авторы компании
Хитов:
334
Хитов:
10094
Графический дизайн
Хитов:
2149
Дизайн интерьеров

 


DUTCH DESIGN WEEK 2009

Елена Михайловна Юрченко
20.12.2009

В девятый раз в Эйндховене — столице голландского дизайна и технологий, с 17 по 25 октября 2009 г. прошла Неделя голландского дизайна, самое значительное событие в сфере дизайна в Нидерландах.  Дизайн на протяжении многих лет является одним из основных продуктов экспорта из Голландии. Инновационный, прогрессивный и динамичный голландский дизайн последних десятилетий завоевал мировую репутацию как самый оригинальный, но одновременно практичный и рациональный.

Совсем немного осталось до того момента, когда станет известно, кто получит право называться столицей мирового дизайна в 2012 г. Конкурс проводит Международный Совет по промышленному дизайну (ICSID). 25 ноября 2009 года в Сингапуре мир узнает победителя. Всего в World Design Capital участвовали 46 городов из 27 стран мира. Такой конкурс проводится раз в два года, впервые, в 2008 году, центром мирового дизайна стал Турин, победитель 2010 года — Сеул.

В финале конкурса World Design Capital 2012, который призван особо выделить города, в которых искусству дизайна уделяется особое внимание, голландский город Эйндховен борется с финским Хельсинки*. К такому успеху город шел целенаправленно. На родине Эйндховен давно пользуется заслуженной славой центра голландского дизайна, теперь у него появился шанс заявить о себе на весь мир.
Из заштатного провинциального городка, коим Эйндховен был вплоть до конца XIX века, он превратился в столицу Филипса (именно здесь с 1891 года Герард Филипс начинает строить свои фабрики по производству электрических лампочек, тем самым, начав эру Филипса в Эйндховене). Но, в 1990-х гг. в связи с переносом производств в азиатские страны, экономика города пошла на спад. Тогда г. Эйндховен стал разрабатывать новую линию развития — линию технических инноваций. Импульсом же развития дизайна в Эйндховене стало подразделение Филипса, занимающееся дизайном. Сделав ставку на сильную энергию инновационного мышления, город выдвинул дизайн в одно из трех самых важных направлений своего развития.
В 2005 году, для того чтобы следить за новыми инновациями в мире, администрацией города было создано государственное агентство CityDinamick. Основное направление его деятельности - это дизайн-маркетинг в Эйндховене. Также оно отвечает за организацию нескольких фестивалей в городе, в том числе: DutchDesignWeek (Неделя голландского дизайна), Glow (Фестиваль света, иллюминации и дизайна), ArtandTechnology (Фестиваль искусства и технологий).
СityDinamique учавствует в разработке культурной политики города в части развития дизайна. На сегодняшний день эти стремления направлены на усиление развития имиджа Эйндховена, увеличение экономической мощи города, а также повышения позитивного отношения жителей Эйндховена к месту, где они живут. Руководствуясь девизом: «Новое развитие также важно как и историческое прошлое. Без этого нет будущего.», представители СityDinamique, а в их лице администрация города, развивают следующую концепцию города: «Эйндховен — старый город, но наше видение — молодой». Опираясь на историческую данность, когда свет являлся одной из движущих сил развития г. Эйндховена в прошлом, сегодня в городе делается ставка на развитие дизайна света.
Программа DutchDesignWeek 2009 развернулась на 60 различных площадках и включала в себя более 265 событий. Восемьдесят тысяч посетителей приняли участие в многочисленных лекциях, семинарах, мастер-классах и круглых столах, посвященных проблемам в области дизайна.
Главными дизайнерскими площадкам DDW традиционно стали:
  •  Strijp-S — промышленная территория бывшего комплекса заводов Филипс;
  •  DesignHuis — Дом Дизайна, открытый два года назад в отреставрированном здании старой таможни;
