авторы компании
Хитов:
5471
Дизайн интерьеров
Хитов:
7046
Теория и педагогика
Хитов:
6280

 


ЖУРНАЛ ПРОЕКТОР. ОПЫТ СЕТЕВОЙ РЕИНКАРНАЦИИ

Веб-резиденция профессионального дизайна
21.06.2010

В 2010 году вышел юбилейный, 10-й номер журнала «Проектор». В честь этого события редакция приняла решение выложить все выпуски журнала (включая пилотный, «нулевой» номер 2007 года) в открытый доступ. Что послужило причиной такого мужественного поступка мы решили выяснить у главного «прожектёра» — прародителя, вдохновителя, главного редактора ии издателя «Проектора» — Мити Харшака.

Александр Линецкий: Митя, скажи, а зачем тебе это надо? Вот выложил ты свои замечательные журналы в открытый доступ — и что?
Митя Харшак: Как это «И что!?» Вот, в первый день, как я выложил свежий номер (№ 2(11) 2010 с черной обложкой), его посмотрели 3645 (прописью: три тысячи шестьсот сорок пять) человек! Это в первый день. И это больше, чем тираж печатной версии. У меня это пока в голове не очень укладывается. Сейчас я жалею только об одном — что не выложил архив журналов раньше. Ведь изначально-то для чего я это делаю — чтобы хорошие люди журнал читали, смотрели, радовались. И тогда на сердце у меня будет покой и в голове просветление. Я всегда считал, что наша профессия публична, что неувиденная людьми работа как-будто не существует. Так и здесь с журналом. Я же до сих пор совершенно безоблачно счастлив каждому отклику читателей, каждому светлому комментарию по журналу. А тут такое увеличение аудитории. Я выложил журналы сразу после майских праздников, и в течение первого месяца по статистике я в два раза перекрыл годовую количественную аудиторию читателей печатной версии. Мне чрезвычайно приятно, что журнал читают. Это значит, что я это делаю не напрасно. 

А.Л.: Каково оно: на собственные средства «сеять разумное, доброе, вечное»?
М.Х.: Когда «сеялка» работает без перерыва, так вообще отлично. Помнишь, в прошлом моем интервью я говорил, что есть две основных стратегии: «зарабатывать деньги, чтобы издавать журнал» и «издавать журнал, чтобы зарабатывать деньги». С тех пор ничего не изменилось. Я по-прежнему стараюсь что-то заработать, чтобы журнал продолжался. А если удается через журнал отбить часть затрат, так это получается такая нечаянная радость. Я до сих пор пока так и не научился «разделять карманы». И на жизнь, и на журнал деньги из одного источника. Может быть, это лишнее доказательство тому, что журнал для меня и есть неотъемлемая часть жизни. Ничуть не менее важная, чем поездка в магазин за едой и вином? Когда студия хорошо зарабатывает, затраты на издание журнала, в общем, относительно незаметны. Когда у студии дела идут хуже, то приходится кряхтеть, тужиться и, зажмурившись, выпускать «Проектор» на последние денежки. Просто тратить деньги на собственные радости это же приятно! Кто-то коллекционирует предметы искусства или покупает дорогие машины. Мое увлечение чуть менее затратное, но радости приносит не меньше, чем какие-то вещественные приобретения. А то и больше. Да, пожалуй, больше. Однозначно!
 
А.Л.: В этой связи, не кажется ли тебе логичным, чтобы такое издание поддерживали городские власти, в лице, например, Комитета по культуре?
М.Х.: Да, давно пора, в самом-то деле! Не понимаю, куда они смотрят. Мне вообще кажется логичным, чтобы мне давали много денег, а я бы занимался любимым делом. Ну, это я иронизирую, конечно. Подобные издания во всем мире получают гранты либо от государственных организаций, либо от частных фондов. У нас в городе есть примеры поддержки культурных проектов в сфере периодики тем же Комитетом по культуре. Но у меня не вчистую Петербургский проект, как по содержанию, так и по распространению. Не знаю, насколько это вообще возможно.
 
