авторы компании
Хитов:
2741
Дизайн моды
Хитов:
8996
Графический дизайн
Хитов:
5947
Дизайн интерьеров

 


ПОСЛЕСЛОВИЕ К БЕНЕФИСУ. ВИЖУ! ЛИНЕЦКИЙ!

Веб-резиденция профессионального дизайна
03.05.2009

Не зря говорят, что беда не приходит одна. Мало было пожара и введенной платы за вход, так к этим напастям прибавилось внезапное понижение очередной вторничной встречи на два этажа вниз, да еще и проведение в это же время мастер-класса датской ассоциацией дизайна, бесплатного, заметим! Третий этаж, зеленая комната, белесый экран (грядущие Белые Ночи вовсю напоминали о своем скором воцарении невозможностью полного затемнения), отчего картинки на экране вышли более бледными, чем того заслуживали. Тем не менее, несмотря на все сопутствующие обстоятельства, очередной бенефис состоялся и, по традиции, был завершен послесловием (послеславием, если хотите :--)) в редакции журнала «Проектор» Итак, все те же, все там же, все про то же…

lee_vizhu

Митя Харшак: Ты известен, как человек-агентство, все делаешь сам — и копирайт, и графику, и видео. Почему не складывается разделение труда? Не хочешь никого подпускать к процессу?
Александр Линецкий: Организация процесса — тоже процесс. Причем нелегкий. Выбирая путь руководителя, ты неизбежно берешь на себя функции управления, менеджмента. (Тебе ли это рассказывать? Сам знаешь, причем не понаслышке :--))  А поскольку у каждого из нас ресурс жизненного времени ограничен, то отдавая часть этого ресурса на управление,  ты отнимаешь время от профессии — дизайна, то бишь.  Это один из самых живучих мифов в дизайн сообществе: мол, нанимаешь людей, они все делают, а ты шляешься по тусовкам… Во-первых, они делают все не так, и не то (ведь мы говорим о  тончайшей ткани — художественном творчестве, философии, чувстве пластики, цвета, ритма, ассоциативном восприятии, юморе), во-вторых, начальниками не становятся — ими рождаются: где гарантия, что классный дизайнер окажется также и хорошим руководителем, способным сплотить вокруг идеи единомышленников, вести их вперед, не упуская мелочей, учитывая заморочки каждого из членов команды? В качестве иллюстрации, могу напомнить о самых первых годах компьютеризации, время, когда у дизайнеров не было в распоряжении компьютерной техники, да и работать еще никто толком не умел. Обращались тогда в конторы, где был компьютер, лазерный принтер и специалист, чаще всего из техномира, который умел нажимать на клавиши. И вот садился дизайнер рядом с таким спецом, и отчаянно жестикулируя, пытался с помощью жестов и ненормативной лексики объяснить несчастному технарю краткий курс живописи, рисунка и композиции, чтобы добиться нужного результата. Прекрасно помню ощущение беспомощности. Будто на протезах пытаешься играть в футбол. Тем не менее, когда речь идет о сложных, комплексных проектах, так или иначе, в твоем поле появляются еще какие-то игроки, с которыми ты пытаешься взаимодействовать. Те, кто тебе помогают. И кому ты помогаешь. Наставляя, воспитывая, направляя, обучая. Иногда это бывает даже в кайф. Но истинное сотворчество  столь же редкое образование, как и сиамские близнецы.

