авторы компании
Хитов:
7251
Промдизайн
Хитов:
8916
Графический дизайн
Хитов:
326

 


ОТХОЖЕЕ МЕСТО КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Веб-резиденция профессионального дизайна
20.11.2014
В истории искусства существовало понятие «высокого» и «низкого» жанра. Дизайн хоть и имеет претензии быть немного искусством, с энтузиазмом берется за решение бытовых проблем, не деля их на высокие и низкие. Речь пойдет о туалете. Не морщите нос! Лучше почитайте — оно того стоит!



Каждый из нас проводит около трех лет своей жизни в уборной комнате. В среднем, мы посещаем туалет около 2 500 раз в год, при этом мы чувствуем потребность около 6-7 раз в день. Человек производит более 100 кг отходов жизнедеятельности в год, а в Западных странах расходуется более 20 000 листов туалетной бумаги на человека.

Это стало достаточной причиной, позволившей «Klo & So» - музею санитарной техники в Гмундене, Австрия –посвятить отдельную выставку уборной. Некоторые экспонаты выставки можно будет увидеть вплоть до конца ноября на экспозиции «Fundamentals» («Основы») Рема Колхаса в рамках архитектурной биеннале в Венеции.

«С точки зрения истории культуры, унитаз со сливным бачком – это, безусловно, значимое достижение цивилизации и важная веха в истории урбанизации – и, возможно, один из самых недооцененных предметов повседневного обихода», - говорит Альфред Цинхобль, куратор Klo & So. – «Без туалетов, вряд ли бы мы могли справиться с проблемами гигиены и, следовательно, эпидемиями в современных крупных городах».



И это неудивительно, если вспомнить, что в 1 грамме отходов жизнедеятельности человека может содержаться до десяти миллионов вирусов, миллион бактерий, 1000 паразитов и сотни яиц глистов. В таких больших городах, как Берлин, например, средняя масса отходов составляет около 800 тонн в день. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные города строятся на огромных системах сточных вод и практически в каждом доме есть уборная комната.

Вехи истории

История уборных помещений развивалась параллельно процессу урбанизации и индустриализации современной эпохи: впервые унитаз был изобретен в 1596 году в Англии сэром Джоном Харрингтоном. Он был оборудован элементами, знакомыми нам сегодня: сиденьем, сливным бачком и клапаном. Несмотря на то, что такой унитаз был установлен во дворце Королевы Елизаветы I, изобретение не было воспринято всерьез и на долгие годы было забыто.

О нем вспомнили лишь в 1775 году, когда лондонский часовщик Александр Камминг оснастил «English water closet» («Английский водяной затвор») сифоном для предотвращения появления неприятных запахов. С тех пор, Камминг считается изобретателем современного унитаза. Томас Уильям Твайфорд из Хэнли, британский гончар, создал первый фаянсовый унитаз в 1870 году.


«По сравнению с распространенными на тот момент чугунными унитазами, это было серьезное усовершенствование», - говорит Цинхобль. – «Керамика более гигиенична, легко чиститься и экономична в производстве». Таким образом, керамика определила прорыв в развитии санитарной техники, будучи достаточно дешевым материалом для промышленного производства унитазов. В 1957 году швейцарец Ганс Маурер изобрел первый washlet, который получил распространение, в основном, в Японии, а в 1963 году Ксавьер Йерманн, инженер в области ванных комнат компании Laufen Швейцария, изобрел первый подвесной керамический унитаз.

Внедрение в промышленное производство

Несмотря на то, что керамический унитаз сегодня производиться большими партиями, производство унитазов по-прежнему востребовано. Основной причиной этого является сырье, из которого состоит керамический раствор: каолин, глина, полевой шпат и кварцевый песок. «Это природные продукты, свойства которых не меняются уже на протяжении миллионов лет, поэтому каждая партия слегка отличается от другой», - объясняет Йозеф Линнер, директор по развитию компании Laufen, имеющей керамический завод в г. Гмунден, который специализируется на производстве комплексной керамической сантехники.



Несмотря на то, что специалисты по керамики могут минимизировать эти несоответствия, они не могут обеспечить однородность суспензии, чего легко можно добиться при использовании ненатурального сырья. По этой причине, необходимо разрабатывать оптимальные параметры для каждой отдельной технологии литья. «Для этого нужно иметь большой опыт работы с материалом, который можно получить только за годы практики», - говорит Линнер.

