авторы компании

 


DUTCH DESIGN WEEK 2011 ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА. ЧАСТЬ I

Елена Михайловна Юрченко
14.11.2011

Голландская Неделя Дизайна, проходящая ежегодно в г. Эйндховен, в этом году отпраздновала свой юбилей – проекту 10 лет. За это время он превратился из Дня Голландского Дизайна (Dutch Design Day) в Неделю (Dutch Design Week), перешел из разряда событий местного масштаба в национальный, и далее – вышел на международный уровень. Сегодня г.Эйндховен заслуженно именует себя столицей голландского дизайна. 

Dutch Design Week

Национальный контекст

Рассказ о DDW 2011 хотелось бы начать со столь далеких, казалось бы, на первый взгляд, сфер. Какие ассоциации вызывают у современного человека Нидерланды? Большинство тут же вспомнит наркотики, проституцию, вседозволенность и свободу в самом широком понимании. Однако, помимо этого стереотипного имиджа, Нидерланды еще и одна из стран-передовиков в области дизайна, инноваций и новых технологий. Быть может, одной из предпосылок к развитию именно этого сектора стало географическое положение страны. Более половины территории Нидерландов находятся ниже уровня моря. Отсюда – многолетний опыт в борьбе с овладением водной стихией, необходимость разрабатывать передовые технологии для выживания. Так, голландцы впервые встали на путь развития новых технологий. Сегодня же, одной из основных задач страны является поддержание ее позитивного имиджа в глазах мирового сообщества. Это связано, как раз, с этим «неправильным», по мнению голландцев, отношением к их родине. Проходя обучение в Университете Гааги, я прослушала много лекций о голландской идентичности. Одна из лекторов, долгое время работавшая в посольстве Нидерландов в США над созданием позитивного имиджа страны, говорила о том, насколько тяжело дается государству переубедить мир в том, что Нидерланды – это не только sex, drugs & rock’n’roll. Так, красноречивым примером был отказ одной из арабских стран, потерпевшей наводнение, принять помощь голландской стороны из-за стереотипных предрассудков. И тот факт, что дальше Нидерландов в области технологий водной промышленности не продвинулась ни одна другая страна, не мог переубедить представителей строгого мусульманского общества принять помощь от “развратной и безнравственной” страны. Приведенный пример красноречиво свидетельствует о том, что задача преодоления негативных коннотаций к слову Нидерланды – одна из первостепенных для страны и для каждого города в отдельности. Поэтому центральное и местное правительство поддерживает все инициативы, способствующие этому. И, в частности, позиционирование Эйндховена как столицы мирового дизайна, а Нидерландов, в целом, как страны с развитой креативной индустрией.

Перейдем от контекста национального к местному. Долгое время город Эйндховен был широко известен благодаря компании Philips. Здесь располагались и штаб-квартира, и фабрики, и офисы компании. Затем в южноазиатские страны было перенесено производство, а позднее и штаб-квартира переехала в Амстердам. В результате – огромное число опустевших зданий, безработица и потеря основной “фишки города”. Перед местным правительством встала непростая задача переориентировать город и найти применение «остаткам» крупной индустрии. Итак, в 1990 году городу нашли новую идентичность – knowledge industry (индустрия знаний). Эйндховен превратился в nerd city («город ботаников»).

Eindhoven

Расположенный в центре четырех крупных регионов, он стал мозговым центром и получил «прозвище» Brainport. Основным понятием с тех пор стал термин re-use of architecture –то есть переориентация бывших фабричных помещений для выполнения других функций: культурных, жилищных, досуговых и пр. Начался этот процесс «ре-использования» с Witte Dame (Белой Дамы) – административного здания Philips, расположенного в самом центре города. Позднее от фабричных помещений перешли и к другим пустующим зданиям, в частности – церквям. Дело в том, что в последние годы Нидерланды столкнулись с быстрорастущим числом атеистов, вследствие чего многие церкви оказались пустующими. В 2005 г. одна из таких церквей, Open Kerk, впервые была переориентирована для целей дизайна.
Надо отметить, что голландская культура предполагает диалог на всех уровнях в процессе поиска решений. Так, городской проект переориентации города был назван E+: E – Эйндховен и + - как символ синергии, совместной работы. Были задействованы не только местные политики и градостроители, но и многие известные иностранцы, в частности американский архитектор Питер Айзенман, а также студенты городов Эйндховен и Делфт. Здание мэрии – наглядное доказательство важности диалога и вовлечения всех слоев населения для решения возникающих проблем. В актовом зале 3 раза в неделю проходят заседания мэрии, на которых может присутствовать любой желающий. Прямые трансляции каждого заседания были введены здесь еще 13 лет назад, впервые в Нидерландах.

