авторы компании
Хитов:
4572
Теория и педагогика
Хитов:
424
Хитов:
5636
Промдизайн

 


АРХИТЕКТУРА — ЭТО ЗАСТЫВШАЯ 3D ПЕЧАТЬ. КАК В XXI ВЕКЕ ЭФЕМЕРНЫЕ ОБРАЗЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ГРУБУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Веб-резиденция профессионального дизайна
05.09.2014
В последнее время вести об использовании технологии 3d принтинга приходят со всех сторон. Легче упомянуть где не используется 3d печать, чем перечислять примеры.


 
Однако, если ранее размеры печатаемых предметов были достаточно скромные, будь-то 3d платье или вкусняшка из шоколада, то сейчас технологии 3d печати вовсю осваивают объекты, размером с дом. Собственно говоря, о применении 3d принтера для постройки дома мы и поговорим с Андреем Руденко, который распечатал себе из бетона небольшой замок.


 
Александр Линецкий: Андрей, пару слов о себе для знакомства. Где живете, откуда приехали, где учились — все что сочтете нужным сказать.
Андрей Руденко: Родился и большую часть творческой жизни прожил в России. Занимался строительством, эксклюзивной отделкой,  сотрудничая с архитектурными компаниями. Однажды понял, что не хватает знаний и поехал смотреть мир. Учился  в США на architectural technology и много лет работаю контрактором, занимаюсь дизайном.


 
А.Л.: Андрей, как Вам пришла в голову такая идея? Если к 3d печати более скромных по размеру объектов публика уже худо-бедно привыкла, то объекты таких размеров, пока не рядовое явление.
А.Р.: Не стоит ограничивать свою фантазию! А если серьезно, то я всю жизнь  интересовался различными технологиями  в разных странах, и, видимо, просто сложился паах,,,меня осенило - я понял, что нужно работать в этом направлении: создавать большой принтер . Вокруг огромное количество крупногабаритной техники. Разве башенный кран проще устроен? Или трактор… Это вопрос больше психологических барьеров. Не исключено, что через 10 лет будет принтер еще большего размера, который будет печатать и большие здания. Технически его создать можно и он довольно быстро окупится.
 
А.Л.: Кстати, для справки, каковы габариты Вашего дворца?
А.Р.: Максимально возможные размеры, которых я должен был придерживаться: 3 на 5 метров. По высоте, честно сказать, я даже превысил норму.
 
А.Л.: Для того, чтобы создать объект таких размеров без привлечения сторонних инвестиций, нужно обладать определенными компетенциями. Кто Вы по профессии?
А.Р.: Здесь больше значение имеет какие у меня по жизни были хобби.  Я с детства занимался электроникой, ремонтом всякой бытовой техники и автомобилей. Все это очень пригодилась. А также я четко представлял цель — просто нужно было дойти до конца. Было довольно сложно пару раз. Я в отчаянии уже собирался бросить эту затею. Но все таки я довёл это до конца. Безусловно важно, что мне приходилось много работать с цементом. Без этих знаний я, пожалуй, не завершил бы начатое. В сущности, я один выполнил работу, которая по объему  больше подходит большой серьезной компании.


 
А.Л.: Еще вопрос, связанный с предыдущим: есть ли у Вас команда или Вы все делаете собственноручно?
А.Р.: В начале, когда я только предлагал эту идею, ни один человек не поверил в то, что это можно реализовать. Даже мои самые близкие друзья, в лучшем случае, улыбались. Поэтому пришлось все делать самому. Сейчас я формирую команду, подбираю людей, поскольку предстоит очень много работы. И не только по созданию принтера и по организации всего процесса. Сейчас ко мне обращается довольно много людей, желая использовать эту технологию в  самых разных странах.
 
