авторы компании

 


КОНСТАНТИН ГРЧИЧ: ПАНОРАМА ТВОРЧЕСТВА

21 марта 2014 года в немецком Музее Дизайна Vitra (г. Вайль-на-Рейне, Баден-Вюртемберг) открывается монографическая выставка, посвященная творчеству одного из самых значительных дизайнеров современности Константина Грчича.   


Выставка «Константин Грчич – Панорама» состоит из четырех разделов, каждый из которых посвящен определенной теме. В первом разделе – «Пространство жизни» - показаны экспериментальные дизайнерские решения в жилой среде, которые отражают потребности человека 21 века. Во второй секции – «Рабочее пространство» - представлена рабочая мастерская дизайнера и документы, связанные с рабочими процессами студии Константина Грчича, а также ставятся фундаментальные вопросы о современном дизайне. В третьей части выставки – «Общественное пространство» - исследуются публичные пространства, и конструируется модель города будущего. В четвертом и заключительном разделе - «Пространство объектов» - экспонируются работы Грчича, различные объекты, проекты, источники вдохновения и интертекстуальные связи в дизайне.
 
Матео Крис, директор Музея Дизайна Vitra, комментируя концептуальный базис выставки, на осуществление которой ушло несколько лет, отмечает: «В ходе наших обсуждений мы с Константином Грчичем постоянно возвращались к вопросу о том, как дизайн может обрести более значительную художественную и социальную ценность, каким образом дизайн может решить те непростые проблемы, которые требуют творческого подхода. Специализация дизайнеров - это важный аспект, а для решения большинства трудных задач и для разрешения конфликтов нашего времени (такова была наша рабочая гипотеза) дизайн также должен заново открыть и переосмыслить индивидуальное видение и его силу «программировать» будущее». Из этих обсуждений вырос концепт выставки, на которой представлены не только дизайнерские работы и описания рабочих процессов студии Константина Грчича, но также значительное внимание уделено исследованию его глубокого погружения в визуальную культуру и мотивы эпохи. На выставке рассматриваются такие темы, как качество жизни, новые технологии и устойчивое развитие, а также элементы утопии и вымысла, которыми обозначается начало каждого нового дизайнерского проекта. В проекте «Константин Грчич – Панорама» переплетается глубоко личный нарратив с научными исследованиями, а также внимание концентрируется на скрупулезной детализации нашей повседневной жизни, представленной в рамках более масштабного видения.
 
Выставка отражает дизайнерское восприятие мира форм и объектов – и то, как эти объекты, в свою очередь, служат возникновению новых идей.
 

1. Пространство жизни

 В первом разделе выставки представлено безликое, анонимное пространство на фоне аэропорта, где платформа, похожая на сцену, отделяет жилую среду. Эта конструкция, названная «Сцена жизни», изготовлена из инновационного материала Acrodur, к ней приделаны специальные ручки, чтобы ее можно было передвигать. «Сцена жизни» - это технический агрегат, который поставляет электричество, беспроводные сети WLAN, отопление и кондиционирование воздуха и в то же время устанавливает связь между архитектурой окружающего пространства, отдельными объектами и мебелью. Платформа служит одновременно убежищем и сценой – она создает особую зону уединенной атмосферы и выступает в качестве инструмента для жизни в мире, части которого неизбывно между собой связаны. «Здесь кто-нибудь живет? Если да, то кто? И что это значит – «жить» где-то?» - эти вопросы формулирует Константин Грчич в тексте, сопровождающем выставку. Он также предлагает возможный ответ на эти вопросы, который повторяется в различных разделах выставки. «Вы окружаете себя теми вещами, которые важны для вас. Ваше пространство, ваши вещи – все это части вашего «я».» Некоторые объекты в «Пространстве жизни» были разработаны Константином Грчичем, среди них светильник «ОК» (2013), стул «Waver» (2011), шезлонг «Karbon» (2008) и стол «Pallas» (2002). Эти объекты дополнены не имеющими названия повседневными предметами, такими как, например, восточный ковер, и – несмотря на свою футуристическую эстетику – этот интерьер странным образом кажется знакомым. «Пространство жизни» Константина Грчича можно рассматривать как новую интерпретацию главной темы в истории дизайна: минимальное жизненное пространство. Этот раздел выставки вызывает ассоциации с известными предшественниками в этом жанре, такими как мини-дом архитектора Ле Корбюзье «Cabanon» (1952), мультифункциональные «живые машины» 1960-х и 1970-х, а также «умные дома» последних двух десятилетий. Однако, жилое пространство Константина Грчича избегает классификаций и типологий, основанных на схематично-подобранных ярлыках: оно объединяет в себе технические инновации и одновременно придает атмосфере почти медитативный покой – это пространство подвижное, но при этом целостное и не бесплотное. Оно облегчает коммуникацию и сотрудничество, но также располагает к уединению и концентрации. Дизайнерские решения Константина Грчича способствуют созданию завершенного герметичного пространства, в котором ощущается потенциал для решения практически любой задачи. В таких разработках отражается представление Грчича о том, как люди в 21 веке воспринимают свои потребности в жилом пространстве.


