авторы компании
Хитов:
5817
Графический дизайн
Хитов:
477
Хитов:
6772
Дизайн интерьеров

 


НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ – В ПАРИЖ ПРИДЕШЬ. ИСТОРИЯ ВОКЗАЛА В ЛЬЕЖЕ ОТ САНТЬЯГО КАЛАТРАВЫ

Алина Александровна Гринчель
18.11.2009

Случайных прохожих, замешкавшихся на вокзале, хватает за рукав фотограф, снимает, а потом сует в руки визитку с надписью «официальный сайт вокзала Льеж-Гийемен (Li?ge-Guillemins)», торопливо бежит к следующей жертве.

Конец сентября 2009  года, открытие вокзала в городе Льеж (Бельгия). Проект-долгострой, процесс реализации занял 8 лет. Впрочем, автор, испанский архитектор Сантьяго Калатрава, этим ничуть не смущен, и в комментарии прессе замечает: «Я хотел создать современный вокзал, отличный от всего того, что я знал. Доступный – так чтобы из городского автобуса можно было спокойно пересесть в скоростной поезд TGV, чтобы была проработана инфраструктура и связь с городским транспортом. И при всем при этом – чтобы вокзал был местом, где приятно прогуливаться в ожидании поезда. Все это требует времени. Я построил за свою жизнь семь вокзалов, и стройка никогда не занимала меньше семи лет». Старый вокзал в Льеже был построен в 1958 году, и имел множество технических недостатков (плохо разработана система торможения скоростных поездов, узкие платформы, недостаточное их количество). Тем не менее, Льеж - большой развивающийся промышленный город (население около 200 тыс. человек) и абсолютный европейский перекресток: налево пойдешь – в Лилль и Париж придешь, направо пойдешь – в Германию придешь и в Люксембург, прямо – в Маастрихт,  Голландия.

«Новый вокзал специально адаптирован для скоростных поездов, к тому же он подключен к автомобильной сети – автобан проходит у самого вокзала, в каких-то двадцати метрах. Калатрава построил въезд на дорогу и парковку на 800 мест за вокзалом.» - рассказывает Винсент Булард, директор вокзала TGV в Льеже.
Когда в 1996 году был открыт конкурс на строительство нового железнодорожного узла в Льеже, в нем приняли участие 12 кандидатов, в том числе Сантьяго Калатрава. Именно богатый опыт работы над вокзалами обусловил выбор его проекта. В портфолио Калатравы можно найти такие ключевые железнодорожные постройки, как вокзал TGV в Лионе и вокзал Orient Station в Лиссабоне. Но, по словам самого архитектора, здание в Льеже получилось наиболее удачным в плане транспортной доступности, и, что немаловажно, освещения, работы со светом.

Однако, процесс строительства нельзя назвать простым. Стройка проходила над действующими железнодорожными путями, по которым ни на минуту не переставали циркулировать поезда. Для возведения воздушного белоснежного шатра вокзала потребовалось более 70 000 кубических метров белого бетона – совершенно далекого от поэзии материала. Бетон изготавливался из цемента, песка, дробленого камня и некоторых добавок. Если приглядеться к конструкции воздушного шатра над путями и платформами, то можно заметить, что в ней нет ни одной прямой – только кривые, изогнутые линии, словно во время роста это чудовищное растение постоянно двигалось, не в силах смирно ждать окончания работ.

Каркас шатра состоит из 39 металлических арок высотой до 40 метров, ширина этого навеса составляет 73 метра, длина – 200 метров. Арки опираются на два пешеходных мостика над путями. Основная трудность была в том, чтобы установить гигантские металлические конструкции над путями – происходило это в течение нескольких  уикендов по ночам, сборка шла на площади перед вокзалом.

Поверхность белоснежного шатра покрыта стеклом – 32 000 квадратных метров стекла. К счастью, проблема чистки покрытия была решена еще в проекте – стекло моют роботы, ездящие по мини-рельсам, вмонтированным в арки.

Общий бюджет строительства составил 312 миллионов евро. На вопрос «Не слишком ли высокая это цена для обыкновенного вокзала?» Винсент Булард сухо ответил: «это цена самолета Airbus 380. Только в данном случае деньги потрачены действительно на нужды горожан, и вокзал прослужит много лет, это очевидно».
Попытки описать конструкцию вокзала, и тем самым объяснить его очарование, заранее обречены на провал. Одно очевидно – Калатрава создал прямо-таки контейнер для света, который этот свет аккумулирует, дробит его на отдельные потоки, распределяет причудливо и профессионально, со знанием дела. Кажется, что в ожидании поезда соскучиться невозможно -  вокруг такой световой аттракцион! Белая черепаха купола видна со всех верхних точек в городе, помогая сориентироваться в городской среде и сообщая некоторую уверенность в собственном местоположении.

Текст и фото: Алина Гринчель, Бельгия





Вы здесь: ПОРТАЛ место действия Мир НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ – В ПАРИЖ ПРИДЕШЬ. ИСТОРИЯ ВОКЗАЛА В ЛЬЕЖЕ ОТ САНТЬЯГО КАЛАТРАВЫ

Яндекс.Метрика