авторы компании
Хитов:
424
Дизайн среды
Хитов:
4323
Хитов:
14832
Теория и педагогика

 


ФОРУМ – БЕЛЬГИЙСКАЯ МОДА. ЧУТЬЕ НА УСПЕХ.

Веб-резиденция профессионального дизайна
15.02.2011

Елена Юрченко, дизайнер, искусствовед. | Антверпен-Брюссель, 1-4 февраля 2011 г. | КреАрт Форум, организованный как платформа для создания постоянного международного диалога и развития сотрудничества в креативных отраслях, в четвертый раз собрал в столице Евросоюза представителей креативной и инновационной индустрий из разных стран (России, Украины, Бельгии, Голландии). Каждый год устроителями (Yelena van Immerzeel-Kharitonova, “Caravan Cultura”, Founder, Nederland; Petra Ringrose, “Access EU”, Executive Director, Belgium) заявляется новая тема для представления и дискуссии. В этот раз участникам предстояло ознакомиться и обсудить тенденции развития креативного сектора индустрии моды и дизайна на примере Бельгии, ставшей в последнее время символом новой высокой моды.

Бельгийская мода – довольно молодое явление. Этому брэнду не более 30 лет. Действительно, при словах «столица моды» у всех на устах лишь – Лондон, Париж, Милан и Нью-Йорк. Тем не менее, именно маленькая Бельгия, где по всеобщему мнению нет ничего примечательного, «кроме штаб-квартиры Евросоюза, писающего мальчика и парка миниатюр», стала родиной нового модного направления, уверенно шагающего по планете и покоряющего мировые подиумы.

Прием по случаю открытия КреАрт Форума прошел в лобби известного в бельгийской столице первого дизайнерского отеля – The White Hotel. Открытый в 2006 году, он ознаменовал собой новую веху в эволюции современного бельгийского дизайна, предоставив возможность 60-ти современным дизайнерам переделать номера и лобби отеля, наполнив их эксклюзивными, дизайнерскими экспонатами. Эта акция превратила каждую остановку в отеле в уникальный музейный опыт, который гости отеля при желании имеют возможность расширить и частично перенести к себе домой, если воспользуются услугами дизайнерского интернет-магазина отеля.
На следующий день началась рабочая программа КреАрт Форума, целью которого стало знакомство с уникальным феноменом, под названием «Бельгийская мода», которая, как, оказалось, имеет две столицы.
В авангардную ее столицу – Антверпен мы отправились на поезде. Всего 40 минут и мы уже на родине знаменитой «антверпенской шестерки». Из-за сложности произношения имен так были названы считавшиеся в 1980-е годы радикалами и экспериментаторами, а сегодня классики не только бельгийской, но и мировой моды - Дрис ван Нотен, Вальтер ван Бейрендонк, Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс, Дирк ван Саен, Марина Йе. Все они, а также еще одна знаковая фигура бельгийской моды – Мартин Марджела, были выпускниками Королевской Академии моды Антверпена.



Посещение звездной Академии, отделение моды которой находится в здании с громким название «Нация моды» (MODE NATIE) наряду с библиотекой и музеем моды, одежды и текстиля MOMU, началось с встречи в дирекции Фламандского Института Моды, расположившегося здесь же.



Приветственное слово директора Института Моды Фландрии Эдит Вервлит участникам Форума было посвящено основным направлениям деятельности этой организации, призванной стать своеобразным «мостом» между выпускниками Академии моды и бизнесом. Институт был создан 13 лет назад и существует на деньги фламандского правительства. Дело в том, что Бельгия включает в себя 3 территории: Фландрию, Брюссель и Валлонию, и каждый регион имеет свое правительство.

Наряду с продвижением бельгийской моды, включающим в себя различные акции на уровне города и государства в целом, например, проект «Витрина», когда выпускники Академии Моды делают инсталляции в витринах города, или участие в представлении молодых фламандских дизайнеров на Неделе моды в Париже; Институт помогает выпускникам найти работу, получить стажировку, написать бизнес план, найти производство и сбыт продуктов их деятельности.



