авторы компании
Хитов:
8043
Хитов:
365
Хитов:
14407
Дизайн моды

 


ПОСЛЕСЛОВИЕ К БЕНЕФИСУ. ВИЖУ! ЧАЙКА!

Веб-резиденция профессионального дизайна
08.04.2009

Дорогой Чайка!  Огромное спасибо за невероятное по силе выступление в Петербурге! Было очень здорово. Тем, кто выступает далее за тобой, теперь будет непросто снискать фавор аудитории.  Обычно после выступления мы берем интервью у нашего гостя. Но с тобой это не получилось из-за скорого отправления поезда. Исправляя недостаток времени, высылаю тебе вопросы, которые хотел задать после выступления.

chaika_01

Митя Харшак: Существует ли для тебя деление работы на «коммерческую» и «некоммерческую»? Если да, то где проходит граница, помимо того, что одно делается за деньги, а другое для биеннале и прочих некоммерческих затей?
Владимир Чайка: Дизайн для меня not job but joy. Просто за халтуру для денег мы не беремся. А то, на что подписались, делаем “как себе” – с удовольствием и чтобы “красиво”.

М.Х.: Студия Чайки – это только ты или это некий сложившийся коллектив? Если ты работаешь с помощниками и коллегами, то как распределяется работа внутри студии? Как строится иерархия (если она есть?)
В.Ч.: Обычно, в нашей команде пять-шесть человек. Распределение – как в оркестре. Чайка – дирижер. Лена Белоусова – первая скрипка. Вторая и третья скрипки играют с нами, как правило год-три, потом... на их место приходят новые. Саша Чайка (сын) – спец по Hard + Soft и фотошопу. Есть у нас «боцман» – Саша Землемеров, друг юности, – держит корабль на плаву (осветить, покрасить, привинтить...). А в общем, – все делают всё. И полы помыть...

М.Х.: Какой линии ты придерживаешься в общении с заказчиками? Идешь ли на компромисс, в случае, если заказчик требует изменений в предложенный тобою вариант решения?
В.Ч.: Линия такая. Я – доктор. У вас болит, – поможем. Но для этого – придется отказаться от вредного и занятся полезным. Естественно, конечный результат – следствие совместного труда с заказчиком. (Человек с трудом заработал деньги и принес их тебе. Он имеет право получить от тебя продукт, который Ему понравится). Мы не самодуры. Но и с самодурами не работаем. А who is who мы, обычно, выясняем на стадии оплаченного проектного предложения. Если понимаем, что встретились случайно, – даем телефон кого-то из коллег, который, на наш взгляд, этому «зайцу» подойдет больше, чем нам.

М.Х.: Что может служить поводом к расставанию с заказчиком? Бывали ли в твоей практике совершенно невыносимые заказчики, но с которыми необходимо было находить общий язык?
В.Ч.: Очень многое. Мы требовательны. (И к себе в первую очередь!). Естественно бывали. Как у всех. Но опыт жизни говорит, что лучше развестись раньше, не доводить дело до поножовщины.

М.Х.: Молодых дизайнеров волнует вопрос «количества вариантов». В случае, скажем, если ты делаешь заказ на знак, то даешь ли заказчику выбор, или представляешь один чистый до звона вариант решения?
В.Ч.: Свою кухню мы заказчику не показываем. Были случаи, когда в молодости обжигался. Положил сбоку, для количества, а дядя вцепился и не отпускает! Теперь мы так не делаем. Если не получается, работаем и ждем, когда сами скажем, – получилось. И только это аргументированно представляем клиенту. А вариантов делаем, естественно, много. Но это – «теще на кухню». Заказчику приносим один. Как себе. Или Богу в подарок.

