авторы компании

 


МОДУЛОР 2009. ИНТЕРВЬЮ ТИМОШЕНКО RENDER.RU

Веб-резиденция профессионального дизайна
16.09.2009

Все меньше времени остается до открытия «Модулора» 2009, а дедлайн, как известно, наступает внезапно. Дабы оградить наших читателей от необходимости принимать поспешные решения, напоминаем, что до окончания приема работ на седьмое биеннале дизайна остается немногим более месяца. Выражая рессурсу RENDER.RU признательность за поддержку проекта, приводим здесь целиком интервью Валерия Тимошенко — бессменного руковолителя  «Модулора».

timoshenco

Автор: Инна Авластимова, Журналист Render.ru

Уважаемые наши читатели и пользователи RENDER.RU, представляем вашему вниманию интервью с заместителем председателя Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, директором Биеннале дизайна «Модулор» и членом Координационного Совета творческих союзов СПб. В этом интервью Валерий расскажет нам о том как, когда и с какой целью было организовано данное событие, как проходили предыдущие выставки, и кто из известных специалистов в мире дизайна посещал Биеннале дизайна «Модулор», а также раскроет тайну состава жюри этого года.
В этом году седьмая петербургская Биеннале дизайна "МОДУЛОР-2009" пройдет с 16 по 22 декабря в центральном выставочном зале «Манеж». Ознакомится с условиями и заполнить заявку на участие можно на сайтах: design-union.ru и designspb.ru.

RENDER.RU: Добрый день, Валерий! Расскажите немного о себе, где учились, кем и где работаете?
Валерий Тимошенко: После окончания Киевского художественно-промышленного училища я был направлен на работу в институт Кибернетики АН Украины в специальное художественно-конструкторское бюро, где участвовал в разработке первой настольной, электронно-счетной машинки. Переехав в Ленинград, работал ведущим дизайнером на оборонном предприятии, которое кроме основной продукции, выпускало товары народного потребления. На этом предприятии мной были разработаны и внедрены серии изделий: радиоприемник «Невский», электротехнические приборы и т.д. Более 20 разработок защищены авторскими свидетельствами на промышленные образцы и патентами на изобретения.
В 1987 г. был делегатом Учредительного Съезда Союза дизайнеров СССР и, принимал участие в создании Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. В настоящее время являюсь заместителем председателя Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, директором Биеннале дизайна «Модулор» и членом Координационного Совета творческих союзов СПб.

R.R: Когда, как и кем было принято решение о необходимости организации Биеннале дизайна «МОДУЛОР»?
В.Т.: В 1997 г. на отчетной конференции, было избрано новое Правление СПб Союза дизайнеров, и каждый член Правления получил свою общественную «нагрузку». Я хотел заниматься выставочной деятельностью, потому что входил в состав оргкомитета проходивших до этого дизайнерских выставок. Первую выставку мы организовали в этом же году и назвали ее «Лучший дизайн». Прошла она в Молодежном зале Мухинского училища. В ней приняли участие больше 80 авторов и студий. Общий метраж выставки составил 900 кв.м. Все было отлично — не удовлетворяло название выставки и мы провели пару конкурсов на название, но не смогли выбрать, ни одного варианта.
И в 1999 г. вторая выставка прошла там же, и с тем же названием. В ней приняли участие более 100 авторов и студий. В этом же году основную часть экспозиции мы привезли в Москву на всероссийскую выставку «Дизайн-99», где выставочная программа «Модулор» была удостоена «Гран-При» — национальной премии в области дизайна «Золотая Виктория».
Третья выставка 2001 г., которая прошла в ЦВЗ «Манеж» уже получила сегодняшнее название: петербургская Биеннале дизайна «Модулор». Предложил эту идею я в честь знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье, который изобрел систему пропорций в архитектуре и назвал ее «Модулор» (золотое сечение). На ней были представлены работы более 150 профессиональных дизайнеров и студентов из СПб, Москвы, Твери и др. городов России. Общий метраж выставки – более 4000 кв.м
В четвертой Биеннале дизайна «Модулор-2003», которая прошла в Выставочном зале музея Этнографии, приняли участие дизайнеры из России, Финляндии, Германии, стран СНГ – всего более 200 участников. Общий метраж выставки 1500 кв.м
Юбилейный (пятый) «Модулор-2005» прошел в ЦВЗ «Манеж» и собрал уже более 250 участников: профессионалы, студенты, студии, профильные учебные заведения. Общий метраж выставки – более 4000 кв.м
Шестая по счету выставка «Модулор-2007» прошла в ВЦ Союза художников – более 1500 кв.м В ней приняли участие дизайнеры из России, Германии, Финляндии, стран СНГ – более 250 участников.

