авторы компании
Хитов:
329
Хитов:
7304
Дизайн интерьеров
Хитов:
8753
Промдизайн

 


ИГОРЬ ХЛУТЧИН. ДИЗАЙНЕР — ЭТО ПРОЕКТИРОВЩИК, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДВОРЦОВОГО ЗАГОВОРА

Веб-резиденция профессионального дизайна
07.11.2011

Игорь Хлутчин был первым из тех, кто организовал независимую дизайн-студию в Нижнем Новгороде. Сегодня его фирма «Промграфика», создавая дизайн различных рекламных продуктов, сама в рекламе уже не нуждается, поэтому Игорь даже не вешает вывеску на дверь своей студии. При этом студия разрабатывает не меньше десятка фирменных стилей в год и постоянно выполняет заказы в области графического и выставочного дизайна. А если бы у нас развивалась промышленность, то студия Игоря Хлутчина, безусловно, занимала бы лидирующие позиции среди тех, кто делает индустриальный дизайн. О многоликости и истории дизайна из личного опыта Игорь поведал «Б+К».

Игорь, вы в дизайне 33 года. Тогда ведь еще не было даже такого понятия — дизайн. Как люди получали образование в данной сфере?
— Да, самого слова «дизайнер» в то время не было, эта профессия по-русски называлась «художник-конструктор». И в нашей стране — в Москве и Ленинграде — существовали очень сильные учебные заведения, которые их готовили. Я профильное образование получал последовательно, поскольку сам из среды инженеров-конструкторов. С детства мне очень нравилось рисовать самолеты и корабли, поэтому я поступил на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. У нас читался курс «Архитектура корабля», на этих лекциях я и понял, зачем, собственно, учусь на кораблестроительном факультете, и темой дипломного проекта выбрал разработку архитектуры (дизайна) пассажирского катамарана. В начале 80-х я заочно обучался в Народном университете дизайна, где способным инженерам давали художественную составляющую профессии «художник-конструктор». Потом я работал главным дизайнером НПО «Горьковский машиностроительный завод». Мы разрабатывали изделия, которые должны были выпускаться серийно, создавали их не только с конструкторской, но и с эстетической и с эргономической точек зрения, то есть чтобы человеку было приятно и удобно пользоваться данной вещью.

Когда вы организовали собственную фирму, трудно было перестроиться на капиталистические принципы работы?
— Во время работы на заводе мы создали множество товаров, которые так и не были запущены в производство. Я понимал, что мы буксуем, стоим на месте, и своя фирма была единственным выходом из этого положения. Студия «Промграфика», которую в 1992 году я создал вместе с коллегами, стала первой фирмой в нашем городе, оказывающей коммерческие услуги в области дизайна. В то время у нас практически не было конкурентов, но мы были достаточно наивны и понятия не имели о том, что такое экономика. Всему учились на собственном опыте. За прошедшее с той поры время в студии работает уже третий состав дизайнеров.

Когда вы беретесь разрабатывать дизайн упаковки того или иного продукта, вас интересует качество этого продукта?
— В последнее время да, для нас это важно. Сейчас мы, например, по моральным соображениям отказались от разработок брендов любых алкогольных продуктов, хотя в этой области у нас наработан большой опыт. Хорошо разработанный фирменный стиль позволяет многим компаниям успешно реализовывать низкокачественные продукты. Это такой большой обман. Однако надо понимать, что даже для хорошего товара упаковка имеет значение, хотя бы для того, чтобы он не терялся на прилавках магазинов.

В наше время профессия дизайнера необычайно популярна. Что бы вы посоветовали людям, желающим стать дизайнерами?
— Во-первых, хочу сказать, что умение рисовать для дизайнера не является фактором, определяющим успех. Дизайнер, в отличие от художника, всегда работает в определенных рамках, ведь не все, что нарисовано, можно воспроизвести с помощью технологии. Дизайнеры — выходцы из художественного училища, как правило, работают в области полиграфии и электронного дизайна, но, например, в индустриальном дизайне они себя проявить не смогут, так как требуются другие знания и навыки. Дизайн, он, как медицина, многолик: палец перевязать умеют многие медики, а вот сделать трепанацию черепа способны единицы. И потом, надо понимать, что профессионалами дизайнеров делает не факт наличия специального образования, а сама жизнь и их собственное стремление познавать и развиваться. Кстати, в английском языке слово «дизайн» имеет около 15 разных значений, начиная от оригинального наброска и заканчивая дворцовым заговором.

Чем занимается Нижегородский союз дизайнеров, председателем которого вы являетесь?
— В настоящее время он не выполняет тех функций, ради которых был создан. Сейчас мы в меньшей степени коллеги и в большей — конкуренты. У нас на сайте Союза опубликован образцовый кодекс поведения для дизайнера, который гласит, что дизайнер не должен поступаться своим профессиональным долгом ради того, чтобы угодить клиенту. Но дикий рынок, который утвердился в нашей стране, упразднил понятие профессионального долга — дизайнеры вынуждены просто выживать, а это приводит к тому, что люди считают нормой не брать на себя моральные обязательства.

