авторы компании
Хитов:
464
Дизайн моды
Хитов:
9413
Дизайн интерьеров
Хитов:
9016
Дизайн интерьеров

 


ДЕСЯТЫЙ МОДУЛОР. РАЗГОВОР С ВАЛЕРИЕМ ТИМОШЕНКО О ЮБИЛЕЙНОЙ БИЕННАЛЕ ДИЗАЙНА

Веб-резиденция профессионального дизайна
03.06.2015

Биеннале дизайна «Модулор», начавшись как отчётная выставка Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров, превратилась в одно из самых крупных дизайнерских событий в России, включающее в свою орбиту не только питерский союз и не только Питер. Десятая итерация — сама по себе красноречивый итог и настоящий юбилей.


 
Поговорим о событии с Валерием Тимошенко — бессменным руководителем и «пламенным мотором» мероприятия, без которого «Модулор» не был бы тем событием, которое мы знаем.

Александр Линецкий: Валерий, открой тайну долголетия «Модулора». Мы были свидетелями стольких славных начинаний в области дизайна: и выставок и конкурсов и изданий. «Одних уж нет, а те далече».
Валерий Тимошенко: Долголетие «Модулора», в первую очередь, заключается в его необходимости. Такие комплексные выставки по дизайну в России не проводит ни один регион, в т.ч. Москва. Меня много раз коллеги, да и не только коллеги, подталкивали на изменение формата биеннале, но жизнь подтверждает, что эта идея востребована. Для профессионала, студента профильного ВУЗа или рядового посетителя выставки, открывается экспозиция дизайнерских работ, выполненных за последние два года в десяти номинациях, которые фиксируют уровень развития дизайна сегодняшнего дня. Если «профи» демонстрируют, в основном, заказные работы, которые практичны и фундаментальны, то «студент» более свободен в выборе темы и ее исполнения. В этом, мне кажется, тоже есть немалый интерес  посетителя к данной выставке – увидеть, что происходит в дизайне сейчас и заглянуть немного в будущее. Уровень и подача работ профессионалов и студентов высок, по внешним признакам не видно особого различия , а от этого выигрывает общая экспозиция, которая становится единым дизайнерским пространством.

А.Л.: Первая выставка, которая прошла в нашей alma mater — Мухинском училище, в Молодёжном зале еще не носила название «Модулор». Если правильно помню, она называлась «Лучший дизайн года». Почему «Модулор»? Расскажи об истории возникновения этого названия.
В.Т.: Первая выставка в 1997г., действительно, была названа «Лучший дизайн года», но это было «дежурное название». Выставки такого уровня должны иметь свой бренд. В рамках Союза мы провели несколько конкурсов на название, но так ни на чем не остановились.
Третья выставка в 2001 г., которая прошла в ЦВЗ «Манеж» уже получила сегодняшнее название: петербургская Биеннале дизайна «Модулор». Предложил эту идею я в честь знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье, который изобрел систему пропорций в архитектуре и назвал ее «Модулор» (золотое сечение).

А.Л.: Факт открытия выставки в Мухе вопросов не вызывает, а вот потом «Модулор» колесил по всему городу. Расскажи, что это были за площадки и почему именно они?
В.Т.:  Поскольку Санкт-Петербургский Союз дизайнеров не имеет своей выставочной площадки, удовлетворяющей требованиям проведения выставок такого масштаба (в среднем 250 участников, необходимая площадь мin. 1000 - 1500 кв.м) приходилось выбирать и арендовать выставочные залы.
В канун десятилетия «Модулора», по хронологии, перечислю выставочные залы, где проходили биеннале дизайна:

  • 1997u. Первая выставка - конкурс под названием «Лучший дизайн» - Большой зал ЛВХПУ им. Л.И.Штиглица. Более 80 участников. Общий метраж выставки - 900 кв.м .
  • 1999 г. Вторая выставка-конкурс под названием «Лучшиий дизайн» - Большой зал ЛВХПУ им. Л.И. Штиглица. Более 100 участников. В этом же году основная часть экспозиции экспонировалась в Москве на всероссийской выставке «Дизайн-99», где выставочная программа «Лучший дизайн» СПб была удостоена «Гран-При» - национальной премии в области дизайна «Золотая Виктория». Общий метраж выставки - 900 кв.м
  • 2001 г. Третья выставка-конкурс «Модулор-2001» - ЦВЗ «Манеж». Более 170 участников. Общий метраж выставки до 4000 кв.м
  • 2003 г. Четвертая Биеннале дизайна «Модулор-2003» - Выставочный зал музея Этнографии. Более 200 участников. Общий метраж выставки - 1500 кв.м
  • 2005 г. Пятая, юбилейная биеннале дизайна «Модулор-2005» - ЦВЗ «Манеж». Более 250 участников. Общий метраж выставки до 4000 кв.м
  • 2007 г. Шестая биеннале дизайна «Модулор-2007» - ВЦ Союза художников. Более 250 участников. Общий метраж выставки - 1500 кв.м
  • 2009 г. Седьмая биеннале дизайна «Модулор-2009» - ЦВЗ «Манеж». Более 250 участников. Общий метраж выставки до 4000 кв.м
  • 2011 г. Восьмая биеннале дизайна «Модулор-2011» - Музей и Галереи современного искусства «Эрарта». Более 270 участников. Общий метраж выставки - 1500 кв.м
  • 2013 г. Девятая биеннале дизайна «Модулор», состоялась на двух площадках - Зал СПГУТД и в выставочный зал СПб Союза дизайнеров с дополнительной номинацией, «Модулор детям». Более 250 участников. Общий метраж выставки – 1200 кв.м.

