авторы компании
Хитов:
4730
Теория и педагогика
Хитов:
10659
Теория и педагогика
Хитов:
10383
Дизайн интерьеров

 


ФЕРОДИЗ. ИСТОРИЯ ФЕСТИВАЛЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Сергей Иванович Штода
17.04.2010

Когда главный редактор журнала «Дизайн ревю» Сергей Михайлов предложил мне написать статью об истории «Феродиза», я сгоряча, находясь в фестивальной суете, согласился. Отказаться потом было уже просто неудобно. В итоге, я оказался в достаточно смешном положении того родителя, которого обязали рассказать совершенно объективно и правдиво о своем горячо любимом чаде. Но, тем не менее, я все же попытаюсь это сделать, как можно глубже спрятав свои родственные чувства: по возможности непредвзято рассказать о том, что происходило на фестивале и вокруг него в последние годы, и почему, «вопреки законам жанра фестиваль еще жив» и неплохо себя чувствует на сегодняшний день. 

За одиннадцать лет существования в судьбе фестиваля в той или иной степени, приняли участие большое количество людей, перечисление которых заняло бы слишком много места и сделало бы статью малоинтересной для читателя, поэтому прошу прощения у тех, кто не будет упомянут в этой статье. Мы с искренним чувством благодарности вспоминаем всех тех, кто внес свой вклад в становление «Феродиза».
Все началось в прошлом веке, в уже далеком 1998 году, когда президент нашего Союза Ю.Назаров на презентации «Высшей Школы Дизайна» (ВШД) в Железноводске (первого и единственного на тот момент ВУЗа — образовательного проекта Союза Дизайнеров России) со сцены Городского Дворца Культуры объявил о решении ежегодно проводить здесь фестиваль Российского дизайна и превратить Железноводск в своего рода «мекку» российских дизайнеров. Это выступление было настолько убедительным, что большинство в это искренне поверили.
 
 
В их числе был и я. Но самое главное, в это поверил мэр города А.С.Зубцов, ставший в последствии нашим ближайшим сподвижником. В его лице мы нашли государственную поддержку, как фестивалю дизайна, так и только что открытой школе дизайна. Мы все помним, как в начале 1998 года пребывали в состоянии некой эйфории от произошедших преобразований в стране. В то время многие более или менее комфортно приспособились к новым реалиям жизни. Открывались частные фирмы, образовательные негосударственные учреждения, в стране «гуляло» много свободных денег, все виделось в «розовом» цвете, будущее рисовалось светлым и безоблачным.
 
 
А впереди были август с его дефолтом, террористические акты в Москве, Буденновске и нашем регионе, которые неоднократно ставили под сомнение саму возможность проведения массовых мероприятий и фестиваля в частности в неспокойном регионе Кавказских Минеральных Вод.
Итак, фестиваль начал свой непростой путь в октябре 1998 года, и в том же году появилось это неоднозначное и не очень благозвучное, по мнению некоторых коллег, название, или как сейчас принято говорить бренд - «Феродиз» (ФЕстиваль РОссийского ДИЗайна).
 
 
Сейчас я уже могу признаться в его авторстве. Много разного за эти семь лет мне пришлось выслушать по этому поводу. Но удивительное дело, оно, что называется, прикипело к фестивалю, может быть потому, что в полной мере своей неопределенностью отвечало тому состоянию отечественного дизайна и фестиваля, в котором они находились в первые годы своего существования. Неоднократные попытки найти новое название (объявлялись и проводились конкурсы) ни к чему не привели. Более того, отказ от названия «Феродиз» в 2003 году вызвал весьма бурные, вплоть до бойкотирования, протесты со стороны к тому времени уже сложившегося контингента (ужасно не люблю это слово) постоянных участников. Так что теперь, как сторонники, так и противники названия «Феродиз» могут успокоиться на этот счет. Оно уже существует, устоялось, прижилось, и даже мы, непосредственные организаторы, уже ничего с этим поделать не можем. В том, уже историческом, выступлении на презентации «Высшей Школы Дизайна», президент нашего Союза, по всей видимости, интуитивно или по наитию, а может предвидя ситуацию, что основной движущей силой фестиваля в конечном итоге станет не региональное отделение Союза, а вновь созданный ВУЗ, предопределил те тенденции становления фестиваля, которые окончательно оформились на «Феродиз-2005».
 
