авторы компании
Хитов:
7097
Промдизайн
Хитов:
8888
Хитов:
5860
Графический дизайн

 


КАК ВЫРАСТИТЬ СТУЛ?

Маргарита Алексеевна Морозова
11.07.2012
В процессе развития, который занял 4 года, французские дизайнеры Ронан и Эрван Буруллек работали с компанией Vitra над созданием универсального стула для использования как в помещении, так и на улице. Силуэт стула Vegetal как будто позаимствован у природы.

alt

 Начало этому проекту было положено созданием Algues (2004) - пластиковых веток, из которых можно сплести необычные структуры, представляющие собой в некоторой степени искусственную природу. Эти "водоросли" были придуманы братьями Буруллек для декоративного оформления и зонирования пространства. Собранные вместе, они образуют трехмерные занавесы, с помощью которых можно функционально зонировать помещение.

alt
alt
Братья Буруллек задались вопросом: можно ли сделать стул в том же духе? может ли природа научить нас создавать объекты? и можем ли мы доставлять людям (пользователям) такое же удовольствие, как это делает природа, через объекты промышленного дизайна?
Изначально вдохновение на осуществление этого проекта возникло из исторических садов 20 века, где молодые деревья вырастали в структуры, напоминающие мебель, благодаря особой длительной работе и тщательно продуманной обрезке ветвей.
Кроме того, источником вдохновения для стула Vegetal послужили арбоскульптуры американского садовника Акселя Эрландсона, который в 1940-е гг. управлял ростом небольших деревьев посредством анастомоза (с помощью специальных приспособлений он придавал деревьям во время роста стволов самые разные формы) и создавал "живые" стулья и скульптуры
alt

 Первые эскизы и модели, сделанные Буруллеками в процессе работы над Vegetal, изображают структуру, которая вырастает из четырех стволов в целую сетку из веток, которые формируют своего рода корзину. Веточки поддерживают тело сидящего, а просветы между ними делают кресло более прозрачным и оставляют место для ножек второго стула, чтобы их можно было поставить друг на друга.

© Ronan et Erwan Bouroullec  

Другая форма природного вдохновения просматривается в работах Гектора Гимара, который в 1900-е гг. использовал растительные мотивы в мебели и металлическом оформлении входов в парижское метро. В созданных примерно в то же время креслах Гауди, изготовленных для Casa Calvet, подлокотники и ножки вырастают прямо из сидения.

alt
alt
 
В создании большей части мебели, навеянной природой, используются натуральные материалы (за исключением работ Гимара), но проект Буруллеков с самого начала создавался с использованием пластика - искусственного, созданного человеком материала. Кресло такого типа могло быть изготовлено только из пластика, если, конечно, его производство быть поставлено на поток. Станет ли пластик и идея использования природы как модели одним из тех противоречий, которые стремятся разрушить направленность проекта и лишить его смысла? Проект братьев Буруллек Algues успешно справился с этой задачей. Стул же должен был пойти дальше в своем развитии, в направлении противоположном их изначально крайне натуралистичному подходу.

Очевидно, использование технологии формовки пластика под давлением было бы самым правильным для создания таких сложных структур за разумную цену. Другим преимуществом пластика является то, что кресло может использоваться как в помещении, так и на улице. Правильно применяющийся пластик может стать креслом, которое будет очень крепким и прочным. Так или иначе главной задачей было использовать природу как модель для создания объекта, который будет удобным, производиться и реализовываться за разумную цену. Литье под давлением зависит от продуманности формы. Как создать форму, шаблон, с помощью которой можно было бы изготовить cразу и ножки, и сиденье?

Литье обычного сиденья стула на сегодняшний день выглядит достаточно простым, но у Vegetal  не просто сиденье - это трехмерная структура, каждый элемент которой должен быть сформирован таким образом, чтобы его можно было легко извлечь из формы. Проект был значительно усовершенствован благодаря этим критериям реалистичности. Он стал более абстрактным, ветки стали более плоскими, чтобы повысить уровень комфорта, и переплетения стали еще более густыми (все по той же причине). Кресла должны составляться в стопки, и это требование сделало проект еще более сложным. Также должны были быть выполнены основные требования производителя - компании Vitra - к устойчивости и безопасности.

alt

Буруллеки испробовали различные решения в многочисленных эскизах, некоторые из которых напоминали графические работы американского художника Терри Винтерса, который также был заинтересован в построении конструкций природного типа. Наиболее многообещающие предложения были затем преобразованы в трехмерные модели. 

alt
alt

Диалог между дизайнерами и техническими специалистами компании Vitra, в частности со специалистом по компьютерному проектированию Томасом Билингом, продолжался на протяжении долгих месяцев. 
Передние ножки стали частью сиденья-«корзины», в то время как задние ножки крепятся отдельно. Отверстия в «корзине» не упорядочены в какой-то декоративный узор, они образуются после того, как плетеная конструкция из прутьев сформирована для поддержки и удобства пользователя.

В связи с тем, что прутья стали плоскими, а также в связи с необходимостью укрепления конструкции, понадобились реечки или ребра на спинке – это еще один конструктивный прием, позаимствованный у природы, такой же как в структуре листьев.

altalt
 
alt  
 
alt

alt 
 
То, что сегодня стул в конечном итоге выглядит «натуральным», созданным без особых усилий, - это результат большой работы. Подобно тому, как представление в цирке, которое кажется таким простым, требует значительной подготовительной работы. Эгон Браунинг, на протяжении нескольких десятилетий заведующий отделом разработки продуктов компании Vitra, говорит, что с технической точки зрения это был самый требовательный проект по изготовлению кресла, которым Vitra когда-либо приходилось заниматься, и он, конечно, стал самым сложным в истории мебельного дизайна.

Для реализации блестящей инновационной концепции, которая была у дизайнеров на уме, потребовалось активное сотрудничество с компанией Vitra. Сложные формы, подобные этим, могли получиться только, когда дизайнер и производитель посвящают себя поиску исключительного решения, не подвергаясь давлению времени. Результатом стал изысканный стул, который очень удобен, устойчив и изготовлен из прочного литого армированного волокном полиамида.

alt 
 
Буруллеки – не единственные дизайнеры, которые создают объекты, вдохновляясь природой. Природа вдохновляла дизайнеров, архитекторов и художников на разных этапах истории, но эта тема оказывается крайне актуальной и сегодня. Подход Буруллеков, тем не менее, довольно специфичен. В большинстве случаев внешний вид природных явлений репродуцируется, в основном в качестве орнамента. Буруллеки же более заинтересованы в природных принципах роста. Но, безусловно, в противопоставление природной эволюции, у которой нет никаких дизайнеров (если только вы не верите в теорию Дарвина), тот факт, что они дизайнеры, влечет за собой появление чего-то отличного от природы - искусственную природу.
Источники: www.vitra.com, www.bouroullec.com

 
 Страница VITRA DESIGN MUSEUM в справочнике    ПОЛИГОН  






Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера технологии КАК ВЫРАСТИТЬ СТУЛ?

Яндекс.Метрика