авторы компании
Хитов:
287
Хитов:
8236
Дизайн моды
Хитов:
5780
Дизайн интерьеров

 


АВТОРСКИЙ КУРС. ЛЮДИ, ЯВЛЕНИЯ И ВЕЩИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР

Веб-резиденция профессионального дизайна
16.09.2010
Дом декора «ТОЛСТОЙ СКВЕР» представляет авторский курс «Люди, явления и вещи, изменившие мир» Факты и мифы истории дизайна ХХ века. Авторский курс читает Митя Харшак. Доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, учредитель и главный редактор журнала «Проектор. Субъективное освещение вопросов дизайна».
 

ДОМ ДЕКОРА ТОЛСТОЙ СКВЕР объявляет набор в группы:
— лекции по истории дизайна
— практические занятия по дизайну и декору интерьера
— мастер-классы «Приемы декорирования предметов интерьера»
— энергетика интерьера и экстерьера (секреты фэн-шуй)
 
1. Протодизайн. Простые вещи. High design обыденных вещей.
2. Группа De Stij l. Пит Мондриан, Геррит Ритфельд. Манифесты модернизма.
3. Вальтер Гропиус — отец-основатель Баухауса, ведущей дизайнерской школы ХХ века.
4. Марианна Брандт — первая дама дизайна.
5. Марсель Бройер. Первая мебельная революция.
6. Ле Корбюзье. Ключевая фигура эпохи модернизма.
7. Вернер Пантон и пластмассовая революция шестидесятых годов ХХ века.
8. Скандинавский дизайн. Алвар Аалто, Ээро Аарнио, Харри Коскиннен и др.
9. Дизайнеры — гуру современности. Филипп Старк, Карим Рашид.
10. Между дизайном и искусством. Скульптурные малотиражные объекты дизайна.
 
1. Протодизайн. Простые вещи. High design обыденных вещей.
Мы пользуемся ими каждый день. Они влияют на нашу жизнь. Их тысячи. Они столь просты, что мы даже не задумываемся о них: кажется, что они существовали всегда и появились как будто сами собой. Будь то канцелярска скрепка, булавка, чайный пакетик или застежка-молния – эти объекты стали классикой. Созданные на основе идеи, которая одновременно проста и оригинальна, они зачастую оставались без изменений в течение десятилетий. Благодаря их простоте, эффективности применения материалов и удивительной полезности, они являются великолепным примером устойчивости и функциональной эстетики. Они выполняют свою работу, не привлекая излишнего внимания. Именно за это их любят. Мало кто замечает, как они устанавливают стандарты: как мы одеваемся, как едим, каким транспортом пользуемся и как работаем. Другая причина, по которой следует поближе присмотреться к этим объектам, состоит в том, что их история предлагает новый взгляд на более общий контекст культуры и промышленной истории.
 
2. Группа De Stijl («Стиль»). Пит Мондриан, Геррит Ритфельд.  Манифесты модернизма.
Красно-синий стул имеет все элементы, которые отличают произведения входивших в «Стиль» художников: стандартная цветовая палитра, геометрические фигуры как основа композиции, сочетание ярко выраженных горизонтальных и вертикальных плоскостей. Свою характерную цветовую гамму стул приобрёл в 1923 году, когда Ритвельд под влиянием картин Пита Мондриана покрасил его в «основные цвета»: красный, жёлтый, синий и чёрный. Фотография стула была опубликована в журнале группы «Стиль», позже он экспонировался на выставках, организованных Баухаусом, и имел большой успех. Ритвельд отверг традиционное мнение, что предметы мебели должны быть мягкими, позволяющими утонуть в себе. По словам искусствоведа Пола Овери, одна из функций стульев, созданных Ритвельдом, не давать человеку расслабиться, заставить его всегда быть в тонусе. Группа «Стиль» выпускала с 1917 г. по 1931 г. журнал «Стиль» (De Stijl), в котором разработала свою программу: обновление искусства от самой его основы путём обновления человека и его жизненных условий. Художник не должен работать изолированно в своём ателье, но как технический специалист конкретно атаковать современные ему общественные и экономические условия жизни. Художественное произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности». При этом догматически декретируемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым добавлялись чёрный и белый.

3. Вальтер Гропиус — отец-основатель Баухауса. История Баухауса (1919—1933),  как ведущей дизайнерской школы ХХ века.
«Высшая цель любой творческой деятельности – строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре, и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друг друга, и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны вернуться к пониманию композитного характера строительства, как процесса в целом, так и в многочисленных его частностях. И тогда их работа будет наполнена истинным архитектоническим смыслом, который был утерян «салонным искусством». Старые школы были неспособны создать такое единство. Да, и как, действительно, у них могло это получится, если искусству нельзя научить? Школы должна вернуться к производственным мастерским. Мир дизайнера и художника-прикладника, состоявший ранее лишь из рисования и живописи должен стать миром, в котором вещи производятся по настоящему. И если бы в наши дни молодые, ликующие в своем чистом искусстве, начинали бы работу, как в былые времена, подмастерьями, то не было бы сейчас бесплодных «художников», занимающихся бесполезными художественным практикам, а их умения и навыки могли бы послужить великим практическим достижениям».
 