 
Краткий анализ состава участников фестивалей показал, что постоянно шел процесс омоложения. Если в первых двух фестивалях основными участниками были региональные организации Союза и уже сложившиеся мастера дизайна, то, начиная с третьего, ситуация стала неуклонно меняться. Предпосылкой тому послужил целый ряд объективно сложившихся условий и причин, из которых я бы выделил некоторые, оказавшие наиболее существенное влияние на фестиваль:
1. Укрепление и становление Высшей Школы Дизайна, как структуры, и как следствие перенос всей тяжести организационной работы по проведению фестиваля с Кавминводского Союза Дизайнеров на администрации города-курорта Железноводска и Кавминвод, преподавательский и студенческий состав школы. На это повлияло и то, что Правление Кавминводского союза почти в полном составе вместе с его председателем - организаторы ВШД. И, естественно, они принесли с собой и все проблемы, связанные с организацией и проведением фестиваля. С другой стороны, становление школы дизайна стала центральной задачей Правления, которое даже сменило место своей дислокации, переехав из Пятигорска в Железноводск. Это в какой-то степени дистанцировало остальных членов союза, не вовлеченных в образовательный процесс. Роль последних стала ограничиваться лишь участием в выставочной программе фестиваля. Надо отметить, что до первого фестиваля было проведено восемь весьма успешных ежегодных региональных выставок дизайна, которые и трансформировались в конечном итоге в фестиваль.
2. Активное подключение к фестивальному движению и вхождение в состав организаторов и непосредственных устроителей фестиваля вузов Юга России. Лидером здесь стала Ростовская государственная академия архитектуры и искусства (РГААИ) во главе с ректором В.Колесником. Молодые ВУЗы, но уже имеющие опыт подготовки специалистов в области дизайна, рассматривали участие в фестивале, как своего рода акт самоутверждения, возможность демонстрации достижений и обмена опытом. Для только что открывшихся факультетов и отделений дизайна, «Феродиз» стал школой для приобретения опыта и мастерства.
3. Подключение к фестивалю Ставропольского регионального союза дизайнеров и непосредственно его председателя Ю.Бударина во многом обеспечило приток молодых дизайнеров из края, и в какой-то степени возврат зрелых, состоявшихся дизайнеров, привлечение коммерческих и выставочных структур к фестивальному процессу.
 
 
Одной из основных целей фестиваля стало открытие новых имен среди творческой молодежи. Поэтому необходимо было создание достаточно доступных во всех отношениях условий для того, чтобы молодые дизайнеры смогли заявить о себе. В рамках фестиваля стал осуществляться ежегодный прием молодежи в члены Союза Дизайнеров России. Практически отсутствовал институт отбора и фильтрации работ. Фестиваль, на котором демонстрировались лучшие работы студентов и выпускников, стал своеобразным средством противодействия появившейся на образовательном рынке в условиях «бурного» роста учебных заведений и факультетов дизайнерского направления откровенной халтуры.
Таким образом, с третьего фестиваля начался процесс трансформации «Феродиза» из сугубо профессионального форума в молодежную «тусовку», в лучшем понимании этого слова. В определенной степени этому способствовало и появившееся к тому времени (начиная с четвертого) некоторое охлаждение к фестивалю со стороны Союза Дизайнеров России. Так всегда бывает в семье, когда появляются второй, третий и т.д. ребенок. Справедливости ради необходимо отметить, что «Феродиз», как и «Высшая Школа Дизайна», были первыми серьезными региональными акциями российского Союза на тот момент. Далеко не все региональные отделения Союза могут похвастаться столь прочными позициями в административных структурах. В этом безусловная заслуга фестиваля.
 