А.Л.: Какова Ваша цель? Построить бизнес на основе этой технологии или продвинуть идею в массы и заняться чем-то новым, а может что-то ещё?
А.Р.: В первую очередь продвинуть эту технологию. поскольку проработав всю жизнь на стройке, я не понаслышке знаю, насколько это тяжелый труд. Я просто не имею права утаивать технологию, пытаясь только сделать на этом деньги. Бизнес - это уже следствие.
 
А.Л.: Сколько времени у Вас ушло на постройку принтера?
А.Р.: В целом, около двух лет.


 
А.Л.: Вы проектировали его самостоятельно или кто-то помогал?
А.Р.: 99 процентов сам, но многое подсказали на форумах, где я активно обсуждал эту идею. Форумы —  это единственное место, где такие же безумцы могут тебя поддержать.
 
А.Л.: Элементная база устройства американская? Или есть и импортные узлы?
А.Р.: В основном, все китайское. По крайней мере, так было в первых прототипах. Но сейчас я перехожу к более надежным, и намного более дорогим, американским частям, поскольку это уже серьезная машина.  Крайне неприятно, если происходит сбой, характерный для китайских запчастей.
 


А.Л.: Судя по фотографиям, Вы печатали свой дворец отдельными блоками а затем собирали. И я где-то прочёл, что Вы считаете, что такой подход не оптимален из-за проблем со сборкой. Но если печатать всё целиком, то возникают вопросы с масштабированием самого печатного устройства. Ведь так?
А.Р.:  Сейчас идет  стадия экспериментов и накопления опыта и в этой модели замка я не решился печатать все полностью  из за того, что на большой высоте происходит раскачивание. Принтер подвержен качению под воздействием ветра. В следующей модели я собираюсь печатать все полностью. Размер принтера просто нужно будет делать с запасом. Я собираюсь печатать внутри здания кроме перегородок, некоторые  небольшие узлы, такие, например, как кронштейны,  которые можно смонтировать после распечатки здания.
 
А.Л.: В истории цивилизации не раз бывало, что прорывные технологии не сразу преодолевали инерцию мышления не то что потребителя, но и предпринимателя, промышленника, архитектора и т.д. — «человека создающего». (Например, первые автомобили были теми же каретами, только что без лошади. Т.е. силовой агрегат поменялся кардинально, а сама тележка — нет. В архитектуре, применение стали и бетона привело к принципиально новым формообразованиям, не связанным с многовековой традицией складывания зданий из кирпича или камня). Что предлагает технология 3d печати архитектору? Полную свободу?
А.Р.: Это, скорее, еще одна степень свободы. Хотя, на самом деле, здесь параллельно идут два процесса: первое - это качественные изменения самого процесса строительства, второе - это то, что между архитектором и конечным заказчиком исчезают лишнее посредники из за которых, временами, архитектор не мог выполнить задуманное.  Зная хорошо особенности этой методики, архитектору не нужно лишний раз переспрашивать каждую отдельную бригаду, могут ли они сделать то, что спроектировано. Те, кто делал проекты и пытался их реализовывать,  прекрасно знает, сколько головной боли из за не совсем профессиональных действий строителей. Из-за ошибок в процессе строительства, иногда начальная идея полностью погибает. Также очень важно, что принтер печатает абсолютно точно, с погрешностью не более 1 миллиметра. Иначе говоря, уже в процессе проектирования, еще даже не начиная стройку, уже можно заказывать, например, мебель. В моей практике была масса случаев, когда из за погрешностей в строительстве, приходилось подпиливать часть дорогой мебели. Также важный момент, что как наружные, так и внутренние стены и часть интерьера - все это печатается одновременно. Та же лестница (не считая, разумеется, самих ступеней), камин и многое другое. То, что архитекторам и дизайнерам еще предстоит придумать.