Креативный город начинается с креативной мэрии. При входе в мэрию символическая инсталляция – подвешенные на разной высоте металлические пласты: как символ сотрудничества верхних, средних и нижних социальных слоев.


Кейс Донкерс, главный урбанист города, на фоне световой инсталляции.

Что интересно, это не единственный арт-объект в здании мэрии. Идем дальше. Прямо при входе – световая инсталляция.

Лестница, ведущая в зал заседаний – отдельное «арт-чудо». Зал заседаний и вовсе оставляет в недоумении русского человека. Где строгость и серьезность официального учреждения? Что за цветовые эксперименты? Попробуйте представить городскую мэрию в России с подобным интерьером. Неслыханно. Здесь же – мэрия мыслится неотделимо от концепции города. У города, претендующего на звание дизайн-столицы мира, не может быть стандартной мэрии. Это центр креативного города, а значит оно по определению – креативно. Голландцы мыслят масштабно. Если креативный город - то до последнего человека и до последнего здания.

Зал заседаний в городской администрации.

Знаковыми учреждениями Эйндховена являются два университета – Академия Дизайна (Design Academy) и Технический Университет (Technical University). Здесь обучаются юные дарования под руководством именитых профессоров. Важно, что соседство этих двух учебных заведений дает возможность сотрудничества: дизайнер, придумавший идею и не знающий как ее воплотить технически, знает, куда ему обратиться – к своим же друзьям из соседнего университета. После выпуска из университета перед новоиспеченными специалистами открываются двери инкубаторов, многочисленных мастерских и дизайн-студий, заполонивших город за последнее десятилетие. Производители также рядом – это и Philips, и другие компании. Таким образом, полный цикл производства товара от задумки до его появления на рынке возможен в одном месте. Это – ключевой момент в понимании концепции города Эйндховен.

А теперь, собственно рассказ о Неделе голландского дизайна, как апогея годового развития дизайна города и страны в целом. Изначально DDW была инициативой местного правительства и представляла собой показ выпускных работ студентов Академии Дизайна Эйндховена. С этого все началось: выпускники показали свои работы, затем открыли свои студии и индустрия постепенно начала разрастаться. В первые годы проект существовал как уличный фестиваль, организуемый местными дизайнерами и имел андеграундный характер. В последние 4 года он невероятно расширился. Сегодня это уже 360 событий, 85 выставочных площадок и более 150 дизайнеров. 200 тысяч посетителей за 9 дней.
На время Недели дизайна город разбивается на 4 зоны, каждая имеет свой цвет: Strijp – (зеленая), Witte Dame – (фиолетовая), Stadhuisplein – (синяя) и Central Station – (желтая). В свою очередь каждая зона состоит из множества площадок. Здесь не только представлены работы голландских дизайнеров, но проходят лекции, модные показы, встречи с ведущими креативными людьми, церемонии награждения, программы для детей, показы фильмов и многое другое. Все это дополняется разнообразием ресторанов и кафе, где посетители могут передохнуть и попробовать как традиционно голландскую еду, так и дизайнерски оформленную. Как известно, food design-довольно распространенное сегодня направление дизайна. Рестораны, специально открытые по случаю Недели Дизайна, так называемых pop-up café, отмечены эмблемой мероприятия. Поп-ап – новый тренд, означающий временный характер того или иного заведения, открытого на данном месте только на время проведения крупных мероприятий, фестивалей. Что интересно, интерьер таких заведений в Эйндховене совсем не похож на временный – все очень приятно и функционально, нет ощущения того, что все сделано «на скорую руку». Одним из интереснейших открытий этого года стало кафе PopEi, , расположенное в футуристическом здании “Blob”,из окон которого виднеется первая башня фабрики Philips. Здесь также находился и пресс-центр DDW 2011.