Кэтлин Дирейк, фэйшн-гид, рассказала об особенностях учебного процесса в Антверпенской Академии моды. Это полностью закрытый процесс, лишь один раз в году - это вторая суббота марта - можно попасть в учебные классы Академии. Девяносто процентов студентов – иностранцы. Они приезжают из разных стран со своим багажом, и раскрытие их собственной индивидуальности является наиболее важной частью обучения. Официальным языком преподавания в Академии является английский язык, что, естественно, сильно расширяет географию стран, «поставляющих» студентов. Сегодня – это цифра достигла 34. Более того, когда поступающие сдают экзамены, они могут выбрать один из пяти языков (английский, немецкий, французский, итальянский, нидерландский), на котором они лучше говорят. И далее, обучаясь, студенты имеют возможность говорить на своем родном языке, так как преподаватели владеют несколькими языками.
Вступительные экзамены, на первый взгляд, незамысловаты: в первый день – рисунок гипсовой головы и акварельный эскиз туфли или детали костюма; второй день посвящен интервью с преподавателями, где речь может идти не обязательно о моде, но важно показать зрелость и креативность личности. Обычно набирается около 500 кандидатов, но зачисляется всего 60 человек.
Учебный процесс очень сложен и достаточно дорогостоящ, но сочетать учебу с работой невозможно. Количество выпускающихся говорит само за себя – в прошлом году их было всего 7 человек!
Судите сами. В первый год обучения необходимо сделать 50 скетчей юбок и лишь одна из них отшивается из ткани. На данный момент важна форма. Также должен быть создан авангардный, некоммерческий костюм. Второй год обучения – это создание исторического костюма. Выбирается живописное произведение какого-либо художника и полностью воссоздается костюм, белье и аксессуары. После этого создается 5 современных моделей одежды, вдохновленных историческим костюмом, но это должно быть авангардное решение, а не то, что возможно «надеть». Еще одно условие – использовать можно только хлопок белого или черного цвета. Третий год посвящен изучение и воспроизведению этнического костюма. Ткань создается непосредственно студентом: вышивка, плетение, ткачество и т.д. Этническая коллекция должна включать 8 костюмов. Четвертый год – собственная коллекция из 12 моделей.
По выражению Кэтлин «здесь учатся талантливые, а заканчивают обучение суперталантливые»! Многие дизайнеры не доходят до выпуска, например известный бельгийский дизайнер Хайдер Акерман, который закончил свое обучение на 3 году и так и не выпустился, что не помешало ему стать известным.
Антверпенская школа моды – сегодня считается очень престижным заведением, своеобразной «разновидностью Кэмбриджа» в области моды. Самые известные дизайнеры сами приезжают в Академию в конце учебного года и подбирают себе студентов для стажировки. Для выпускников этого заведения открыты все двери, их везде ждут! Открыла путь соотечественникам легендарная «шестерка», практически одного года рождения, один выпуск Королевской академии изящных искусств Антверпена.
Сегодня в Академию на ежегодное выпускное шоу съезжается более 6 тысяч журналистов, байеров, дизайнеров со всего мира.
Что же такого ценного в образовании Академии?
Самая главная особенность – в пестовании индивидуальности и абсолютно субъективного взгляда на моду. У каждого студента – свой профессор, который персонально подходит к моменту обучения и становлению дизайнера. Ничего не навязывается, наоборот, педагоги стремятся развивать индивидуальные особенности каждого студента, учат в основном базисным вещам, и стараются, чтобы у каждого была своя история.
Также почтительно потом дизайнеры относятся и к своим почитателям. «Мы никому ничего не навязываем, мы оставляем потребителю возможность творить свой собственный стиль» (Анн Демельмейстер).

Следующим пунктом программы было посещение MoMu – музея моды, одежды и текстиля, расположившегося в том же здании с красивым названием MODE NATIE. В коллекции музея находятся как исторические костюмы, так и творения современных дизайнеров. Два раза в год организуются временные выставки. В настоящее время в музее проходит выставка известного английского дизайнера головных уборов Стивена Джонса (Stephen Jones) «Под углом 45 градусов», так как все созданные им шляпы всегда под углом 45 градусов.
В 2002 году Стив Джонс передал в дар музею свою первую коллекцию шляп. С тех пор каждый год дизайнер пополняет коллекцию музея своими творениями. Дизайнерская судьба Стива достаточно интересна. Закончив «Мекку» английских дизайнеров – Сент-Мартинс, он отправился в Париж, но этот вояж успехом не увенчался. Вернувшись в Лондон, дизайнер работал водителем на грузовике, чтобы заплатить накопившиеся долги. В то время все его друзья, среди которых было много рок-звезд, ходили в один ночной клуб «Блиц», любили сэконд-хэнд, много макияжа и носили шляпы его дизайна. Таким образом, творения Стивена Джонса попали на страницы журналов и сам дизайнер вскоре стал «звездой».
Кир Брюлло, куратор знаменитой «антверпенской шестерки», будучи в Лондоне, влюбился в шляпы Джонса с первого взгляда. Кир также очень любит бельгийский шоколад, поэтому форма коробок для шляп Стива имеет форму шоколадных коробок.