 
А.Л.: Я думаю, что будь бы жив Антонио Гауди, он бы оценил эту технологию по достоинству. Он-то строил Sagrada Família и другие свои объекты в столь необычных пластических формах, что они поражают воображение до сих пор. Это было сложно, необъяснимо, непривычно, поперёк существующим технологиям. А теперь большущий 3d принтер напечатает все, что угодно, была бы 3d модель. Зачем прямые линии, если они более не обусловлены технологией? В природе ведь нет абсолютно прямых линий. Так зачем их создавать искусственно, если возможно напечатать все — хоть соты, хоть ячеистые структуры, хоть мембраны?
А.Р.: Гауди был тем редким человеком который сочетал в себе и способности создавать что-то необычное и обладал великолепным знаниями материала. Главное для меня, чтобы не закончить так же печально, как он. Насколько я помню, он  задумался и попал под трамвай. Если говорить о возможностях принтера, то чтобы создавать органичные и гармоничные проекты всегда хорошо сочетать прямые и пластичные формы. Принтер способен это делать. Он печатает абсолютно ровные линии, а также любые криволинейные поверхности, заданные файлом. И все это с очень высокой точностью.
 
А.Л.: Человек очень восприимчив к форме. Это очень хорошо видно на примере современных автомобилей. Каждый выбирает себе что-то близкое и приемлемое из огромного скопища форм. Чем дом хуже? Легко представить себе напечатанный дом без единой прямой линии и прямого угла, со сложными сплайновыми поверхностями, с любым рельефным орнаментом, с многомерным нелинейным пространством внутри. Как Вы считаете, перевернет ли 3d печать представление человека о том, каким должен быть дом? Родится ли новый архитектурный стиль?
А.Р.: Я абсолютно уверен что в течение ближайших лет мы увидим появление совершенно нового архитектурного стиля. Ведь сложные геометрические формы принтер печатает за такое же количество времени, что и прямые стены. То есть, стоимость строительства отныне, не зависит от конфигурации здания.


 
А.Л.: Каким путём двинется «печатная архитектура»: путём печати всего архитектурного объекта целиком, и если да, то есть ли ограничения по размерам? (Тут, наверное, уместно вспомнить «скользящую опалубку», но, как бы, на новом витке развития. Принтер печатает дом слоями снизу вверх, постепенно перемещаясь от фундамента к крыше по специальным направляющим)
А.Р.: Ограничения по размерам первое время будет основной трудностью. Но уже сейчас я работаю над тем, чтобы соединить несколько принтеров работающих совместно. Это достаточно просто, необходимо всего лишь разработать новое программное обеспечение. Также я работаю над принтером, способным печатать многоэтажные здания и здесь вполне уместно сравнение со скользящей опалубкой. Моя идея состоит в том, что принтер печатает опалубку, которая затем заполняются любыми  материалами. Но основное отличие от существующей технологии скользящей опалубки в том, что напечатанные стены сами по себе уже являются декором и не требуют дополнительной отделки.
 
А.Л.: А может, всё же, не стоит списывать со счетов печать архитектурных элементов? Можно же печатать собираемые модули любой сложной формы. Даже сферу можно разложить на составные элементы, смоделировать, отпечатать и потом собрать. Не говоря уже о цилиндрах. Не говоря уже о том, что одинаковые модули можно собрать по-разному и получить большое разнообразие форм. Все эти bricks или cells 21 века могут быть сколь угодно сложной формы, содержать в себе технические полости, скажем, для теплоизоляционного материала, воздуховодов и вентиляции, электрических каналов и прочей инженерии.
А.Р.: Да, полностью согласен, хотя сейчас основная задача для меня — это напечатать дом целиком. Я параллельно провожу эксперименты по печати одновременно внутри дома, например, интересной формы перемычки над окнами и дверями. Несомненно, не стоит отказываться от элементов, из которых можно собрать, допустим, крышу, но все же надо стараться напечатать на месте как можно больше.  Ведь печать любого отдельного элемента означает дополнительное время на сушку. Цементный раствор застывает несколько дней, вы не можете его перемещать. И это все равно дополнительные затраты людской силы и времени, а люди, как известно, склонны совершать ошибки. Банально могут отпечатанный элемент уронить.
 


