авторы компании

 


DUTCH DESIGN WEEK

Елена Михайловна Юрченко
30.12.2008

С 18 по 26 октября 2008 года по традиции столица голландского дизайна и технологий г. Эйндховен стал подиумом Недели голландского дизайна, самого значительного события в сфере дизайна в Нидерландах. Около 1500 местных и зарубежных участников из различных сфер дизайна, таких как текстиль и мода, интерьер, графический дизайн, индустриальный дизайн, дизайн-менеджмент и брендинг, представили свои работы на более 50 разбросанных по городу площадках.

ddw_d80nl

Основной из них является территория бывшего комплекса заводов Филипс – STRIJP-S, где в 1891 году была снована первая фабрика по производству электрических лампочек. Со временем производство было перенесено в азиатские страны, а земля и промышленные здания были отданы для использования в различных целях, и вполне ко времени на этой территории стала развиваться новая креативная индустрия.

Неделя голландского дизайна за несколько лет превратилась в значительное событие. Это не торговая ярмарка, а возможность заглянуть в «кухню» дизайна. «Мы ориентируемся на дизайнеров, предпринимателей и публику»,- говорит директор, организатор и автор идеи DDW Джон Липпенхоф. Это экономический треугольник, в котором находится дизайн. Во время первой пробы, 7 лет назад, это был один день и 4 участника. В этом году – это 200 компаний и 1200 индивидуальных дизайнеров. Успехом Джон Липпенхоф также считает появление желающих инвестировать в Недел
ю голландского дизайна. Бюро, которые представлены, вкладывают до 30 тыс. евро, для того чтобы себя показать. Но основной идеей DUTCH DESIGN WEEK осталась первоначальная идея ее вдохновителя – дать возможность молодым дизайнерам представить свои идеи и работы.
Местом официальной церемонии открытия Dutch Design Week стал Дом Дизайна (Design Hоuse), открытый год назад в отреставрированном здании старой таможни. После приветственного слова главы муниципалитета г. Эйндховен, в качестве приглашенного гостя выступил известный итальянский дизайнер Альберто Алесси. Он начал со слов, что «дизайн – это новая форма искусства и поэзии». Людям необходимо искусство и качество. Но «потребление» искусства меняется. «Не обязательно ходить в оперу» - считает Алесси – «поэзию можно почувствовать и в чайнике». Классичес
кие формы искусства существуют для небольшой группы людей, а дизайн для всех. Продемонстрировав продукты своего труда, как известно главное направление приложения сил Алесси - это кухонные принадлежности, в конце своего выступления мэтр признался, что сделал массу бесполезных вещей, но для того чтобы сделать хороший дизайн, считает он, нужно несколько лет.

В следующем году Эйндховену исполнится 777 лет. В XIX веке здесь было развито производство сигар и текстильная промышленность. С 1891 года Герард Филипс начинает строить свои фабрики по производству электрических лампочек и начинается эра Филипса. Как уже отмечалось ранее, в настоящий момент все производство перенесено в страны третьего мира, а Эйндховен стал исследовательским центром по разработке новых технологий. На сегодняшний день портрет Эйндховена таков: Силиконовая долина, мозговой центр, дизайн. Для развития последней составл?
?ющей в город обладает как развитыми индустриальными технологиями, так и высоким уровнем ремесленного производства. Также существует цепочка: образование – производство. Два крупных ВУЗа выпускают специалистов для креативной индустрии: знаменитая Эйндховенская Академия дизайна и факультет индустриального дизайна Технического университета.
Сегодня город активно работает над поднятием имиджа Эйндховена. Из городского бюджета ежегодно выделяется полмиллиона евро на эти цели. И, конечно же, DUTCH DESIGN WEEK одно из важнейших событий. Город изобилует рекламой этого мероприятия, не быть включенным в событие просто невозможно. Действительно, ведь дизайн, по-мнению устроителей, это не холодный вид искусства, а, прежде всего, функциональность, эстетичность, коммуникация и технология. Именно диалогу организаторы DDW отводят основную роль.

Диалог между дизайнерами, диалог между дизайнерами и посетителями, диалог между дизайнерами и сектором бизнеса и, в конечном счете, диалог между продуктом и посетителями. Это взаимодействие является необходимостью для процесса дизайна. Альберто Алеси по этому поводу заметил в своем интервью для местной газеты: «Если мои вещи не нравятся потребителю, то со мной что-то не так, но если картина не нравится, то художнику это не мешает творить дальше».
Рамки Недели не были ограничены только посещением различных выставочных площадок города. По вечерам праздничное расположение духа можно было поддержать в разнообразных дизайнерских ресторанах города.
Концепция кафе-бутика на креативной улице Smalle Haven, например, строится на соединении в одном заведении выставочного зала, который специализируется на представлении любых видов креатива, магазина, в котором продается все, что имеет отношение к креативу (книги, одежда, мебель и т.д.) и, собственно, ресторана. Интерьер последнего полностью состоит из дизайнерских предметов, любой из которых можно приобрести. Каждая зона принятия пищи оформлена совершенно по-разному, но в целом, эта эклектичная обстановка, вызывает чувство неформальной обст
ановки и ведет к раскрепощению, что, в конечном итоге, способствует лучшему отдыху. Каждые два месяца создается новый интерьер. Помимо принятия пищи можно посмотреть «Fashion show» - остроумный модный показ на картонном подиуме. В качестве моделей выступают плюшевые медведи на радиоуправляемых игрушечных танках. Меняя наряды своим подопечным, и управляя механическими игрушками, молодые дизайнеры доставляют массу радости, как себе, так и всем присутствующим. Подобного рода «шоу» – не редкость, в Эйндховене ежегодно проводятся: Шоу роботов; гонки радиоуправляемых моделей; Фестиваль искусства и технологий. Эйндховенцы стремятся получить имидж города высоких технологий. Все эти мероприятия, как и DDW проходят на территории STRJIJP –S.

