авторы компании
Хитов:
12512
Хитов:
7294
Дизайн интерьеров
Хитов:
10251
Графический дизайн

 


JEAN PROUVE. ПОЭТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Веб-резиденция профессионального дизайна | Конкурсы
05.07.2011

Творчество Жана Пруве недостаточно известно в широких кругах, но значение его наследия сложно переоценить. Именно он заложил основы нового архитектурного направления High-Tech (Хай-Тек). Будучи человеком сдержанным и скромным, как в частной, так и в профессиональной жизни, Пруве, тем не менее, оказал большое влияние на таких архитекторов, как сэр Норман Фостер и Жан Нувэль.

Jean Prouv
Жан Пруве

Он родился в 1901 году в Париже. Мать Мария Душамель была пианисткой. Его отец Виктор Пруве был живописцем и принадлежал к объединению «Нансийская школа» (относящейся к общему направлению Aрт-нуво), основателем которой был реформатор художественного стекла Эмиль Галле, крестный отец Жана Пруве. Целью Школы Нанси было свести воедино такие различные сферы деятельности, как промышленность и творчество — живописцев, художников стекла, архитекторов и мебельщиков — для того, чтобы на свет появлялись высокохудожественные изделия. Вслед за Галле руководителем этой группы стал отец будущего конструктора.

Jean Prouv
Виктор Пруве. Портрет Эмиля Галле

Стремление найти путь для совместного сотрудничества художников и промышленности было актуально и для Жана Пруве. В течение всей своей профессиональной жизни он старался последовательно реализовывать поставленную цель.


Проект жилого дома. Piet Mondrian + Jean Prouve

Его профессиональную деятельность можно условно разделить на два периода:

Первый: 30 лет в Нанси, с 1924 по 1955 гг., деятельность в трех мастерских, следующих одна за другой:
  •  1924 - 1930гг. — художественная кузнечная мастерская «Ferronnier d'art» на улице Custines;
  •  1931г. — основание первого производства «Ателье Жана Пруве» как своего рода филиал мастерских;
  •  1947 – 1955гг. — переезд в промышленную зону одного из пригородов Нанси, Максивилль


Второй: 30 лет в Париже, с 1956 по 1983 гг..
Жан Пруве не имеет собственных мастерских, но отвечает за конструкторское бюро, которое выполняет крупные заказы для промышленности. Одновременно он работает над собственными проектами.

Во время своего обучения как художник по металлу и скульптор Пруве изучил также обработку стали, которую начали активно применять последователи движения «mouvement moderne». Жан Пруве хорошо представлял, каким образом металлу «придается форма». В этом он был признанным мастером не только в своей стране, но во всем мире. Признанный гений металлоконструкций Пруве стремился привнести в архитектуру индустриальные элементы, тем самым заложив основы хайтека.

Jean ProuvЖан Пруве.Тропический домик.1951

Собранный из металлических пластин с многочисленными круглыми окошками, «Тропический дом» покоится на массивных бетонных сваях, призванных уберечь жилище от влаги тропиков. «Это идеальное жилище для тропического климата. Дом сделан из экологически чистых материалов, воздух свободно циркулирует в нем, делая его настоящей «машиной" для жизни» — отмечает владелец дома Андре Балаз.
Задачей архитектора было создать такой дом, который бы органично вписывался в окружающий пейзаж. Дом очень элегантен, при том, что у Пруве был весьма практичный подход в архитектуре. Здесь все сделано для удобства, при том, что сам фасад, несмотря на свою необычность, по задумке архитектора должен был гармонично вписываться в окружающую среду.

Jean Prouv В Ателье Жана Пруве

С 1924 по 1955 гг. в период работы в своем Ателье Жан Пруве разработал специальный подход — инструмент, гарантировавший ему платформу для постоянной инновации. Точнее сказать, сами его мастерские и явились тем инструментом, который обеспечил конструктору возможность найти прямой путь между проектом, разработкой и реализацией и дали возможность конструктору использовать новейшее оборудование.

Jean Prouv
Жан Пруве. Кожаные кресла Cite, кресла Antony.

Jean Prouv
Жан Пруве. Стулья Standard.

В те года творческий подход играл важную роль при проектировании и изготовлении мебели из стального листа для публичных помещени — студенческих общежитий, школ и бюро, и тем более при производстве строительных элементов, особенно, пространственных конструкций. Для Жана Пруве не было различия, конструирует он мебель или здания, инженерный подход был общим.

