авторы компании
Хитов:
414
Хитов:
326
Хитов:
10677
Графический дизайн

 


ПРОМДИЗАЙН В ПРЕКРАСНОЙ ФОРМЕ. ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ МАРЕЕВЫМ. ЧАСТЬ 2

Веб-резиденция профессионального дизайна
31.03.2015

Продолжаем разговор о промышленном дизайне с ведущим дизайнером студии «FORMA» Дмитрием Мареевым. Первую часть вы можете прочесть здесь.

Концепт модульного локомотива МЛ-1

Александр Линецкий.: Откуда Вы берёте заказчиков? Кто за это отвечает?

Дмитрий Мареев.: Для поиска заказчиков у нас есть два менеджера – Евгений Зубов и Борис Баранник. Это люди, имеющие прекрасное инженерное образование и свободно ориентируются во всей дизайнерской специфике. На мой взгляд, они – первые люди в Санкт-Петербурге, освоившие профессию менеджмента в промышленном дизайне.  В те моменты, когда я не занимаюсь проектами, также начинаю звонить и искать новых клиентов. Дизайн нужен всем, особенно у нас в стране. Просто некоторых клиентов надо к этому подтолкнуть. Есть несколько способов выйти на заказчика: прямые звонки, выставки, сарафанное радио, реклама в интернете. Мы участвуем в разных мероприятиях, ходим на выставки и знакомимся с игроками рынка, понимаем, где остро требуется промышленный дизайн и предлагаем привести продукт соответствие с современными требованиями.

А.Л.: Как в вашей конторе называется задание на разработку? ТЗ, бриф или как-то ещё?
Д.М.: Бриф выдается заказчику, чтобы на основе его ответов составить ТЗ. Техзадание – это Библия проекта и неотъемлемая часть договора, все работы ведутся только в соответствии с заданием, отклонения не допускаются. Тем самым мы страхуем заказчика от сюрприза в конце работы, а себя – от бесконечных правок.


Корпус зарядного устройства, разработанного студентом во время летней практики в студии Forma

А.Л.: Раз уж я увидел вашу команду на конкурсе, то ответ примерно понятен, но тем не менее: участие в конкурсе для студии  — это средство, инструмент, бодрость духа, избыток креатива… что?
Д.М.: В первую очередь, это крик в пространство: есть тут кто-нибудь?  Промышленные дизайнеры, как и другие люди в нашей стране, просто разучились общаться. А для нашей профессии это просто необходимо. Новые знакомства, рекомендации, своя социальная сеть позволяет получать новые заказы и привлекать людей для больших проектов и непрофильной работы. Нам всегда интересно, как живут и над чем трудятся наши коллеги, какие проблемы и задачи есть у наших партнеров. Забавно, что когда в прошлом году к нам заезжал молодой промщик из Австралии, он рассказывал ровно о таких же проблемах, с какими мы сталкиваемся каждый день: непонимание клиентами задачи дизайнера и преобладание рекламных вещей над серьезными проектами. Хотелось бы, конечно, чтобы на подобных мероприятиях не только дизайнеры варились бы в собственном соку, но и происходил бы важнейший процесс стыковки молодых и креативных с представителями промышленности и власти.

Робот для работ в открытом космосе на МКС - совместный проект с ЦНИИ РТК и кафедрой "Автоматы" СПбПУ

А.Л.: И раз уж мы заговорили о конкурсах, поделитесь своей табелью о рангах конкурсов промдизайна. По нисходящей, начиная с главного…
Д.М.: Самый главный конкурс по промдизайну у нас в стране – это отнять нашу профильную работу у неспециалистов. Промдизайнеры могут сколько угодно соревноваться друг с другом в своей среде, но настоящее трофи – вокруг нас. И чем меньше в разработке внешнего вида изделия будут участвовать дочки бухгалтера, закончившие художественную школу, и суровые технологи, тем лучше будет наша предметная среда. А лучшей выставкой, в свою очередь, я бы назвал полку в магазине. И жюри тут самое строгое – покупатель.
На самом деле, я несколько недолюбливаю дизайнерские конкурсы. Наша профессия ничуть не хуже поставщиков металла и дорожных строителей, и выбор дизайнеров на подряд должен проходить по тем же правилам, что и государственные, муниципальные и частные закупки: какая компания сделает лучшее предложение как в денежном, и в смысловом исчислении. Должна выигрывать та студия, у которой прекрасное портфолио, есть все необходимые специалисты, есть опыт схожих работ, адекватная цена. Забавно было бы, если тем же дорожникам предложили бы бесплатно построить по километру дороги, чтобы комиссия могла выбрать победителя. И наградить его поездкой на немецкие автобаны.