Реконструкцией бывшей промышленной территории Филипс STRJIJP –S занимается лаборатория «BALTAN». В течение 12 лет территория будет полностью переделана. К 2020 году здесь будет второй центр Эйндховена, где доминантой станут памятники индустриальной архитектуры Филипса, также будут возведены новые как жилые, так и офисные здания и различные досуговые центры. Наиболее важные для истории Филипса здания: футуристический «Эволюон» - образовательный центр для детей и взрослых, а также первая научная лаборатория Филипса, где были сделаны самые п
ервые открытия, займут здесь одно из главных мест. Вся территория получит новое назначение. Для разработки этого проекта были выбраны самые лучшие студенты-архитекторы Эйндховенского технического университета за последние 30 лет.

Вообще учится в Эйндховене очень интересно и продуктивно. Несмотря на то, что по нашим меркам Эйндховен достаточно небольшой город (250 тыс. чел.), здесь находятся, как уже упоминалось ранее, Дом Дизайна с коллекцией произведений дизайна; Музей современного искусства Van Abbe Museum, который славится своим собранием произведений Эль Лисицкого, а также представителей голландской группы Де Стейл; огромная муниципальная библиотека, расположенная также в бывшем здании Филипса, которое теперь носит красивое название de Witte Dame («Белая Дама»). Помимо
огромного книжного фонда, библиотека прекрасно оснащена современной техникой, имеет отличную игровую зону для детей, массу укромных уголков для чтения, оформленных в разном ключе, кафе. Но более всего поражает открывшаяся здесь в этом году библиотека материалов, представляющая собой отдельное помещение, где представлены все образцы материалов, как натуральных, так и искусственных, которые человечество изобрело за весь период своего существования. Данное крыло библиотеки примыкает к зданию Академии Дизайна, что, несомненно являетс
я еще одним важным вкладом в процесс обучения.

В рамках Недели дизайна ежегодно проводится Graduation Galleries – выставка работ выпускников Академии дизайна г.Эйндховен, являющейся кузницей дизайнерских талантов. На двух этажах Академии было выставлено более 80 дипломных работ, отличающихся остроумием и, что немаловажно, великолепной «сделанностью». Студенты имеют возможность целую неделю лично представлять и пояснять свои работы на выставке. Области приложения сил выпускников разнообразны: от предметов мебели до книг для слепых и товаров для кошек. Масса интересных, игрового характ
ера дизайнерских продуктов, в тоже время всегда имеющих практический характер, привлекает огромное количество посетителей, как младшего, так и старшего возраста.
TENDER TUB – “нежная ванна», так назвал свое творение Maren Hartveld. В пояснительной записке, а таковые находятся возле каждой работы, в виде отрывного блокнота, где имеется фото объекта, его название, имя автора, его координаты и концепция на голландском и английском языке, дизайнер написал, что обычная холодная и жесткая ванна, по его мнению, может быть мягкой и теплой, как комфортная софа, благодаря выбранному дизайнером материалу – губчатой резине. А работа HIDE – «укрытие», автор Laurens Manders и симпатичные скульптурные объекты «Олень, лиса и овца»
из гнутых труб, автор Guus van Leeuwen, уже стали экспонатами Дома дизайна.
Юмор, ирония, остроумие, игра, раскованность – с одной стороны и высокие технологии с другой. Тяга к старым вещам, традициям, но в совершенно новом прочтении, без пиетета и придыхания. Вот основные черты того, что можно было увидеть на DDW.

Забота города, государства не заканчивается процессом обучения. На территории STRIJP-S, там, где развернулась ударная часть выставки, второй и третий этажи отданы под офисы и бюро молодых дизайнеров по минимальным арендным ставкам.
Основной целью DUTCH DESIGN WEEK также является помощь молодым дизайнерам. Директора DDW беспокоит, что дизайн, по-прежнему, прерогатива небольшого круга людей, которые делают красивые вещи. Ведущей проблемой Джон Липпенхоф считает существование в Голландии 2 миров: мира дизайна и мира маркетинга. В следующем году на DDW он хочет свести эти два мира вместе. Дизайнеры и люди маркетинга должны научиться понимать друг друга, считает Джон. Это тяжело, так как дизайнеры свысока смотрят на маркетинг, а люди маркетинга считают дизайнеров ненадежными. Пришло время, чтобы дизайн вышел из своей башни, а маркетинг вышел из своего «сверкающего AUDI». Также в планах Джона Липпенхофа открытие факультета маркетинга дизайна в Эйндховенской Академии Дизайна.

Несмотря на то, что Голландия отстает пока в позиционировании себя как страны дизайна от Франции, Испании, Великобритании и Италии, нам есть чему у них поучиться как в сфере образования в области дизайна, его популяризации и продвижения, так и в отношении к дизайну политических сил страны, которые всячески содействуют его развитию.

Картинки с выставки. Фото: Елена Юрченко





Яндекс.Метрика