авторы компании
Хитов:
4588
Теория и педагогика
Хитов:
426
Хитов:
8520
Графический дизайн

 


АРТЕМ НЕРЕТИН, ДИЗАЙНЕР PEUGEOT

Веб-резиденция профессионального дизайна
03.09.2012

Артем Неретин – дизайнер компании PSA Peugeot Citroen, выпускник УралГАХА и University of Huddersfield. В числе его трудовых достижений – экстерьер серийного минивена Peugeot 5008, экстерьер концепта Peugeot HR1 и боевая раскраска болидов Peugeot 908 HDi FAP сезона 2008 года. 

Artem Neretin

В каком возрасте ты начал рисовать, в том числе автомобили? Учился в художественной школе или еще где-нибудь?

Примерно в возрасте 5-6 лет. Было несколько художественных школ, но одна запомнилась особенно, это была школа при архитектурной академии, там большой уклон делался на академический рисунок и абстрактные вещи. В какое-то время даже казалось, что просто уметь изображать все, что нас окружает, является чуть ли не самым интересным.

Когда решил (или, может быть, просто понял) что хочешь заниматься дизайном профессионально, и почему выбрал направление автомобильного дизайна?

Конкретно автомобильная тема появилась к окончанию школы, я очень любил перерисовывать фото красивых авто из журналов и с удовольствием раздаривал рисунки друзьям, некоторые до сих пор их хранят! Меня тогда очень впечатляли различные концепты золотой эры итальянского дизайна. Литературы было мало, это сейчас интернет везде, а тогда искали литературу где попало.
 

  Artem Neretin

Bugatti Aviator, бакалаврский дипломный проект Артема для УралГАХА (2002)

Какие основные уроки ты вынес для себя из учебы в университетах?

Быть открытым и смело развивать то, что вчера могло казаться небылицей. Желание изучать и идти всегда дальше, не останавливаясь, мыслить широко. Наличие коммуникабельности позволяет расти.

Кто (или что) повлиял на тебя сильнее всего в процессе профессионального формирования?

Было несколько людей, влиявших прямо или косвенно. Кто-то вдохновлял своими успехами и мне хотелось его превзойти, кто-то учил непосредственно по профессии.

  Artem Neretin
Artem Neretin

Artem Neretin

Руссо-Балт С 24—35, магистерский дипломный проект для УралГАХА (2005)

Ты учился дизайну как в России, так и в Англии. В чем основная или может быть даже принципиальная разница в подходе к обучению «у нас» и «там»?

Разные. Разные школы, разные уроки, но в целом это как копилка, куда вы складываете навыки. В России мне привили умение рисовать, рисовал тогда я в огромных количествах, умение бороться за место под солнцем. К тому же в Уральской школе дизайна нас подготавливали очень широко, в том смысле, что к окончанию 6 лет студент выходит уже подготовленным к занятию не только индустриальным дизайном, но дизайном интерьеров, графическим дизайном, и т.д. Система устроена так, что в течение 4 лет вы пробуете себя в различных сферах, а потом 2 года "шлифуете" более тщательно выбранное направление Мне, например, приходилось работать вначале и с вэб-дизайном и с графикой.

В Англии же школа была другой, на рисование там уже меньше делался упор, зато занимался теорией. Англичане действительно одни из тех мыслителей дизайна, на идейную часть там тратят больше времени. Творческая же часть, на мой взгляд, у англичан страдает в общей массе, в целом нельзя говорить чья школа сильней, они просто разные.

  Artem Neretin

Раскраска Ле-Мановских болидов Peugeot 908 HDi FAP (2008)

Какие сильные и слабые стороны русской школы дизайна и английской ты мог бы выделить, и какая из них тебе ближе?

Думаю, что ответил в предыдущем вопросе :). Но наверное русская школа, я ценю тот огромный пласт знаний, приобретенный в Уральской школе, это фундаментальная основа. Хотя и ценю английскую школу. Тем более, что в Англии я был всего один год.

