авторы компании

 


СВЕТОПИЯ. ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ ДИЗАЙНА VITRA

Маргарита Алексеевна Морозова
05.09.2013

Электрический свет перевернул мир, радикально изменив облик городов, создав новый образ жизни, сформировав новые условия труда и став катализатором развития промышленности, медицины и средств коммуникации. На современном этапе новые технологии привносят кардинальные изменения в сферу искусственного освещения. Именно электрическому свету и его источникам посвящена выставка, которая 27.09.2013 откроется в немецком Музее Дизайна Vitra. 

На выставке Lightopia представлено около 300 работ, включая многочисленные знаковые артефакты из коллекции световых объектов, принадлежащей Музею Дизайна Vitra, которая до этого ни разу не выставлялась на публичное обозрение. На выставке, помимо прочего, представлены работы таких авторов, как Вильгельм Вагенфельд, Ахилле Кастильоне, Джино Сарфатти и Инго Маурер. Также представлена особая категория экспонатов, главной целью которых было продемонстрировать эффективность различных средств освещения для создания и усиления атмосферы перформансов – как, например, широко известный экспонат «Light-Space Modulator» (1922–1930), созданный мастером Баухауза Ласло Мохой-Надем, или эффектная реконструкция дискотеки 1968 года, изготовленная целиком из полупрозрачного органического стекла. Концепция выставки уделяет наибольшее внимание работам таких дизайнеров и дизайн-студий, как Олафур Элиассон, Troika, Крис Фрейзер, Front Design, Дан Розегард, Йорис Лаарман, realities:united и mischer'traxler, в которых иллюстрируется широкий перечень новых возможностей дизайна освещения. Большое количество экспонатов являются интерактивными и предлагают посетителям погрузиться в соответствующую среду, чтобы получить непосредственный опыт восприятия природной силы света. Благодаря диалогу между современными проектами и творениями былых эпох на выставке Lightopia представлен широкий обзор дизайнерских разработок.


Опираясь на междисциплинарный подход, выставка Lightopia наглядно демонстрирует, как дизайн освещения влияет на современные условия жизни. Выставка также исследует актуальную смену парадигмы и помещает рассматриваемый объект в более широкий контекст истории культуры. Как отмечает куратор Иоланта Куглер, Lightopia не только исследует отдельные аспекты дизайна освещения – такие как лайт-арт (световое искусство) или дизайн осветительного оборудования, но это первая выставка, которая также учитывает многие другие стороны дизайна освещения и устанавливает смысловую связь с современностью.

Выставка разделена на четыре тематические секции.

Жить в Световой Утопии

Первая секция выставки посвящена конструктивному влиянию света на современную жилую среду. В западном мире многие сферы общества зависят от такого базового ресурса, как свет – будь то передача цифровых данных, освещение рабочих мест и производственных зданий или обустройство общественных мест. Негативными последствиями этого являются возрастание энергопотребления и световое загрязнение – но с другой стороны, эта ситуация породила многочисленные возможности и инновации. Новаторские технологии, такие как светодиоды LED и новейшие OLED, помогают создать новые возможности для дизайна, так как именно благодаря этим инновационным технологиям мы можем управлять светом и видоизменять его принципиально новыми способами, которые прежде были немыслимы.

Первая секция выставки посвящена работам, которые демонстрируют значение света для современного общества – например, легендарная работа Йозефа Бойса «Capri Battery» (1985) и серия «Relumine», представленная студией mischler'traxler (2010), или же инсталляция Альберто Гарутти «Temporali» (2013), которая иллюстрирует силу естественного света с помощью искусственного освещения. Также внимание уделено таким вопросам, как правительственный запрет на лампы накаливания или социальное неравенство в распространении света как ресурса. Сразу несколько экспонатов предлагают различную и довольно утонченную трактовку этих проблем – например, работа Инго Маурера «Holonzki» (2000), а также его цифровая имитация свечи «My New Flame» (2012); кроме того, работа Арика Леви «Rewindable Light» (1995). Вводная часть выставки дополнена кинопоказами и вспомогательной информацией; также имеется отдельная инсталляция, основанная на детализированном изображении лампочки вместе с ее цифровыми преемниками.