 
Успешная организации таких крупномасштабных акций, каким является «Феродиз», невозможна без поддержки местной и региональной властей. В этом, возможно, и состоит один из секретов живучести нашего фестиваля. Он со временем стал уже не только нашим, сугубо дизайнерским мероприятием, но и вошел в ряд самых значительных культурных событий как города и региона Кавказских Минеральных Вод, так и Ставропольского края. Этому, конечно, предшествовала долгая и кропотливая работа с чиновниками разного уровня, но без нее на серьезное развитие особо надеяться не приходится. Есть целый ряд вопросов при организации подобных мероприятий, без участия административных органов в их решении просто не обойтись. Это вопросы безопасности, взаимоотношения с правоохранительными органами, охраны, размещения, обеспечения билетами, транспортом и т.д. Кстати, за всю историю фестиваля, а ситуации бывали разными, ни один из участников не пострадал ни морально ни физически и не был задержан правоохранительными органами, ни один экспонат выставки не пропал и не был поврежден, что весьма показательно.
 
 
Но вернемся к главному. Как уже отмечалось, начиная с третьего фестиваля начинает ослабевать присутствие общероссийского Союза как главной составляющей, а новые тенденции, в силу своей размытости и неопределенности на тот момент, еще не успели набрать должных оборотов. Поэтому четвертый и пятый фестивали носили переходный характер, в какой-то степени были «провальными». Многим в тот период, небезосновательно, показалось, что фестиваль исчерпал себя и находится в стадии умирания. Налицо были все признаки этого процесса: резкое снижение количества участников, весьма низкий уровень работ представляемых на выставке, не очень лестные отзывы профессионалов об организации фестиваля, неудачные сроки его проведения, близость горячих точек и теракты в регионе, моральная усталость организаторов, проблемы с бюджетом и пр. И только осознание организаторами, что это, своего рода «болезнь роста», неизбежная при таких процессах, и убежденность в правильности выбранного пути развития не дали фестивалю умереть в тот момент. Одновременно, на этом фоне, как ни парадоксально, вызревала убежденность в острой необходимости фестиваля, возрастал интерес к фестивалю студенческой молодежи и общественности, администраций города и Кавминвод.
 
 
Так что же в конечном итоге помогло выжить фестивалю?
Наверное, в первую очередь - это твердая позиция администраций Железноводска и Кавминвод в отношении необходимости проведения фестиваля, как одного из факторов формирования привлекательного имиджа города и региона. Конечно же, поддержка и крепкое плечо Российской Академии Художеств в лице вице-президента Российской Академии Художеств Э.Н.Дробицкого. Другим решающим фактором, той недостающей каплей в пользу проведения, стала поддержка фестиваля рядом авторитетных людей в дизайне, искусстве и образовании. Среди них доктор искусствоведения академик Н.Воронов, руководитель отдела РАХ по работе с регионами М.В.Хабарова, вице-президент Союза Дизайнеров России С.Михайлов, заслуженный художник России, академик РАХ Н.Вдовкин, ректор Ростовской академии архитектуры и искусств В.Колесник. Именно от них исходил импульс о необходимости пересмотра концепции фестиваля, формулирования более четких и понятных целей и задач, создания более привлекательного для молодежи имиджа фестиваля. Иными словами, перед организаторами встала непростая задача изменения формы и содержания фестиваля. Надо сказать, что к тому времени уже произошла своего рода селекция – выкристаллизовался костяк, будущий становой хребет фестиваля. Это учебные заведения: Высшая школа дизайна и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств, союзные структуры - Кавминводский союз дизайнеров и Ставропольское региональное отделение Союза Дизайнеров России. И самое главное, сложилась дееспособная команда профессионалов-единомышленников, состоящая из убежденных сторонников фестиваля: В.Колесника, С.Михайлова, Ю.Бударина, С.Михеева, Л.Осинцева, Л.Меркуловой, А.Сойфера, Л.Вдовченко, мэра города А.С.Зубцова. В результате долгих поисков и мучительных размышлений, бурных дискуссий, многочисленных совещаний и переговоров была сформулирована принципиально новая концепция фестиваля, которая начала реализовываться в 2004 году на шестом «Феродизе». Ее суть: фестиваль – неотъемлемая составляющая единого образовательного процесса. Принципиально важным было и решение о расширении номинаций фестиваля. Кроме дизайна, в номинации фестиваля были включены декоративно-прикладное искусство и народно-художественные промыслы. Также были пересмотрены и сроки его проведения. Теперь это третья неделя мая: окончание защиты дипломных работ во многих вузах, начало курортного сезона. Начиная с 2005 года стали реализовываться наиболее принципиальные  инициативы: конкурс лучших дипломных и курсовых проектов, конкурсы социального плаката по различным тематикам, показы авторских программ по рисунку и живописи в структуре дизайнерского образования. В рамках фестиваля начались по-настоящему публичные защиты дипломных работ выпускников Железноводского филиала Ростовской государственной академии архитектуры и искусств (бывшая «Высшая Школа Дизайна»).
 