Что бы ты посоветовал тем, кто пытается сегодня попасть на стажировку или получить работу, вообще «продвинуть» себя?

Сколько людей, столько и путей разных. Для нас, русских, попасть в студию в Европе или где угодно за границей было чрезвычайно сложно, доказательством этому может послужить лишь наличие единиц, работавших до 2000 года за рубежом. Таких дизайнеров можно было пересчитать по пальцам и все они были супер-яркими личностями. Сегодня вы можете увидеть десятки уезжающих русских студентов, это много! При условии огромного конкурса. К примеру, даже из местного автомобильного колледжа Strate работу находят единицы, многие вовсе уходят из автодизайна. Нужно просто очень много работать, очень много стучать в двери разных компаний, где-нибудь все равно отреагируют. Не нужно бояться ехать в неизвестное, не боги горшки обжигают. Нужно соглашаться на любую стажировку, если нет выбора. Случается, что студенты упускают стажировку в месте, которое не такое привлекательное, в надежде найти лучшее, но в итоге теряют многое, не найдя ничего.

 
Artem Neretin

Транспорт будущего

Насколько русские дизайнеры востребованы за границей?

Русские много и упорно работают, к тому же менее прихотливы, европейским работодателям это нравится, поэтому происходит замещение французов иностранцами, сюда же можно отнести азиатов. Я бы не сказал, что происходит полное вымещение французов, но русские действительно востребованы здесь. Это уже становится нормой в Европе, практически в каждой крупной стране есть русские специалисты, работающие в различных сферах дизайна. Пусть даже они приезжают с меньшим объемом знаний, этот недостаток покрывается непосредственно на месте.

Какие профессиональные навыки на твой взгляд наиболее важны для современного дизайнера?

Много, но перечислю на мой взгляд самые важные. Знание своего дела, любовь к тому, что делаешь. Навыки в творческих дисциплинах, умение работать с современными инструментами и умение быстро реагировать и адаптироваться к ним, если есть возможность. Широкий взгляд на происходящее вокруг, владение информацией и правильное её использование. Умение видеть рядом то, что многие не видят - часто простые решения находятся совсем близко. Коммуникабельность и умение общаться, это помогает развиваться. Структурное мышление, выстраивание логических цепочек. Смелость в мышлении, нестандартный подход к решению задач. Вот пожалуй несколько важных для меня навыков. В принципе, ничего нового, эти навыки всегда были и будут нужны, в независимости от времени.

Довольно часто «русский дизайн» ассоциируется со стандартным набором: самолеты, конструктивизм, матрешка и хохлома. На твой взгляд, какие характерные, самобытные черты русского дизайна можно было бы коммерчески успешно использовать на мировом рынке?

Некоторые вещи, которые вы перечислили, трудно отнести к дизайну, быть может, за исключением военной индустрии, где дизайн действительно присутствовал, возьмите например, летающую технику, там дизайн следует функции и, порой, настолько поражает воображение, весь мир восхищается русской техникой. Очень сложно что-то синтезировать, дизайна в России практически не было, по пальцам можно было бы пересчитать вещи, достойные внимания как, например, граненый стакан. А вот в архитектуре примеров можно было бы найти достаточно. Нужно создавать свое, самая трудная задача - это понять значение "Русский дизайн". Что это? Небольшая история промышленного художества полна примеров заимствования с западных моделей. На примере автодизайна, на мой взгляд, должен появиться человек, способный правильно синтезировать и вывести понятие "русский дизайн", это будет воистину сложно, и это должно быть что то новое, своё, непохожее ни на что, отражающее русский характер

Что такое «дизайн» в твоем понимании?

Оптимизация деятельности человека, иногда это понятие извращается, таких примеров много.

  Artem Neretin

Часто возникает ощущение что современный дизайн «зашел в тупик». В чем на твой взгляд основные проблемы дизайна сегодня?

