авторы компании
Хитов:
9164
Дизайн интерьеров
Хитов:
8323
Арт дизайн
Хитов:
10358

 


АРХИТЕКТУРА, КОНСТРУКЦИЯ И ДИЗАЙН. НЕСБЫТОЧНАЯ КОМБИНАЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Веб-резиденция профессионального дизайна
14.02.2014
Около десяти лет назад в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ)  была открыта новая экспериментальная специальность “Проектирование зданий”, выпускники которой носят гордое звание “Инженер-Архитектор”. Эта специальность объединила до сих пор не сочетаемые профессии.  В 2014 году из стен здания на ул. Красноармейская,  дом 4, вышло очередное поколение выпускников этой уже известной и востребованной профессии.



Многие архитекторы и инженеры со скепсисом отзываются об этом направлении. Но практика показывает, что это именно тот сплав двух самых востребованных на сегодня профессий в строительстве, который словно ждал мир проектирования зданий и сооружений.

Все студенты этой специальности востребованы еще до окончания вуза. Будучи молодыми специалистами с универсальными возможностями, они работают как архитекторы, проектировщики, конструктора, расчетчики, занимаются реконструкцией и усилением строительных конструкций. Советская традиция проектирования нарисовала вечное противостояние всегда точного, лапидарного, скрупулезного и педантичного конструктора и архитектора-романтика, воспарившего над реальностью и не способного самостоятельно рассчитать балку.

К сожалению, в сфере науки и в профессиональной сфере эти стереотипы все еще существуют, но мир изменился, и сегодня это не так. Сегодня профессиональный архитектор отлично разбирается в конструкциях, а инженер умеет рисовать и понимает основы архитектуры. Это не новое веяние, так было в старом мире до революции и так снова будет сегодня. Самые известные архитекторы, такие как Ричард Роджерс, Норман Фостер, Николас Гримшоу, Ренцо Пиано или Сантьяго Калатрава имеют как архитектурное, так и инженерное образование, и это по-прежнему актуально и правильно. Наверное, поэтому и возникла такая специальность и в СПбГАСУ, бывшем ЛИСИ, а ранее – Институте Гражданских инженеров.

В 2012, 2013, 2014 годах было защищено немало дипломных работ, крайне интересных как с инженерной, так и с архитектурной точек зрения, иногда слишком смелых, иногда даже мечтательных. В любом случае, эти работы доказывают успех новой специальности и того образовательного метода, который был принят. Классические курсы дают основы, без которых нельзя понять ни старое, ни новое, а курс Основы архитектурно-конструктивного проектирования обобщает эти знания, объединяет все науки в единое мировоззрение – философию современного проектирования.

Сегодня невозможно разделить работу архитектора и конструктора, потому что, когда у ребят есть свежие знания, они не дают им покоя, и объект получается самобытным с обеих точек зрения. В проекте уже нельзя разделить, где архитектура, а где – конструкция: они взаимопроникают, дополняют друг друга, наполняют образ инженерным смыслом. Конструкция придает зданию яркий силуэт, ритмику и структуру пересекающихся поверхностей. Так и должно было быть всегда, и странно опровергать то, что в современной архитектуре этот метод – один из верных.

Хотелось остановиться на нескольких работах 2012, 2013, 2014 годов специальности «Проектирование зданий», которые заслуживают особого внимания.
В 2012 году инженером-архитектором Максимом Симановичем была защищена работа, которая не получила одобрения комиссии по чисто формальным признакам.  Это завод крупноузловой сборки ЭВМ.


Максим Симанович. Завод крупноузловой сборки ЭВМ.2012 г.

Проект тяготеет скорее к дизайну, чем к архитектуре, но это вносит нужную долю условности, которая не мешает наслаждаться силуэтом и формой, вписанной в ландшафт. Геометрия перетекает в благоустройство и составляет с окружением цельную архитектурно-пространственную композицию. Просчеты в планировках и функции есть, но нельзя не признать ее актуальность. Проект демонстрирует скульптурное осмысление формы как законченного сочетания двух объемов, сооставляющих единое, нерушимое целое.

Алексей Косарев. Высотное здание в Рыбацком, Санкт-Петербург.2012 г.