R.R: На Ваш взгляд, чем «Модулор» привлек дизайнеров из стран Европы, ведь у них также проходит не мало дизайнерских выставок? Насколько понимаю, изначально Биеннале не позиционировалась как выставка международного формата. Благодаря чему Биеннале дизайна достигла международной значимости?
В.Т.: Официального статуса «международная» Биеннале не имеет. Есть определенная процедура, которую нужно пройти. А привлекает дизайнеров из стран Европы, очевидно, уровень работ, состав членов жюри (мне кажется, что это основной критерий: «а судьи кто?»), город Санкт-Петербург, не коммерческий подход — т.е. мы не приглашаем ради финансовой выгоды фирмы и предприятия, которые хотят представить объект или продукт низкого уровня качества и дизайна. В Петербурге многие дизайнеры имеют личные контакты с коллегами из зарубежных стран, и они приглашают их к участию. Вот, приблизительно, таким способом распространяется информация о «Модулоре» и желание участвовать или нет.

R.R: Что обычно входит в программу Биеннале и расширяется ли она от события к событию?
В.Т.: С самого начала организации выставок была определена концепция — это отчет творческих секций, по которой осуществляется деятельность Союза. По этим направлениям и проходит конкурс работ на Биеннале: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн интерьера, средовой дизайн, дизайн мебели и оборудования, дизайн моды, арт-дизайн, медиа-дизайн, дизайн-теория, дизайн-педагогика. В рамках выставки-конкурса проходят мастер-классы, творческая конференция: «Время дизайна» 1, 2, 3 …., круглые столы с участием ведущих дизайнеров России, зарубежных стран, а также представителями городских властей и промышленности. Вообще, программа событий, практически, не расширяется. За два года происходит столько событий в мире дизайна, что расширять рамки названного нет смысла, потому что всего не охватить, а то, что демонстрируется и происходит на Биеннале - достаточно для общего представления о сегодняшнем дизайне.

R.R: Какие возможности и горизонты раскрывает выставка перед своими участниками? Встречали ли Вы талантливых людей, которые раскрылись именно на Вашей выставке, и вследствие чего им удалось стремительно продвинуться в карьере?
В.Т.: Каждый дизайнер или любой творческий человек не может «вариться в собственном соку», необходима оценка его творчества коллегами, специалистами, друзьями и т.д. Так, что в первую очередь дизайнеры выставляются, именно, из этих соображений. А если происходит оценка его творчества высококлассным жюри, и номинант получает награду, то, естественно, он получает новый творческий статус. А отсюда новые потенциальные заказчики, различные приглашения и т. д. Свидетелями таких возможностей мы были не раз.

R.R:Расскажите, как все проходит? К примеру, возьмем выставку 2007 года, с чего все начинается и в каком режиме проходит выставка, сколько людей на ней собираются и специалистов каких направлений можно встретить?
В.Т.: Биеннале мы начинаем с подготовки документов для Комитета по культуре, с целью получения субсидий на проведение очередной Биеннале дизайна. Надо сказать, что, начиная с первых выставок, мы всегда их получали. Затем создается Оргкомитет Биеннале, который по традиции, возглавляет Председатель Правления СПб Союза дизайнеров. Оргкомитет состоит из 9-11 человек, которые курируют свои направления: экспозиция, жюри, материально-техническое обеспечение, полиграфическая продукция, реклама и т п. Выставка проходит, обычно, (в зависимости от предоставляемого зала) до двух недель, включая монтаж и демонтаж экспозиции. В первый день - торжественное открытие, куда приглашаются руководители городских властей, руководители творческих Союзов города и России, руководители промышленных предприятий, почетные гости, средства массовой информации, радио и телевидение и, конечно же, участники экспозиции, которые получают официальный каталог выставки. Затем представляется Международное жюри, которое в этот же день знакомится с экспозицией и в течение последующих двух дней должно определить победителей Биеннале дизайна в номинациях. Также в день торжественного открытия происходит показ мод (дефиле). Последующие дни - работа выставки, проведение мастер-классов, круглых столов и т. п.
Закрытие Биеннале - это вручение наград победителям, вручение призов и поощрений от партнеров и спонсоров, а также вручение партнерам и спонсорам дипломов и подарков от Оргкомитета Биеннале дизайна. Завершает торжественное закрытие показ мод (дефиле).
В 2007 г. выставка проходила в ВЦ Союза художников. В ней участвовало более 250 экспонентов из России, стран СНГ, Германии, Англии, Болгарии и Финляндии. В рамках выставки был проведен конкурс работ по категориям: А – профессиональные работы и Б – студенческие работы. Международное жюри, в состав которого входили представители: Германии- Али Ансари, Финляндии-Раймо Расанен, Украины-Олег Векленко, России-Геннадий Вершинин (Тюмень), Сергей Михайлов (Казань), Владимир Музыченко (Москва), Владимир Санжаров, Александр Петров, Галина Габриэль, Илья Елинер (Санкт-Петербург), определило победителей и соискателей «Гран При» - в категории А и приза «Гран Дебют» - категории Б.
Всего было определено 49 призовых мест. Особо жюри выделило разработку социальной темы в номинации «промышленный дизайн»: Серебряный диплом в категории А, получили Нина Курышева и Олег Ариарский (Москва) за проект «Дополнительная мышь для стоп». В категории Б Золотой диплом и диплом «Гран-Дебют» присужден Якуничевой Ксении (Санкт-Петербург) за проект «Умный дом для людей с ограниченными возможностями передвижения». Специальный приз «Гран-При» присужден Мариэтте Эрнестовне Гизе – автору монографии: «Очерки истории художественного конструирования в России ХVII – начала ХХ века»