М.Х.: Как тебя находят заказчики, или как ты их находишь? Есть ли какие-то секреты самопродвижения?
А.Л.: Главный секрет, которым я готов поделиться со всеми заинтересованными лицами — не бывает много рекламы и пиара. Слишком поздно я пришел к столь простому и очевидному выводу. Самопродвижением нужно заниматься постоянно. И начинать как можно раньше. В моем круге общения встречались такие люди — гении коммуникации и монстры социума, заставляющие работать на себя каждый божий квант времени, обращая к своей персоне благожелательное внимание власть имущих и всякого рода «уважаемых» людей. Мне это претило, честно говоря, казалось смешным и нелепым. Но. На поверку, смешными и нелепыми, особенно с переходом в эпоху дикого капитализма, оказалось интеллигентские замашки, типа, «скромность украшает человека» или «награда сама найдет своего героя». Ей Богу, не стоит кичиться тем, что «я ни разу не давал рекламу там-то и там-то» и «ко мне заказчики в очередь выстраиваются» Заказчик — тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Например, человеческое отношение. Поздравить с праздником, прислать сувенир (желательно какой-нибудь креативный, уникальный из собственного творчества) - совсем не лишнее в долгосрочных отношениях. В моей практике было несколько человек, которых, условно, можно было бы назвать «импрессарио» Т.е. — это лидеры мнений, которые раз воспользовавшись моими услугами, активно и бескорыстно продвигали меня в своих кругах. Отсюда и «тематические блоки» в карьере: телекоммуникации, крепкие напитки, ритэйл… Правда, есть одно условие: никогда не делайте работу для заказчика. Делайте ее для себя. Дело заказчика — назвать тему и заплатить деньги. Делая для себя, на пределе своих возможностей, приходишь к результату, за который не стыдно перед коллегами, перед самим собой… За таким результатом люди приходят еще и еще…

М.Х.: У тебя много профессиональных наград, в том числе Эпика, которую в основном получают агентства, а не дизайнеры-одиночки. Эти награды как-то помогли в дальнейшем привлечении клиентов?
А.Л.: В прямую — нет. Раз уж заказчик то ли самоходом, то ли приведенный за руку своими друзьями, оказался у тебя в мастерской, ему не особо интересно рассматривать твою «wall of fame». Ну скользнет рассеянным взглядом по кускам раскрашенного картона под стеклом, с ничего ему не говорящими названиями и именами членов жюри. «Дипломы какие-то… Эка невидаль! У моего спаниеля их всяко больше с разных выставок. Уже вешать некуда!» Просто другая система координат, ничего личного. «Какой у твоей студии годовой оборот? Какой?!» «На IPO не собираешься?»

А косвенно — да. Каждый из нас, кто сам продает свои услуги — фронтмен. От уверенности в себе, в своих работах, впрямую зависит результативность продаж. А те самые куски картона на стене и могут быть опорой для несколько гипертрофированного самомнения, горящих глаз и экзальтированной жестикуляции – всех этих небесполезных приспособлений для моно-спектакля  «Мой труд за Ваши деньги». Все же нужны какие-то артефакты, вещественные доказательства, что ты избранный. Так то мы все — гении. В трусах и домашних тапочках. Только у одних есть справка от Жюри с подписями и печатью, а других нет. И вся разница…
Но не нужно принимать за чистую монету мой ироничный тон. В конце концов, любой трофей – не случайность. Это выбор тебя, точнее твоей работы из сотен, а то и тысяч претендентов. Это чего-то стоит… Но во всем нужна мера: бесконечная и неутолимая жажда сторонних подтверждений твоей профессиональной состоятельности уже начинает свидетельствовать против тебя. Сам-то уверен в своем уровне? Ну и хорош тогда справки собирать :--)) Вон у Врубеля, мало того, что никаких грамот не было, так он еще и выставки игнорировал, чем снискал для себя глухое неприятие от многих коллег. Пока заочно в основоположники Модерна записывали,  он, знай себе, творил.

М.Х.: Есть ли планы по расширению, привлечению новых сотрудников себе в помощь?
А.Л.: Тот проект, которому я сейчас отдаю все свое время — портал Союза Дизайнеров России design-union.ru | он-лайн версия — ничего другого и не предполагает. Это такой здоровый пароход, что если самому бегать из машинного отделения на капитанский мостик, то рано или поздно свернешь себе шею… Так что потихоньку формируется команда, где каждый знает свой маневр, а все вместе могут поддерживать необходимое давление в котлах… Слишком много накопилось проблем, требующих каких-то ответных действий. Это и демпинг, убивающий качественный дизайн, это и проблемы в образовании, это и чудовищная разобщенность  участников рынка дизайна, это и правовая безграмотность и бесправие, корни которых в неуважении к чужим авторским правам, это и тотальное неумение (или нежелание?)  в использовании возможностей, которые предоставляют современные коммуникации для паблисити.  Да и просто для общения.