М.Х.: Быстро ли ты работаешь? Фалдин говорит, что ему на знак надо по-хорошему месяца три. С чем, по-твоему, связана скорость работы дизайнера? Бывает ли «быстро и хорошо»? Что для тебя важнее – процесс или результат? Бывает ли такое, что работу хочется переделать (улучшить) после того. как она сдана заказчику, или выставлена на выставке?
В.Ч.: Как правило, работаем с удовольствием, а поэтому, – быстро. Пример. Звонит заказчик. Просит сделать знак к Хармсовским чтениям. В первую минуту разговора чирикаю карандашом знак и пальцем показываю своим, – сканируйте, отсылайте заказчику. Завершаю пятиминутный разговор. Говорю заказчику: «Открой свою почту, – получи, фашист, гранату от советского солдата». Он смотрит и орет по телефону: «Гениально! Принято!!!»  Скорость работы? С чем связано? Да с тем, что и все остальное, – со Всем! Звезды должны стоять. Быстро и хорошо, конечно, – бывает. Но нетленка, – как у всех, – раз в сто лет. Процесс или результат? Прекрасный вопрос! Смолоду за результатом бежал. Стал постарше, – оправдываюсь, особенно, когда не получается, – так процесс-же!  Почти всегда после типографии смотрю на работу и думаю, – вот бы сейчас пару недель и перепечатать! К сожалению, мы в отличии от музыкантов, например, лишены возможности переиграть или сыграть лучше ту же пьесу. Но у нас остается возможность накапливать опыт!

М.Х.: Почему ты не преподаешь? Разовые лекции, подобные нашей, или выступления на летних и Зимних Школах в ВАШГД — не в счет. Или преподаешь, а я просто не в курсе?  Этот вопрос я решил еще в студенчестве. В Строгановке. Преподавать начал младшим курсам, а потом оставляли на кафедре. Этому надо посвятить всю жизнь. Не дергаться между служением школе и самореализацией. Или в конце (обязательно успешной) карьеры понять, что наше ремесло мельчает, и идти в школу его спасать.

М.Х.: За какие проекты ты никогда в жизни не возьмешься? Почему?

В.Ч.: Никаких контактов с рекламой. Никаких контактов с большими деньгами и их хозяевами. Никаких контактов с костюмным миром (сами костюм не носим!). Идеальный заказчик — это мой сверстник, который теперь (моему поколению — за полтинник) стал известным скульптором, художником, проектировщиком... У нас общие точки опоры. Мы говорим на одном языке. Хотя тоже не всегда...
М.Х.: Есть ли у тебя работы, которыми ты не доволен?

В.Ч.: Еще как есть!
М.Х.: Какие книжки ты считаешь должны быть обязательно на книжной полке дизайнера?  Книжки разные нужны, книжки разные важны. По тому, что вижу вокруг, очень субъективно, – Алан Хелберт «Сетка» (инициатор издания, перевод, комментарии, дизайн – Михаил Аникст) и Эмиль Рудер «Типографика» (инициатор, перевод, комментарии –Максим Жуков). Как чистая вода! Супротив кислоты. И кислятины.

М.Х.: Кого ты можешь назвать своими учителями? А кого ориентирами и авторитетами в профессии?

В.Ч.: Архитектор Тадао Андо. Певица Чечилия Бартоли. Всадник Бартабас... Отец родной – Массимо Виньелли. Ненаглядные япошки. Гений Фукуда-сан. Икко Танака. Казумаса Нагаи. Коичи Сато. Такенобу Игараси. Ну, и наши, родные. Аникст. Жуков. Акопов. Троянкер. Перевезенцев...  Как их не вспомнить! Крылья дали. Летать научили! Из тех, кто рядом, – восхищяюсь книжником Женей Корнеевым. Зовите срочно на «Вижу»! Художник Ирина
Затуловская – выше только звезды!

М.Х.: Двенадцатый вопрос от «желтой прессы» — какие есть увлечения помимо работы?
В.Ч.: Фотографирую.

М.Х.: Какие еще сферы деятельности ты считаешь близкими дизайнеру?
В.Ч.: Музыка. Архитектура. Их Величества.

М.Х.: Если бы была возможность, чем, кроме дизайна, хотелось бы заняться всерьез?
В.Ч.: Музыкой. Архитектурой.

Событие в лицах: фото Александров — Линецкого и Трофимова





Вы здесь: ПРОЦЕСС проекты вижу ПОСЛЕСЛОВИЕ К БЕНЕФИСУ. ВИЖУ! ЧАЙКА!

Яндекс.Метрика