего сохранить и передать производителям набор качеств изделия и способ его массового тиражирования,  будь то предмет домашнего обихода, рабочий инструмент или машина.
В процессе совершенствования все усложнявшегося многообразия предметного мира человека сложилась целая армия проектировщиков, среди которых постепенно стала выделяться личность, соединявшая в себе качества инженера, технолога, изобретателя и художника. Добавьте к этому острое чувство новизны, системное мышление, способность прогнозировать изменения потребностей и умение управлять этим процессом. Таков несколько схематичный образ  проектировщика новой формации – дизайнера.
Начав  осознанно формироваться на рубеже 19-20 веков и окончательно утвердившись к середине 20 века, дизайн стал неотъемлемой частью рыночной экономики. Именно в обществе потребления, требовавшем постоянного развития и обновления, дизайн был  востребован. Он, в значительной степени, сделался стимулятором развития промышленности, появления новых технологий и современных материалов. Практически все великие изобретения человечества с участием дизайнера обретали функциональное назначение, принимали предметную форму – бытовая  техника и осветительные приборы, радиоприемники и телевизоры, автомобили и самолеты, средства связи и обработки информации и многое, многое другое… Создание нового на основе новейшего один из базовых признаков дизайна. Дизайн инновационен по своей сути.
Говоря о дизайне, я имею в виду первородную его форму – так называемый промышленный или предметный дизайн. Это потом, когда пром-дизайн стал естественной и привычной составляющей жизни, он стал множиться, узко-специализироваться, приобретать новые формы, терять массовость и обретать индивидуальность, становиться меньше промом, а больше артом. Но именно предметный дизайн остается значимой силой  развития экономики и роста благосостояния общества. Даже в кризисные периоды – в начале 20- века и особенно в его середине дизайн играл важнейшую роль в оживлении производства. Он получил тогда государственную поддержку во многих странах мира и продолжает оставаться составляющей частью их экономической политики.
Относительно недавно Япония, а еще ближе по времени Южная Корея совершили прорыв в первые ряды наиболее инновативных экономик мира, благодаря активному внедрению дизайнерских разработок в промышленность и широкому привлечению дизайнеров к перспективным научным и конструкторским разработкам. Даже Китай, имеющий одну из самых динамично развивающихся экономик мира, известной своими беззастенчивыми заимствованиями чужих разработок, все больше внимания уделяет подготовке собственных дизайнерских кадров.
К концу 20 века мир все острее ощутил нарастание многочисленных глобальных проблем: нарушение экологического равновесия, потребность в альтернативных источниках энергии, изменения климата и глобальные катаклизмы, техногенные катастофы итд.  В этой связи во всех экономически развитых странах многократно увеличился объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В том числе со значительным участием дизайнеров. Объемы этих разработок различны - так, в докризисный год,  в Японии на них расходовалось более 3% от ВВП в то время, как в России всего 0,8 %. Рынок промышленного дизайна в Японии составляет 22 млд.долларов, в России – 0,1 млд. Это понятно - при фактическом отсутствии производительной промышленности трудно рассчитывать на широкое участие в ней российских дизайнеров. ведь наш рынок почти на 80% заполнен товарами произведенными за рубежом. В то время как в Японии наполнение рынка собственными товарами составляет более 80%.
Да и дизайнерские силы неравны, при всем обилии дизайнерских ВУЗов, созданных у нас за последние годы. Например, приведенное число дизайнеров в США составляет почти 500 на 1 млн. населения, а в России – 20.
В том, что касается промышленных дизайнеров картина  еще печальнее. Большинство специалистов вынуждено  менять профиль деятельности или работать, часто очень успешно, за границей. Основная беда, сохраняющих верность пром-дизайну, оторванность от реального и современного производства, что ведет к утрате практических профессиональных навыков. Только-только появляется спрос на дизайнеров промышленников в достаточно небольших объемах. Нет смысла говорить о востребованности дизайнеров  других направлений, например, графиков или интерьерщиков. Это обслуживающие дизайнерские отрасли, их рынок достаточно заметен, но их косвенное влияние на развитие национальной экономики достаточно символично.Следует сказать при этом, что каждый 1$, вложенный в промдизайн дает 2,5$ прибыли, т.е 250%, а при значительном объеме сбыта все 400%.
Проводимый в настоящее время курс на реформирование экономики и развитие производительных отраслей своевременен и крайне необходим. Конечно, он предполагает изменение менталитета российского бизнес-сообщества, огромные усилия для  де-бюрокртизации деловой инициативы, формирования современной и квалифицированной рабочей силы,  освоения новейших технологий. Но другого пути нет, иначе мы попадем в сырьевой тупик. Безусловно, мы не можем карабкаться по уже пройденным всем миром ступеням развития промышленности и должны стартовать с высокой инновационной точки. Как это сделать, не имея под этой точкой достаточно крепкой основы? Вопрос... Можно собрать в Сколково всю интеллектуально-техническую рать и совершить мощный прорыв. Надеюсь, мы не будем собирать потом осколки очередной, государственной идеи-фикс, оторванной от реального национального контекста.
Очень многое зависит от того, будет ли  участвовать дизайн в этих процессах. Мировой опыт показывает, что обойтись без дизайнеров невозможно. Только не тех, кто рассказывает,  как из старого зонтика сделать оригинальную люстру на даче. К сожалению, облегченное представление о дизайне, превалирует в головах  тех, от кого зависит его практическое участие в модернизации экономики. Ощущение такое, что слово «дизайн» вслух в серьезных разговорах упоминать неуместно.

На прошедшем недавно Петербургском XIII Инновационном  состоялась встреча дизайнеров и представителей малого бизнеса с председателем Комитета по экономическому развитию и   торговли господином Елиным.   Речь шла о возможности создания в Петербурге Центра развития дизайна и Творческого дизайн-инкубатора и, вообще, о дизайне, как инструменте экономики. Мы почувствовали полное непонимание темы, даже на уровне общекультурного разговора, хотя в итоге и договорились о создании рабочей группы для продолжения этого процесса. Отрадно было то, что один из участников встречи — представитель малого бизнеса и производитель медтехники пытался убедить всех на собственном опыте, сколь успешным для него было сотрудничество с дизайнером.
Мы надеемся, что наши молодые и продвинутые лидеры, все -таки, увидят в отечественном дизайне реальную силу и используют ее для общей пользы. Может быть для полного понимания нужно будет воспользоваться информационными технологиями и пообщаться с Президентом в его блоге?

В.Санжаров             





Вы здесь: [петербург] ВЛАДИМИР САНЖАРОВ. ДИЗАЙН КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОНОЙ ЭКОНОМИКИ

Яндекс.Метрика