 

2. Рабочее пространство

 Вторая секция выставки посвящена дизайн-студии, которая представляет собой гибридную модель мастерской, секретной пещеры и лаборатории будущего. На длинном металлическом столе размещены некоторые объекты, разработанные Константином Грчичем, а также прототипы его будущих работ. Одна из стен облицована искусственным камнем и выглядит как скала, подсвеченная фиолетовым флуоресцентным светом. Противоположная стена служит как проекционный экран, на котором можно посмотреть фильм, посвященный некоторым моментам повседневной работы Грчича в его мюнхенской студии, благодаря чему можно окунуться в рабочую атмосферу: открываются файлы, на компьютере моделируются объекты, исследуются повседневные предметы, выбирается музыка, вырезаются прототипы, работает 3D-принтер. Фильм иллюстрирует, насколько глубоко проникли прославленные «новые технологии» в трудовые будни дизайнера. Однако, камера неоднократно останавливается на простых повседневных предметах в его студии – на вдохновляющей книге о Марселе Дюшане, на старом чайнике или на куске перфорированного металла. Это демонстрирует важность контакта с такими предметами для всей дизайнерской работы Грчича. Эти предметы символизируют связь с прошлым, которая может непредсказуемым образом привести к озарению или прорыву интуиции, благодаря чему весь процесс исследования становится очень похож на медитацию, в ходе которой рождается поистине инновационный дизайн.
 
Контраст между пещерой и высокими технологиями призван проиллюстрировать восторженно-оптимистичный взгляд на будущее, который в последние годы стал очень распространенным в дизайне. Этот дискурс вращается вокруг инновационных методов производства и техник искусственного воссоздания чего-либо, новых экономических моделей таких, как краудсорсинг, распространение информации о трендах или массовая кастомизация (т.е. выполнение по индивидуальному заказу), но также фрагментации рынков и потребительских групп, что в совокупности будет иметь неоценимое влияние на работу дизайнеров.
 
Здесь и там раздаются вопросы о роли дизайнеров в современном обществе и о том идейном поле, в котором они работают. Превращаются ли они в слуг постиндустриального цифрового общества – или же они стремятся к осуществлению профессиональной мечты об усовершенствовании мира? «Рабочее пространство» не предлагает простых, готовых ответов; скорее, Грчич создает визуальные образы, которые делают акцент на актуальности этих вопросов.


 

