авторы компании
Хитов:
5858
Дизайн моды
Хитов:
8680
Дизайн моды
Хитов:
511

 


ЭРКЕН КАГАРОВ. ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД

Александр Борисович Линецкий
28.08.2011

Эркен Кагаров — весьма заметная фигура на российском дизайнерском ландшафте. С недавнего времени, к своему послужному списку он добавил ещё одну запись — художественный руководитель Пермского Центра Развития Дизайна. Вот об этом мы с ним и поговорим…

ЭРКЕН КАГАРОВ. ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД
Фото: Алексей Гущин / Соль

Александр Линецкий: Эркен, как ты воспринял приглашение в Пермь и предложение порулить ПЦРД? Что это для тебя: очередная ступенька в карьере, тяжкий крест, социальное служение, долг перед Родиной?
Эркен Кагаров: Будет неточно, как ни ответь. На тот момент (да и сейчас я так думаю) это был подарок судьбы, причем, очень своевременный, поскольку я до этого пол-года находился в довольно сложном для себя кризисе, который можно назвать кризисом среднего возраста. Я как-то потерял азарт делать очередные эскизы упаковок и логотипов, которые, как их не совершенствуй, очень мало влияют на качество жизни в стране (а это один из моих пунктиков), все попытки как-то повлиять на что-то системно были невостребованы, в Москве, по крайней мере. И возможность что-то изменить в жизни, а так получается, что она у меня очень связана с работой, была очень кстати.

А.Л.: Был ли ты в Перми до этого? Что для тебя этот город? Многие отмечают какую-то особую метафизику этого места. Чувствуешь ли ты что-то особое в этом воздухе?
Э.К.: Я был один раз, меня пригласил Тема Лебедев на мастер-класс посвященный транспортной навигации. Метафизику места мне пока почувствовать сложно, но все события, перед переездом (а я там живу уже половину времени), так удивительно совпали, что в метафизику событий я точно верю.

А.Л.: Существует ли какой-то генеральный план развития ПЦРД? Что-то вроде пятилетки? Или вы так на долго не загадываете?
Э.К.: Вообще у нас годовой бюджет и годовые планы, это основа, впрочем, я видел один из документов с планом на три года (сейчас идет второй из них). Однако каждый год планы несколько корректируются в деталях, это связано с какими-то тактическими событиями.

А.Л.: Определил ли ты для себя критерии успешности твоей миссии здесь? Что должно произойти, чтобы Эркен Кагаров сказал: — «Я сделал это!»
Э.К.: Вообще, чтобы миссия была успешной, мне надо многое сделать. У меня есть некоторые планы, их много, назову один из самых важных: я хотел бы (уж не знаю, как скоро это может получиться) чтобы в России — надеюсь, Пермский край будет пионером, - дизайн выбирали, утверждали, не чиновники, а эксперты. Учитывая количество государственного в нашей стране, это очень сильно может изменить ее образ. (Все, после этих слов меня уволят:)

А.Л.: Не секрет, что московский десант и его инициативы имеют как сторонников, так и противников в городе. С твоей точки зрения, какая стратегия во взаимодействии с пермяками — как простыми горожанам, так и членами местного парламента, сможет быть наиболее эффективной?
Э.К.: В первую очередь я стараюсь взаимодействовать с пермскими дизайнерскими компаниями, чтобы этот вопрос вообще перестал существовать. К слову, в городе оказалось довольно много компаний очень хорошего уровня, 5-6 легко могу назвать прямо сейчас: Озон, Витамин, Левел, ГД, Дети, Табула Раса — и это далеко не все. Со всеми ими мы сотрудничаем, и приглашаем других, и сейчас количество «гостевых» и «местных» авторов уже примерно равное. Для неспециалистов же, думаю важно объяснять, пропагандировать принципы дизайна. Планирую провести в конце сентября лекцию, она будет открытой, о сути дизайна, на которую мы пригласим всех депутатов, чиновников и горожан.

А.Л.: Как методически выстраивается работа? Есть ли какие-то аналоги, может быть документы из подобных центров по России и миру, которые возможно использовать в планировании, развитии, выстраивании механизма взаимодействия с промышленностью, властью, бизнесом?
Э.К.: У нас ситуация пока сильно отличается от того, что происходит, к примеру, в Англии или Голландии, здесь иностранный опыт не особо применим. Поэтому придумываем решения, подходящие к нашей ситуации. Российский опыт? Я пока похожего не припомню, разве что из времен СССР, плановой экономики... Но буду рад, если где-то подобному можно поучиться.

А.Л.: Из чего собирается твой типовой рабочий день? Чего в нем больше: встреч с производственниками, может быть дизайнерами или с кем-то из администрации? Или это корпение в тиши кабинета над стратегическими планами?
Э.К.: Всего понемногу. Или по многу, иногда день из одних встреч проходит. С производственниками в смысле «заводами» пока их меньше всего, промдизайн самое сложное направление для каких-то изменений.

