авторы компании

 


ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕ(Н)Д ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Александр Борисович Линецкий
27.01.2015
Желание городов, краев и областей России приобрести свой собственный территориальный бренд в последнее время нарастает лавинообразно, чуть ли не как курс доллара. Петербург не остался в стороне от этой тенденции. Более того, как истинно революционный город, Питер и здесь «пошел своим путём», практически одновременно заказав разработку своей айдентики известной дизайн-студии (как делается во всём мире) и устроив «народный» конкурс для всех желающих. Давайте посмотрим, что из этого получилось.
 


Знаки, вывешенные для голосования на официальном городском портале по туризму СПб

АКТ ПЕРВЫЙ. ЗАКАЗНОЙ

Инициатива создания символики Петербурга была выдвинута туристско-информационным бюро, которое подчиняется комитету по туризму Санкт-Петербурга. Бюро обратились в Artlebedev studio, которая до этого осчастливила Пермь, Москву, Саратов и Одессу. Назначение этой работы не до конца понятно. По заявлению ИД «Турбизнес»: —  «…в комитете нам дали этот вариант. Это было еще в конце августа. Мы его использовали как логотип не города, а проекта Road Show». Проект с незамысловатым русским названием Роад Шоу — это серия презентаций туристических программ и услуг индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга в регионах России «Добро пожаловать в Санкт-Петербург».

Возможно такое обилие вариантов знака связано с производственной необходимостью проведения этого самого Road Show, но типологический ряд символов Петербурга был предложен более чем странный.


 
В одном ряду корона, как символ имперской столицы и, например, бабл из комиксов. Если первый символ может претендовать на роль уникального идентификатора, то второй — ни в коей мере. Вероятно, бабл предложен как символ общения (высказывания, мысли), нов таком случае, он подходит абсолютно любому городу, деревне или посёлку городского типа. Если взять символ ангела с Александровской колонны, держащего крест , то сразу возникает вопрос, а чем Медный всадник не угодил?  В «овальную» концепцию не уместился?


 
Идея со сквозным использованием овала понятна — это могло бы пластически объединить  разнокалиберные знаки в единую систему. Но увы! Использование столь жёсткого приёма не только бесполезно, но и вредно: например, якорь получил столь специфическую геометрию, что перестал быть якорем. Это скорее похоже на пиктограмму двунаправленного вращения. Знаки имеют разную визуальную массу, возможность уменьшения (батон и труба), разную семантику

Неясно до конца, как именно может быть использовать этот продукт. С одной стороны, идёт вялое голосование на официальном городском туристическом портале, с целью выбрать 3 знака из 15, с другой — на сайте студии висит блок из 20-ти знаков под общим слоганом «полная коллекция впечатлений».

Даже если предположить, что этот полный… набор знаков не предложение выбрать лучший из двадцати, а коллекция пиктограмм для использования на местности (предположим для удобства навигации), то всё равно остаются вопросы. Если овал с лучиками (вероятно, сияющий нимб) ещё как-то рифмуется с названием Saint (святой)-Petersburg, то при чём здесь стаканчик для кофе — абсолютно унифицированный объект, существующий в городах по всему миру, совершенно не ясно. Да и не многовато ли посуды? Аж две единицы. Деревьев — тоже две шт. (а как же, у нас тут город-сад), а вот с театрами — недобор будет. Всё ж таки культурная столица: Александринка, БДТ, Мариинка, Малый драматический, Молодёжка — всех не перечислишь, каждый из которых слава и гордость и бренд-амбассадор города за границей. Одну бы на всех маску комедии/трагедии со ртом-овалом.

Если переиначить детский стишок, то выйдет так: «Я с детства полюбил овал, я с детства Питер рисовал!»