Blob

Компактность зон фестиваля позволяет обойти их все пешком. Однако организаторы позаботились и о тех, кто пешим прогулкам предпочитает транспорт. Для тех, кто хочет влиться в окружающую обстановку и почувствовать себя истинным голландцем, на время Недели Дизайна есть услуга бесплатной аренды велосипедов. Другим же придутся по вкусу автомобили MINI Countryman, специально для мероприятия украшенные ведущими голландскими дизайнерами, прокатиться в которых можно бесплатно между любыми площадками Недели Дизайна, в рамках проекта MINI Design Rides.

Приверженность голландцев новым технологиям отразилась и здесь. Для счастливых обладателей смартфонов, DDW разработали специальное бесплатное приложение – DDW App, которое позволит вам лучше ориентироваться в программе и площадках фестиваля.
Как говорят организаторы события, «Неделя голландского дизайна – это место встречи и налаживания связей и отношений в неформальной обстановке – networking”. DDW сегодня имеет 3 измерения: это корпорация большого числа дизайн-компаний, организация церемонии награждения Dutch Design Awards и проведение передвижных выставок в Германии, Испании, Турции, Италии, Китае и др.

Witte Dame Zone

Важнейшей частью этой зоны является одноименное здание, вместившее целый ряд учреждений в области дизайна и искусств, в частности Академию Дизайна, библиотеку, Philips Design. Graduation Show Академии Дизайна остается немаловажной частью программы, своеобразным свидетельством небывалого средоточия креативных умов в маленьком голландском городе с населением около 250 тысяч человек. На трех этажах выставлены работы выпускников бакалавриата и магистратуры Академии. Что важно, сами студенты стоят рядом со своими работами – их можно спросить о чем угодно, и они с радостью расскажут. На входе каждый получает право голоса - наклейку в виде стрелочки, которую он сможет приклеить на Стене Голосования рядом с лучшей на его взгляд выпускной работой.

Стена голосования.

Свой личный голос я, как девушка, любящая украшения, отдала проекту Stef van Diepstraten, Treasure Wall: большое зеркало-трюмо с двумя ящиками за ним, предназначенных для хранения драгоценностей. Идея такова: простым нажатием кнопки можно сделать ящики невидимыми и создать иллюзию обычного зеркала. Когда же мы этого хотим, можно сделать края зеркала прозрачными и любоваться висящими там драгоценностями. Также мне понравился проект Forget Me Not, где Ruben Their в попытке возродить виниловые пластинки украшает их миниатюрными инсталляциями, придавая узнаваемым мелодиям повествовательное измерение: для рожденственских песен он выбрал наряженные елки, а для песен о мегаполисах – пробку из машин и др.

Ruben Their.

Forget Me Not.

Большинство же отдало свой голос за самый практичный и актуальный проект дизайнера родом из Афганистана, создавшего движимое ветром приспособление, предназначенное для разминирования территорий. Изобретение снабжено GPS, связанной с компьютером, что позволяет отслеживать и помечать очищенные от мин территории. Mine Kafon, с детства знакомый с тем, что значит иметь 30 миллионов наземных мин на 26 миллионов населения в стране, по праву заслуживает приз зрительских симпатий.

Проект – лидер зрительского голосования. Mine Kafon, A Wind – Povered Demining Device.

В целом, работы выпускников отличаются невероятным разнообразием. Все они пытаются найти баланс между прагматизмом и воображением, называя себя «practical intellectuals» (интеллектуалами-практиками). Многие отмечают, что работы бакалавров, в большинстве случаев, интереснее магистерских. Объясняют же это тем, что бакалаврам дается 4 года на разработку цельного, продуманного до мелочей финального продукта, а магистры – это в основном люди, получившие в качестве бакалавра образование в смежной области, и не успевающие за 2 года перестроиться и выдать столь же качественный проект. От себя замечу, что при посещении DDW пройти мимо Graduation Show Академии Дизайна просто непростительно!