3. Общественное пространство

 В третьем разделе выставки экспонируется фотография-картина длиной 30 метров и высотой 4,5 метра.  Это монументальное фотополотно создано в соавторстве с Нилом Кэмпбеллом Россом (Neil Campbell Ross), концептуальным художником, который разрабатывает цифровые задние планы для киноиндустрии. На картине изображена панорама современного мира – городские свалки и идиллические пейзажи, дорожное движение и линии прибоя, а также бразильские трущобы и причудливые конструкции из области научной фантастики. Впечатление усиливается акустическим коллажем из звуков природы, городских шумов, музыкальных фрагментов и других аудио-раздражителей. Также в этой секции размещены некоторые предметы мебели, в том числе «Landen» (2007), несколько моделей «Chair_One» (2004) на бетонных подставках и огромный светильник. Картина отделена от центральной части галереи тонкой оградой из металлической сетки, о которой Грчич пишет: «Ограда дает вам безопасность. Она защищает вас от мира – и одновременно защищает мир от вас.» В отличие от предыдущих разделов выставки, в этой секции можно и нужно прикасаться к объектам. В этой части экспозиции посетитель становится своего рода актером на киноплощадке – его окружают материальные воплощения фантазий дизайнера. С точки зрения Константина Грчича, общественное пространство не формируется только лишь дизайнерами, но в его создании участвует множество людей: архитекторы, урбанисты, инвесторы, политики, прохожие, местные жители, целые сообщества и утопии прошлого и, кроме того, многие случайные аспекты повседневной жизни. Следовательно, эта выставка не включает в себя достижения урбанистического дизайна в его классическом понимании, но предъявляет посетителю либертарианское, хаотическое видение, объединяющее в себе элементы всех возможных идеологий общественной жизни – близость идиллического натурального пейзажа, исторические фрагменты центров старых городов, руины, постмодернистский диснеевский метрополис, свалки в исчезающих городах индустриальной эры, чудища постоянно растущих мегаполисов и пригородные таунхаусы. Посетители могут взглянуть на мир глазами Константина Грчича и увидеть точки пересечения города и природы, старых и новых зданий, утопии и антиутопии, что характеризует современную реальность и включено в панорамную картину, давшую выставке название.

 
4. Пространство объектов

 В четвертом разделе выставки Грчич переходит от глобальных проблем, которым посвящены первые три части, и концентрируется на дизайне новых объектов. Множество дисплеев отображают информацию о его дизайнерских проектах, эскизах и прототипах. Также в этой секции размещены работы других дизайнеров, найденные объекты, «иконы» дизайна и книги, которые служили источниками вдохновения для Грчича. Артефакты являются частью персональной коллекции дизайнера, которую он собирал в течение многих лет, и эти объекты имеют принципиальную важность для его повседневной работы – как инструменты, как источники вдохновения и как память, воплощенная в материальном. Объекты организованы по простому принципу: каждый из них рассказывает историю, которая ведет к следующему объекту, и так далее. Благодаря этому принципу можно узнать о тех идеях, которые помогают понять рабочие процессы Константина Грчича. Этот принцип можно сравнить с застекленным стендом в музее, в котором предметы отсортированы по принципу эволюционного развития. Как и естественная эволюция, которая не является линейной и сопряжена с пробелами, скачками и тупиковыми ветвями, работа Грчича представлена по нелинейному принципу, но как процесс, в котором внутренние связи, случайные события и совпадения, удивительные вариации и мутации играют ключевую роль. «Источник вдохновения – в динамических взаимосвязях между предметами. Застекленная витрина – это космос знания и идей. Если взять ее как целое, она отражает часть моей биографии» - утверждает Грчич. В конце этой «эволюции вещей» перед посетителем встает задача вообразить продолжение этого развития.



 Концепт выставки был разработан при участии кураторов Музея Дизайна Vitra (www.design-museum.de) и офиса Константина Грчича (www.konstantin-grcic.com). Главными партнерами в этом процессе стали Z33 – Дом современного искусства в Хассельте (Бельгия), а также исследовательская лаборатория W.I.R.E. (Цюрих).
 

Программа событий / каталог

 «Константин Грчич – Панорама» сопровождается обширной программой мероприятий, состоящей из лекций, круглых столов и практических семинаров с участием признанных дизайнеров, художников, кураторов и ученых. Среди приглашенных участников - Ханс-Ульрих Обрист, Штефан Диез, Ричард Сеннет и многие другие.
 
Выставка сопровождается 320-страничным каталогом, в котором содержится описание работы Константина Грчича, а также эссе таких авторов, как Паола Антонелли, Ричард Сеннет и др.
  
Выставка будет открыта до 14 сентября 2014 г.



Вы здесь: ПРОЦЕСС выставки КОНСТАНТИН ГРЧИЧ: ПАНОРАМА ТВОРЧЕСТВА

Яндекс.Метрика