Вы разрабатывали символику для космонавтов. Что вам это дало, может быть, появились какие-то долгосрочные заказы?
— Всероссийский конкурс, объявленный Ракетно-космической корпорацией «Энергия», который мы выиграли в 2010 году, декларировал, что победители смогут рассчитывать на заключение крупного контракта, в рамках которого будут работать над новыми моделями космических кораблей. Прошел год, но ничего этого не случилось. Фирменный стиль, разработанный нами для отряда космонавтов РКК «Энергия», до сих пор не применяется, судя по тому, что космонавты появляются на экранах телевизоров со старыми эмблемами. Еще мы создали знак и логотип для нового космического корабля «Русь», а недавно в СМИ прошла информация, что работы по его проектированию остановлены. Конкурсы у нас проходят очень интересно. В 2011 году на Всероссийском конкурсе промышленного дизайна в кораблестроении мы заняли третье место в двух номинациях. Удивительно то, что в нем принимали участие люди, которые представили такие проекты кораблей, которые в принципе не смогут ходить по воде. И, надо сказать, некоторые из них даже заняли призовые места…

Каковы перспективы развития промышленного дизайна?
— Без развития самой российской промышленности — никаких. Кстати, я бы с удовольствием занялся промышленным дизайном, я в этой области чувствую себя как рыба в воде.

—  Что вы сейчас читаете?
—  «Темная миссия: Секретная история NASA» Ричарда Хогланда.

Позиция

Дизайн — не украшательство, а неотъемлемая часть жизни. В капиталистическое время дизайн стал выполнять функцию стимула для продаж. Ни одно учебное заведение, даже очень специальное, не выпускает готовых высококлассных специалистов Дизайнер, который потакает капризам бездарного заказчика, лишь увеличивает степень бездарности жизни. Окружая себя вещами, помните, что их автор — дизайнер.

Краткая биография

С 1978 года работает в дизайне. Специализация: индустриальный и графический дизайн.
С 1980 по 1985 годы — корабельный архитектор в ЦКБ Минречфлота (г. Горький).
С 1986 по 1991 годы — дизайнер, а с 1989 года — главный дизайнер НПО «Горьковский машиностроительный завод».
В 1987 году стал одним из создателей Клуба молодых дизайнеров, а впоследствии — дизайн-студии «Промграфика», первого в Нижегородской области независимого объединения дизайнеров.
С 1988 года — член Союза дизайнеров СССР, а затем — Союза дизайнеров России.
С 1993 года — председатель Нижегородской организации Союза дизайнеров России, а затем председатель Нижегородского союза дизайнеров.
Автор более 100 работ (15 промобразцов) в области индустриального дизайна и более 300 работ в области графического дизайна.

Связи

Виктор Быков, главный архитектор Нижнего Новгорода

Откуда знакомы:

«Наше знакомство с Игорем Хлутчиным состоялось, когда версталась книга из серии «Мастера нижегородской архитектуры» автора Ольги Орельской. Это такие книги, как «Архитектурный дуэт: Александр Харитонов и Евгений Пестов», «Святослав Агафонов: Возродивший кремль», «Виктор Быков: Восхождение». Игорь понимал, что подобные исследования имеют огромное значение для города, и прикладывал максимум усилий для получения наилучшего результата».

Мнение:

«Игорь — очень творческий, эрудированный и разносторонне развитый человек. Мне импонируют четкость и ясность его мышления, что проявляется и в его графических работах, где помимо художественной составляющей прослеживается инженерная мысль. Игорь Хлутчин — это редкий сплав инженера и художника в одном человеке. Техническое образование, которое он получил, на мой взгляд, очень помогает ему в работе дизайнера, так как позволяет проникать в суть вещей. Я и мои коллеги выступали архитекторами торгового центра «Ганза» (этот торговый комплекс на улице Родионова — единственный в нагорной части города, который будет открыт в 2011 году. — Прим. ред.), а Игорь Хлутчин работал над художественным оформлением, разрабатывал фирменный стиль, в этой работе он проявил себя как истинно творческий человек, так как подошел к своему делу неординарно и ярко. При личном общении он ведет себя искренне и открыто, что не может не вызывать симпатию и позволяет без труда завоевывать расположение окружающих».

Оксана Ольшанская,
журналист, филолог.
www.r52.ru

 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью ИГОРЬ ХЛУТЧИН. ДИЗАЙНЕР — ЭТО ПРОЕКТИРОВЩИК, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДВОРЦОВОГО ЗАГОВОРА

Яндекс.Метрика