Central Station Zone. Здесь стоит обратить внимание на другое Graduation Show, на этот раз – выпускников Технического университета. Отличительной чертой последнего и основным направлением приложения усилий является попытка создать общество будущего, с акцентом на новые технологии для потребителей, как в социо-культурном, так и в бизнес-контексте. У входа в университет – плавающие солнечные батареи, намек на креативность, приверженность концепции устойчивого развития и передовые технологии – все то, что ценится и культивируется в Техническом Университете Эйндховена.

Stadhuisplein Zone. Эта территория заполнена выставками в различных официальных учреждениях – от здания городской администрации до Дома Дизайна, когда-то служившего обителью прокурора. Пожалуй, начинать осмотр недели Дизайна логичнее всего с этой зоны: как мы уже говорили, креативный город начинается с креативных властей. Здание городской администрации, описанное нами выше, - одна из площадок фестиваля. Что считается недопустимым в русской ментальности, здесь – в порядке вещей. Напротив мэрии – сооружение, напоминающее большую стеклянную теплицу, - также важный пункт программы. Здесь, в Brainport Greenhouse, представлены работы финалистов и победителей этого года престижной премии в области голландского дизайна – Dutch Design Award. Премия вручается в рамках Недели Дизайна с 2003 года.

Brainport Greenhouse

Одна из работ вынесена наружу: с первого взгляда это просто гигантская подушка на подпорках. Голландский дизайн без практического применения – разве такое возможно? На самом же деле, все очень даже функционально: подпорки одновременно являются скамейками и столами, а подушка – ярким светильником в вечернее и ночное время суток. Вот такое необычное кафе.

Павильон финалистов – must see фестиваля – именно здесь можно составить представление о том, что творится в различных областях голландского дизайна в этом году. Посетить же само вручение в концертном зале Эйндховена Muziekgebouw – незабываемо само по себе. Об этом читайте отдельный материал! 

Strijp Zone

Итак, мы дошли до последней, но очень важной зоны в рамках Недели Голландского Дизайна – Зоны, основной объект которой, Strijp-S, по праву считается креативным сердцем Эйндховена. Что интересно, большинство зданий в этой зоне не переориентируются в выставочные площадки на время Недели Дизайна, а служат дизайнерскими мастерскими круглый год и лишь немного видоизменяются для службы нуждам DDW. Это огромная территория бывших фабричных помещений концерна Philips, сегодня заполненная мастерскими дизайнеров, стилистов, художников и музыкантов. Вечером по бывшим цехам фабрики бегают тени, воссоздающие впечатление продолжающейся работы предприятия. Проведя минут 15 в разглядывании окружающих зданий в поиске машин, отбрасывающих эти самые тени, понимаешь, что это не более чем проекции. Своеобразное напоминание об индустриальном наследии. Итак, пространство Strijp-S представляет собой место, где совместно находятся как дизайнеры с мировым именем, так и новички. Самая большая площадка здесь – Klokgebouw.Что хотите посмотреть? Дизайн мебели? Werner Neumann и его Birchwood Collection порадуют балансом между бережным отношением к материалу и практичностью. Дизайнерские лампы? Nailcloud – лампа, которую каждый может собрать по своему усмотрению при помощи обыкновенных гвоздей и магнитного поля; или лампы, которые совсем не напоминают лампы, а скорее - детские игрушки, свисающие с потолка, это уже от Annebet Philips. Новые технологии? Crealev покажет, как заставить товар висеть в воздухе: от кроссовок до бриллиантовых ожерелий. Fashion дизайн? Elen Willink представляет новую коллекцию в рамках проекта “Great Taste for Waste” – одежда и аксессуары с большими скрытыми углублениями для хранения найденного вами «интересного мусора». Здесь вы найдете даже аукцион дизайнерских вещей, выполненных в соответствии с концепцией устойчивого развития, проводимый Всемирным фондом природы. В общем, все, что душе угодно, даже то, о чем вы даже не подозреваете!


Комод, Birchwood Collection

 


"Летающие" товары Crealev.