А.Л.: Появление технологии 3d печати крупных форм — это хорошая новость не только для архитекторов, но и для дизайнеров и художников. Что такое создать оригинальную форму в парадигме существующей скульптурной практики? Это создание мастер-модели из пластилина или глины, это отливка контр-формы, это получение модели для литья или гальваники, это обработка отливки/гальваноформы — долгий и нудный процесс. При наличии же принтера для больших объектов, художнику только и остается — создать компьютерную модель своего шедевра (причём, кто-то уже может это делать непосредственно в программной среде, а кто не может — отсканирует глиняную модель, созданную ручками по-старинке). В этой связи — вопрос:  каковы возможности Вашей технологии печати в смысле чистоты поверхности? (сейчас бетон укладывался слоями высотой 10мм и шириной 30мм).



А.Р.: Для меня последовательность такая: сначала я рисую просто набросок , создается первая компьютерная модель и сразу же за пару часов распечатывается на обычно маленьком принтере и на ней  проверяются все ошибки. в дальнейшем делается 2 уже более совершенная модель и показываются заказчику так сказать точная копия того что будет построено в большом масштабе . качество печати непосредственно цементным раствором достаточно высокая для того чтобы это здание выглядела очень ровным и красивым на расстоянии. я не вижу особого смысла делать дополнительное покрытие хотя в будущем я собираюсь добавить шлифующее устройство чтобы поверхность была гладкая полосчатая наподобие камня/ песчаника но это дело будущего
 
А.Л.: Для чёткой формы нужна не только чистая поверхность, но и возможность получать мелкие детали. Как быть с этим? Сменные, разные по размеру сопла? Для крупных деталей — побольше, для мелких — поменьше.
А.Р.: Да, я сейчас экспериментирую со сменными соплами, а также с изменением высоты слоя но нужно помнить, что все эти здания в первую очередь должны хорошо смотреться с расстояния.
 
А.Л.: Можно ли эффективно красить бетонную смесь в массе?
А.Р.: Можно подкрашивать и я хотел бы получить полосчатую  поверхность с различными оттенками так же мне интересно запрограммировать чтобы получался какой то рисунок но все равно это полутона. Яркой поверхности таким образом не получить. При большом количестве красителя характеристики цементной массы начинает меняться.


 
А.Л.: Планируете ли Вы продолжать работать над печатным составом? Всё-таки 21 век на дворе, появилось огромное количество новых материалов, с невиданными ранее свойствами.
А.Р.: Этот процесс бесконечен и еще многие годы будут совершенствоваться и изменяться состав но то что я добился сейчас это уже неплохо работает.
 
А.Л.: Если сочтёте вопрос бестактным, просто не отвечайте: в какую сумму обойдётся энтузиасту постройка такого принтера у себя на заднем дворе?
А.Р.: Я начинал с того, что использовал самые простые дешевые детали, но практика показала, что для строительства дома необходимо использовать самые дорогие мощные моторы и самую лучшую надежную электронику.  Очень обидно, если в середине процесса что-то портится и вы должны остановиться на несколько дней (как у меня было). Также нужно понимать, что принтер — это почти целый завод, в состав которого входит много элементов, таких, как специальные миксеры, бетономешалки, помпы и ещё много чего. Поэтому сделать дешевый принтер не получится. По моим подсчетам, стоимость принтера вместе со всеми составляющими обойдется в $50 000-100 000. При наличии заказов такой принтер довольно быстро окупится. Также я работаю сейчас над упрощенной версией принтера, которая будет стоить намного меньше.
 