Диплом студента Алексея Косарева ставит проблему проектирования экологического энергоэффективного высотного здания. Дипломник по-своему, творчески решает ее. Также актуальность темы высотного строительства обусловлена растущими ценами на территорию под застройку в г. Санкт-Петербурге. Особо следует отметить тонкий художественный образ здания, ассоциирующийся с силуэтом русской девушки в платке и народном костюме. В здании традиция сочетается с инновацией, экологичностью и стремлением к новому и неизведанному.


Александра Тырон. Оранжерея Белгородского Государственного Университета.2013 г.

Оранжерея Белгородского Государственного Университета. Проект Оранжереи Александры Тырон был инициирован реальной потребность БелГУ расширить свои растительные научные ресурсы и создать некую экспериментальную и выставочную площадку для последних чудес коллекции и селекции Университета.

Автор идет от простой формы трех основных подчиненных друг другу макрокристаллов, включающих в себя основные коллекции:  гигантонариум – коллекцию больших пальм и деревьев, уникариум – коллекцию редких исчезающих растений и экспериментариум – малую учебную оранжерею для студенческих лабораторных занятий. Эти три кристалла пронзают атлетичную фигуру здания, которая словно трико обтягивает основные объемы без капли лишнего неосвоенного пространства. Архитектуру оранжереи можно назвать зданием минимального объема, которая, впрочем, эффективно задействует для визуального ряда и транзита окружающий ландшафт и растворяет в нем здание. Распластанное расположение здания  в парке университета связано с маршрутами экскурсий, участники которых мигрируют из внутреннего пространства оранжерей на парящие мосты обходных галерей. Это связывает человека с природой, вентилирует его легкие в паузы между искусственным тропическим и субтропическим климатом.


Ольга Шашелова. Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями.2013 г.

Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями.  Место для проекта Ольги Шашеловой выбрано, разумеется, не случайно. Поселок Серово – заброшенный отрезок берега Финского залива вдали от кипящей пляжной жизни, статус которого неоправданно недооценен в сравнении с такими здравницами как Зеленогорск, Комарово или Репино. Это сделало его подходящим для столь тонкой и нужной функции. Форма здания навеяна образом двух поднятых к небу рук: взрослой и детской, – что олицетворяет идею помощи поколений. Здание состоит из двух смещенных и соподчиненных объемов, рассеченных по всей высоте стеклянным атриумом с прозрачными перекрытиями из многослойного стекла. Этот второй образ – движение к морю, солнцу, свету, как напоминание о надежде на лучшее и важности продолжения жизни и выздоровления. Третьей особенностью здания является колоссальный полет над водой 30-ти метровой консоли.

Это было скептически встречено общественностью, но, с одной стороны, это не нарушает 20-ти метровую береговую линию, с другой стороны, ферменная железобетонная макроструктура каркаса здания рассчитана на устойчивость положения, перемещения и прочность, что еще раз доказывает ее право на существование. В-третьих, психологически не понятая многими смелость решения несет в себе простой принцип противостояния судьбе: дитя, обделенное здоровьем, должно с первых дней привыкать к смелой архитектуре и смелым поступкам. Принятие такого пространства как привычного психологически укрепит ребенка в будущем и раздвинет для него границы возможного. Не жалость, а вдохновение смелостью и силой лечит и ставит на ноги.


Светлана Махова. Яхт-клуб на Финском заливе. Санкт-Петербург.2013 г.

Яхт-клуб на Финском заливе. Проект здания яхт-клуба с учебным центром Светланы Маховой ставит целью создать демократичное рекреационное пространство для морского отдыха, досуга, обучения и приобщения к водным видам спорта широких масс населения. Это отличает идею и ее воплощение от немногочисленных закрытых от посторонних глаз яхт-клубов города Санкт-Петербурга, созданных для узкого сословия людей. По всему миру яхтенный спорт, как отдых, принадлежит среднему классу населения. Новейшее развитие общества показывает возможность более широкого распространения этого хобби и у нас в стране. Автор постаралась объединить территорию единой композиционной дугой пирса, которая острием внедряется в прилегающую марину и защищает суда от приливов Балтики. Демократичность концепции заключается в плавном перетекании внешнего и внутреннего пространства, в многоуровневом зонировании длинных крытых террас, в зависимости от того, гуляют люди, присели на минутку или на час, или хотят пару часов насладиться бризом в ресторане.