Еще один проект, выполненный студентами на летней практике - кофеварка для кофе по-турецки

Вот недавно в Сколково объявили конкурс среди дизайнеров на лучшие проекты для пяти робототехнических компаний. Нужно ехать в Москву, снимать жилье (за свои деньги), делать проекты на ноутбуке (рендерить, видимо, тоже), соревноваться с большим количеством других команд. В это же время призовой фонд не утвержден, нет определенных критериев отбора, даже не ясно, сколько будет стоить каждый будущий контракт на проектирование дизайна роботов и какие работы надо будет выполнить. Это же совершенно несерьезно. Дизайн – это работа. Этим зарабатывают деньги, а если есть тендерная составляющая, выигрыш должен с лихвой перекрывать стоимость проекта при обычном партнерстве.

Другое дело – конкурсы студенческие. Это всегда мило и приятно. Но как только захлопнулась дверь университета позади выпускника, пора заниматься серьезными вещами, ведь мы должны покупать дорогое оборудование и софт, платить аренду и ипотеку, и при этом иметь немного свободного времени, чтобы успевать узнавать что-то новое в этом мире.

А.Л.: Какой собственный трофей считаете наиболее важным?
Д.М.: Осязаемый трофей у нас только один – Золотой Модулор, полученный в 2013 году. Ну и стопка грамот и дипломов. А вообще, главное – это делать прекрасные вещи и зарабатывать при этом деньги. Главный бонус для дизайнера – это гонорар, уж простите за меркантилизм.

Корпусные детали аккумулятора для тольяттинского завода Аком

А.Л.: «Forma» — это ведь не только студия, как я понимаю, но ещё и школа для последователей? Расскажите о своём преподавательском опыте.
Д.М.: С 2011 года я преподаю в Политехническом университете, который закончил тем же летом, чуть ранее. Я преподаю дизайн-проектирование и компьютерные программы, в перерывах рассказывая ребятам обо всех аспектах работы: юридические вопросы, поиск клиентов, организация рабочего времени и т.д. Сейчас мне компанию составляет Михаил Ватолин, он ведет практические занятия по скетчингу и макетированию. Кроме того, в рамках студии мы каждое лето организуем практику для студентов, не только из Петербурга, но и из других городов России и даже из Германии. Хорошее знание английского языка позволяет расширить границы.

А.Л.: Расскажите немного об устройстве студии. Помещение — своё или аренда, оборудование — что-то специальное, кроме компьютеров, каков штат, работаете ли приглашенными специалистами… ну и всё, что сочтёте правильным добавить от себя.
Д.М.: В настоящий момент в студии работает семь человек. Михаил Ватолин – генеральный директор и дизайнер-иллюстратор. Я выполняю целый комплекс работ, в зависимости от текущей задачи: от поиска клиентов и управления проектами до промышленного дизайна и продвижения сайта. У нас работает два менеджера – Евгений Зубов и Борис Баранник – и три дизайнера: Павел Никандров (графика), Иван Маслов (пластмассовые изделия) и Илья Алёшкин (металлические изделия). В случае необходимости привлекаем и других специалистов, под проект. Рабочий день начинается в 11…12 утра, после чего каждый должен отработать не менее восьми часов. Да, график гибкий, но не свободный,  дизайнерская вольница – не лучшая формация для продуктивной работы.

Обручальные кольца в скифской стилистике разработаны и изготовлены в качестве подарка друзьям к свадьбе

Первым местом размещения студии стали стены альма-матер, в Политехническом университете Санкт-Петербурга.  Во второй половине 2012 года стало ясно, что нам уже здесь тесно, настало время выбирать новое место для студии. Просмотрев больше десятка вариантов, мы пришли к выводу, что найти офис мечты не так-то просто. Серые гипрочные стены, навесные потолки Армстронг и соседство с самыми разнообразными менеджерами – совсем не то, что нам хотелось. Но и креативные места порой были слишком уж необычными: поющие дети, вольные художники и топот от школы танцев мало способствуют созданию рабочей атмосферы. Казалось бы, что придется выбирать из двух крайностей, как нам на глаза попался сайт креативного пространства «Тайга» на Дворцовой набережной. В тот же день была совершена поездка, нам показали два оставшихся помещения – в цоколе и на чердаке. Чердак был в совсем плачевном состоянии и требовал огромных вложений. Первый вариант был также не в самом приглядном виде, но здесь были стены, пол и потолок, а также отопление. И, главное, вид на Петропавловский собор. Ремонт делали своими силами, каждый день без выходных. В итоге через полтора месяца у нас появилась студия мечты: со сводчатыми потолками, отличной шумоизоляцией, своей кухней, барной стойкой и уютными катакомбами за секретным старинным шкафом, эдакая Нарния. А в качестве небольшого бонуса – выход на крышу с видом на Неву. Вскоре после ремонта была закуплена вся необходимая техника, и мы приступили к плодотворной работе.