Интуиция как в пекарном деле

Вторая проблема при производстве керамических унитазов – это «усадка». Во время сушки и обжига в туннельной печи при температуре выше 1 200 °С из керамики испаряется вся вода. При этом наблюдается усадка изделия до 12% , но настолько неравномерная и хаотичная, что приводит специалистов по керамике в полное отчаяние.





«Это похоже на выпекание тортов, только наоборот. Как сложно предсказать насколько поднимется торт во время выпекания, так и при «выпечке» керамики нельзя точно сказать заранее, в каком месте изделие потеряет большую часть своей массы из-за испарения воды», - объясняет Линнер. Как и опытный пекарь, специалист по керамике должен доверять своей интуиции и учитывать деформацию уже на стадии разработки изделия и доводить его до совершенства. Системы проектирования терпят фиаско, поэтому специалисты CAD должны полностью полагаться на свои инстинкты. На разработку унитаза для серийного производства может уйти около года.

Самое требовательное керамическое изделие для ванной комнаты

Геометрия чаши унитаза также представляет настоящее испытание для разработки и производства. Каналы подачи воды должны иметь идеальную форму для оптимально чистого смыва, в противном случае, давление оказывается недостаточным для смыва.



«Очень важно, чтобы вся внутренняя поверхность чаши полностью омывалась, бумага смывалась в сифон в течение первых секунд, в противном случае, она плавает на поверхности», - говорит Линнер. Многочисленные международные стандарты, устанавливающие размер водного пространства или сифона или количество бумаги и субстанции, которое необходимо смыть, совсем не облегчают задачу проектировщикам. С технической точки зрения нет ни одного керамического изделия, которое было бы таким же сложным и требовательным, как унитаз», - считает Линнер.

Сложность и гигиена являются взаимоисключающими понятиями

Несмотря на длительный и трудоёмкий процесс производства, невозможно представить жизнь в современном мире без унитаза. «Нельзя избежать простоты керамических унитазов и воды как транспортного средства, по крайней мере в тех частях света, которые не испытывают недостаток воды», - утверждает Альфред Цинхобль.



По этой причине наблюдается тенденция оптимизации и разработки новейших технологий и гигиены: например, безободковые унитазы и не требующие особого ухода поверхности упрощают процесс чистки, а улучшенная эргономика или процесс смыва увеличивают комфорт. Исследователи также делают упор на более экономичные механизмы смыва – как уже существующие, например, унитаз, который смывает всего двумя литрами воды – и уменьшение веса керамики, что уже используется в новых SaphirKeramik от Laufen. «Но унитазы должны быть просты в обращении», - считает Цинхобль, «потому что сложность и гигиена - взаимоисключающие понятия».



Постоянно действующая выставка «Уборная. Безмолвные свидетели. История культуры унитазов и ванных комнат»

Klo & So располагает одной из самых интересных экспозиций об эволюции уборной. От туалетов-стульев и передвижных туалетов в качестве предмета мебели до умывальников с художественной ручной росписью, вплоть до первых керамических унитазов с отделкой лазурью.

В уникальной единственной в мире коллекции собрано более 200 экспонатов, которые датируются 18-м веком. Экспонаты представляют собой героев оригинальных историй об «уборной».
В распоряжении музея на бессрочной основе находятся работы Laufen, ведущего швейцарского производителя решений премиум-класса для ванных комнат и специалиста по производству качественной санитарно-технической керамики. Для Laufen поддержка музея и коллекционирование – это общественная обязанность по созданию благоприятных условий для восприятия важного культурного наследия. 
 

 
Klo & So (Кло унд Зо)
Museum for Historical Sanitary Ceramic in Gmunden
(Музей исторической санитарно-технической керамики в Гмунден)
Гмунден, A-4810
Каммерхофгассе, 8
Краеведческий музей «K-Hof Kammerhof Museen Gmunde»
Тел.: +43 7612/794/423 или 425
/*');document.write(addy40089);document.write('');/*]]>*/Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера технологии ОТХОЖЕЕ МЕСТО КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Яндекс.Метрика