4. Марианна Брандт — первая дама дизайна.
До сих пор промдизайн остается почти исключительно мужским делом. А в период становления профессии, тесным образом связанной с требованиями индустрии и массового производства — и подавно! — представить себе женщину в промышленном дизайне было практически невозможно. Тем не менее, в двадцатые годы ХХ века Марианна Брандт не только уверенно и по праву заняла заметное место в европейском дизайне, но и во многом опередила свое время на многие годы. В 1923 году Марианне Брандт тридцать. Уже не совсем студенческий возраст. Летом она попадает на выставку «Государственный Баухаус: 1919 — 1923», где экспонируются работы мастеров и студентов из Веймара. Эта выставка полностью меняет ее представление о том, куда ей надо двигаться дальше. Вернувшись в свою мастерскую, Брандт сжигает все свои работы, и первого января следующего 1924 года официально становится студенткой Баухауса. При этом, несмотря на то, что она уже является дипломированным живописцем, Марианна Брандт начинает с самого начала — с базовых курсов. Она посещает занятия у Йозефа Альберса (Josef Albers), Ласло Мохоли-Надя (Laszlo Moholy-Nagy), Василия Кандинского (Wassily Kandinsky) и Пауля Клее (Paul Klee). Позднее Брандт будет объяснять свой приход в Баухаус еще и практическими соображениями: «Я оставила карьеру свободного художника и пошла в Баухаус потому, что двум живописцам (Марианна Брандт вышла замуж за художника Эрика Брандта в 1919 году – прим. М.Х.) будет тяжело поддерживать постоянный приличный заработок исключительно одним только изобразительным искусством, за которое никто не платит. Но помимо этого Баухаус обладал для меня каким-то волшебным притяжением». Думаю, конечно, практические соображения были на втором месте, а «волшебное притяжение» на первом. Потому как полное уничтожение своих ранних работ практическими соображениями объяснить довольно сложно.
 
5. Марсель Бройер. Первая мебельная революция.
Может показаться странным, но Бройер никогда не относил себя к идеологам и теоретикам дизайна. В 1924 году в своем эссе «Форма и функция» он писал: «…стул не должен быть «вертикальным» или «горизонтальным», он не должен быть «экспрессионистом» или «конструктивистом»; не должен быть произведен исключительно из соображений целесообразности, или чтобы соответствовать столу; он должен быть просто хорошим стулом и в таком качестве хорошему столу он обязательно подойдет». Правда, в современном понимании, один лишь факт наличия эссе с подобным названием причисляет автора к тем самым идеологам профессии. В эссе Георга Гросца (George Grosz), озаглавленном вполне в духе отечественной практики борьбы с формализмом: «Искусство в опасности», про стул Бройера говорилось: «Он неудобен… Мебель, выходящая из Баухауса без сомнения качественно сделана, но лучше уж сидеть на стуле, сделанном никому неизвестным ремесленником, чем на произведении веймаровского дизайнера, впавшего в технический романтизм…» Бройер возражал критикам, пытаясь объяснить, что «wood-slat chair» был чистой функцией и в этом качестве просто не мог принять иную форму. Может быть, герр Гросц просто не присаживался на этот стул? А то, что он выглядит (!) неудобным, так с этим, пожалуй, можно согласиться. Отправной точкой для создания этого предмета была задача произвести стул, сочетавший в себе удобное сиденье и простой дизайн. Это, в свою очередь, вело к формулированию следующих требований: 1) мягкая спинка, но без использования тяжелых или дорогих материалов, которые только собирают пыль; 2) распределение нагрузки отдельно на сиденье и на спинку; 3) наклонное положение верхней части туловища сидящего и т.д. В своей проектной деятельности Марсель Бройер и Баухаус в целом формулировали для себя простой принцип – предмет мебели должен быть пригоден для массового производства, комфортен и еще, ко всему прочему, не портить людям здоровье.

6. Ле Корбюзье. Ключевая фигура эпохи модернизма.
Немногие архитекторы выразили надежды и разочарования века индустриализации с такой точностью, как Ле Корбюзье, и лишь некоторые подобно ему шокировали и возмущали своих современников, за исключением, пожалуй, Адольфа Лоза и Фрэнка Ллойда Райта. Сарказм и клевета в течение всей жизни сопровождали Ле Корбюзье - одного из самых необыкновенных архитекторов, всемирная слава которого сделала его имя почти нарицательным. Если рассматривать труд, которому была посвящена вся его жизнь на протяжении шестидесяти лет, - начиная с виллы Фалле 1907 года и до проектов, завершенных уже после его смерти, - можно лишь поражаться изобилию творческих идей и продуктивности мастера. Ле Корбюзье построил 75 отдельных сооружений в 12 странах и разработал 42 значительных градостроительных плана. Он оставил 8000 рисунков, более 400 живописных работ, 44 скульптуры и 27 эскизов гобеленов. Наряду с этим он написал 34 книги общей сложностью в 7000 страниц, сотни статей и, помимо деловой переписки, порядка 6500 личных писем. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.

