авторы компании
Хитов:
8966
Теория и педагогика
Хитов:
331
Хитов:
5181

 


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Веб-резиденция профессионального дизайна
14.05.2012

По завершению Дней интеллектуальной собственности, прошедших в Петербурге с 19 по 26 апреля 2012 года,  главный редактор портала design-union.ru , Александр Линецкий, провел интервью с Вячеславом Туренко, Президентом РОО «Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных».

Turenko

Александр Линецкий: Вячеслав Владимирович, позвольте для начала, задать Вам вопрос об организации, которую Вы возглавляете. 
Вячеслав Туренко: Наша общественная организация Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных существует уже больше 18 лет. Организация была учреждена группой патентных поверенныхСанкт-Петербурга, зарегистрированных в Государственном реестре патентных поверенных в конце 1993 – начале 1994 годов. В настоящее время членами организации являются патентные поверенные из 16 регионов России. 
Организация занимает активную позицию в формировании института интеллектуальной собственности в России. Организация регулярно проводит ежегодную международную конференцию «Петербургские коллегиальные чтения», выпускает сборник трудов конференции, другие издания, связанные с интеллектуальной собственностью, проводит круглые столы, деловые игры по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью, участвует в различных региональных и международных проектах. Одним из важнейших мероприятий, в котором принимают активное участие члены коллегии, является проведение Дней интеллектуальной собственности в Санкт-Петербурге.
Члены коллегии представлены в Квалификационной и Апелляционной комиссиях Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), в Научно-техническом совете Роспатента, в экспертном совете опорной организации Роспатента по Северо-Западному федеральному округу, принимают активное участие обсуждении и подготовке к принятию Законов и других нормативных документов в сфере интеллектуальной собственности, участвуя в Парламентских слушаниях, заседаниях Научно-экспертного совета при председателе Государственной Думы Российской Федерации, в рабочих группах по подготовке и принятию законов в Государственной Думе Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

А.Л.Не специалисту неочевидна разница между патентоведом и патентным поверенным. Давайте внесём ясность в этот вопрос.
В.Т.: Институт патентных поверенных в нашей стране возник почти 20 лет назад, когда был принят Патентный закон. Первые патентные поверенные, естественно, выросли из патентоведов, начальников патентных отделов предприятий. Многие патентоведы, сдав квалификационный экзамен, получив статус патентного поверенного, и сейчас продолжают свою профессиональную деятельность на своих прежних рабочих местах. В отношении объектов патентного права деятельность патентных поверенных в значительной степени сходна с деятельностью патентоведов. Отличие от своих коллег-патентоведов состоит в том, что патентные поверенные, как правило, обладают большим объемом знаний в процедурных вопросах, их квалификация подтверждена государственным органом, и только они могут представлять интересы иностранных заявителей в Роспатенте. Для российских заявителей последнее ограничение не принципиально, поэтому при подаче заявки на выдачу патента и ведении делопроизводства с Роспатентом, они могут воспользоваться услугами опытного патентоведа, не имеющего статуса патентного поверенного. Главное, чтобы он был хорошо подготовленным специалистом.
В 2008 году после введения в действие Части четвертой Гражданского кодекса Российской федерации, был принят Федеральный закон «О патентных поверенных», регламентирующий деятельность патентных поверенных и их специализации:
1) изобретения и полезные модели;
2) промышленные образцы;
3) товарные знаки и знаки обслуживания;
4) наименования мест происхождения товаров;
5) программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем. 
Из этого перечня видно, что специализация патентного поверенного может быть и не связана с патентоведением и объектами патентных прав. Патентный поверенный может специализироваться, например, только на средствах индивидуализации, или даже на объектах авторского права таких, как программы для электронно-вычислительных машин.