Идея яхтенного спорта для всех – некий дух времени, который, возможно, должен вскоре материализоваться в подобных проектах. Плавное слежение контура плана здания за естественной береговой линией, многочисленные морские образы живых существ прослеживаются, но нигде не навязаны автором, а свобода применения предварительно напряженных деревянных и стальных конструкций, скульптурно осмысленного железобетона создает некоторую поэзию форм, гармоничную с морским стилем жизни. Довершает архитектурную композицию морской маяк для маневрирования в пасмурную погоду, который словно солнечные часы или роза ветров, указывает вектор движения.

В 2014 году на защите было представлено более 40 проектов, но на нескольких хочется остановиться особо.
В первую очередь это – Центр водных видов спорта в Санкт-Петербурге молодого инженера-архитектора Оксаны Зюзиной. Здание поражает не только масштабом и размерами в 224 х150 м, но  и степенью проработки конструкций, узлов, пространственной модели, планировочных решений и точностью расчетов.


Оксана Зюзина. Центр водных видов спорта.2014 г.

Это один из крупнейших проектов, защищенных на специальности за последние три года, с такой степенью детализации и проработки. Здание включает 2 бассейна по 50 м, бассейн для прыжков и множество спортивных дополнительных программ. Он подходит как для соревнований, так и для любительского плавания.

Еще один проект 2014 года – Морской вокзал  Елизаветы Лаврюшовой для приема морских паромов в Угольной гавани Санкт-Петербурга. Проект предлагает интенсивное освоение берега Финского залива, который ранее не использовался эффективно. Комплекс включает причал на 4 парома, яхт-клуб, 4 терминала морского вокзала и 7-этажную гостиницу. Инновационные конструктивные решения, такие как использование перфорированных рам на основе принципа фермы Веренделя, разгрузка большепролетного козырька диагональными вантами на мачте и подземный туннель, предложенный для подъезда автотранспорта, облаченные в чистую и  в то же время достаточно современную форму, вызывают интерес. Традиционно прекрасно проработаны конструктивные решения. Все конструкции рассчитаны по пространственной модели, подобраны все сечения и разработаны основные узлы.


Елизавета Лаврюшова. Моской вокзал в Санкт-Петербурге.2014 г.

Еще один выдающийся проект 2014 года – Музей малой авиации на берегу Финского залива в Сестрорецке.  Автор, инженер-архитектор Анастасия Кузьмина, нашла уникальный масштаб между малой архитектурной формой павильона и большепролетными покрытиями бионической архитектуры ХХI века. Проект расположен в отдалении от берега залива и включен в камерный масштаб паркового окружения береговой линии вблизи Кольцевой автодороги, с которой здание музея привлекает путешественников эффектным силуэтом на закате летних дней. Традиционное уже осмысление железобетонного цокольного этажа как малой скульптурной формы перерастает вверху в фейерверк диагональных вант, поддерживающих покрытие музея.


Анастасия Кузьмина. Музей малой авиации. 2014 г.

Краткий обзор этих работ не доносит той степени проработки, которой подвергнуты как архитектурные планировки, так и конструктивные чертежи. Это уникальный пример проектов, в которых архитектура и конструкция проработаны настолько равноценно и приводятся в столь гармоничное соответствие. Быстрый переход от планировок к конструкции, расчетам, фасадам и обратно, дает самый эффективный результат и делает проект не просто красивым, а реализуемым в конкретном материале, приближает проект к строительной реальности, а его автора – к готовности отстаивать свои авторские – архитектурные и конструктивные – решения/

Доцент кафедры ТПЗиС СПбГАСУ,
кандидат технических наук,
Смирнов А.А.



Вы здесь: ПРОЦЕСС образование вузы АРХИТЕКТУРА, КОНСТРУКЦИЯ И ДИЗАЙН. НЕСБЫТОЧНАЯ КОМБИНАЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Яндекс.Метрика