Стиль Стивена Джонса определить нельзя, каждая шляпка мастера вдохновлена чем-либо: путешествиями, творчеством какого-либо художника, личностью известной дивы или актрисы и всегда зависит от того дизайнера, с кем он работает. Он создает шляпки для Королевы Елизаветы, Мадонны, их всегда носит Анна Пьяджи, для которой головной убор стал неотъемлемой частью облика.

Правда, прогноз дизайнера по-поводу будущего высокой моды неутешителен. Он считает, что в ближайшие 10 лет эта отрасль модной индустрии умрет, так как нет молодежи, которая готова продолжать заниматься ручным трудом: трудоемкими вышивками и другими рукотворными техниками.
Во второй половине дня нас ждал тур по «модным точкам» Антверпена. Фэшн-туризм в последние годы стал неплохой статьей дохода городского бюджета. Наш fashion guide и personal shopper, как значится на ее визитной карточке, Кэтлин Дирейк показала нам все самые известные бутики бельгийских дизайнеров.

Главная модная улица Антверпена – Националестраат (Nationalestraat). Здесь расположился культовый бутик «Net Modepaleis» - монобрэнд Дриса ван Нотена – «Храм моды», по выражению Кэтлин. Он расположен совсем рядом со зданием, где когда-то располагалась компания деда и отца дизайнера, которые были портными.
Дрис ван Нотен, как никто другой, умеет сочетать несочетаемое: простое и сложное, классическое и авангардное. То, что сегодня выставлено в витринах его бутика, будет модно в следующем сезоне.
Следующий адрес нашей экскурсии – улица Lombardenwest, где находится концептуальный магазин-галерея WALTER, совместный проект Вальтера ван Бейрендонка и Дирка ван Саена. Девиз этого оригинального по оформлению, он был переделан из старого гаража, бутика – «Одежда делает людей божественными». Помимо вещей дизайнеров-совладельцев здесь имеют возможность выставлять свои модели и студенты, а также молодые художники и дизайнеры мебели.
Помимо бутиков таких известных дизайнеров, как Дрис ван Нотен и Анн Демельмейстер, наш тур включал в себя посещение и менее известных мест, таких как магазин Анн Хейлен, где помимо авторской коллекции выставлено собрание кукол дизайнера.



Заглянув в самый популярный в Антверпене магазин сэконд-хэнда «Episode», где дизайнеры очень часто находят идеи или необычные предметы для своих моделей, мы направились в последний пункт нашего «модного путешествия» - Concept Store «RA». Это место служит началом для молодых дизайнеров, оно привлекает массу интересующихся модой людей. В этом месте устраивают как показы мод, так и перфомансы, есть кафе и зимний сад. Здесь мы познакомились с двумя нашими соотечественницами, которые закончили Антверпенскую школу моды. Они рассказали о своем творчестве, представили свои коллекции и выразили свое мнение о бельгийской моде.



Лена Лумельская (в Антверпен она приехала из Севастополя, 2 года назад закончила Академию) считает, что бельгийская мода – это частичка дизайнерской индивидуальности для других, и если ты надеваешь вещь от бельгийского дизайнера, ты ощущаешь себя соответствующим образом.

Второй день работы КреАрт Форума всегда посвящается дискуссии по выдвинутой проблеме.
Татьяна Хашими, независимый консультант, представила доклад «Дресс-код: черный, желтый и красный (цвета бельгийского флага)! Некоторые антропологические аспекты бельгийской моды и дизайна».