А.Л.: Кстати говоря, какая площадка будет в этом году? Известен ли порт приписки «Модулора» 2015?
В.Т.: Да известен, подписан договор. В этом году нас принимает зал «Креативного пространства «ТКАЧИ», наб. Обводного канала. д.60

А.Л.: Как ты выбираешь площадку? По каким критериям?
В.Т.: Критерии очень просты: местоположение (только центральная часть Петербурга), не менее 1000 - 1500 кв.м выставочной площади, наличие специального оборудования (подиумы, витрины, аудио, видео аппаратура и т.п.), освещенность зала, в том числе, специальные светильники. Желательно также, наличие парковки автомобилей. Ну, и естественно, стоимость аренды помещения, поскольку выставка, плюс монтаж/демонтаж длится две недели.

А.Л.: Не секрет, что одним из важнейших параметров любой выставки-конкурса является Жюри. Вечный вопрос «а судьи кто?» задают себе потенциальные участники, каждый раз собираясь участвовать в том или ином мероприятии. Что есть в твоём понимании профессиональное Жюри и как оно формируется?
В.Т.: Победителей определяет Международное жюри, состав которого не постоянен. В каждой Биеннале происходит ротация его членов, например, в 2001 г. членом и председателем жюри был Кенджи Экуан (Япония), а в 2003 г. эти же функции исполнял Сотамаа Юрью (Финляндия). В 2005 г. членом и председателем жюри был Борис Берлин (Дания) и т.д.
Жюри формируется из ведущих специалистов (российских и зарубежных) по направлениям: промышленный дизайн, интерьер и т. д. Каждый член жюри в своем направлении готовит представление работ и выносит на общее заседание, которое и принимает окончательное решение. Протокол заседания жюри является официальным и окончательным документом, подписывается Председателем и членами жюри.

Хочу перечислить ведущих специалистов, в разные годы входивших в состав международного жюри Биеннале дизайна «Модулор»: Кенджи Экуан – дизайнер, вице президент GK Design Group, председатель Международной Ассоциации «Дизайн для Мира»( Япония); Сотамаа Юрью – архитектор, ректор Университета дизайна и искусства, президент международной ассоциации Cumulus (Финляндия); Борис Берлин - дизайнер, фирма KOMPLOT design (Дания); Раймо Расанен - директор по развитию и руководитель разработки дизайна, продукции группы компаний IKSU (Финляндия); Али Ансари – дизайнер (Германия); Виктор Брагин – зав.кафедрой дизайна УралГАХА (Екатеринбург); Андрей Пуртов – директор студии ArtGraphics.ru, гл. редактор журнала IDENTITY (Москва); Владимир Санжаров – архитектор, Вице президент Союза дизайнеров России (Санкт-Петербург); Геннадий Вершинин – теоретик дизайна, Вице президент Союза дизайнеров России (Тюмень); Матиас Клаерхут – специалист по предметному дизайну, владелец компании Mathias Claerhouf Furniture (Бельгия); Массимилиано Камолетто – дизайнер интерьера, совладелец архитектурного бюро UDA (Италия); Сандро Кабрини - (Италия) – график, руководитель студии CabriniAssociati; Чи Винг Ло - (Греция) – дизайнер мебели и интерьера, проекты для итальянской фабрики GIORGETTI; Лех Древински – график, (Германия). Александр Петров – промышленный дизайнер, лауреат международных конкурсов дизайна (Санкт-Петербург); Томас Эйк – владелец галереи «Binnenhuis» (Голландия) и другие.