Лампы "из гвоздей", Nailcloud


Лампы – игрушки, Annebet Philips

Выставку Glass is More, также нельзя пропустить: в помещении с торчащими трубами и прекратившими работу производственными машинами, - царство стекла: пуф, полностью изготовленный из стекла; лампа, состоящая из черных и белых шаров, отражающихся друг в друге; кресло, сделанное из мелких стеклянных осколков и т. д., и т.п.
Помимо дизайнеров, здесь же находится meeting point для бизнесменов (в этом году на DDW впервые организована специальная программа для бизнесменов) и штаб-квартира DDW. В центре зоны Strijp самый большой скейт-парк в Европе – Area 51 Skatepark. Логично, что здесь же – основные мастер-классы для детей в рамках Недели Дизайна. Примечательно, что креативность у детей в Нидерландах развивается с детства – не только на многочисленных мастер-классах, но и дома. Так, один из бывших сотрудников Philips Design, основавший свою фирму по стратегическому дизайну, то есть помощи другим компаниям в изменении их стратегии на рынке, поделился своим способом развития креативности у сына: «Я нарисовал круг и спросил его: «Что это?» Он ответил: «Монетка». Я: «Нет! Придумай что-то другое! Нужно придумать хотя бы 50 идей. Если их нет, ты не креативный».
Два других «страйпа» Strijp-T и Strijp-R, находятся немного в стороне от всей этой «движухи». Первый – мастерская двух дизайнеров, выпускников Академии Дизайна Эйндховена, оставшихся работать здесь –Kiki van Eijk и Joost van Bleiswijk. Это семейная пара, однако работают они раздельно. В свою огромную мастерскую они пригласили fashion дизайнеров и молодых фотографов. По соседству с работами известной пары – исключительно красная коллекция фэшн-дизайнера Rens и выставка “Decadent Pigeons” – мрачная, ужасающая и прекрасная одновременно: здесь фото, инсталляции и фильмы слились воедино, а в центре – алтарь, символизирующий Алтарь Искусства с большой буквы. И каждый из нас зажег свою свечу, подчеркнув этим ритуалом свою согласие и причастность к утверждаемому здесь стиранию границ между живописью, дизайном и архитектурой. Все они идут рука об руку, и это прекрасно!

На входе – public pie: небольшая барная стойка-скамейка-духовка, за которой продают яблочные пироги и кофе: 3 в одном. Рядом, на высоком стуле сидит девушка и режет яблоки. На ваших глазах за 10 минут из яблока получается пирог, сверху мажутся домашние сливки – и ... Ничего вкуснее я в жизни не ела! После этого, весь павильон Кики и Юста – просто сказка. А казалось бы, всего-то маленький кочующий бизнес по продаже пирогов за 3 евро, а как приятно. Голландцы умеют удивлять и радовать.

Соседний павильон продолжает тему синтеза искусств. “10 создателей/10 сцен» - данный концепт предполагает соседство совершенно разных креативных областей. Дизайнер мебели David Graas придумал такие деревянные элементы, из которых можно создать любую конструкции, по желанию покупателя, – от лампы до трюмо. Рядом – женские портреты от художника Cristiaan Lieverse, пишущего на своеобразной поверхности – животной шерсти, не смотря на это, любая девушка захочет заказать у него свой портрет. Тут же – дизайн одежды, предметов, обуви и многое другое.


Творение Cristiaan Lieverse

Strijp-R – уникальное в этой зоне место – оно посвящено одной площадке и, при этом отданной одному дизайнеру. Услышав его имя, все сразу понимают, почему это так. Да, это Piet Hein Eek – имя, известное во всем мире, дизайн, узнаваемый всеми. Как говорит сам дизайнер, изначально он рассчитывал устроить здесь только мастерскую, но когда увидел насколько это крупная площадь, решил, что нужно расшириться. Так зародилась идея многофункциональной дизайнерской студии – здесь и мастерские, и выставочные галереи, и магазин, и производство, и ресторан. При этом Пит не стал творить в одиночестве, а пригласил разделить пространство других дизайнеров и художников. Многие говорят о том, что сегодня он уже больше бизнесмен, чем дизайнер. В его магазине продаются не только его работы, но и вещи, далекие от дизайнерского магазина – книги Рональда Дала, украшения, мелкие сувениры. Началась такая торговля случайно: дизайнеру хотелось иметь возможность делать подарки детям покупателей его мебели, и он закупил детские книжки. Позднее оказалось, что эти книги продаются гораздо лучше дизайнерских, и Пит решил – почему бы и нет. Теперь их девиз – совмещать несовместимое. У дизайн-студии Piet Hein Eek был даже такой курьезный случай – здесь должна была проходить выставка «деревянных людей», однако, так получилось, что все экспонаты были распроданы еще до начала выставки. Пит не растерялся – его галерея создала для художников новых «деревянных людей». Так, Piet Hen Eek ломает стереотипы.