Иконы светового дизайна

За обзором различных типов освещения как вездесущего и неотъемлемого элемента современного мира следует экспозиция разработок, связанных с объектами освещения. Эта секция выставки, помимо многочисленных иконических элементов, ставит вопрос об освещении как об одной из самых важных и увлекательных тем, с которыми сталкиваются дизайнеры, художники и архитекторы всех исторических эпох. В данной секции представлено около 50 экспонатов – большинство из них взяты из собственной коллекции Музея Дизайна Vitra: эти объекты являются своего рода вехами на пути развития дизайна освещения. Много внимания в этом разделе также уделено изучению их происхождения, а также социальных, политических и технологических факторов, которые решающим образом повлияли на их генезис. Так, в конце 19 века самые первые светильники, стилизованные под вещи эпохи Возрождения, изготавливались таким образом, чтобы скрыть их заводское происхождение и чтобы упрочить лояльное отношение тех покупателей, для которых были важны традиционность формы и ручная работа. В противоположность этой тенденции первые дизайнеры и архитекторы эпохи модерна при работе со средствами освещения стремились создать новые формы, факт промышленного производства которых не нужно было бы скрывать. Именно в рамках этого подхода и порожденных этим подходом тенденций были созданы знаменитые работы Петера Беренса для AEG и подвесная лампа Геррита Ритвельда 1922 г., а также так называемая «Bauhaus Lamp» (настольная лампа, разработанная в 1923-1924 гг.) по проекту Вильгельма Вагенфельда. В последующие десятилетия такие работы, как лампа «Anglepoise» (1932), изобретенная Джорджем Карвардайном, были направлены на перенесение функционального освещения из мастерской в сферы частной жизни, в то время как послевоенные дизайнеры, такие как Джино Сарфатти или Поль Хеннингсен исследовали пластические возможности осветительных приборов. Благодаря работе Рихарда Саппера «Tizio» (1970) галогеновые лампы нашли свое применение в домашнем дизайне, а простота проекта Ханнеса Веттштайна «Metro» (1982) – системы низкого напряжения – оказалась настолько убедительной, что ее копии скоро появились почти в каждой гостиной.

Цвет, пространство, движение

Третья секция выставки посвящена свету как таковому. Особый акцент делается на способности света определять границы пространства, создавать атмосферу и рассказывать истории о взаимодействии тонов и полутонов. Выставка помогает проследить историю света – от аристократических фейерверковых зрелищ и звуков, которые послужили источником вдохновения при проектировании Palais de l’Electricité на парижской выставке Paris World Exposition в 1900 году. Значение света как средства театрализованного представления было очевидно не только Альберту Шпееру, личному архитектору Гитлера, но и при открытии Олимпийских игр в Пекине в 2008 году, когда изображения отдельных исполнителей объединялись на одном экране, составленном из светящихся пикселей. Однако, дизайн освещения развивался и в другом направлении – как элемент дизайна частного или офисного пространства, а также как выразительное средство при создании перформансов и прочих проектов в сфере искусства. Это направление представлено на выставке «Lightopia» экспериментальными фильмами 1920-х гг. Ханса Рихтера или известным экспонатом «Light- Space-Modulator» (1922–1930) Ласло Мохой-Надя. В послевоенный период свет стал важным средством выразительности во многих сферах искусства, о чем свидетельствуют, в частности, работы немецкого художника Хайнца Мака, одного из основателей Zero Group. Аналогичным образом Philips Pavilion на Всемирной выставке 1958 г. объединил художников, принадлежащих к самым разным сферам (Ле Корбюзье, Яниса Ксенакиса и Эдгара Вареза), которые совместно создали экстраординарную свето-музыкальную инсталляцию. Различные виды инновационного пластика получили широкое распространение в дизайне 1960-х, о чем на выставке свидетельствует макет - частичная реконструкция завораживающего ночного клуба «Grifoncino» (который изначально был построен в итальянском городе Больцано в 1968 году) - который представляет собой манифестацию псходелической цветовой культуры эпохи поп-арта. Инсталляция Карлоса Круз-Диеза из серии «Chromosaturation» 1965 года занимает центральное место в этом разделе выставки. В этой инсталляции исследуются физические характеристики света и особенности визуального восприятия различных световых нюансов.

