авторы компании
Хитов:
4966
Хитов:
3782
Хитов:
6669
Арт дизайн

 


ШКОЛА СЕРГЕЯ ТАЛАНКИНА

Нина Петровна Валькова
21.04.2012

Очевидно, что происхождение фамилии главного действующего лица Детского дизайн-центра связано с понятием «талант». Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил.

Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. Несомненно, что Сергею Таланкину досталось последнее — «искра гения». 
Как еще можно объяснить тот факт, что человеку 25 лет назад могла прийти мысль о создании Детского центра дизайна для детей. Одной мысли мало. Надо было предложить концепцию обучения в данном центре, собрать творческий коллектив, разработать программы обучения, найти место, удобное и доступное для организации своего дела…т.е. начать с нуля. И спустя много лет можно констатировать, что идея удалась.

О рождении Детского дизайн-центра можно сказать, что оно возникло благодаря тому, что история удачно свела воедино параметры, необходимые и достаточные для его возникновения – «Время», «Автора», «Место» и такой полный загадок фактор как «Гений места».

Время

Детский дизайн-центр возник на базе Ленинградского Дворца пионеров в 1986 г. Открытие центра стало такой же вехой в развитии Дворца, как открытие Юношеского клуба космонавтики, Центра компьютерных технологий и других коллективов, возникших на острие требований современности. Центр был создан в период, когда в назревшей потребности широкого освоения визуальной и проектной культуры для ориентации в современном информационно-технологическом пространстве стал необходим не только пересмотр содержания подготовки профессиональных дизайнеров, но и организация системы дополнительного детского дизайн-образования.

Автор

Получив разрешение на создание центра, С. Таланкин немедленно приступил к реализации задуманного. В достаточно сжатые сроки он собрал коллектив единомышленников, который сумел разработать, а главное, реализовать на практике такой проект обучения, который в дальнейшем войдет в историю отечественного образования как «Детский дизайн-центр С.А. Таланкина». 
Локальная концепция специального образования, разработанная авторским коллективом Центра под руководством С.А.Таланкина, исходит из идеи привлечения дизайна, его средств и методов в действующую ныне систему общего и дополнительного образования детей и подростков. Дизайн рассматривается как своеобразная культура, которая обладает методами познания приложимыми ко всякой деятельности. Это позволяет представлять знакомство обучаемых с дизайном не только как подготовку к профессиональной карьере, не только как обучение полезным и содержательным навыкам, но и как инструмент формирования личности, который призван увеличить «амплитуду мышления» любого человека. Таким образом, задолго до возникновения идеи Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) о непрерывном образовании была предложена и начата апробация концепции «Дизайн в системе детского дополнительного образования».

Место

Удачным для формирования профессиональной культуры будущих художников было и само расположение центра – находится в центре Санкт-Петербурга, у Аничкова моста на набережной реки Фонтанки (Невский пр., 39). Занимает флигель Аничкова дворца. В конце 19 века во дворце находился один из центров интеллектуальной жизни Петербурга. В 1937 г. Аничков дворец был передан детям города. 12 февраля был открыт ленинградский Дворец пионеров (Идею его создания предложил С. Киров). Создавал его весь Ленинград. 228 заводов, фабрик, институтов помогали в оформлении и оборудовании.
Для занятий с детьми были приглашены выдающиеся ученые, деятели культуры: академики В. В. Струве, Л. С. Берг, лекции по искусству читал И. А. Орбели, ансамбль песни и пляски возглавил И. О. Дунаевский, шахматы вел М. М. Ботвинник и т.д.
В настоящее время дворец, крупнейшее в Европе учреждение дополнительного образования.

Гений места

Существует и иная связь учебного заведения с местом его расположения. Как правило, эта связь очевидна, загадочна и таинственна. Ведает этой связью известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Именно это нечто обеспечило слияние всех начинаний авторов проекта в единое целое и стало покровителем вновь созданного учебного заведения. Создавая дворец городу, хотелось, как писал С. Маршак, чтобы «ребята нашли здесь ключи, открывающие перед ними двери в большую науку и технику, в искусство, научились хорошо работать, дружно жить сообща, коллективно».

На линиях органического пересечения названных выше факторов и возникла новая, неведомая прежде, реальность – художественная школа нового типа. Все чаще в периодической печати начинают появляться публикации, где Детский дизайн-центр упоминается как Школа Сергея Таланкина. Учащиеся и педагоги центра и его выпускники начинают гордиться своей alma mater. И это лишний раз убеждало, что возникло такое творческое образование, которое приобрело собственное имя и стало заметно стороннему наблюдателю. В достаточно короткие сроки вновь созданная Школа стала одним из основных центров России по пропаганде дизайна через систему общего и дополнительного образования детей и подростков и, благодаря разработанной авторской педагогической концепции, заняла собственную «нишу» в системе художественно-промышленного образования.

Если посмотреть на проект, предложенный его авторским коллективом с позиций настоящего, то он может быть представлен как одна из первых попыток разработки дизайн-программ в области художественно-промышленного образования.

Понимая дизайн-программирование как способ проектирования того, чего еще никогда не было, а саму программу как директивный документ, определяющий комплекс заданий и мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, можно с уверенностью говорить о том, что на тот период была, не только разработана, но и апробирована такая система подготовки дизайнеров, которая обладала новизной и отвечала требованиям своего времени. Говоря по другому – почувствовав задание своего времени, разработчикам проекта в результате применения метода дизайн-программирования (проектную культуру, которую они почувствовали и использовали на интуитивном уровне) удалость предложить новую систему — учебное заведение инновационного типа. Был разработан проект, который оказался сообразным временным социально-культурным реалиям России. Возникшая Школа была школой своего времени, решавшей проблемы и задания своего времени.

Успех творческой программы и практической деятельности Школы зависел от того, насколько точно она почувствует задание своего времени и ответит на него. Но как потом оказалось, именно это и являлось «нужным» и проект¬ной культуре для ее развития, для ее будущего. 
Школа, построенная на таких принципах, призвана осуществлять подготовку специалистов, способных не только решать текущие задачи данного исторического момента, но и видеть их в контексте развития проектной культуры. В этом смысле Детский дизайн-центр Сергея Таланкина оказался именно тем «опережающим обра-зованием», где ему удалось быть наиболее чутким и точным по отношению к задачам, стучащимся в двери настоящего.

Валькова Н.П. 
профессор СПГХПА им. А.Л. Штиглица





Вы здесь: ПРОЦЕСС образование школы ШКОЛА СЕРГЕЯ ТАЛАНКИНА

Яндекс.Метрика