М.Х.: Ты быстро работаешь? Существует ли какой-то алгоритм вычисления времени, необходимого на реализацию проекта?
А.Л.: Ох, Митя! Подведешь ты меня под монастырь своими вопросами! Будем надеяться, что заказчики не будут это читать. А коллеги, особенно младшие, как раз прочитают. И вот для них-то специально еще один секрет: если я и нажил за свою карьеру какой-то мудрости, то она состоит в том, чтобы не выпаливать ответы на вопросы в процессе задавания последних. Короче, приучил себя прикусывать язык и не орать во все воронье горло: «Know how!» пока ставится задача. Вспомним гениальные строчки Ильи Кормильцева: «Здесь мерилом работы считают усталость»  А раз уж придумано быстро, то вроде и платить не за что. Впрочем, придумать — это только часть работы. Несколько перефразируя того же поэта: «И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад.» - «Твой зад должен отдежурить то, что напридумывала твоя голова».  Переводя на обще-человеческий:  чтобы воплотить быстро придуманную идею, нужно долго сидеть на попе ровно, превращая концепт в реальный оригинал-макет для печати, сиквенс и-что-там-еще. С воплощением, вроде, все обстоит неплохо. Были времена, когда из моей мастерской выходила рекламная кампания во всех возможных ипостасях: принты, видео, аудио. Что это значит на практике? А то, что рожденная в сладких творческих муках идея, проходя горнило 2D, 3D, видео- и аудио-софта разливается в различные медиа. Чтобы управиться со всем этим хозяйством, нужно шустро шевелиться. Что-то знаю лучше, что-то хуже. Постоянно приходится самообучаться. Без этого — никуда. Благо теперь процесс получения информации легок и приятен. Никаких тебе избыточных транзакций по перемещению тела в пространстве в сторону библиотеки, никаких формуляров/карточек, никакого ожидания… Сиди себе и работай! «Что? Английского не знаешь? А надо было маму слушать! Учи давай!» Делая портал столкнулся с ситуацией, когда за один проход тему не пройти. Чтобы решить задачу нужно двое-трое суток. Прямо физически ощущаешь, что под утро уже начинаешь тупить не по-детски. Этакий парадокс: котелок уже не варит, но на выделяемом избыточном тепле в самый раз воду кипятить:--)) В такие моменты усилием воли работа прекращается, тело перемещается в сонную зону для отдыха и восстановления. С тем, чтобы на завтра посмотреть на работу свежим взглядом. Что до определения необходимого времени на проект, то здесь, конечно, помогает опыт. Но мы в Союзе сейчас занимаемся новой системой исчисления авторских гонораров, основанной на повременной модели. Я очень надеюсь, что с появлением этой системы жизнь дизайнера станет намного проще, а гонорары выше!

М.Х.: Бывает ли такое, что после сдачи проекта хочется вернуться к нему и внести изменения?
А.Л.: Еще как бывает! Нет предела совершенству. Лично я так устроен, что назавтра смотрю на свою работу уже не как автор, а как редактор. Отнюдь не влюбленным взглядом Пигмалиона на Галатею, а оценивающим прищуром Таможенника, который старается не выпускать из страны всякие ляпы и косяки. Еще один принцип, который стараюсь не нарушать: любое произведение должно отстояться. Не секрет, что всем заказчикам подавай сроки выполнения работы «еще вчера» И вот, ситуация, я думаю, всем знакомая: выдерживаешь жесточайший цейтнот, успевая в короткий отрезок времени впихнуть в первый этап и исследование проблемы, и поиски, с анализом и систематизацией аналогов, и родить концепцию, и сделать внятное предложение – и все таки выдержать оговоренные сроки… а потом наступает пауза. А связана эта пауза с неповоротливостью заказчика, с бюрократизмом и перестраховкой, когда нет желающих брать на себя ответственность. А часы тикают… И ты понимаешь, что каждый час промедления работает против тебя, так как календарный план кампании никто не отменял. Т.е. на согласование, подчас, уходит времени больше, чем на весь креатив. Разумеется, это не добавляет радости. Единственное, что спасает — другая работа. Клин клином…