Jean Prouv

 

Tabouret Solvay
Жан Пруве. Tabouret Solvay,1941.

В начале карьеры Жан Пруве познакомился с архитектором Робером Малле-Стивенсом, известным  модернистом, который дал ему полную свободу при проектировании двери для жилого дома на улице Docteur Blanche в Париже (1927). Наличие общих творческих принципов привело к тому, что в 1929 году оба приняли участие в основании художственного объединения «Союз современных художников» и стали его членами.

Jean Prouv Жан Пруве. Maison du Peuple (Народный дом) в Клиши,1939

В 1937 году Жан Пруве разработал первый навесной (не несущий) фасад из металла для дома Maison du Peuple (Народный дом) в Клиши, что позволило отодвинуть фасад от несущей стены. Только структура осталась несущей, на которую могли быть «повешены» подвижные платы фасада. Это изобретение среди прочих заслужило признание Фрэнка Ллойда Райта. В 1983 году здание Maison du Peuple получило статус памятника архитектуры.


Жан Пруве. Кресло Visiteur.1941

Во время Второй мировой войны Жан Пруве работал в своей мастерской (в это время он собирал велосипеды и сконструировал печку «Pyrobal») и одновременно играл одну из важных ролей в Сопротивлении, благодаря чему он стал бургомистром Нанси и был назначен членом Собрания основателей (его имя упоминается в мемуарах генерала де Голля).

Jean ProuvСтулья Жана Пруве в экспозици Музея Дизайна в Витре, Финляндия.

В послевоенное время восстановления экономики деятельность его мастерских играла важную роль как для дизайна мебели, так и для культуры жилья, в целом.

Jean Prouv
Жан Пруве. Cтремянка, дерево и сталь. 1951 г.

Начало 1947 года отмечено бурным развитием сферы производства предметов жилой обстановки. В это время Жан Пруве выпустил свою первую коллекцию мебели. В 1949 году один начальник коммерческого отдела выставил «мебель Жана Пруве» на конкурс для обстановки общественных помещений (в основном, студенческих общежитий).

Жан Пруве. House Mate .1950 г.

За 30 лет Жан Пруве вырос без какой-либо официальной поддержки от чистого художника до производителя мебели и строительных конструкций в промышленных масштабах. Всю прибыль, в первую очередь, он пускал на совершенствование важного для его творчества оборудования. Остаток в качестве премии делился на всех работников фирмы. Фирма никогда не оказывалась на грани банкротства.

Jean ProuvСотрудники фирмы «Мастерские Жана Пруве“. 50-е годы

В начале 1956 года фирма «Мастерские Жана Пруве» были поглощены крупной промышленностью и перестали существовать. Для Жана Пруве конец независимого существования стал двойным ударом. Во-первых, он был поставлен перед необходимостью отвоевывать заново «свое имя, свое образование и свои технические возможности».  Как сказал Ле Корбюзье, «когда у человека отнимают существенное, он старается добиться лучшего, использовать наилучшим образом то, что ему остается». Во-вторых, перенявшая Ателье Жана Пруве фирма Ateliers de Construction Prefabriquee de Maxeville (ACPM) многократно совершала ошибки — и конструкторские, и инновационные. Это доказывает тот факт, что Жан Пруве был высококлассным изобретателем и профессионалом, который всегда выбирал свой собственный путь.


Жан Пруве. du Centenaire de l'Aluminium .1954 г.

Незадолго до потери своей фабрики в Maxeville Пруве получил от Жака Барона, производственного руководителя компании Aluminium Francaise и человека, заслужившего признания своим талантом и заслугами гениального конструктора, заказ на создание конструкции павильона du Centenaire de l'Aluminium — огромного строительного проекта сложной структуры из литого алюминия.


Жан Пруве.  Nobel Tower, Paris - La Defense, 1967

После этого Жан Пруве основал новую фирму в Париже, на этот раз конструкторское бюро «Les Constuctions Jean Prouve». Он разработал и реализовал такие большие строительные проекты, как павильон Evian, школы в Villejuif со структурой, получившей название «костыль», прототип первого «готового дома», а также фасады Национального центра индустрии и техники в Ла Дефанс.