А.Л.:  Ну, теперь от внешней формы — к существу: клиент скорее жив, чем мёртв, или наоборот? Под «клиентом» подразумевается естественно, интеллектуальная собственность (далее ИС, для краткости). Общее состояние с этим вопросом в России на Ваш взгляд — обнадёживает или внушает опасения?
В.Т.:  Могу сказать, что практически все патентные поверенные перегружены работой и не могут в полной мере удовлетворить потребностей в услугах по правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, особенно это касается в услугах для российских заявителей и правообладателей. Относительно молодое Российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности, по моему мнению, в значительной степени соответствует законодательству развитых стран. Однако рынок прав интеллектуальной собственности зависит от общего уровня развития рыночных отношений в стране, уровня экономических свобод, от государственной политики по стимулированию правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и их использованию. К сожалению, государственные чиновники не всегда понимают, что конкретные результаты интеллектуальной деятельности создаются не федеральными целевыми программами, не компьютерами, даже самыми современными, а конкретными авторами, которые и в силу ряда норм законодательства, и результате позиций чиновников и работодателей авторов не получают адекватной оценки своей деятельности, в том числе авторского вознаграждения. Не получив достойной оценки своего творческого труда, многие, к сожалению, уезжают за границу, где успешно реализуют свой творческий потенциал.
Тем не менее, считаю, что дела с «клиентом» не так безнадежны.
В Совете Федерации Федерального собрания Российской при Председателе Совета Федерации создан совет по вопросам интеллектуальной собственности, который уже приступил к работе. И я надеюсь, что мнение общественных организаций, в том числе нашей коллегии, будут учтены при принятии законов. 
В соответствии с Указом Президента ряд контрольных функций в сфере интеллектуальной собственности переданы Федеральной службе по интеллектуальной собственности, руководство которой осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации. По внесенным Роспатентом проектам уже приняты постановления Правительства.
В Санкт-Петербурге на региональном уровне активно действуют Опорная организация Роспатента Институт Международного Бизнеса и Права, возглавляемая ее энергичным директором Богдановой Еленой Леонардовной, профессиональные объединения специалистов в области правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав - Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных и Ассоциация патентоведов Санкт-Петербурга, возглавляемая молодым президентом Александровым Станиславом Анатольевичем. При поддержке Правительства Санкт-Петербурга в нашем городе ежегодно проводятся Дни интеллектуальной собственности. Стали выделяться субсидии из городского бюджета для частичной компенсации расходов на патентование. В результате проводимых мероприятий в прошлом 2011 году, количество подаваемых заявок на изобретения из Санкт-Петербурга увеличилось на 18% на фоне значительного снижения этого показателя для российских заявителей в целом по стране. Резко увеличилось и количество подаваемых из Санкт-Петербурга заявок на полезные модели и промышленные образцы.
Поэтому я надеюсь, что в нашей стране вопросы с интеллектуальной собственностью будут успешно решаться. Для этого есть все предпосылки.

А.Л.Возможно, первым вопросом должен был быть: — « А что такое интеллектуальная собственность?». Как говорят в околонаучных кругах, затевая дискуссию: — «Договоримся о дефинициях»
В.Т.:  Прежде всего, о «дефинициях». Интеллектуальной собственностью в соответствии со статьей 1225 Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации являются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.