Мы часто одеваемся не задумываясь, говорит автор, и редко задаем себе вопросы, касающиеся самого акта одевания, тем не менее, мода позволяет нам определиться на уровне социальной принадлежности.
Акт одевания, в целом, продолжает Татьяна, является социальным по своей сути и содержит в себе юридические, религиозные, моральные и эстетические моменты. Мода, как сложный социальный комплекс, базирующийся на креативной индустрии, зависит от эволюции общества и развития средств коммуникации, которые сегодня помогают людям одеваться одинаково на обширных пространствах. Мода содержит в себе намного больше смыслов, чем лежит на поверхности. Например: одежда и принадлежность к определенной профессии (повар, врач, полицейский и т.д.); одежда и пол – женский или мужской (когда Жорж Санд ввела в моду брюки, возник вопрос о равенстве мужчины и женщины); одежда и религиозное давление (различное отношение к парандже в Европе и мусульманских странах, в Европе этот обязательный атрибут женского мусульманского одеяния воспринимается как нарушение коммуникации).
Обозначив основные проблемы модной индустрии в целом, Татьяна Хашими перешла к истории развития модной отрасли в Бельгии.
С XI века во Фландрии производство тканей играло основную роль. Иоанн I Брабантский значительно расширил торговые связи привлечением европейских торговцев в страну. Со временем экономическую важность приобрело и производство различных объектов быта, что вызвало появление гильдий – объединений по профессиям. Заключение Ганзейского союза, включающего 17 городов со столицей в Брюгге, породило широкий обмен тканями, мехами, воском и т.д.
История становления и развития бельгийской моды началась в XVII веке с основанием в Антверпене в 1663 году Королевской Академии Изящных Искусств, которая за многовековую историю воспитала знаменитых художников, скульпторов и архитекторов. Именно в этих стенах в 1963 году появился новый уникальный курс «модный дизайн», который и сыграл первостепенную роль в появлении «бельгийского феномена».
Стремительному взлету популярности бельгийской моды предшествовали годы копирования и воспроизведения образцов французской моды. Многие бельгийские дизайнеры в 1950-60-е годы работали у известных французских кутюрье. Мало кто знает, что большая доля моделей французских дизайнеров сшита руками бельгийских портних. В то время бельгийские марки не персонализировались как бельгийские.
В 1970-е годы пришел период экспериментов, стали появляться небольшие бельгийские фирмы. Некоторое отсутствие креативности в бельгийской моде этого периода объясняется тем, что ее представляли в основном женщины, образование которых было самое разное.
С появлением «антверпенской шестерки» стали говорить о бельгийской индустрии моды, предопределенной развитием страны, где производство текстиля было развито со средних веков.
Следующий докладчик-Элизабет Клаус, фри-ланс журналист, специализирующийся на моде и дизайне, корреспондент бельгийского ELLE, более подробно остановилась на особенностях бельгийской моды.
Считают, что бельгийская мода, начала Элизабет, проста и минималистична, но это также неправда, заключает автор, как и то, что Бельгия – плоская страна. Первое впечатление – это темные тона и прямые, простые силуэты. Но, это не так!
В средние века бельгийские производители тканей были известны за свое производство черной ткани очень глубокого цвета, которая достаточно дорого стоила, и простолюдины не могли себе позволить носить одежду из нее. Принимая во внимание достаточно темную по колориту фламандскую живопись, можно понять, почему во Фландрии так популярен черный цвет.
Бельгийские дизайнеры ведут много исследований, много экспериментируют с тканями. Необходимо только остановиться, советует автор, вглядеться и Вы увидите их специфику. Они держат в голове традиции, чтут их!
Дизайнерские школы в Бельгии – публичные, открытые заведения, а, например, в Лондоне – это, достаточно, приватно.
Париж, Лондон, Милан представляют моду в полной мере. В Антверпене – совсем другая ситуация, здесь Неделя моды – это шоу работ выпускников Академии.
Бельгийские дизайнеры, считает Элизабет Клаус, меньше болтают, они больше работают. Бельгия – это маленькая страна среди «слонов», и также бельгийская мода – маленькая среди «гигантов».Бельгийская мода, продолжает журналист, находится немного вне мирового контекста, она не бежит за трендами, а идет своим путем. Здесь уместно привести выражение Анн Демельмейстер, которая очень ясно высказалась по этому поводу: «пытаться понравиться – это значит потерять себя».
Бельгийской моде всего 30 лет, а это значит, что она развивается, она перспективная.
И еще. Бельгийская мода, говорит Элизабет, - она уличная, она очень красноречивая, она о многом говорит. «Дизайнер – это губка, которая впитывает в себя все, что видит вокруг, и, когда мы создаем одежду, мы просто выжимаем губку. Отсюда и получается вся эта модная мешанина воспоминаний и впечатлений» - подтверждает Дрис ван Нотен.
Сейчас бельгийским дизайнером быть модно, это стало эксклюзивно. «Антверпенская шестерка» сделала большой промоушен своим коллегам-соотечественникам, которым теперь везде говорят «Добро пожаловать!».
В настоящее время развитие бельгийской моды поддерживается на государственном уровне. Следующие выступления на Форуме были посвящены различным формам государственной поддержки бельгийских дизайнеров.