R.R: Как Вы сказали «судьбы» дизайнеров решает международное жюри. Расскажите, кто в него входит, постоянен ли состав членов жюри от выставки к выставке и как определяется, кто будет в его составе?
В.Т.: Победителей определяет Международное жюри, состав которого не постоянен. В каждой Биеннале происходит ротация его членов, например в 2001 г. членом и председателем жюри был Кендзи Экуан – дизайнер, вице президент GK Design Group, председатель Международной Ассоциации «Дизайн для Мира» (Япония), а в 2003 г. эти же функции исполнял Сотамаа Юрью – архитектор, ректор Университета дизайна и искусства, президент международной ассоциации Cumulus (Финляндия). В 2005 г. членом и председателем жюри был Борис Берлин — дизайнер, фирма KOMPLOT design (Дания).
Жюри формируется из ведущих специалистов (российских и зарубежных) по направлениям: промышленный дизайн, интерьер и т. д. Каждый член жюри в своем направлении готовит представление и выносит на общее заседание, которое и принимает окончательное решение. Протокол заседания жюри является официальным и окончательным документом, подписывается Председателем и членами жюри.

R.R:Расскажите, кто из ведущих специалистов будет представлять жюри Биенале в этом году?
В.Т.: Окончательно состав жюри не сформирован, но предварительное согласие участвовать в нем дали: Раймо Расанен — директор по развитию и руководитель разработки дизайна, продукции группы компаний IKSU (Финляндия); Виктор Брагин — зав.кафедрой дизайна УралГАХА (Екатеринбург); Андрей Пуртов — директор студии ArtGraphics.ru, гл. редактор журнала IDENTITY (Москва); Владимир Санжаров — архитектор, Вице президент Союза дизайнеров России (Санкт-Петербург); Геннадий Вершинин — теоретик дизайна, Вице президент Союза дизайнеров России (Тюмень); Матиас Клаерхут – специалист по предметному дизайну, владелец компании Mathias Claerhouf Furniture (Бельгия); Линда Джуел — профессор, зав.кафедрой ландшафтной архитектуры и средового дизайна в Университете Беркли (Калифорния,.США); Массимилиано Камолетто — дизайнер интерьера, совладелец архитектурного бюро UDA (Италия); Александр Петров — промышленный дизайнер, лауреат международных конкурсов дизайна (Санкт-Петербург).

R.R: Имеются ли ограничения для участников выставки? Каких соблюдений условий достаточно чтобы стать участником Биеннале дизайна «Модулор»?
В.Т.: Никаких ограничений для участников выставки нет, кроме не профессиональных работ, а так же работ не нашего формата — станковые направления: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Этого принципа мы придерживаемся с первых выставок, и как показывает практика, отклоняем всего 2, 3 работы.

R.R: Будет ли этот год отличаться мероприятиями в рамках выставки? Приглашаете ли Вы в качестве ВИП персон на выставку знаменитых дизайнеров и архитекторов для чтения докладов, проведения семинаров или чего-то подобного?
В.Т.: Да, в этом году мы планируем. Есть идея, чтобы приглашенные члены жюри могли продемонстрировать свои работы (это могут быть образцы или показ слайдов).
Нам кажется, что это будет очень интересно участникам и посетителям выставки. Члены жюри и есть ВИП персоны, а тем более с демонстрацией своих работ.