Отдельно хотелось бы отметить и само пространство «Тайга»: это удивительное место, где молодые профессионалы заняты делом, развивают свои небольшие пока еще проекты и помогают друг другу. Здесь можно найти и типографию, и самых разнообразных дизайнеров, модельеров и архитекторов, и модные магазинчики. Центром притяжения пространства является двор, где есть кафе, парикмахерская и где вечерами проводятся концерты и играют диджеи, а в Белом зале проводятся лекции и выставки.

Светодиодный светильник для домашнего использования по заказу компании ЭнергоПрофиль

Оборудование мало отличается от обычного офиса: пять стационарных компьютеров и несколько ноутбуков. Правда, компьютеры высокопроизводительные, позволяющие быстро делать качественную визуализацию и работать с большими трехмерными сборками. У каждого есть графический планшет, а одно рабочее место оснащено планшетом-монитором Wacom, позволяющим рисовать прямо на экране. Установками прототипирования до сих пор не обзавелись, да и не планируем: по-настоящему серьезные машины, позволяющие печатать особо точные изделия, как стоили, так и стоят многие миллионы рублей, а бытовые установки пока годятся лишь для обучения и развлечений. Но у нас есть партнерские компании, которые выполняют весь комплекс работ от прототипирования и фрезерования до изготовления пресс-форм и серийного производства изделий.

А.Л.: Ценообразование и рентабельность. Удаётся ли сводить концы с концами или вы в шоколаде?
Д.М.: Скорее, первое. На уровень рентабельности вышли более года назад, но шикуем. Мы сознательно пошли по тернистому пути промышленного дизайна, не ударяясь в графику и интерьеры, как это сделали многие наши коллеги. Так уж получилось, что в нашей стране хороший промышленный дизайн стоит зачастую дешевле, нежели хороший брендбук или дизайн-проект большой квартиры, но при этом требует уникальных знаний и гораздо большего объема работ, при этом каждый проект действительно уникален, необходимо понимать специфику сегмента рынка и с первой попытки предлагать лучшее решение среди конкурентов. На мой взгляд, сейчас для заказчика золотое время: еще можно за совсем небольшие по меркам отрасли деньги получить прекрасный проект, уровень мастерства специалистов нашего профиля уже на голову выше, нежели несколько лет назад.  Не зря к нам все чаще обращаются клиенты из-за рубежа, причем не только стартаперы и производства, но и другие дизайн-студии.

Маневрово-вывозной локомотив ТЭМ8 - дипломный проект Дмитрия Мареева

А.Л.: Какова ваша цель/мечта/миссия? Помнится, были романтические времена, когда в архитектурных и дизайнерских кругах выдвигались эстетические, культурные и мировоззренческие декларации. Как насчёт меморандума от FORMA?
Д.М.: Мы хотим сделать Россию мировым центром разработки. Перешагнуть из сырьевой экономики, минуя промышленную. И заниматься тем, что в России всегда получалось делать хорошо: проектировать новые изделия. Любые. Для всего мира. Для этого не нужны какие-то революции, не нужен свой особенный путь. Просто нужно учиться у своих предшественников и параллельно перенимать лучший зарубежный опыт. Все уже делалось до нас.

Прогулочный теплоход Пальмира-2 и Пальмира-3 с 2013 года эксплуатируется в Петербурге

А.Л.: В каком свете вы видите ближайшее будущее страны, промышленности, промдизайна? Есть повод для оптимизма?
Д.М.: Определенно есть. Наша страна постепенно пришла к этому. Сначала начали покупать красивые автомобили, потом –  хорошо одеваться, сделали ремонт дома, привели в порядок дачи. Следом занялись улучшением условий на работе: ремонт в офисе, после – на производстве. Вот так постепенно и дошли до осознания того, что продукция, выпускаемая на этом производстве, должна быть приятной на вид и в эксплуатации. Нынешний кризис и кампания по импортозамещению также положительно влияет на рынок: такие же товары с тем же дизайном, что и за рубежом, выпускать нельзя, а творить с помощью непрофильных специалистов – это возвращаться на десятилетия назад. Плюс ко всему, для нас открыты и внешние рынки, да еще и с таким курсом рубля. Приятно осознавать, что в основе шведской затирочной  машины для пола – отечественный проект.

Сайт студии: formaforma.ru 

 

 

 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью ПРОМДИЗАЙН В ПРЕКРАСНОЙ ФОРМЕ. ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ МАРЕЕВЫМ. ЧАСТЬ 2

Яндекс.Метрика