М.Х.: Есть ли у тебя работы, которыми ты не доволен?
А.Л.: Если по гамбургскому счету, то нужно переформулировать вопрос: «Есть ли у тебя работы, которыми ты доволен?» Ну есть парочка :--)) А если серьезно, то чем сложнее и чем более комплексная работа, тем тяжелее ее удержать на нужном градусе эмоции и на нужном уровне качества. И потом… у каждого проекта есть две стороны, примерно как  в фигурном катании, артистизм и техника исполнения. Если под первой понимать саму идею, вербальную сторону, то что принято называть креативом, то вторая – это исполнение идеи, воплощение замысла, пластика, форма, цвет… А все это – уже вкусовые вещи, подверженные также и влиянию времени, моде. Еще вчера какая-то работа казалась верхом наглости, потрясением устоев, авангардом, чуть ли не панком! А сегодня — смотришь и видишь, что неплохо было бы подкрутить там, подкрасить сям, подлатать здесь …

М.Х.: Существует ли для тебя деление работы на «коммерческую» и «некоммерческую»? Если да, то где проходит граница, помимо того, что одно делается за деньги, а другое для биеннале и прочих некоммерческих затей?
А.Л.: Я давно изобрел такую формулу, что, мол, делаю работу прежде всего для себя. А все остальное — привнесенные обстоятельства. В одном случае тему себе задаешь сам, в другом кто-то. И еще этот кто-то берет на себя финансовые обязательства, оплачивая твое время, полученный результат и производственные расходы. Если тема не интересует — не берусь. Скучно. А уж если взялся, то неважно, кто задал тему. И в этом смысле для меня нет разницы между коммерческими и некоммерческими проектами.  Более того, считаю, что высший пилотаж, когда именно коммерческая работа едет на фестиваль и получает призы: и слава и деньги. Как человек с театральным прошлым, могу сказать, что подобная диллема всегда существовала и в театре: «Опускаться до публики или поднимать публику до своего уровня?»  И потом. Нет ничего постоянного. Сегодня ты делаешь инициативный проект, завтра проект пришелся ко двору, его купили. Вот тебе и переход из некоммерческого состояния в коммерческое. Более того, именно так часто и бывает.

М.Х.: Почему ты не преподаешь?
А.Л.: Жванецкий сказал: «ПисАть, также как и пИсать, нужно только тогда, когда уже не можешь…» Это же верно и в отношении преподавания.  Пока накопленные знания не душат  меня изнутри настолько, чтобы я чувствовал, что если не изолью душу широкой аудитории, то лягу и помру! Может не нашел еще своего ВУЗа, может ВУЗ меня не нашел. Пока ограничиваюсь рецензированием дипломов на кафедре коммуникативного дизайна в  СПбГХПА.

М.Х.: Есть ли проекты, за которые ты никогда в жизни не возьмешься? Почему?
А.Л.: Не возьмусь за разведение овец в условиях высокогорья, не возьмусь за развитие ЖКХ, не возьмусь косить лес в тайге и мыть золото драгой, потому что чувствую — не мое это!