Лаура Капитани, представитель Ассоциации «Валлония-Брюссель – Дизайн|Мода», рассказала о том, какую помощь имеют дизайнеры от агентства, которое она представляет.
Ассоциация работает с двумя министерствами: министерством культуры и министерством экономики, которые выделяют средства. Комплекс мероприятий, проводимых агентством по продвижению отечественных талантов достаточно разнообразен: подготовка бельгийских дизайнеров для участия в Парижской Неделе моды; участие в различных фэйшн-фестивалях; приглашение международных мультибрэндовых продавцов для ознакомления с творчеством бельгийских дизайнеров; проведение различных конкурсов, выставок и акций, связанных с модой и дизайном, как на родине, так и за рубежом. В настоящее время в Брюсселе создается Центр Моды и Дизайна. 2500 квадратных метров будут отданы представителям креативной индустрии. Задействование всех возможных экономических рычагов, таких как субсидии, инвестиции, а также профессиональные семинары, мастер-классы, передача опыта от старших младшим, помогают организации «Валлония-Брюссель – Дизайн|Мода» осуществлять большой комплекс мероприятий, например, в программе на 2011 год значатся следующие меры: июнь 2011 г. - приглашение жюри (всегда из дизайнеров самого высокого международного уровня) в La Cambre; сентябрь 2011 г. - приглашение международных байеров в Брюссель; октябрь 2011 г. – участие в Парижской Неделе моды; ноябрь 2011 г. – участие в конференции «День Брюсселя в Лондоне».
Стивен Клирен, консультант и координатор международных проектов Ассоциации «Дизайн во Фландрии», познакомил присутствующих с политикой дизайна во Фландрии. Концепт организации – «Дизайн – как добавочная стоимость экономики».
Исходя из понимания, что дизайн – это мощный инструмент менеджмента, который можно использовать при создании продукта и с помощью которого можно воздействовать на потребителя, компания занимается не только продвижением индивидуальных бельгийских дизайнеров, как во Фландрии, так и за рубежом, но и поиском новых талантов - дважды в год отправляясь «на охоту». Talent scouting позволил открыть 500 студий и 200 индивидуальных имен, которые получили гранты для проведения своих выставок и осуществления проектов.
Ассоциация обладает собственной галерей, где они организуют выставки. Был учрежден приз им. Анри ванн де Вельде, обладание которым реально помогает росту продаж. Призеры также получают гранты и внушительное продвижение.
Годовой бюджет Ассоциации «Дизайн во Фландрии» небольшой – 150 тысяч евро, поэтому компания фокусируется на продвижении небольших предприятий. 75 % клиентов этой организации – люди, которые занимаются ручным трудом, имеющие кустарные производства. В целом же, Бельгия занимает 1 место в мире по продаже изделий ручного труда. Помощь в налаживании контактов между дизайнерами и производителями выражается в совместном продвижении обоих. Популярна практика презентации пары: дизайнера и производителя, всегда любят рассказывать о том, как они познакомились, что, несомненно, сближает их друг с другом и помогает устранить недопонимание между ними.
Сегодня фламандские дизайнеры (Фландрия – это 60 % бельгийского населения) производят продукцию очень высокого качества. Основные секторы приложения их усилий: текстильный дизайн; мебельный и световой дизайн. Даниэль считает, что бельгийцы очень скромны и следует больше ценить себя. Действительно, интеллектуальный потенциал во Фландрии достаточно высок: система образования Бельгии занимает 5 место в Европе, фламандские предприниматели очень гибкие, знают языки, страна обладает хорошими транспортными перевозками, многие штаб-квартиры, занимающиеся продвижением дизайна (Samsonite, Unilever, Tupperware и др.), находятся во Фландрии, а фламандские дизайнеры авангардны и экстремальны.
В заключение, Даниэль Стивенс, консультант по России, президент Фонда Сохранения Русского Наследия в Евросоюзе и вице-президент Бельгийско-Люксембургской торгово-промышленной палаты по России и Беларуси, остановился на традициях и особенностях ведения бизнеса в Бельгии.
Древние традиции демократии в Бельгии, прослеживающиеся с XI века, поддержанные протестантизмом, где всегда был очень важен элемент дискуссии (Кто есть Бог? Нужны нам Лики или нет?), привели к тому, что сегодня в Бельгии допускается, что власть может быть дискутабельной, и в стране наблюдается атмосфера консенсуса. В Бельгии очень важен регионализм (каждая деревня может иметь свой язык), а не центральная власть. Как уже отмечалось выше, страна состоит из 3 областей – Фландрии, Брюсселя и Валлонии, каждая из которых имеет свое правительство. Всего же в Бельгии 7 правительств, и все они общаются между собой. Все, что касается индивидуальной личности – язык, культура – решается на местном уровне. Экология, строительство – вопросы регионального подчинения, а армией и финансами занимаются федеральные власти.
Бельгия издавна научилась выживать в кризисных условиях. В средние века Брюгге и Антверпен были очень сильными и значимыми в экономическом отношении. С XVI века все изменилось. Сначала в связи с уходом моря пришел в упадок Брюгге, город, где родился капитализм, рыночная экономика и биржа. Затем Антверпен, куда переместилась слава торговой столицы, из-за отделения от Нидерландов в 1584 году, в ответ на которое северные провинции перекрыли судоходство по Шельде, остался отрезанным от выхода к морю. По этой причине экономическая активность в кратчайшие сроки переместилась на север, преимущественно в Амстердам.
Бельгийцы много строили по всему миру: железные дороги, электростанции, фабрики и заводы. Революции, как в России 1917 года, так и за освобождение от колониальной зависимости в очередной раз лишали Бельгию национального богатства.
Поэтому так уж сложилось исторически что, вопрос о том, как оставаться богатыми в новых экономических условиях, является наиболее важным для бельгийцев уже на протяжении нескольких веков. Здесь накоплен громадный опыт выживания, адаптации и выхода из кризисных условий.
После столь напряженной работы и глубокого погружения в исторические, культурные и экономические события страны нашего пребывания нас ждал визит в «квартал моды» Брюсселя – Rue Dansart- с посещением бутиков бельгийских дизайнеров.