Анна Иванова: Мить, а не конец ли это бумажной версии журнала и его реинкарнация в Итернете?
М.Х.: Нее, что-ты. Это новый этап для бумажной версии. Хотя бы потому, что теперь в разы больше людей знают о том, что за журнал «Проектор». Я уверен, что желающих приобрести бумажную версию от появления электронной версии меньше не станет. Просто это совсем разные парадигмы потребления информации. Бумага никуда не денется. Из нее не истребить привкус избранничества. Да, возможно, кому-то удобнее потреблять информацию с экрана. Но все равно скроллинг не сравнится с шелестом страниц и запахом типографской краски. А выход в интернет — это только увеличение аудитории, возможность людям из Штатов, Европы, Китая, Южной Америки, Австралии (да-да, судя по статистике посещений, у меня есть читатели во всех частях Света) перелистать на экране, почитать, посмотреть картинки интересующего их журнала.
 
А.Л.: Не пора ли делать его двуязычным? Аудитория увеличивается не вдвое, а в геометрической прогрессии. У тебя ж в Германии хорошие контакты, насколько я знаю...
М.Х. Ты знаешь, что журнал делается силами более чем компактной редакции. Внутренних ресурсов на билингву у меня нет. Но я не смоневаюсь, что англоязычная версия появится. По крайней мере, такие планы у меня и моих немецких партнеров есть. Только, скорее всего, это будет не двуязычный журнал, а два журнала — один на русском, другой на английском языке.
 
А.И.: Электронный «Проектор» наверняка расширит аудиторию печатной версии, я имею в виду не количество, а категории читаталей: не только дизайнеры-профессионалы, студенты, но и простые обыватели, интересующиеся?
М.Х.: Не исключено, а даже таки очень вероятно, что многие, увидев журнал в сети, заинтересуются печатной версией. Ну, это станет ясно по прошествии годика, я думаю. Сейчас пока еще очень рано делать такие выводы.
 
А.Л.: Я помню, — ты все время твердил, что «Проектор» — не бизнес, а развлечение для ума, для души. И все-таки, не опасаешься того, что перестанут покупать бумажную версию журнала, раз теперь доступен виртуальный?
М.Х.: Нет, не опасаюсь совершенно. Дело в том, что мне не так важны розничные продажи, как охват аудитории. Поэтому я так много дарю журнал. От меня он попадает в руки уж ясное дело хорошим людям. А розница на моих тиражах не столь принципиальна.
 
А.И.: В Сети издатели не так зависят от рекламодателей и прочих «сдерживающих» факторов. Ну, а для редактора журнала это сразу возможность расширить круг освещаемых тем, увеличить объем и т.д. Что-то такое уже намечается?
М.Х.: Пока что онлайн-версия — это точная копия бумажного издания. Просто еще одно воплощение на другом носителе. И для меня пока (может быть, тут я проявляю политическую недальновидность) бумажная версия все равно остается основной, главной. Для качественного онлайн-издания нужны совсем другие ресурсы.
 
А.И.: О чем будет следующий «Проектор»?
М.Х.: Ты удивишься, но ровно о том же, о чем и все предыдущие — о любви!
 
А.Л.: Скажи честно, какую судьбу ты намерял своему «Проектору»?
М.Х.: Пока есть силы и возможности, буду делать. Сейчас я и в самом деле вижу, что не зря все это затеял. Вот, дочке Алиске уже два с половиной года. Пора как-то ее привлекать к издательскому процессу. Ей ведь потом придется быть издателем и главным редактором!

Подсказка: Дорогой читатель!  Это не просто превьюшки обложек журнала  «Проектор». Нажав на картинку, Вы переместитесь в соответствующий год издания. А уж оттуда, собственно, внутрь самого журнала. Приятного просмотра!

 

 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера библиотека ЖУРНАЛ ПРОЕКТОР. ОПЫТ СЕТЕВОЙ РЕИНКАРНАЦИИ

Яндекс.Метрика