А.Л.: Я вот помню, что сам участвовал в «Модулоре», председателем Жюри которого был всемирно известный дизайнер Кенджи Экуан. Можешь ли ты приоткрыть завесу тайны: кто из звёзд мирового дизайна приедет к нам в этом году?
В.Т.: Ведутся переговоры. Заблаговременно ничего не могу сказать. Состав жюри будет опубликован за два месяца до события

А.Л.: Громкие имена, по сути, являются некой вошедшей в практику PR-составляющей любого публичного мероприятия. Готовя пресс-релизы, организаторы в обязательном порядке указывают того или иного «свадебного генерала». Хорошо, когда бюджет позволяет привезти иностранцев из далёкого зарубежья. Но у нас тут сегодня сплошное импортозамещение. Отразится ли общий тренд на составе Жюри?
В.Т.: Хороший вопрос. Сейчас само слово дизайн и его суть у нас настолько «запиарены» (изобрел новое слово), что иногда, хочется сменить профессию, только бы не слышать и не видеть, что скрывается за этим понятием. Плохо, что нет изданий, в которых печатались бы критические статьи, телевизионных программ, где бы на примерах мировых образцов люди увидели, что в первую очередь, дизайн — это комфорт для жизни. У меня был опыт такого издания — журнал «Дизайнинформ», в котором мы старались поднять этот пласт ликбеза, но пяти лет не хватило на раскрутку, нужны были инвестиции, к тому же, пришедшие кризисы коснулись и издания журнала.
В отношении приглашения членов Жюри, у нас ничего не должно измениться. Обычно, мы приглашаем до 3-х ведущих дизайнеров из Европы. Остальной костяк жюри, наши специалисты. За «свадебными генералами» никогда не гонялись. И вообще, громкие кампании вокруг дизайна, которые сейчас происходят, не свойственны дизайну. Дизайн обожает тишину…

А.Л.: Как известно, номинации «Модулора» охватывают все направления дизайна. Глядя на ретроспективу поданных проектов на конкурс, какое направление является ведущим? Уточню вопрос: было ли так, что какая-то из категорий не собирала достаточное количество достойных проектов, а какое-то направление — напротив: всегда стабильно приносит массу интересных работ.
В.Т.: Конечно, за двадцатилетие менялись лидеры номинаций. В двухтысячные годы лидером были графика и интерьер (до сих пор лидеры). В промышленном дизайне были единичные работы, тема была не актуальна.
В последние годы подтянулись номинации: арт-дизайн (много интересных проектов), мода, медиа-дизайн. Радует, что появилось достаточное количество работ в промышленном дизайне.

А.Л.: Не секрет, что состав участников биеннале от года к году молодеет. Некоторые «доброжелатели» уже записали событие в разряд студенческих. Это, конечно, не совсем так, но, объективно, такая тенденция есть. Собрать на выставке «зубров» практически невозможно. Или я не прав? Что нужно для того, чтобы привлечь к участию состоявшихся профессионалов, которые уже давно ничего никому не доказывают?
В.Т.: Каждый дизайнер или любой творческий человек «зубр» он или нет, не может «вариться в собственном соку», необходима оценка твоего творчества коллегами, специалистами, друзьями и т.д. Так что, в первую очередь, дизайнеры выставляются, именно, из этих соображений. А если происходит оценка твоего творчества высококлассным Жюри, и номинант получает награду, то, естественно, он получает новый творческий статус. Появляются, новые потенциальные заказчики, различные приглашения и т. д. Свидетелями таких возможностей мы были не раз. Понимаю, чтобы привлечь состоявшихся профессионалов, которые уже давно ничего никому не доказывают, желательно иметь хороший призовой фонд.

А.Л.: Насколько мне известно, мероприятие поддерживается на уровне города. Можно ли подробнее об этом? Удаётся ли затащить чиновников на открытие или просто на посещение выставки с тем, чтобы представить существующие проекты?
В.Т.: Со дня осуществления проекта «Модулор» нам помогает Комитет по культуре, выделяя субсидии на его проведение. Санкт-Петербургский Союз дизайнеров благодарит Комитет за помощь и официальную поддержку данного проекта и надеется на дальнейшее сотрудничество. Приглашения, мы рассылаем руководителям творческих Союзов, Ректорам профильных учебных заведений, Губернатору, руководителям Комитетов правительства и др. Не все приходят, ссылаясь на свои производственные графики. Постараемся в этом году «достать» на круглый стол руководителей Комитета по промышленной политике, чтобы поговорить на модную сейчас тему импортозамещения.