7. Вернер Пантон и пластмассовая революция шестидесятых годов ХХ века.
Вернер Пантон – один из наиболее ярких классиков дизайна середины ХХ века, автор первого в истории цельнопластикового стула. Его футуристический стиль объединил в себе экспрессию насыщенных цветов и пластичность формы, а страсть к использованию новейших материалов и технологий производства мебели открыла безграничные возможности для эксперимента. Эксцентричный стиль Пантона в свое время воспринимался как провокационный и несерьезный. Но эта внешняя непосредственность объясняется тем, что он как истинный новатор постоянно находился в состоянии эксперимента и игры, пробуя новые материалы, формы, цвета, и стремясь вовлечь в эту игру окружающих. «Главная цель моей работы – побудить людей включить воображение», «Сидеть на стуле должно быть так же забавно и интересно, как играть...» — любил повторять Вернер Пантон, и придуманный им S-образный «консольный» стул ― бесшовный, изготовленный из целого куска полипропилена - наглядно иллюстрирует эту мысль. Легко вообразить то удивление, которое данный предмет мебели вызвал полвека назад: у каждого стула должны быть спинка и ножки, а у Panton Chair ничего этого как будто и нет, потому что он ― неделимый, цельнопластиковый монолит.

8. Скандинавский дизайн. Алвар Аалто, Ээро Аарнио, Харри Коскиннен и др.
Алвар Аалто считал, что «форма — это мистерия, которая не поддается описанию, но приносит людям удовольствие».  Функционализм его объектов близок к органической архитектуре, но имеет мало общего с актуальной для сегодняшнего дня чистой имитацией природных образцов. Аалто не копирует формы, а лишь заимствует из живой природы гибкие принципы квазистандартизации. Он сформулировал это так: «Лучшим комитетом по стандартизации является сама природа. Но природа производит свою стандартизацию только на самых малых единицах измерения всего живого — на клетках. В результате работы природы появилось несметное количество живых, изменяемых форм, разнообразие которых не поддается описанию. Архитектура должна подражать неизмеримому богатству постоянно изменяющихся форм мира живой материи...» 

9. Дизайнеры-гуру современности. Филипп Старк, Карим Рашид.
Они — почти живые боги профессии, небожители, проектирующие все от зубной щетки до небоскреба, от наручных часов до огромных пространств. Пожалуй, именно эти два имени олицетворяют в мире все то, что в самом широком смысле ассоциируется с профессией дизайнера и словом «дизайн». Они — культовые и медийные персонажи, но при этом профессионалы высочайшего класса, во многом определяющие современные тренды в предметном и интерьерном дизайне. Каждый объект, спроектированный Старком или Рашидом, мгновенно становится в ряд вожделенных объектов для коллекционеров. И именно поэтому, они могут себе позволить вытворять все, что душе угодно, эпатируя публику или иронизируя над собой.

10. Между дизайном и скульптурой. Малотиражные объекты дизайна. Группа Memphis.
Путь группы Memphis был стремителен: уже в феврале 1981 были готовы первые эскизы, а в сентябре того же года Memphis прогремел на весь мир, представив свою первую коллекцию во время Миланского Салона. Парящие конструкции, острые углы, эффектные, графичные силуэты, буйство красок и обилие декора… Пятьдесят пять объектов – мебель, светильники, часы и керамика – шли вразрез абсолютно со всеми представлениями о «здравом смысле» и «хорошем вкусе». К входу галереи, в которой проводилась выставка, тянулась длинная очередь, пресса была переполнена хвалебными и ругательными статьями. В одночасье группа Memphis стала модой, культом и символом времени, получившего название «буйных восьмидесятых». Объекты группы, до того как попасть в интерьерные салоны, становились частью коллекций музеев современного искусства и дизайна и часто уходили с аукционов за баснословные суммы, при том, что их можно было свободно и за куда меньшие деньги заказать у производителя.

Продолжительность одной лекции 60—90 минут. Высокая информативность, живой язык изложения, огромное количество иллюстративного материала. По окончании курса все слушатели получают сертификат.. Стоимость посещения одной лекции — 500 руб., при оплате всего курса скидка 20% = 4000 руб. за 10 лекций. Первое занятие —  20 октября. Далее по средам в 20:00 в Доме декора «ТОЛСТОЙ СКВЕР»

Подробности по телефону +7 812 988 9900





Вы здесь: [петербург] АВТОРСКИЙ КУРС. ЛЮДИ, ЯВЛЕНИЯ И ВЕЩИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР

Яндекс.Метрика