А.Л.: Готовы ли Вы делиться своими знаниями и опытом с другими энтузиастами или планируете монетизировать технологию?
А.Р.: Для меня сейчас главная задача -  запустить процесс использования этих принтеров. Как только я построю первый дом, чтобы показать возможности этой технологии, я планирую сделать open source.  Я не буду скрывать эти знания, а наоборот, хотел бы как можно шире их распространить. Я уверен, что эта технология более прогрессивная, чем многие классические. Собрать такой принтер достаточно сложно, так что я сейчас создаю компанию и веду переговоры в разных странах для открытия филиалов. Я нацелен, в первую очередь, на распространение технологии и широкое сотрудничество. Безусловно, мне хотелось бы развивать эту технологию и в России.


 
А.Л.: Возможно, Вы планируете создать сообщество вокруг этой технологии? Где дизайнеры могли бы выкладывать свои 3d модели, химики — волшебные рецептуру новых материалов для печати, техники — усовершенствованные шаговые двигатели для принтера, программеры — новый софт.
А.Р.: Именно этим я и занимаюсь сейчас. Я пытаюсь организовать  филиалы компании, как уже говорил, но сообщество нужно, чтобы концентрировать знания, использовать накопленный всеми вместе опыт. Мне не интересен вариант, где отношения строятся только на деньгах. Мне гораздо интереснее сотрудничать с творческим коллективом единомышленников.
 
А.Л.: Думая о поиске инвестиций, Вы держите в голове венчурных капиталистов или краудфандинг, типа Кикстартера?
А.Р.: Сейчас уже  пройден самый сложный этап, когда мне нужны были инвесторы. Основная часть работы,  связанная с разработкой сделана и есть готовый рабочий образец. На данный момент мне более интересны уже реальные клиенты, желающие построить дом. По поводу Кикстартера я неоднократно думал. Есть идеи как реализовать это через kickstarter, но пока я его придерживаю. Надеюсь осуществить другой проект в будущем, поскольку есть весьма интересная идея.


 
А.Л.: Цитируя О.Бендера, задам Вам тот же вопрос: — «Сколько Вам нужно денег для полного счастья?» (Для реализации проекта печати настоящего жилого дома)
А.Р.: Здесь все зависит от того, каков будет этот дом: большой или маленький, красивый, обычный или необычный, а также и от места, где он будет построен. Если у меня были абсолютно свободные деньги, то я бы конечно построил что-то абсолютно необычное, знаковое, в хорошем месте. Чтобы это здание стало символом новой эпохи в строительстве. Как обычно, первые образцы новой технологии обходятся очень дорого.  Первые сотовые телефоны, как мы помним, были дороже хорошего автомобиля. Тоже самое будет происходить и с этой технологией. Для реализации моего первого дома мечты нужно полтора миллиона долларов. В дальнейшем, буквально следующий дом, будет стоить уже намного дешевле. А какой-нибудь 20-ый дом по себестоимости будет дешевле чем постройка обычного дома.


 
А.Л.: Немного о юридической стороне дела: как известно, архитектурно-строительная деятельность лицензируется. Но Вы ведь предлагаете не строить дом, а печатать. Вам и Вашим последователям понадобится строительная лицензия?
А.Р.: Это самая большая сложность на сегодняшний день. Именно потому что в США очень жесткие законы по поводу строительства. Поэтому я и рассматриваю сейчас разные варианты в других странах. Самое интересное, что в России реализовать подобный проект было бы легче: так как часть технологий, используемых в проекте, основана на российских разработках.   В некоторых вопросах, касающихся строительства, Россия, как то незаметно для себя, обошла другие страны. Но пока я об этом не хотел бы говорить.