Первым в списке стоял бутик Мартина Марджелы. Этот первый и единственный в Брюсселе концептуальный магазин дизайнера, был открыт 10 лет назад. Работает по звонку, помимо одежды здесь также предлагают предметы для дома. Интерьер исключительно белый, продавцы в белых больничных халатах. Вообще белый цвет – это признак неузнаваемости. Сам дизайнер не дает интервью и запрещает себя фотографировать, он не считает нужным ставить свое имя на своих произведениях. Отсутствие таких знаков само по себе уже является опознавательным моментом. Абсолютно белая этикетка с четырьмя крупными стежками, цифры от 0 до 23, обозначающие принадлежность к определенной линии, буквы MMM (Maison Martin Margiela) – перед вами вещь от Мартина Марджелы. Стены и мебель выкрашены в белый цвет, люстры обернуты белым газом, столы накрыты белым хлопковым полотном – все внимание на одежду. «Наш стиль основывается на свободе выбора – это касается и нас, и тех, кто следует за нами»!



Далее наш путь лежал в не менее экстравагантное место, которое знакомо многим представителям шоу-бизнеса – ATELIER COPPENS. Бельгийский дизайнер Кристоф Коппенс виртуозно создает шляпки, сумки, галстуки и украшения. Свою мастерскую он называет «святилищем», она напоминает первые ателье одежды «от кутюр». Изысканность, очарование и, конечно же, экстремальность – вот отличительные черты его дизайна.



В оригинальности не откажешь и Александре Пашковской, молодому дизайнеру, бутик с интригующим названием которой, был следующим в нашем путешествии. Y- DRESS? – сокращенное от WHY – DRESS? – Зачем или почему одеваться? Александра поистине мастер в разработке мультифункциональных, трансформирующихся, подстраивающихся под любые случаи одежды. Ее юбки могут превращаться в коктейльные платья, а брюки в футболку. Девиз дизайнера: «Багаж меньше - возможностей больше!». Это как раз то, что необходимо современным городским номадам.
Кони Камински, родилась в Германии, свою марку основала в Брюсселе в 2005 году, в конце 2007 года открыла одноименный бутик, включающий как шоу-рум, так и саму мастерскую в фэйшн районе Дансар.