На мой взгляд, это нормально. Мы зашли в тупик, чтобы выйти из него, и для этого потребуется появление новых продуктов, способных совершить переворот, новых видов транспорта. Продолжать улучшать "коробку" на 4 колесах невозможно все время. Это лишь вариации. Мы видим новые поколения авто, которые являются улучшенными версиями предыдущих, но глобального ничего не происходит. Посмотрите как может изменить появление даже системы Autonomy у GM, изобретение не новое, но оно позволяет по новому увидеть уже знакомое нам.

Возьмем, к примеру, заезженную тему летающего авто, там будет море для фантазии, уверен, очень и очень долго ждать не придется. Это сигнал, что нужно что то менять, идти дальше.

Какую наиболее важную проблему, возможно даже глобальную, на твой взгляд в состоянии решить дизайн в ближайшем будущем?

Дизайн следует функции. Будет функция, решающая глобальную проблему, будет и дизайн.

Как ты считаешь, что отличает французский дизайн от любой другой национальной модели дизайна?

Французский дизайн отличает смелость и нестандартный подход к решениям определенных задач, это не искусственно надуманная система. Например мой любимый Ситроен DS 21, один из самых редчайших и ярких примеров сочетания инноваций с передовым дизайном. Вы можете сказать, что он выглядит странно, но посмотрите внимательнее, решение определенных задач выполнено в нестандартном виде и оно суперфункционально, удивляет и завораживает. Этот автомобиль перевернул мир.

 Artem Neretin

Artem Neretin

 

Peugeot HR1 , эскизы Артема Неретина

В чем выражается принадлежность автомобилей марки Peugeot, в частности Peugeot HR1, к французской национальной модели дизайна?

HR1 несет другую смысловую нагрузку, нежели автомобили марки Citroen. Задачей было создать очень компактный городской внедорожник, но сделать это в присущей Peugeot манере. HR1 при таких габаритах остается очень динамичным, "собраным", эмоциональным. Поверьте, придать динамики такому маленькому авто гиперсложно. Ставилась определенная задача. Мне кажется, нам удалось ее реализовать. HR1 является частью семьи, он несет в себе ДНК современного стиля Peugeot, у него есть общее, например, с SR1. И безусловно, HR1 обладает инновациями.

Какие задачи чаще всего ставятся перед дизайнерами Peugeot?

Такие же как и в других компаниях, здесь, я думаю, все одинаковы.

Можешь описать свой типичный рабочий день?

День начинается с кофе, общения с коллегами, потом все как обычно, работа, если удастся вырваться в Париж вечером, это просто счастье.


Artem Neretin
  Peugeot HR1

Например Audi уделяет очень большое внимание пропорциям автомобиля, а на что у вас, в Peugeot, смотрят в первую очередь?

Я думаю пропорции везде важны, возьмите например HR1, пропорции здесь имеют очень важное значение.

Какие элементы стиля, характеризующие марку Peugeot сегодня, ты мог бы выделить? Какие из них использовал в проекте HR1?

Как я упоминал выше, это динамичность, эмоция, элегантность, собранность.

  Artem Neretin

Artem NeretinPeugeot 5008, эскизы Артема Неретина

Насколько сильно вас ограничивают маркетологи, технологи, инженеры и прочие отделы?

Понятие ограничения всегда существует рядом со свободой творчества, это неотъемлемые части процесса. Конечно, хочется, чтобы второго было больше. Но ограничения имеют положительную сторону. Они являются вызовом для преодоления препятствия. Так работать сложнее, но может быть интереснее, а решения задач есть всегда.

Над проектами автомобилей какого класса тебе интереснее всего работать и почему?

Для меня нет особой разницы, любой проект подразумевает вызов себе и окружающим. Мне приходилось работать над разными проектами, а значит и ощущения были разными. Однако, наибольшее удовольствие доставляет работа над концептуальным проектом, пусть даже его жизнь коротка.