А.Л.:  Насколько мне известно, поправьте, если ошибаюсь, ИС принято делить на блоки: 
1. Авторское право — занимается объектами литературного, музыкального, театрального, архитектурного и художественного творчества. 
2. Промышленная собственность — ведает изобретениями, промышленными образцами и полезными моделями. 
3. Средства идентификации — фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
К какому из пунктов должны быть прикованы дизайнерский интерес и внимание? Или, может, ко всем троим?
В.Т.: Что касается «блока» авторского права, то он в Вашем изложении примерно соответствует нормам Гражданского кодекса, правда объектов авторского права гораздо больше, чем Вами перечислено, в том числе к объектам авторского права относятся, например, программы для ЭВМ.
Кроме этого надо помнить, что есть права, смежные с авторскими: это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
Применительно к «блоку» Промышленная собственность хочу отметить, что в общем случае объектами охраны промышленной собственности являются не только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, но средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
Блок, относящийся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, более точно можно назвать «Объекты патентных прав». 
Что касается дизайнерского интереса. Дизайнерские разработки могут охраняться как объекты авторского права, объекты патентных прав, так и как средства индивидуализации. 
Лично я, как патентный поверенный имею специализацию «изобретения и полезные модели» Но однажды мне пришлось участвовать в патентной войне на стороне одной из фирм, разрабатывающей и выпускающей сувенирные куклы. В результате анализа всех примененных в куклах художественно-конструкторских решений, были формализованы объекты авторских прав и их авторы, выявлены и запатентованы в качестве изобретений и полезных моделей технические решения, касающиеся конструкции кукол, получены патенты на промышленные образцы многих вариантов кукол, и даже основа кукол была зарегистрирована в качестве объемного товарного знака. Все это позволило эффективно защитить интеллектуальные права в судебном порядке. 
Поэтому формы охраны дизайнерских решений могут быть самыми разнообразными. Надо иметь в виду, что объекты авторского права охраняются в силу их создания и не требуют выполнения каких-либо действий по регистрации произведений. Но в случае спора, в том числе судебного, могут потребоваться доказательства авторства и то, что само произведение является объектом авторского права. Поэтому патентование дизайнерского решения может оказаться более эффективным инструментом для последующей защиты интеллектуальных прав. Но при этом нужно совершить действия по оформлению заявки на промышленный образец, проведению государственно экспертизы, получению патента. Что, естественно, потребует времени и денежных средств. Но в ближайшее время после внесения поправок в Гражданский кодекс процедура получения патента на промышленный образец должна упроститься и стать более привлекательной для дизайнеров.

А.Л.: Более-менее понятно с объектами т.н. «чистого творчества», где творец один, а средства производства — ручка и бумага (холст, кисти, краски и т.д.). Здесь автор абсолютно (в идеале) самостоятельная фигура, осуществляющая весь проектный цикл — от идеи до воплощения. А как быть с дизайнерами, чья вахта не самая длинная в цикле рождения продукта? Любой высокотехнологичный объект — плод работы коллектива, насчитывающего с десяток профессий. Кто здесь автор и чьи права защищаются?
В.Т.:  Многие продукты творческого труда, например, книга, включающая и отдельные литературные произведения, и фотографии, и художественное оформление книги, и подбор произведений, их расположение являются результатом творчества нескольких лиц, образуя сложный объект.
Гражданским Кодексом (статья 1240) предусмотрено, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат. 
Из этого следует, что с автором каждого результата интеллектуальной деятельности должен быть заключен отдельный договор, который будет регулировать отношения сторон.

А.Л.:  Как известно, для того чтобы что-то получить, нужно в начале что-то сделать. Уговаривать художника (если он художник) нечто сотворить — не приходится, а вот защитить своё творение — другое дело: художник начинает скучать, хандрить, думать о посторонних вещах и т.д. Многие творцы предпочитают не тратить время на защиту своей ИС. Во-первых, любому нормальному художнику скучно этим заниматься, во-вторых, неохота тратить на это энергию и деньги. Из этой преамбулы сразу два вопроса:
1. Дорого ли самостоятельно защищать свои авторские права?
2. Не проще ли передоверить защиту своей ИС профессионалам, ещё более потеряв в деньгах?
В.Т.:  Я думаю, что не только художник, писатель или изобретатель, но и любой гражданин должен знать свои права, чтобы понимать, на что он имеет право, где он сам нарушает чужие права и что нужно предпринять для защиты своих прав. А затем уже решать, справится ли он сам с защитой своих прав или ему нужно привлекать специалиста. И при этом не следует «скучать, хандрить, думать о посторонних вещах и т.д.»
Конечно, дешевле всего защищать свои права самому. Некоторые авторы с успехом это делают. О защите авторских прав много говорилось на прошедших в апреле Днях интеллектуальной собственности в Санкт-Петербурге. Рекомендую дизайнерам их посещать в будущем. Все семинары, конференции, консультации бесплатные.
Но в любом случае при обращении за защитой своих прав нужно проконсультироваться у специалиста. Суммы, которые нужно потратить для защиты своих авторских прав устанавливаются в каждом конкретном случае и могут варьироваться в очень широких пределах. 