  •  De Witte Dame, также бывшее административное здание компании Филипс, красиво названное «Белая Дама», где сейчас располагаются различные организации креативной индустрии, в том числе: знаменитая Эйндховенская Академия Дизайна; бюро Филипс-дизайн; прекрасно оснащенная современной техникой публичная библиотека с открывшейся в прошлом году библиотекой материалов, где представлены все образцы материалов, как натуральных, так и искусственных, которые человечество изобрело за весь период своего существования; Центр изобразительных искусств Krabbedans.
Мэрия города Эйндховен традиционно в центре событий DDW. Перед зданием мэрии на городской площади в стеклянных павильонах развернулась экспозиция «DutchDesignAwards», представившая «лучшее из лучшего» в мире голландского дизайна, отобранное международным жюри, из более чем 700 дизайнерских объектов. Непосредственно в муниципалитете была развернута выставка дизайнерского бюро YKSI «Outsidethebox», специально подготовленная для DutchDesignWeek 2009. Экспозиция раскрывает удивительный потенциал картона в качестве материала для дизайна. Экспериментальное  применение этого недорогого, универсального, легко доступного и простого в работе материала дарит массу визуальных впечатлений посетителям городской мэрии.
DesignHuisво второй раз представил проект «TALENT», собравший красочную коллекцию европейских дизайнерских талантов, по которой можно судить о современных тенденциях развития дизайн-образования. Отбор работ производился куратором и арт-директором DesignHuis - Ли Эделькорт. Лучшие студенты тридцати ведущих образовательных учреждений Европы в области дизайна представили свои творения на конкурс. Экспозиция дает полноценную и многогранную картину того, что сейчас происходит в этой сфере в Европе. Очевидно, что в настоящее время достаточно сильны такие области дизайна, как иллюстрация, графический дизайн и анимация, но намного слабее позиции промышленного дизайна. Организуя это шоу, Эйндховен, бесспорно, претендует на звание центра по открытию молодых талантов.
De Witte Dame как всегда распахнула двери GraduationGalleries 09 — выставки работ выпускников Академии Дизайна г.Эйндховен. Первоначальной идеей проведения DutchDesignWeek явилась идея ее вдохновителя, организатора и автора идеи Джона Липпенхофа — дать возможность молодым дизайнерам представить свои идеи и работы. Поэтому  GraduationGalleries в Эйндховенской Академии Дизайна является одним из самых интересных, популярных и посещаемых мероприятий DDW. В этом году на выставке было представлено более 140 работ как с курса бакалавриата, так и курса магистратуры. Дипломные проекты характеризуются высоким концептуальным уровнем, студентов учат думать обо всех аспектах, связанных как с исследованиями, так и со всеми стадиями разработки продукта. Студенты получают самые широкие возможности подготовки, что дает возможность развивать свои собственные мысли о продуктах и услугах. В центре внимания проблема - человек и общество. Образовательная программа разработана на основе социальных явлений, а не традиционных дисциплин дизайна. Такие темы как глобализация, экология, экономика играют не последнюю роль в подготовке будущих специалистов в области дизайна. Результатом такого подхода являются выпускные работы, выходящие далеко за пределы первоначального концепта, чем непосредственно и славится «голландский дизайн».
О социальном аспекте дизайна говорила и вице-мэр Эйндховена и комиссар по культуре г-жа Миттендорф. «Дизайнеры — это люди, которые думают и думают они о будущем; о мире здоровом, мирном, развивающемся». Совместно с дизайнерами администрация города намерена думать о том, что полезно городу и его жителям.
Креативным центром Эйндховена по праву является - Strijp-S. Многие дизайнеры, стилисты, художники и музыканты обосновались на территории бывшего промышленного комплекса компании Филипс. Во время проведения DutchDesignWeek здесь проходит более 100 больших и маленьких событий: ежедневных лекций, семинаров, мастер-классов и выставок.