 
А.Л.:  Всем известно, что недвижимость растёт в цене из года в год, являясь прекрасным объектом вложения капитала. При этом любому здравомыслящему человеку понятно, что цены — спекулятивные. В том числе и потому, что строительство жилья — это действо, далёкое от индивидуальной деятельности. (Можно, конечно, и сруб своими руками сваять, но мы сейчас не об этом). И вот, появляется возможность, с помощью 3d печати самостоятельно отпечатать себе дом. По собственному проекту. Единственный и неповторимый. Вы не обрушите рынок жилья ненароком?
А.Р.: Сейчас на основе новой технологической волны многое будет переформатировано. Мне, в некотором смысле, повезло с тем, что я оказался впереди. Но независимо от этого, все равно появятся другие изобретатели с подобной технологией. В любом случае, в строительстве грядут изменения. Я уверен, тем не менее, что цены на недвижимость из-за этого не рухнут. В целом, для индивидуальных застройщиков получится строить дешевле. Если говорить о рабочих местах, то при возможности быстрого возведения стен, рабочая сила довольно быстро перетечет в сферу отделки. Возможно, это тот пресловутый локомотив, который вытянет экономику и России и других стран из серьезного кризиса. Посмотрим.


 
А.Л.: Катаклизмы сопровождают человечество на протяжении всего его существования. Люди в одночасье могут остаться без крова над головой. Восстановление жилья или, тем более, постройка нового — не самый быстрый процесс. И тут может пригодиться 3d печать по Вашему методу. Думаете ли Вы развивать специально это направление? Есть же понятие «медицина катастроф», по аналогии может быть и «архитектура катастроф» — быстровозводимое, дешёвое жилье для бездомных.
А.Р.: Я сейчас развиваю эту методику по трем направлениям:
  1. это возможность постройки красивых домов необычной формы за те же самые финансы
  2. постройка недорогого жилья. здесь я ориентируюсь на тот самый пресловутый материнский капитал. Я уверен что возможно построить основную часть на эти деньги.
  3. строительство домов на склонах там где обычными методами строить сложно.
Если говорить о быстровозводимом жилье в регионе катастрофы, то здесь я был бы осторожен в прогнозах. Для этой технологии необходимо нормальная температура воздуха, а катастрофы, как правило, случаются в  самое неподходящее время. Возможно, через 10 лет, когда технология будет доведена до совершенства, это будет возможно. В ближайшие несколько лет я бы больше ориентировался на спокойное строительство в благоприятных условиях, в  благоприятном климате. Ко мне обращались с предложением о сотрудничестве военные, чтобы разработать систему быстрого возведения строений. Я отказался. Во-первых, по причине пацифистского мировоззрения, во-вторых, по причине недостаточной обкатанности технологии.


 
А.Л.: Есть ли у Вас хотя бы примерное понимание по соотношению затрат на постройку сопоставимых по габаритам домов, полученных традиционным методом и методом 3d печати? Можно отказаться от каменщиков, это значит  минус их зарплата. Но все равно, понадобятся операторы, техники… И всё же, оценочно, напечатанный дом дешевле или дороже построенного?
А.Р.: Получается намного дешевле. Настолько, что когда я посчитал, то меня это поразило. Но это ведь разговор, в основном, о стенах.  Но стоимость фундамента, проводов, крыши, полов — все это никто не отменял.


 
А.Л.: Что должно произойти, чтобы Андрей Руденко воскликнул: — «Всё получилось!»
А.Р.: Когда закончил печать замка — было ощущение счастья! Это длилось не более пяти минут. Затем я пошел делать чертежи следующего принтера. Вероятно, следующий построенный дом, который будет считаться настоящим домом, будет уже большой победой. Зная сколько трудностей впереди... Есть у меня небольшая мечта  — напечатать что-то, типа ласточкина гнезда, где-нибудь в Сочи. Чтобы ее реализовать, я сейчас работаю над проектом принтера, способного печатать на склонах.

http://youtu.be/2eNp6q35uRo


Связаться с автором:
totalkustom.com
rudenko952@gmail.com



 




Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера технологии АРХИТЕКТУРА — ЭТО ЗАСТЫВШАЯ 3D ПЕЧАТЬ. КАК В XXI ВЕКЕ ЭФЕМЕРНЫЕ ОБРАЗЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ГРУБУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Яндекс.Метрика