 
Пусть на меня не обижаются модельеры, но я умышленно не касаюсь этой наиболее яркой и зрелищной составляющей фестиваля, неизменно собирающей полные залы. Думаю, что это отдельная тема, со своими непростыми процессами, и требующая серьезного профессионального анализа. Но я хотел бы отметить, не побоюсь этого слова, беззаветное и бескорыстное служение фестивалю Л.Меркуловой, Т.Федоровой, Л.Стадниченко и Т.Бердник. Благодаря их усилиям показы мод всегда проходили на высоком профессиональном уровне.
Последние проведенные фестивали убеждают в правильности принятых решений. Бесспорно, возросло качество представленных работ, очень гармонично наряду с мастерами дизайна выступает  молодежь. Фестиваль потихоньку начинал жить по своим законам и правилам, независимо от воли тех, кто стоял у его истоков, и непосредственных организаторов. От них теперь зависело только качественное его наполнение – организация семинаров по дизайн-образованию, круглых столов и мастер-классов.
И мне представляется, что Союз Дизайнеров России может и должен вернуться на фестиваль и занять снова ведущую позицию. Да и пора нам иметь уже свой конкурс лучших дипломных работ российских вузов по дизайну и декоративно-прикладному искусству. Более подходящего места, по многим параметрам, чем Железноводск, для проведения такого форума трудно подыскать. Именно в этом видится и дальнейшее успешное будущее фестиваля.
 
 
А то, что последние годы постоянно увеличивалось количественное представительство, говорит об устойчивой тенденции роста его популярности среди дизайнеров. Но, на мой взгляд, что самое главное и ради чего все это стоило затевать – горящие глаза студентов, которые считают фестиваль своим делом, они его ждут и готовятся к нему в течение всего года.
И хотелось бы закончить прощальными словами на одном из фестивалей вице-президента Союза Дизайнеров России С.Михайлова: «В прошлые годы фестиваль проходил осенью, и нас Железноводск зачастую встречал и провожал грустной погодой: сыпали желтые листья, шли дожди. Это соответствовало настроению расставания. А сегодня светит солнце, а это значит, что тех, кто получил заслуженные награды, впереди ждут светлые радостные дни и победы. И пусть отныне наш фестиваль дизайна ассоциируется у всех только с весной – временем года, символизирующим возрождение и молодость». 
 
Здесь можно скачать все необходимые документы для участия в фестивале ФЕРОДИЗ 2010
 




Вы здесь: ПРОЦЕСС выставки ферродиз ФЕРОДИЗ. ИСТОРИЯ ФЕСТИВАЛЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Яндекс.Метрика