Если Вы хотите увидеть что-либо уникальное, посетите «GoingDutch» — специализированную выставку новейших продуктов известных конструкторских бюро. С детьми Вы отлично проведете время на стендах студий Papasи Nyoyn, предлагающих инновационные игры для детей и взрослых. Обязательно пообедайте в ресторане, расположенном в бывшем машинном зале Machinekamer, посетите 5MinutenMuseum и непременно загляните в студию дизайнеров Kiki&Joost.
Впервые в этом году в рамках Недели Голландского Дизайна  в Эйндховене состоялся проект «Caviar Rouge», собравший вместе дизайнеров из России, Казахстана и Белоруссии. В России нидерландский дизайн пока не очень известен, также как и русский дизайн неизвестен в Европе. Программа пребывания участников проекта на DutchDesignWeek 2009, подготовленная    Арт-агенством «Караван Культура» и Проектом Dutchdesign.ru совместно с муниципалитетом города Эйндховена, дала возможность приехавшим дизайнерам познакомиться поближе с их голландскими коллегами, а также представить свои работы европейскому профессиональному дизайнерскому бомонду.
Совместная презентация своих работ, состоявшаяся на «Caviar Rouge FORUM» в DesignHuis представила уникальную возможность российским, казахским и белорусским дизайнерам заявить о себе на площадке одного из самых престижных мероприятий по дизайну в мире; а также, увидеть, как рождаются и претворяются в жизнь идеи и проекты голландских дизайнеров.
Всеобщий интерес вызвал доклад Екатерины Храмковой, директора дизайн-агенства инноваций Lumiknows, (г. Москва) о Русском культурном коде, понимание которого, по мнению автора, необходимо для создания и успешного продвижения продукта в России. Айгуль Байгожаева, директор Центра поддержки и развития казахстанского дизайна, (г.Астана, Казахстан), познакомила собравшихся с динамикой развития дизайна в своей стране и пригласила всех присутствующих принять участие в Казахстанской Неделе Дизайна, организацией которой она сейчас занимается. Алан Хадимов, Катя Дегтяренко, Павел Кулешин, (г. Москва) рассказали о своем творчестве и познакомили слушателей с созданными ими продуктами.
С голландской стороны свои продукты представили дизайнеры EricGroot и DanielWatze, AlexvanderVyshka, PaulvandenElshout, MaartenBaptist. Знакомство на Форуме в дальнейшем было продолжено в собственных студиях голландских дизайнеров, где в более тесном общении зарубежные коллеги приоткрывали секреты своего творчества. Например, Мартин Баптист, ателье которого расположено в одном из старейших мест г. Эйндховена, бывшем мужском монастыре, рассказал о личном опыте представления своих продуктов дизайна на международных выставках. Информация подобного рода, несомненно, очень важна для дизайнеров из стран СНГ, так как они пока делают первые шаги на пути презентации своих продуктов на Западе.
Кейс Донкерс, дизайнер-урбанист, (г.Эйндховен, Нидерланды), познакомил собравшихся с тенденциями развития дизайна в г. Эйндховене.   Показав аудитории фотографии, сделанные из космоса, на которых город Эйндховен представляет собой сгусток света и энергии, автор подтвердил имидж Эйндховена, как города света. Следующий имидж, к которому стремится Эйндховен — это мозговые ворота страны и создание здесь Силиконовой долины. «Новый импульс в мозгах, а не в руках» - уверены в Эйндховене.
Уровень полученной информации, разнообразие впечатлений, приобретенных за время пребывания в Эйндховене, в рамках проекта «Caviar Rouge», безусловно, повлияет на профессиональный уровень участников проекта, задаст новый импульс в творчестве не только российских, казахстанских, белорусских, но и голландских дизайнеров. Вернувшись домой, каждый из нас переосмыслив все увиденное и услышанное, невольно станет распространителем новых идей, тенденций и направлений современного дизайна. А, значит, внесет свою лепту в сближение культур и народов, чтобы сделать наш мир чище, а жизнь прекраснее. 
 
Репортаж подготовила: Елена Юрченко,

дизайнер, искусствовед.

*Примечание | В противоборстве победил Хельсинки. Столица мирового дизайна будет как никогда близко к нашим Пенатам. Можно начинать готовиться к участию.

Картинки с выставки: фото Елены Юрченко





Вы здесь: ПРОЦЕСС недели дизайна dutch design week DUTCH DESIGN WEEK 2009

Яндекс.Метрика