А.Л.: Кстати, насчёт кабинета: он у тебя есть? Или пока обходишься гостиничным номером?
Э.К.: Кабинета нет, я сижу в одной комнате с двумя дизайнерами и системным администратором. Но сейчас идет ремонт в новом здании, где у центра будет со временем два этажа. Там будет открытое пространство, в основном, и я тоже буду без кабинета.

А.Л.: Что ты считаешь наибольшим препятствием для наступления светлого будущего для ПЦРД? Отсутствие финансироваия, противодействие местных, сложившийся жизненный уклад во всей стране, законодательная база, короче, в чем корень всех проблем?
Э.К.: Проблем много, и есть большая вероятность, что при прекращении «административного ресурса» финансирование прекратится и «враги» модернизации будут плясать на обломках «красных человечков» (к которым ПЦРД, кстати, не имеет почти никакого отношения). Но я думаю, что «революция сверху» в области дизайна — это один из немногих путей ускорения модернизации в этой области. Я не верю, что страна с вытравленной культурой, по крайней мере, культурой быта, материальной и визуальной культурой, сможет в ближайшее время определять качество дизайна демократическим большинством. Вот если удастся реализовать систему экспертного выбора для госорганов, тогда можно будет отойти в сторону.

А.Л.: Поддерживает ли ПЦРД связи с другими родственными институциями? Если да, то с какими?
Э.К.: Мы немного общаемся с Тверским центром, но там пока все только начинается. Поэтому помогаем советами, образцами документов.

А.Л.: Гурон, который по моим сведениям наезжает в Пермь, избран в президентский Совет по Культуре. Само по себе это событие вселяет некий оптимизм. Как тебе кажется — настало время для нашего поколения вершить реальные дела?
Э.К.: Дизайнер в этом совете, по моему, впервые. Это хорошая новость. Но не думаю, что нам нужно чего-то ждать. Например, когда нужно было повлиять на выбор знака рубля, я с коллегами смог воздействовать на это решение, не входя ни в какие инстанции. Знакомый дизайнер из Ижевска, Марат Амарей, проявлял фантастическую активность, забрасывал все конкурсы работами, в том числе, сделал знак своего города. И что же? Мэрия предложила ему все это реализовать. Возможностей много, надо двигаться. 

ПЦРД

Создание Пермского центра развития дизайна - один из проектов Департамента экономического развития правительства Пермского края.
Цель проекта: Создание института инноваций, выполняющего агентские функции при разработке и осуществлении национальной инновационной политики в части разработки и реализации практических программ инноваций, как в промышленной сфере, так и в программах социального направления, включая здравоохранение, образование, городское развитие и пр.
Задачи проекта:
1. Обеспечение эффективности использования дизайна как важного фактора повышения качества жизни населения, развития городской среды и сельских поселений, транспорта, социальной сферы, в т.ч. сфере образования, здравоохранения и культуры.
2. Повышение эффективности применения дизайна как фактора обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг предприятий различных секторов экономики, в условиях повышения значимости уровня дизайна и эргономичности в оценке потребительских свойств выпускаемой продукции.
3. Содействие развитию предприятий сектора дизайна, с учетом роста вклада услуг по маркетингу и дизайну в структуре добавленной стоимости товаров как потребительского, так и производственного назначения.
Презентация ПЦРД прошла в конце ноября 2009 года в Москве, а в начале декабря 2009 года - в Перми. Идея создать ПЦРД принадлежит Марату Гельману - директору Пермского музея современного искусства.
Основные направления деятельности Центра - создание новых образцов для пермской промышленности, дополнительное образование в сфере дизайна и облагораживание городской среды.

pcrd.ru
pcrd.livejournal.com

Эркен Кагаров

Родился в Ташкенте, Узбекистан, в семье художников. В 1992 окончил Ташкентский государственный институт искусств и в том же году переехал в Москву. Член Союза дизайнеров России. Вице-президент Академии графического дизайна. Основатель и креативный директор студии Imadesign, Москва. Руководитель и ведущий педагог авторской творческой мастерской Высшей академической школы графического дизайна.

Среди основных наград: Национальный приз «Виктория» (1997, 1998, 1999, 2001 на выставках-конкурсах «Дизайн. Лучшая работа года»); «Мастерская конструктивизма. Геометрия, структура, орнамент, цвет», Москва (1999); Первое место и Большая золотая медаль конкурса «Упаковка — Звезда России — 2002»; 3 место и Диплом в номинации «Логотипы» на Московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела—3» (1996); 2 место (1997), 3 место (1998), 3 место и 1 место (2001), 2 место (2004) на Московском Международном Фестивале рекламы; Гран-При Московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела—5» (2000); Гран-При Международного конкурса знаков и логотипов «Тамга—2003», и многие другие.
/www.imadesign.ru




 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью ЭРКЕН КАГАРОВ. ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД

Яндекс.Метрика