авторы компании
Хитов:
9735
Дизайн интерьеров
Хитов:
6032
Дизайн интерьеров
Хитов:
5510
Дизайн моды

 


ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Владимир Владимирович Лаптев
06.09.2013
Обратная сторона салфетки. Да, да, именно так называлась книга Дэна Роэма (Dan Roam) о визуализации проблем и их решений. В основе рассказ автора об обычной салфетке на которой он сделал графический набросок грядущего доклада на конференции. С помощью такой визуализации мысли автора были упорядочены, что помогло блестяще справиться с поставленной задачей.



Издатели Манн, Иванов и Фербер в русском переводе назвали её «Визуальное мышление», что по замыслу более подходит коммерческому успеху проекта. Одновременно с этим ими опубликован труд Нейтана Яу «Искусство визуализации в бизнесе» (в оригинале «Visualize This» — «Визуализируй это»). Хочется воскликнуть: «Лёд тронулся!» — наконец-то начали систематически (будем надеяться) выходить в свет книги по инфографике. Да, это пока что переводные издания, но хочется надеяться, что и наши отечественные авторы не будут обделены вниманием издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Итак, «Визуальное мышление». Тот, кто ждёт серьёзного научного исследования в области инфографики может смело отложить эту книгу в сторону. Её назначение — популяризация изобразительных средств в области бизнеса. Несмотря на узость этого направления тематику приложения визуальных образов можно значительно расширить. Действительно, эта область не может оставаться уделом статистиков, картографов или даже журналистов. Она проникает практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в бизнес. Актуальность этой работы косвенно подтверждается большим количеством изданных за рубежом статей, книг, учебных пособий по инфографике, диктуемых спросом на подобную литературу.

Раскрывая книгу Дэна Роэма, не стоит концентрировать внимание только на управленческом или деловом аспекте применения визуальных идей. Речь идёт не больше не меньше о визуальном мышлении. С первых страниц наши ожидания подтверждаются: скрупулёзно, шаг за шагом автор раскрывает саму суть изображения идей в виде зрительных образов и связей. «Визуальное мышление означает использование преимуществ естественной способности человека видеть — не только посредством глаз, но и мысленно, позволяющей обнаруживать идеи, которые в противном случае остались бы незамеченными; быстро и интуитивно развивать их, а затем доносить до других людей таким образом, чтобы окружающие быстро понимали и принимали их — т. е. популяризировать» (с. 14).

Как следует из названия первой части книги — «Решение проблем путём их визуализации» — речь идёт о применении изобразительных элементов в формировании визуальной картины проблематики, их разделении на шесть категорий, описывается семантика графических образов. Интересен взгляд на этапы процесса визуального мышления. Автор условно оперирует четырьмя категориями: «посмотреть», «увидеть», «вообразить», «показать другим», считая их достаточными для принятия того или иного решения.

Вторая часть рассказывает о правилах и инструментах визуального мышления. Выделение главного и отсев второстепенного, упорядочивание и сортировка, выбор подходящих графических элементов — всё это сопровождается многочисленными примерами и пояснениями, что делает информацию более лёгкой к пониманию и усваиванию. Роэм опирается на шесть вопросов: «Кто/Что», «Как», «Где», «Когда», «Сколько», «Почему/Зачем» — они описывают проблему. Шесть графических ответов «Портрет», «Диаграмма», «Карта», «Временная шкала», «Блок-схема», «График с переменными параметрами» являются её решением.
Третья и четвёртая часть книги отражают популяризацию идей визуального мышления и его практического применения в бизнесе. Следуя по схеме «6 на 6», особое место уделяется графическому описанию групп клиентов, заказчиков, партнёров компании, линейки продуктов и услуг, локализации и позиционированию бизнеса, управленческих и логистических схем, времени действий и т. п.

Ясно, конкретно, понятно, общедоступно — такие характеристики напрашиваются сами собой. Но эти достоинства легко превращаются в существенный недостаток этого издания. С научной точки зрения «Визуальное мышление» можно считать достаточно легковесной книгой, только лишь популяризирующей инфографику в деловых приложениях. Концептуальные вопросы «Что», «Где», «Сколько», «Когда», «Как» уже были заданы и на них получены исчерпывающие ответы. Заинтересованного читателя можно отослать к монографии У. Боумена «Графическое представление информации», вышедшей в русском переводе в 1971 году. Поэтому такой подход «вопрос-ответ» новацией считаться не может.

Тем не менее, эта книга нацелена на более широкую чем научная аудиторию. Она адресована не только бизнесменам, руководителям предприятий или менеджерам среднего звена. Книга будет полезна графическому и информационному дизайнеру, которые найдут ответы на многие вопросы в области инфографики. Научному работнику это поможет графически представить результаты исследования, преподавателю — упорядочить учебный материал, оптимизировать последовательность подачи. А в повседневной жизни научиться быстро оценивать проблему и находить её обоснованное решение может пригодится каждому.

 

Владимир Владимирович Лаптев

Кандидат искусствоведения.
Доцент кафедры инженерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров России с 2007 года.
Автор монографий:
  • «Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий» (три издания 2005, 2007, 2009)
  • «Типографика: порядок и хаос» (2008)
  • «Просто дизайн» (2009)
  • «Макротипографика / Микротипографика» (2011)
  • «Изобразительная статистика. Введение в инфографику» (2012)
  • учебного пособия «История и методология дизайн-проектирования» (2012)
  • более 80 статей в периодических изданиях по теме «Дизайн».



Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера библиотека ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Яндекс.Метрика