А.Л.: Основной отчётный материал по биеннале — каталог участников. Кроме того, что каталоги попадают в руки самих участников, куда они попадают ещё? В те же профильные Комитеты, возможно другие структуры власти и бизнеса? Как именно работает каталог «Модулора» ?
В.Т.: Да, официальный каталог Биеннале дизайна – это «самостоятельный продукт», начиная со сбора материалов участников и кончая его изданием.
Известно, что в «Условиях участия» четко прописаны требования подачи материалов для публикации в каталоге. Что мы получаем на самом деле ? - ни сказать, ни пером не описать. И приходят они в последние дни, часы до верстки каталога.  Многие участники выставки задают вопрос, почему каталог не цветной? Отвечаю, что это единственный вариант исполнения, который нивелирует огрехи материалов, присланных для публикации. В конечном счете, каталог имеет презентабельный вид за счет профессионалов, которые его готовят. Дизайн и верстка – фирма Модулор; поставка бумаги компания «Берег»; полиграфия - типография «Премиум Пресс»; - наши постоянные, официальные Партнеры. Распространение каталога: все участники выставки, оргкомитет и партнеры получают бесплатные экземпляры, часть тиража продается на выставке, остальная часть идет на рекламные и отчетные цели и т.п.

А.Л.: Практически любая выставка-конкурс не имеет проблем с посещением в день открытия и в день объявления итогов. Но вот в другие дни посещение резко проседает. И тут многое зависит от самой площадки, где выставка проводится. Если у площадки есть свой собственный трафик, то с этим проще. Что ожидается в этом году? Будет ли толкучка?
В.Т.: Совершенно правильно. Очень многое зависит от площадки, на которой проходит выставка. Например, Музей и Галереи «Эрарта», ЦВЗ «Манеж», где посещение было максимальным. Думаю, что толкучки не будет, но посещение ожидаем большим. «Креативное Пространство «ТКАЧИ», довольно, «раскрученная площадка», плюс рядом метро, хорошая парковка для автомобилей, и в первую очередь, сам бренд «Модулор».

А.Л.: Разумеется, «Модулор» это не только, собственно, выставка, но и те мероприятия, которые проводятся в рамках биеннале, как, например, традиционный круглый стол, мастер-классы и пр. Что ожидается в этом году?
В.Т.: Регламент проведения биеннале не изменится: церемония открытия, показ мод (дефиле) студенты и профессионалы, мастер-классы (до 10 ). Круглый стол, Всероссийская творческая конференция «Время дизайна». Презентации различных проектов, церемония награждения победителей, закрытие биеннале.

А.Л.: Возможно, я упустил из виду что-то важное. Что бы ты хотел от себя сказать, чего не прозвучало в моих вопросах, потенциальным участникам и посетителям «Модулора» 2015?
В.Т.: Уважаемые дизайнеры! Приглашаю вас к участию в юбилейной, десятой, петербургской биеннале дизайна. Надеюсь, что она, как всегда, пройдет на высоком уровне. С нетерпением ждем от Вас новых работ.

А.Л.: Помимо главной задачи — достойно организовать и провести очередное биеннале, какие ещё задачи ты себе ставишь на ближайшее обозримое будущее?
В.Т.: Самая главная задача – проект «Модулор» должен войти в бюджетные «строчки» города. В Санкт-Петербурге должен появиться «Дизайн Центр», с выставочными залами, музеем, творческими мастерскими (инкубаторами) и т.д. Надо всем понимать — на уровне Губернатора, бизнесмена или производителя, что ни какое импортозамещение промышленной продукции без внедрения дизайна, повторюсь, не развития, а именно внедрения дизайна во все сферы жизни не может быть. И кто из руководителей российских регионов поймет это раньше, тот сможет серьезно конкурировать с импортом зарубежной продукции.

А.Л.: Как ты себе представляешь идеальный «Модулор»? Вот если бы к мероприятию подключилась парочка мощных инвесторов и вопрос денег не стоял. Есть безумные и красивые идеи?
В.Т.: В принципе, безумная и красивая идея сказана выше, а еще хотелось бы экспозицию российского дизайна показывать за рубежом.

А.Л.: Ну что ж, дай Бог, чтобы твои мечты сбылись! Если уж и считать Петербург культурной столицей, то «Модулор» вносит и свою лепту в этот имидж. Удачи с проведением очередной биеннале!
В.Т.: Спасибо, Александр. Кстати, твой Портал является Генеральным партнером биеннале. Так, что желаю тебе отличного освещения событий биеннале, а также многочисленных, новых посетителей Портала.

 

Страница биеннале МОДУЛОР в справочнике    ПОЛИГОН  

 

 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью ДЕСЯТЫЙ МОДУЛОР. РАЗГОВОР С ВАЛЕРИЕМ ТИМОШЕНКО О ЮБИЛЕЙНОЙ БИЕННАЛЕ ДИЗАЙНА

Яндекс.Метрика