авторы компании
Хитов:
20
Хитов:
389
Хитов:
5356
Теория и педагогика

 


ИДЕАЛЫ МОДЕРНИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ. 80 ЛЕТ ЛЕГЕНДАРНОМУ БРЕНДУ ARTEK

Маргарита Алексеевна Морозова
26.08.2015

В октябре 1935 года в Хельсинки было положено начало одному из наиболее необычных и амбициозных проектов в истории мебели. Архитектурно-дизайнерская пара Алвар и Айно Аалто, меценат Майре Гюлликсен и искусствовед Нильс-Густав Хал основали бренд Artek, который сегодня не только представляет собой крупнейшую коллекцию икон дизайна скандинавских мастеров, но и является синонимом «современного финского стиля».

 Алвар Аалто. Фото: Heinonen. © Artek (www.artek.fi)

Непосредственным импульсом к этому шагу послужило стремление вывести на профессиональный уровень дистрибуцию предметов дизайна Алвара и Айно Аалто, которые привлекали значительное внимание на международном уровне. В то же время неотъемлемой частью нового мебельного бизнеса была культурная миссия, выходящая за рамки чисто коммерческих интересов. Основатели рассматривали Artek как платформу современного искусства, индустрии, интерьерного дизайна и пропаганды. Сформулированной ими целью компании было «продавать мебель и продвигать современную культуру жизни с помощью выставок и других образовательных инициатив».

Манифест Artek. © Artek (www.artek.fi)

Проект эпохи модернизма

Artek был основан в контексте все еще молодого международного модернистского движения в искусстве, дизайне и архитектуре, философия и деятельность бренда стали отражением идей и идеалов движения. Название «Artek» следует понимать как программное утверждение слияния искусства («art») и технологии («technology»). Подобный синтез, наглядно осуществленный в работах Алвара и Айно Аалто, считался одной из главных задач модернизма – как в Финляндии, так и за рубежом. Основатели рассматривали Artek как средство для установки многоуровневого диалога с международным авангардом и усиления культурного обмена с миром. Внутри Финляндии компания действовала в качестве посола и пропагандиста дизайна и современного искусства, тогда как ее международная активность была сосредоточена на продвижении работ Алвара и Айно Аалто как воплощений скандинавского варианта модернизма. 

На фабрике Artek, 1936. Фото: Mannelin. © Artek (www.artek.fi)

Artek и Аалто

Уже около 1930 года Алвар Аалто начал применять традиционное для индустрии мебели дерево для реализации модернистского по духу дизайна. Ставка на дерево была логичным выбором в Финляндии того времени, с ее обширными лесами и при этом минимальным уровнем индустриализации. Дополнительными факторами стали функциональные преимущества, такие как теплота и приятные тактильные качества этого природного материала. Результатом активных экспериментов и тесного сотрудничества с опытными мастерами-ремесленниками стал ряд технических инноваций, которые легли в основу наиболее значимых объектов дизайна Аалто. Здесь стоит вспомнить, например, табуреты с изогнутыми в форме буквы L ножками, консольный стул из фанеры, а также кресло Paimio с пружинящим сидением из березовой фанеры – все эти предметы имеют статус «икон» в истории дизайна и обладают почти архетипическим характером. 

Кресло 41 "Paimio", дизайн: Алвар Аалто, 1932. © Artek (www.artek.fi)

За многие годы работы Алвар и Айно Аалто создали для Artek обширную коллекцию мебели и света, которая может удовлетворить практически все потребности по меблировке – как для частного, так и для общественного интерьера. В соответствии с принципами модернизма, предметы проектировались не как экстравагантные уникальные объекты, а как функциональные стандартные решения для массового производства. Там, где это было возможно, Аалто стремились к разработке целых систем. Например, L-образная ножка, впервые использовавшаяся для табурета, впоследствии была применена для других предметов мебели для сидения, а также для оснований столов. 

Столик Tea Trolley 901, дизайн: Алвар Аалто, 1936. Фото: Marc Eggimann. © Artek (www.artek.fi)

Работы Алвара и Айно Аалто, отличающиеся логикой конструкции, функциональностью, пригодностью к ежедневному использованию и поэтичной простотой, прекрасно иллюстрируют уникальный характер коллекции Artek. Воплощая собой базовые решения, их предметы дизайна доказали свою вневременную сущность и сохраняют привлекательность. Сегодня, когда мы чувствуем все большую потребность в долговечности и подлинности, предметы дизайна Аалто приобретают особую актуальность.

Ресторан "Savoy" , Хельсинки. Интерьер, мебель и свет Алвара и Айно Аалто (1937). © Artek (www.artek.fi)

Artek и Финляндия

С момента своего основания Artek оказывает большое влияние на дизайн интерьера, стиль жизни и повседневную культуру в Финляндии. Компания стала воплощением финского модернизма и частью национального культурного наследия. Продукция Artek, которая и сегодня производится по большей части в Финляндии, всегда была широко представлена на внутреннем рынке. Предметы Artek можно увидеть в интерьерах многих общественных зданий и в бесчисленном множестве частных домов. Шоу-румы Artek в Хельсинки являются национально признанными институциями и обязательными к посещению достопримечательностями для гостей столицы Финляндии. Выступая также как импортер международного дизайна, Artek на протяжении многих лет делает мир ближе для Финляндии. Поколение за поколением компания служит гарантом хорошего вкуса и качественного дизайна. 

Кресло Karuselli, дизайн: Юрье Куккапуро, 1964. Фото: Tuomas Uuscheimo. © Artek (www.artek.fi)

Стол Kaari, дизайн: Ронан и Эрван Буруллек, 2015. Фото: Studio Bouroullec. © Artek (www.artek.fi)

Artek сегодня

С момента своего основания проект Artek переживал как взлеты, так и падения и не раз претерпевал изменения, снова и снова демонстрируя свою способность адаптироваться к меняющимся условиям, даже перед лицом радикально новых обстоятельств. Это наглядно демонстрирует развитие коллекции бренда, которая за годы существования компании расширялась с четкой ориентацией на современное направление. Центральную часть коллекции Artek составляют мебель, свет и декоративные объекты Алвара и Айно Аалто. Кроме того, портфолио компании пополнили и обогатили предметы и других именитых мастеров скандинавского дизайна, таких как Илмари Тапиоваара, Тапио Вирккала, Ээро Аарнио и Юрье Куккапуро. В последние годы бренд активно взаимодействует с архитекторами, дизайнерами и художниками, чьи творческое видение, эстетические воззрения и мастерство работы с технологиями демонстрируют глубокое родство с философией Artek – среди них Шигеру Бан, Энцо Мари, Тобиас Ребергер, Константин Грчич, Хелла Йонгериус и с недавнего времени Ронан и Эрван Буруллек. Спустя 80 лет с момента создания и в полном соответствии с бескомпромиссным духом своих основателей Artek продолжает поиск путей будущего на стыке дизайна, искусства и архитектуры. 

 

Подготовлено brand-angel.ru
www.artek.fi 

 

 





Вы здесь: ПОРТАЛ место действия Мир ИДЕАЛЫ МОДЕРНИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ. 80 ЛЕТ ЛЕГЕНДАРНОМУ БРЕНДУ ARTEK

Яндекс.Метрика