Мы были поражены небольшими размерами мастерской и малым количеством персонала. Вообще, как выяснилось, все изделия отшиваются в Бельгии, и не только данной марки. Таким образом, в Бельгии пытаются сохранить традиции производства. Когда коллекции сложного пошива изготавливаются на одном производстве и каждому работнику объясняют технологию, как сделать то, или иное изделие, происходит глубокое проникновение в каждую вещь и в итоге получаются архитектурные изделия. Это традиция, и за скромной надписью на этикетке «сделано в Бельгии» стоит очень многое.
После посещения еще нескольких бутиков-мастерских совсем молодых и уже маститых дизайнеров совсем обессиленные мы продолжили обмен мнениями и впечатления об увиденном в модном ресторане «BONSOIR CLARA». Все что мы увидели, было превосходного исполнения. Бельгийская мода современна и в то же время практична. В ней все настоящее – высококачественные ткани, фантастический крой, качественная обработка деталей. Вещи хорошо сидят и прекрасно смотрятся.
Следующий день получился официальным, но совсем не скучным. Посещение Комиссариата Еврокомиссии по культуре, образованию и молодежи, где у нас была встреча с Петаром Меладиновым, секретарем по культурной политике и международному диалогу, в очередной раз высветило важность развития культурных и креативных индустрий.
В области культуры нет общего законодательства для стран Евросоюза, законы принимаются на государственном уровне каждой страны. Евросоюз не диктует культурную политику, а выступает советником и посредником между странами.



В 2007 году был принят важный документ, так называемая «Зеленая книга», где определяется роль Евросоюза в области культуры. Принимая во внимание национальное и региональное разнообразие стран Евросоюза и в то же время наличие общего культурного пространства, программа включает 3 аспекта.
1. Культурное многообразие и межкультурный диалог – подразумевают совместную работу с пониманием и уважением культурного многообразия; возможность пересечения границ представителями культурного сектора с целью обмена культурными выставками и предоставлением различных услуг в области культуры.
2. Культура, как катализатор креативности. Основной акцент устанавливается на развитие культурных и креативных индустрий. Европа пока не совсем использует преимущества креативных индустрий. Общество, в целом, должно стать более креативным, что, несомненно, на пользу общества.
3. Продвижение культуры и ее жизненноважных элементов во взаимоотношениях Евросоюза. Культура и креативные индустрии важны для экономики Евросоюза, они создают новые рабочие места.
Программа «Зеленой книги» направлена на улучшение использования возможностей креативных индустрий. Задача «Зеленой книги» стимулировать диалог между политиками, производителями и участниками креативных индустрий.
При подготовке программы «Зеленой книги» потребовался целенаправленный комбинированный подход – с позиций экономики и культуры, так как креативные индустрии находятся на границе экономики и культуры.
При определении креативной индустрии возникают большие трудности. У каждой страны имеется свое видение. Основываясь на документе ЮНЕСКО – Конвенции 2005 г. «Защита и продвижение культурного многообразия» Еврокомиссия выработали единые определения культурной и креативной индустрий.
Культурная индустрия включает отрасли производящий и поставляющие продукты и услуги, которые несут культурное выражение, они могут иметь, а могут и не иметь коммерческую ценность (традиционный художественный сектор, кино, видео, TV, радио, музыка, театр, книги, пресса).
Креативная индустрия включает индустрии, которые используют культуру как ресурс, но в функциональном плане – архитектура, дизайн, реклама.
Креативный сектор достаточно рискованный. Здесь очень важен доступ к финансированию. На европейском уровне финансирование проходит через банковскую систему. Банки не всегда понимают креативный аспект, выраженный в деньгах. Культурный продукт трудно измерить в экономических терминах, где критерий – что мы получаем от культурного продукта. Еврокомиссия считает, что необходимо найти рычаги, которые помогут целевому финансированию. Евросоюз пытается рассматривать креативный комплекс как третий, после экономики и культуры и выработать для него свой кодекс налогообложения. Это достаточно сложная задача, так как культура является прерогативой стран-членов ЕС, в отличии от экономической и политической составляющей. Создаются группы, рабочие комитеты, которые дискутируют, обмениваются опытом, публикуют отчеты – все это большая деятельность, которая, конечно. Имеет свое действие и влияет на культурную политику стран-членов Евросоюза. Евросоюз считает, что развитие культурной и креативной индустрий должны идти в тех регионах, которые индустриально не очень развиты, хотя есть прекрасные примеры и в индустриальных районах. Для развития креативной индустрии очень важен networking – обмен идеями, связями, налаживание контактов.
«Зеленая книга» была принята Еврокомиссией в апреле 2010 г. До конца июля 2010 г. Проходили публичные консультации, до конца 2010 г. – осуществлялся анализ полученной информации, прозвучало 350 докладов по данной теме. Более 50% докладов поступило от общественных организаций, 19% - от государственных, 19% - от организаций Евросоюза, 14% - от частных лиц. Приведенные цифры говорят о глубокой заинтересованности общества в обсуждаемых вопросах и проблемах, касающихся культурной и креативной индустрий.