Jean ProuvПавильон Evian. Архитектурный элемент, получивший название «костыль», 1956.

Затем Жан Пруве получил предложение от крупной компании Compagnie Industrielle du Matériel de Transport (CIMT), которая выполняла заказы и при строительстве метро, сформировать для нее конструкторское бюро и возглавить его. Задачей было — занять нишу в производстве металлических конструкций. Жан Пруве принял предложение и в течение последующих 10 лет в качестве руководителя бюро принял участие в разработке различных систем для промышленных зданий, в первую очередь, так называемых «навесных фасадов». В настоящее время эти элементы пользуются повышенным спросом у коллекционеров (отдельные экземпляры находятся в собраниях Центра Помпиду, Cite de l'architecture, MoMA в Нью-Йорке).

Jean ProuvBernard Anthonioz, Jean Prouvé, Eugène Claudius-Petit, Le Corbusier, Ателье35 rue de Sèvres, январь 1964

Одновременно с деятельностью в качестве главы конструкторского бюро в 1957 – 1970 гг. Жан Пруве преподавал дисциплину «Прикладное искусство и ручная работа» в Париже, в Conservatoire National des Arts et Metiers — Национальной консерватории искусств и ремесел. Его занятия пользовались большим успехом, аудитория была неизменно полна. Среди слушателей было немало студентов архитектурных специальностей, чей профессиональный интерес был разбужен благодаря разработкам Пруве и кто хотел выразить свои идеи на чертежной доске. Его кредо как преподавателя было:«То, что не может быть изготовлено, спроектировано не будет».

Jean ProuvThe Center of New Industries and Technologies, Paris - La Defense.

Центр новых производств и технологий ,более известный как ЦНИТ, является одним из первых зданий, построенных в квартале Ла Дефанс в Париже. Начальное строительство здания состоялась в период с 1956 по 1958 год. Его архитекторами были: Роберт Эдуард Камелот, Жан де Майи, Бернард Зехрфусс и Жан Пруве.
Это здание примечательно тем, что в нем находятся самые большие в мире безопорные пролёты внутри замкнутого пространства. Его треугольная структура опирается на три точки, отстоящие на 218 метров друг от друга. Высшая точка крыши находится на высоте более 46 метров над землей. Изготовленное из армированного бетона, с инновационной для своего времени обработкой внутренних рёбер, украшающее собой северную сторону площади La Defense — это одно из наиболее привлекающих взгляд сооружений в современной архитектуре. Внутреннее пространство впечатляет чистыми сводами, почти полностью свободными от колонн и балок, обеспечивающих структурную поддержку — кажется, крыша парит в воздухе.
В 1970 году Жан Пруве был назначен Жоржем Помпиду председателем комиссии по планированию парижского района Плато Бобур (Plateau de Beaubourg), одновременно он стал председателем жюри конкурса на постройку Центра Помпиду.

Jean ProuvЖан Пруве, Мишеля Андро, Пьера Пара́  и Эдана Гювана. Дворец Спорта в Берси. Париж. 1984г. 

По достижении пенсионного возраста, в 69 лет, Пруве покинул компанию CIMT, но не ушел на покой, он открыл свое собственное конструкторское бюро в Париже. У него была небольшая команда, также он сотрудничал с другими архитекторами. Среди его шедевров — фасадные конструкции аэропорта «Ролан Гаррос» на острове Реюньон, аэровокзала французского города Орли и Дворца спорта «Берси» в Париже.В 1980 году им была спроектирована последняя работа - башня-радар на острове Уэссан (Бретань, Франция).

Jean Prouv
Жан Пруве. Выставочный Центр в Гренобле, Германия.1957г.

В 1981 году Жану Пруве была вручена голландская Премия Эразма за вклад в развитие промышленного дизайна. Как выдающаяся личность и высококлассный профессионал Жан Пруве чаще был оценен не в родной Франции, а за рубежом – в Японии, США и Германии.
Жан Пруве умер в 1984 году в своем доме в Нанси.

Jean ProuvРазборный павильон Жана Пруве находился с июля по октябрь 2010 года во дворе Монетного двора Парижа

 Jean Prouv
Жан Пруве и его знаменитые конструкции «Тропического домика» , 50-е годы

 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера имена JEAN PROUVE. ПОЭТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Яндекс.Метрика