авторы компании
Хитов:
8685
Графический дизайн
Хитов:
6577
Теория и педагогика
Хитов:
4159
Теория и педагогика

 


ВРЕМЯ СОЗИДАТЬ

Веб-резиденция профессионального дизайна
09.02.2009

ddcДетский Дизайн центр появился "случайно", во Дворце Пионеров на Невском 39 в центре города. Благое место – царственное, светлое. Утром тихо, вечером громко, море детей… муравейник… Сначала был кружок дизайна – локальное пространство – одна комната в отделе науки и техники. Шестьдесят-семьдесят учеников и один педагог. Стало скучно… Год 1985… Как это ни странно, недалеко – в инженерном замке – совершенно случайно я тоже заскучал сидеть за столом в отделе комплексных исследований в области системного дизайна знаменитого проектного института ВНИИТЭ – на третьем этаже под крышей с видом внутреннего восьмигранного двора. Вот тогда, услышав Божий глас, я понял, что дизайн начинается с детства, ибо это – самые творческие годы нашей жизни. Таким образом делать мне стало более в замке нечего. Пора подумать: откуда?.. кто?.. куда?.. и зачем?.. и есть ли смысл?.. ЕСТЬ!

Через два месяца пригласили поработать вместе с коллегой в области дизайн-педагогики… Я согласился. Первый год был роковым – все дети ушли… С этого времени пришлось читать, думать, сочинять, структурировать, постигать профессию педагога, организатора, ученика и философа, а также дизайнера педагогики и образования. Период проектирования был самым интересным и творческим. Собрался небольшой коллектив, и появилась концепция, модель образования, тип педагогики, исследование методики возрастных групп, структура учебного процесса, учебный план и, наконец, название коллектива – "Детский Дизайн-центр". На это ушло четыре года. И получилась первая детская многопредметная дизайн-школа в России (тогда еще СССР). Появились настоящие коллеги, друзья и враги – спасибо …особенно последним. Появились самые настоящие ученики и педагоги, которые научились учить. Возраст – 10-14 – середняки… Выросли – не уходят… Вот и проектируем программы – сначала на 4 года, потом на 6 лет, на 7, 8, 9…! Три этапа: подготовительный, основной и специализированный.
8-11 лет – один-два раза в неделю,
11-14 лет – три раза в неделю,
14-17 лет – три-пять раз в неделю.
24 авторские программы – девять лет образования.

Педагоги – дизайнеры, архитекторы, художники, фотографы, искусствоведы, студенты институтов, академий, университетов (бывшие наши ученики). Первая серьезная выставка – в 1990 году, последняя – в декабре 2002 – шестидесятая за 17 лет. Учащихся – 450, педагогов – 15… можно подумать – идиллия, а иногда – застой… Осваиваем средние школы – обучаем учителей и детей. Процесс идет. Два поколения педагогов – члены творческих союзов – Союза Дизайнеров, Союза Художников (десять человек). Очень хорошо…, так, что становится страшно! Пора посмотреть со стороны и начать сначала… (кокетничаем).

Теперь по существу и кратко:

1. Тип образования:

- опережающее;

- перманентное.

2. Тип педагогики:

- либеральная (педагогика свободы);

- сотрудничества;

- творчества;

- ненасилия;

- темпоральная – проектная педагогика, направленная в будущее.

3. Творческая среда – стимулирующее пространство со всеми элементами дизайн-образовательной структуры.

Во-первых: творчество – это совместный труд учеников и педагогов.

Во-вторых: "визуальная культура" рождается в процессе личной интерпретации образа и не нуждается в эталонах (даже самых лучших), это не стилеобразование – это индивидуальная практика "внутреннего виденья", создающая целостные идеи – информационно-энергетические "бомбы" созидания. Искусство рождается в будущем, сейчас и здесь… Среда образования – это не место, не время, не педагоги и ученики, это – процесс проектирования будущего из будущего, где взрослые и дети становятся самими собой. Итак: творчество – это труд и свобода.

В-третьих: педагоги и ученики – две стороны медали. Прежде, чем учить, подумайте, взвесьте и… бегите как можно дальше, если нет – дай вам Бог…, а не даст – не волнуйтесь – вам повезло.

Нас неоднократно спрашивали, почему мы назвали наш коллектив "Детским Дизайн-центром", а не "кружок дизайна" или "Юный дизайнер" или даже "Дизайка" и, как правило, просили, требовали, иногда с раздражением, объяснить, "что же такое дизайн?" и "кто такой дизайнер?" ("уж не Вы ли?"), а если мы, то "кто вы такие?.. и откуда вы здесь?.. и чем занимаетесь в свободное время?" (– дизайном), "и сколько вам платят?" (– мало), "и зачем вам это нужно?..." – в подтексте: "можно и им доверять НАШИХ детей?" и т.д. Подобные вопросы с ноткой раздражения мы терпеливо слушали с 1985 года примерно десять лет.

Начнем сначала: "детский" – потому, что здесь учатся дети, "дизайн-центр" – потому, что мы находимся в центре нашего горячо любимого Дворца – в самом центре города! "Детский Дизайн-центр" – потому, что в ТО время никто такого названия еще не придумал (по скромности), а МЫ были молодые, нескромные, пожалуй, даже дерзкие… и нам показалось, что это самое лучшее название нашего легендарного (теперь) коллектива!

Вот так и остались мы "Детским Дизайн-центром", которому вот уже восемнадцатый год. Возраст…

И, наконец, о дизайне. Во-первых, "дизайн" – это "проектирование". Во-вторых, "дизайн" – преобразующая творческая деятельность, интегрирующая достижения архитектуры, искусств, ремесел, технологий, наук, экономики, гуманитарной культуры и синтезирующая их в качественно новую культуру, направленную на духовное развитие, обеспечение жизнедеятельности человека. Сфера дизайна – проектная организация жизни, глобальных информационных процессов, культурных, экономических и политических стратегий нового поколения.

Дизайн-деятельность глубоко проникает в сферу образования и ставит перед всем обществом проблему качества специалистов-дизайнеров. Подавляющее развитие информационно-технологических систем требует профессиональной регламентации, гармонизации и гуманизации социума. В назревшей потребности широкого освоения визуальной и проектной культуры необходимы новые концепции детского образования и пересмотр содержания художественно-эстетического воспитания в средних и специальных учебных заведениях (школах и лицеях). Для этого необходимо существование целостных государственных программ дизайн-образования и, как элемента системы, детского дизайн-творчества в учреждениях дополнительного образования. Необходимость этого решения очевидна. Чем раньше ребенок погружается в дизайн (самую гуманную профессию), тем скорее начнет созидать, проектировать свой собственный мир, построенный его воображением и руками. Станет ли он разрушать, будет ли злым, жадным, агрессивным потребителем?

Детство – самая дорогая валюта – чистая жажда творчества! Радость жить, отдавать и верить в свои силы, радость бороться с самим собой!

…Время созидать!

 





Вы здесь: ПРОЦЕСС образование школы ВРЕМЯ СОЗИДАТЬ

Яндекс.Метрика