М.Х.: Какие книжки ты считаешь должны быть обязательно на книжной полке дизайнера?
А.Л.: В общекультурном плане — любые из тех, которые дают пищу для ума, воспитывают вкус, будоражат воображение. В профессиональном — базисные, основополагающие, те, которые ориентируют дизайнера в профессиональном мире. В каждом направлении дизайнерской деятельности есть такие книжки.  Для графика это может быть какая-нибуть «Типографика» Эмиля Рудера, для моды — «Все краски мира, кроме желтой» А. Черновой, для промдизайнера «Дизайн для реального мира» Виктора Папанека (впрочем, эта книжка будет полезна специалистам всех направлений дизайна)

М.Х.: Кого ты можешь назвать своими учителями? А кого ориентирами и авторитетами в профессии?
А.Л.: Дмитрий Владимирович Афанасьев, профессор ЛГИТМиКа, мастер курса, на котором  я учился, сказал как-то: «Я должен научить вас ремеслу, профессии. А научить быть художником невозможно. Это от папы с мамой. Дано или нет…» И пусть у меня были сложные отношения со своим мастером, я все же считаю его своим учителем, заложившим основы профессии и понимание художественного мироустройства. Ну, и разумеется, Евгений Николаевич Лазарев, создатель кафедры системного и программного дизайна, на которой я учился уже в Мухе, человек, идеи которого намного опередили свое время, тот, кто невероятно расширил горизонты профессии для своих последователей и учеников… Ориентиров-кумиров нет — тут я действую четко по заповеди: «Не сотвори себе кумира» Но симпатии есть. И первый из них – это Филипп Старк.

М.Х.: Ты, практически в одиночку, делаешь проект design-union.ru. Не хотелось заняться продвижением собственного сайта? Эту бы энергию, да на самого себя!
А.Л.: Слава Богу, я не один. Есть единомышленники и активные помощники. А что до собственного сайта – все в лучших традициях — сапожник без сапог. Приоритеты приходится выстраивать сообразно ситуации. Несмотря на банальность, постулат о том, что «вместе мы сильней, чем по одиночке» все еще актуален. Да и существуют задачи и проекты, выходящие за рамки возможностей одного человека, каким бы человеком-оркестром он ни был. Свято верю в принцип «совпадения интересов», когда самопродвижение каждого играет на пользу всех остальных членов сообщества. На этой философии построен портал design-union. ru. Задача каждого участника промоутировать самого себя. В результате, все эти многочисленные соло сольются в мощный хор. И это пение невозможно будет не заметить, а тем более проигнорировать.

М.Х.: Вопрос от «желтой прессы» — какие есть увлечения помимо работы? Какие еще сферы деятельности ты считаешь близкими дизайнеру? Если бы была возможность, чем, кроме дизайна, хотелось бы заняться всерьез?
А.Л.: Все, что я умею в этой жизни, считаю в той или иной степени разными составляющими профессии дизайнера. А если уйти в параллельный мир, то при счастливо сложившихся обстоятельствах, стал бы писателем. Есть замыслы пары романов. Пока грубая действительность не позволяет воспарить к столь тонким мирам :--)) и склонность к литературному творчеству находит свое применение в вербальном проектировании: написании сценариев, слоганов, статей и пр. Есть еще одно занятие, которому предался бы с удовольствием: ездил бы по миру, изучал бы всякие чудеса, составил бы постепенно полный фото/видео/текстовый реестр чудес, понемногу публикуя его в разных медиа. А если не отдаляться совсем уж от дизайна, то надеюсь дожить до того времени, когда  в России современные, высокотехнологичные заводы будут производить конкурентную продукцию, спроектированную отечественными дизайнерами. Когда смысл фразы «утечка мозгов» будет понятен только благодаря словарю. Когда технологическое оснащение общества будет настолько высоким, что станет невидимым… и можно будет наконец-то отвлечься от процесса добывания хлеба насущного и подумать, наконец, о душе…

Событие в лицах: фото Антона Балажа и Александра Трофимова





Вы здесь: ПРОЦЕСС проекты вижу ПОСЛЕСЛОВИЕ К БЕНЕФИСУ. ВИЖУ! ЛИНЕЦКИЙ!

Яндекс.Метрика