Свет завтрашнего дня

Что можно сказать о грядущих теоретических и практических вопросах, с которыми, вероятно, столкнется дизайн освещения? Какие методы работы со светом, связанные с новыми технологиями, являются наиболее многообещающими в практике дизайнеров, архитекторов и художников? Каким образом мир, в котором мы живем, будет меняться под воздействием этих инноваций – или эти изменения уже происходят? Если да, то как? Этим вопросам посвящена завершающая секция выставки Lightopia, где объединены экспонаты, воплощающие в себе хрупкое равновесие природного и искусственного света, ярких оттенков и полной темноты, рассеянного света и персонифицированных световых источников. Проблемы, связанные с этими типами баланса, особенно остро стоят перед проектировщиками городских систем освещения, особенно чувствительных к лунному свету, благодаря специальным сенсорам, установленным в уличных фонарях или в самоосвещающихся прозрачных медиа-фасадах, которые очерчивают границы городских пространств. Архитекторы (например, из realities:united) используют цифровой свет для установления связей между внутренними пространствами, внешними поверхностями и средой, окружающей здания, тем самым усиливая коммуникативную функцию архитектуры. В дополнение к таким масштабным проектам в данной секции показано, как энергосберегающие диоды позволяют увязать в единую систему освещение и производство энергии – это отображено в работах Йориса Лаармана, Огера Луазо, Рогира ван дер Вейдена и Марьян ван Аубель. Использование солнечного света как универсального инструмента для производства искусственного света показано в работах студии mischer'traxler и Markus Kayser. Главное внимание в этой секции уделено светодиодам (LED), которые начали обретать популярность в 1990-х, а также новейшей разработке – органическим светодиодам (OLED). Источники света, работающие на этих технологиях, на сегодняшний день производятся высокотехнологичными методами, и соответствующие компании- производители имеют свои собственные лаборатории и научно-исследовательские центры, работа которых целиком посвящена искусственному освещению. Соответственно, данная секция выставки Lightopia оформлена в виде гигантской лаборатории, в которой выставлены новаторские разработки и революционные технические решения, а также прототипы, экспериментальные модели и макеты тех технологических концепций, которые могут изменить индустрию света в будущем.

Программа событий/Каталог

Выставка «Lightopia» сопровождается насыщенной образовательной программой, состоящей из лекций, открытых дискуссий, симпозиумов и практических семинаров с участием признанных художников, дизайнеров и исследователей. Среди гостей выставки будут Микеле де Лукки, Бен ван Беркель, Рихард Саппер, Вини Маас/MVRDV, Рогир ван дер Хайден, Troika, mischer'traxler и многие другие. В настоящий момент готовится к изданию 300-страничный каталог выставки с более чем 300 иллюстрациями. Каталог включает в себя эссе исследователей и интервью с дизайнерами (Инго Маурером, Ульрике Бранди, Рогиром ван дер Хайденом, realities:united). Кроме того, в каталог включен обзор коллекции осветительных приборов, принадлежащей Музею Дизайна Vitra, включающей 100 из наиболее важных экспонатов выставки.

После премьеры выставки в Музее Дизайна Vitra она будет показана во многих других музеях мира. 





Вы здесь: ПОРТАЛ место действия Мир СВЕТОПИЯ. ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ ДИЗАЙНА VITRA

Яндекс.Метрика