R.R: В этом году мероприятие запланировано на 16 декабря. Ведутся ли уже сейчас какие то работы по подготовке к выставке?
В.Т.: Конечно, ведутся с начала года. Нами получена субсидия от Комитета по культуре, подписан договор с ЦВЗ «Манеж», подготовлены документы для участников и партнеров Биеннале. Есть подписанные соглашения по партнерству с рядом фирм на взаимовыгодных условиях. Размещена информация о Биеннале на нескольких сайтах, в том числе и на Вашем. Разосланы приглашения потенциальным участникам выставки и т. д. Основная работа впереди - это изготовление призов и дипломов, проект экспозиции, монтаж выставки и многое, многое другое.

R.R: Помимо Комитета по культуре кто еще оказывает финансовое содействие выставке? Учитывая масштаб мероприятия, привлекает ли оно крупных фирм производителей в качестве спонсоров или партнеров?
В.Т.: Бюджет выставки, в основном, формируется за счет финансовой поддержки Комитета по культуре и регистрационных взносов участников выставки. Большую помощь оказывают Официальные партнеры Биеннале, которые на бартерной основе помогают нам проводить это мероприятие. Это те же финансы, но в конкретной форме — информационный блок, выставочное оборудование, бумага, полиграфия и т.п.

R.R: Стремитесь ли Вы к развитию партнерских отношений в рамках выставки? Насколько они развиты на сегодняшний день?
В.Т.: Это основа нашей работы. Без партнерских отношений мы, наверное, не смогли бы сделать выставку такого масштаба. Нашими партнерами в разные времена были: галереи дизайна: «Форма и Пространство», «Bulthaup», «Neuhaus»; «Дом-Лаверна», «Gradi expo», «Рестэк», «Аэротрэвэл», «ГрафСтиль», «Модуль электро», «радио ROKS», «Эльдорадио», «Петербург телерадиокомпания», «телеканал 100», «The Hi-Fi club», Санкт-Петербургская художественно-промышленная Академия, Санкт-Петербургский Университет технологии и дизайна и многие другие, всех не перечесть.
В Биеннале дизайна этого года нашими партнерами будут: фирма «Берег», типография «Премиум Пресс», выставочные фирмы «Дега» и «Мир камня»; «Астра Медиа Групп», «Hi-Fi». Интернет партнеры: «render.ru», «designspb.ru», «портал «КаК», «design-union.ru», «designet.ru». Журналы: «Под ключ», «Проектор», «IDENTITY», «Жилая среда», «Интерьер от и до», «Мебель 812». Это не весь список фирм, которые будут помогать нам в организации Биеннале. Ведутся переговоры еще с рядом фирм...

R.R: Если в будущем представиться возможность провести выставку в одной из стран Европы Вы согласитесь на это или Вы хотите позиционировать ее лишь как Российскую выставку и только на территории РФ?
В.Т.: Конечно, мечта такая есть. Англичане привозят к нам выставку «100% дизайн», почему мы не можем показать выставку русского дизайна, ведь кроме нашей страны, очень многие российские дизайнеры работают за рубежом, и выполняют солидные заказы. Так, что по работам нам стыдно не будет. Должен появиться инвестор или это мероприятие должно войти в бюджетный план города.

R.R: Почему Биеннале дизайна «МОДУЛОР» проходит один раз в два года? Связано ли это как-то со сложностью организации или финансирования?
В.Т.: Биеннале дизайна «Модулор» проходит раз в два года потому, что за один год не появляется достаточное количество новых работ. Это и есть основная причина. Другое дело, что между большими Биеннале могут проходить мини Биеннале по отдельным номинациям, например «графика», «интерьер» и т. п. Это наша перспектива, также как и вывоз и демонстрация этих выставок в российских регионах.

R.R: Перспектива по развитию? Расскажите подробнее о том, что входит еще в планы развития выставки и ее мини Биеннале?
В.Т.: Считаю, что ООО Модулор — организатор, который совместно с Союзом дизайнеров проводит Биеннале, стал выставочным объединением (по типу ВО «Рестэк» или других выставочных объединений), по проведению регулярных дизайнерских выставок по всем направлениям дизайна. Предпосылки к этому есть – Биеннале дизайна «Модулор» решением правительства СПб вошла в приоритетный Перечень выставок Санкт-Петербурга.

R.R: Валерий, благодарим Вас за интересную и познавательную беседу, RENDER.RU желает успехов Вам в дальнейшем развитии Биеннале дизайна «Модулор», большего привлечения партнеров и, конечно же, выхода на международный уровень, которого Биенале несомненно достойна.

Источник: RENDER.RU





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью МОДУЛОР 2009. ИНТЕРВЬЮ ТИМОШЕНКО RENDER.RU

Яндекс.Метрика