Последним местом встречи в программе КреАрт Форума значилось отделение моды Академии изящных искусств La Cambre. Визит в основанную в 1926 году знаменитым художником, архитектором, отцом-основателем бельгийской ветви стиля модерн Анри Ван Де Вельде, позволил почувствовать французский дух Брюссельской школы моды. Свое имя La Cambre позаимствовала у ордена цистерианцев, в бывшем аббатстве которого располагается часть ее классов. Однако, школа создавалась по типу немецкой школы Bauhaus, где прикладное искусство поднималось на один уровень с классическими искусствами. В 1986 году было образовано отделение моды. Оно быстро развивалось, так как существовала большая конкуренция с Антверпенской школой моды.



Тони Делкамп, шеф департамента, лично рассказал нам о специфике школы. «Мы не витаем в облаках, мы конструируем модели, развиваем технические навыки их построения, все виды отделки студенты выполняют вручную, для того чтобы затем они смогли это объяснять работникам.
La Cambre вписывается в систему школы искусств. Студенты изучают большое количество соответствующих дисциплин – философию, семантику, историю искусств, современное искусство, архитектуру, скульптуру, литературу и т.д.. Набор составляет лишь 20 человек, выпускается от 2 до 8 человек. Обучение только на французском языке. Занятия начинаются в 8 утра и продолжаются до 18 часов, а вечером студенты опять шьют. Первый и второй год обучения очень техничные, третий год посвящен мужской одежде. С третьего года также начинают думать о собственной коллекции. На четвертом году студенты выражают себя, показывают, на что они способны, но с некоторыми заданными элементами. Пятый год посвящен разработке собственной коллекции, которая представляется на ежегодном шоу выпускников La Cambrе MODE(S). Коллекция обычно состоит из 50-60 моделей 12-ти силуэтов с использованием современных тенденций моды и индивидуальных элементов – это визитная карточка дизайнера.

Все преподаватели – это практики, они все работают у известных дизайнеров. Каждый год на каникулах студенты должны пройти стажировку, что в дальнейшем помогает выпускникам достаточно быстро найти работу. Творческий почерк дизайнеров, вышедших из этой школы моды, узнаваем на европейских подиумах. Для него характерны парижский шик, роскошь материалов, богатство декора. Эту моду часто называют «франкодумающей».

Блестящим заключительным аккордом КреАрт Форума «Бельгийская мода. Чутье на успех» стал Бал Витязей русской аристократии. Роскошные бальные платья, смокинги – светское мероприятие, требующее соответствующих атрибутов. Какой моды здесь было больше? Шикарной, роскошной, богатодекорированной – «брюссельский вариант» или авангардной и радикальной, ее «антверпенской версии»? Конечно, первой! Но, если Вы поближе узнаете моду «по-антверпенски», которую в динамичном XXI веке современный человек может надеть «и в пир и в мир», ее интеллектуальная красота и концептуальные, антигламурные решения вызовут у вас желание исповедовать именно «эту религию стиля»!





Вы здесь: ПОРТАЛ место действия Мир ФОРУМ – БЕЛЬГИЙСКАЯ МОДА. ЧУТЬЕ НА УСПЕХ.

Яндекс.Метрика