В гостях у Piet Hein Eek.

Тот самый «деревянный человек»

Некоторые объекты оказались немного в стороне от основных зон Недели Дизайна. Новинка этого года – креативный инкубатор Sectie C – не входит ни в одну из зон и находится в районе Smalle Haven. Здесь свои студии открыли уже более 60 дизайнеров, художников и креативных компаний. Как заявляют организаторы, новые пространства освобождаются для новых студий ежеминутно. Сегодня здесь 8 помещений, каждое под своей буквой. Первая – C – полностью отдана Nacho Carbonell, известному испанскому дизайнеру. За несколько дней до нашего приезда его знаменитый стул из коллекции Regeneration купил Бред Питт. В его студии работает множество помощников, на наших глазах изготавливающих новые объекту по эскизам Начо. Сам дизайнер очень приветлив, несмотря на загруженность, рад рассказать о своей студии всем посетителям. Оказывается, что в этом здании он всего 20 дней. Поразительно – пространство настолько организованно, что кажется, что он здесь не меньше года. От Начо мы узнаем, что за аренду помещения он не платит ни копейки. Такая голландская политика. Большинство дизайнеров, имеющих студии в Эйндховене, не платят за аренду ничего или отдают символическую сумму в 50 € за месяц аренды.


Дизайнер Nacho Carbonell


Стул, который купил Бред Питт

Новый стул от Начо

Рядом – павильон G – здесь работают 5 дизайнеров, главным материалом которых стала бумага: здесь и арка, и диван с подушками, и платье, - все из бумаги.

За соседней дверью объединение молодых дизайнеров, назвавших себя Collaboration O. Центровая для современного голландского дизайна тема – тема сотрудничества, совместной работы: все дизайнеры работают над индивидуальными проектами, но сидят в одном помещении и имеют возможность общаться, обмениваться идеями и помогать друг другу. Так, задумка одного из них, для которой он не может найти вариантов воплощения, не обречена на забвение: один из его соседей наверняка придумает, как превратить ее из мысли в материальный объект. Многие специалисты (в частности Ли Эделькорт, бывший директор Академии Дизайна) прогнозируют уход в прошлое индивидуальной дизайнерской работы и видят перспективу в работе коллективной, именно она видится наиболее конкурентоспособной в современном мире, где сложно в одиночку придумать что-то новое. Этот павильон отличается от других и тем, что здесь большинство дизайнеров не только творит, но и живет: каждый надстроил себе небольшой второй этаж, где он может отдохнуть от работы, прилечь или выпить чай.

Надстройки-спальни дизайнеров

В соседних павильонах тоже очень интересные дизайн-объекты: лампы из проволоки, невероятные женские наряды из немыслимых материалов и, конечно, стулья. Стулья – это вообще «отдельная тема». Такое засилье объясняется просто: для местных студентов стул – базовый предмет дизайна. Каждый новичок в этом деле всегда изначально создает свой дизайн стула, который часто в дальнейшем становится его визитной карточкой. Отсюда – такое количество стульев на Голландской Неделе Дизайна.

Ну, и чисто Эйндховенская особенность – свет. Пожалуй, только различные световые приспособления по количеству можно сравнить со стульями на фестивале. Наследие Philips забыть невозможно – здесь им дышит каждый уголок.

На этой ноте первая часть моего рассказа о DDW 2011 подходит к концу.

Dutch Design Week

Репортаж подготовила
Анна Юрченко.


 





Вы здесь: ПРОЦЕСС недели дизайна dutch design week DUTCH DESIGN WEEK 2011 ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА. ЧАСТЬ I

Яндекс.Метрика