А.Л.Что такое «роялти»? Возможно ли дизайнеру в современных российских условиях претендовать на это красивое, с явной примесью королевской крови, слово. Точнее на бонусы, которое оно обозначает?
В.Т.: Роялти - это вознаграждение в виде периодических процентных отчислений за право пользования объектами интеллектуальной собственности. И даже в российских условиях авторы могут претендовать на такой вид вознаграждения, в том числе и за служебные произведения.

А.Л.:  Давайте вместе нарисуем идеальную траекторию запуска нового продукта. Вот есть дизайнер, у него на руках готовый проект (макет, прототип, 3D визуализация, концепция, описание и т.д. и т.п.). Что бы Вы посоветовали ему на этой стадии предпринять?
В.Т.: На этой стадии я рекомендую найти лицо, организацию, которое почувствовав возможность получения дохода, захочет реализовать этот проект. При этом нужно обязательно заключить договор об условиях использования проекта, в том числе о размере роялти.

А.Л.Вернёмся чуть назад по тексту, к месту, где мы размышляли об отсутствии интереса у творческого человека заниматься «формальностями». Не здесь ли корни института посредников? У приличного писателя есть литературный агент, у актёра — свои агенты и импрессарио, но это подразумевает уже определённый уровень. А что делать сотням и тысячам, как начинающим дизайнерам, так и тем, кто накопил большой профессиональный опыт, но так и не вменил себе в привычку защищать свою ИС? С чего начинать? Готова ли инфраструктура для этого?
В.Т.:  Опыт в защите авторских прав постепенно набирается. Недавно одна из дизайнеров макияжа отсудила у плагиатора за незаконное использование созданного ею рисунка макияжа 300 тыс. руб. Но, конечно, это скорее редкий случай. А начинать каждому надо с выработки этой самой привычки защищать свои права. Для этого их надо знать. Если никто не обращается за защитой своих прав, то не будет развиваться и инфраструктура по защите прав, у судов не будет опыта рассмотрения подобных дел, авторы не будут видеть примеров защиты нарушенных прав, и всё будет стоять на месте.

А.Л.:  Каждый творец един в двух ипостасях: он и производитель ИС и потребитель её. Не секрет, что ситуация у нас в стране с этим делом носит лёгкий шизофренический оттенок: своё хочу продавать, а чужое — брать бесплатно. Это касается софта, музыки, фильмов, книг — всей той массы ИС, которая защищена авторскими правами и кому-то принадлежит. Многие эксперты поговаривают о том, что существующая система несколько устарела. Подтверждением тому являются уже нередкие случаи выкладывания литературных произведений прямо в Сеть, с предложением читателям заплатить «сколько не жалко», вообще система donation (пожертвований), которая позволяет брать и пользоваться, а заплатить потом. И множества других, формирующихся прямо сейчас систем лицензирования и оплаты. Ка Вы считаете, это тенденция?
В.Т.:  Способ зарабатывания денег путем предложения заплатить «сколько не жалко» не считаю очень перспективным. Тем не менее, чтобы стать известным и популярным может использоваться бесплатное размещение произведений. Некоторым исполнителям за выступление, например, на телевидении платят большие деньги, а некоторые исполнители, чтобы их показали на телевидении, сами платят большие деньги. В целом я думаю, будут появляться и интенсивно развиваться многие формы оплаты творческого труда. Но мне не очень нравятся идеи безвозмездного использования творческого труда. Любой труд и особенно творческий должен достойно вознаграждаться.

А.Л.Я рад был пообщаться с Вами на столь злободневную тему, и в заключение хотел бы предоставить Вам возможность напрямую обратиться к нашим читателям, подавляющее большинство из которых — дизайнеры. 
В.Т.:  Уважаемые авторы результатов интеллектуальной деятельности! Я с глубоким уважением отношусь к творческому труду и желаю всем дизайнерам успехов в творческой деятельности и достойной оценки ее результатов. А специалисты в области охраны интеллектуальной собственности будут помогать Вам в защите Ваших интеллектуальных прав.
Надеюсь на будущие встречи с организаторами и читателями портала design-union.ru .

Вячеслав Туренко, Президент РОО «Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных», член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ ФС РФ.





 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Яндекс.Метрика