АКТ ВТОРОЙ. КОНКУРСНЫЙ
 
11 июля 2014 года Молодежная коллегия Санкт-Петербурга объявила общегородской конкурс на разработку туристического бренда города. То-ли лето выдалось жарким, то-ли анонс конкурса прозвучал негромко, но организаторы собрали всего 42 работы и вынуждены были объявить второй тур. О достижениях первого — можно прочесть здесь:

ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ
 
Финал второго тура состоялся незадолго до Нового Года.  Результаты объявили в Торгово-промышленной палате 15 декабря  В экспертной комиссии конкурса поработали известные жители Санкт-Петербурга: Николай Буров, Михаил Боярский, Альберт Чаркин, Валерий Фридман и другие. Что можно сказать о выборе в рамках второго тура? К великому сожалению, ничего позитивного. Четыре из пяти вариантов не несут в себе никакой внятной идеи, которая могла бы послужить увеличению привлекательности и узнаваемости бренда «Санкт-Петербург».

BrendII 5
Протасова Светлана
 
BrendII 1

 
Табуренко Валерия






BrendII 1

Гаврилик Дмитрий








BrendII 4

Задорожный Алексей

Пожалуй, единственный логотип, который можно было бы рассматривать всерьез — тот, который с сердечком. Сообщение здесь присутствует. Оно не связано ни с одним из многочисленных архитектурных памятников города, оно читаемо и понятно. «Любимый город!». То, что и нужно для основы территориального брендинга: простая позитивная мысль, понимаемая ЦА (целевой аудиторией) — гостями города без всякого перевода. Но на этом плюсы заканчиваются. SPb — это аббревиатура для внутреннего употребления. Никто из потенциальных гостей со всего мира её не знает и не идентифицирует с Saint-Petersburg или St.Petersburg. Единственное трех-буквенное сокращение города, известное туристам — LED (название аэропорта). Кроме того, есть некая неточность в том, что именно b была избрана для трансформации в сердечко. Все же b — вспомогательная буква.
BrendII 2
 


Андреев Алексей




Но самая большая неприятность в том, что эту шутку с буквой В уже шутили. И намного раньше. Бренд города BELFAST использует этот символ с весны 2011 года. И, в данном случае, это не какая-то там приставная буква, а самая, что ни на есть, заглавная. Сам факт попадания этого варианта (наиболее адекватного задаче из всех десяти) в шорт-лист недвусмысленно показывает, насколько «профессиональна» экспертная оценка данного конкурса. При всём уважении к членам экспертной комиссии, я вынужден сказать, что люди просто не в теме.



 
Ситуация тяжелая. Организаторы, тем не менее, ликуют: «По словам члена экспертной комиссии - вице-президента Союза дизайнеров России Виктории Семеновой: «Подобная работа по созданию городского туристического бренда, проводимая Молодежной коллегией, беспрецедентна по своим масштабам и не имеет аналогий в России. Молодежная коллегия уже проделала огромную работу, с чем я вас и поздравляю»
 
В довершение картины желающие могут посмотреть видео, где один из организаторов рассказывает на камеру что такое логотип и чем он отличается от бренда:  — «Бренд и логотип это разные вещи, и если бренд транслируется в коммуникации, логотип больше используется в рекламе. То, что мы, собственно, видели по работе Артемия Лебедева — это работа представлена в рекламе в международных аэропортах, а бренд делается для иных целей».




 
 
 
 

АКТ ТРЕТИЙ. БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ

«Узнаваемый инвестиционный бренд станет визитной карточкой Петербурга как внутри страны, так и за рубежом. Город станет центром притяжения инвестиций, новых технологий и идей, - расписала перспективы развития города председатель Комитета по инвестициям. - Новый визуальный образ объединит эмоциональную и функциональную стороны позиционирования инвестиционного бренда Петербурга. Он должен стать частью четырех областей: городского бизнес-пространства, бизнес-культуры, инфраструктуры и управления»




Это было бы феерически смешно, если бы не было так печально.






 




Вы здесь: ПРОЦЕСС конкурсы графика ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕ(Н)Д ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Яндекс.Метрика