Artem Neretin Peugeot 5008

С какими трудностями тебе приходится сталкиваться в повседневной работе и что, на твой взгляд, самое трудное в работе дизайнера?

Трудности перевода. Я все таки не француз, и язык этой страны для меня еще остается трудным. Хотя я сделал в этом прогресс, бывает трудно временами, особенно на работе, но это вопрос времени и труда. А в целом все замечательно. Самое трудное для русского дизайнера здесь будет интеграция в западную культуру, изучение языка, все это отнимает время, поэтому иностранцы находятся в каком то преимуществе, нам русским приходится больше работать.

Сегодня многие автодизайнеры черпают вдохновение в автомобилях прошлого, порой просто цитируя их. Как ты к этому относишься? Где сам ищешь идеи и вдохновение, может быть в промышленном дизайне или еще где-нибудь?

Я безусловно люблю автомобили из прошлого. В силу меньшего количества ограничений каждый автомобиль являлся полетом фантазии художников, шедевром, поэтому о той эпохе мечтают многие, ведь мы, художники, не очень любим быть зажатыми. Лично я ищу вдохновение не в прошлом, хотя и не забываю прошлое автодизайна. Нельзя создать новое, не знaя истории. Но мне очень нравится творчество многих концептуальных художников, работающих в том числе на производстве фильмов или компьютерных игр, оттуда и черпаю вдохновение. К тому же, живя в Париже, находишься в центре, где всегда что то происходит, здесь море вдохновения! Таким событием стала для меня "Белая Ночь", праздник для дизайнеров света, раз в год они собираются в Париже, чтобы поразить воображение людей способностью применять свет и показать, как он может изменить нашу жизнь. Просто невероятно! И подобное происходит здесь частенько.

Какой у тебя любимый автомобиль с точки зрения «чистого стиля» и «настоящего дизайна»?

Citroen DS 21-23

  Artem NeretinАртем за рулем своего творения на Парижском автосалоне

Назови трех любимых дизайнеров (не обязательно автомобильных).

У меня нет любимых дизайнеров. Есть дизайнеры, творчество которых мне нравится и кого я очень уважаю.

Какие компании, по-твоему, сегодня занимают лидирующие позиции в дизайне, в частности автомобильном?

Сложно сказать, все в этом мире переплелось.

Есть у тебя профессиональная мечта?

Изобрести что то такое, что оставило бы след в поколениях, стало бы иконой. Можно всю жизнь работать и не сделать чего то значимого. А можно, создав только одно, оставить огромный след, выполнить миссию. А уж сделать целую серию чего-то запоминающегося было бы просто замечательно!

Каким ты видишь свое будущее, в том числе профессиональное?

Не люблю фантазировать о будущем, будет определенная задача, буду выполнять. Никто не может видеть будущее.

Чем бы ты занялся, если бы не создавал автомобили?

Как я уже сказал, мне нравится творчество концептуальных художников. Придумывать дизайн для фильмов как Syd Mead или Ryan Church было бы великолепно, хотя сейчас открытие в этом сделать очень сложно. Большинство копируют техники рисунка и т.д. Ну или может дизайн альтернативных транспортных средств.

Большое спасибо за интервью, желаем дальнейших успехов в работе!

Интервью: Виктора Храповицкого, иллюстрации: Артем Неретин, Peugeot

Artem Neretin
Концепт-кар Peuogeot HR1

В июле 2012 года, в Екатеринбург на международную юбилейную выставка AUTOMANIA Anniversary X, Артем Неретин «привез» свой последний концепт-кар Peuogeot HR1, представленный ранее на Женевском автосалоне.
 

 Artem Neretin
Артем Неретин





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью АРТЕМ НЕРЕТИН, ДИЗАЙНЕР PEUGEOT

Яндекс.Метрика