авторы компании

 


ДИЗАЙН В СОВЕТСКОМ «СВЕРХОБЩЕСТВЕ»

Павел Евгеньевич Родькин
31.12.2012

Московский музей дизайна представил выставку советского дизайна, который можно назвать настоящим памятником целой эпохи. Меньше всего хотелось бы, чтобы экспозиция воспринималась в настольгическо-ироническом ключе, так как во многом эта выставка трагическая.

советский дизайн
Экспозиция выставки «Советский дизайн 1950—1980-х»

Феномен советского дизайна до сих пор по настоящему не оценен; в свое время он и не воспринимался как какой-то феномен, прекращение же существования СССР сопровождалось настолько резким обрушением всего советского предметного и смыслового мира, что и советский дизайн оказался вытеснен из жизни так же бесповоротно. Новый постсоветский мир быстро наполнился новыми вещами, брендами, смыслами и интерфейсами, изменившими образ жизни и ориентира человека. И если, например, графический дизайн смог преодолеть этот перелом, полностью вписавшись в новую систему, то промышленный дизайн оказался невостребованным/

.Советский дизайн

Мир советской жизни, частью которой был дизайн, не проанализирован, потому что до сих пор мы не можем судить о ней беспристрастно. Мнения относительно качеств и ценностей советского социума и государства все больше поляризуются и мифологизируются, что не способствует установления сколько-нибудь объективной картины.

Советский дизайн

Можно ли реконструировать советский дизайн, его социальную и экономическую эффективность вне матрицы демонтированного «коммунистического сверхобщества», как оценивал Советский Союз, например, философ Александр Зиновьев, которая связывала на макро и микро уровнях все компоненты советской действительности? Допустимо ли рассматривать советский дизайн исключительно как форму, пластические и конструкторские решения, комплексы эстетических и стилистических проблем?

Советский дизайн

К такому ошибочному взгляду на экспозицию подталкивает само отношение к дизайну в СССР, который находился в двусмысленном положении: с одной стороны, дизайн был включен в систему производства и быта, который и конструировал (причем на достаточно серьезном институциональном уровне), но с другой изгонялся из системы ценностей советского человека, по крайней мере на уровне официальной идеологии.

Советский дизайн
 

Как отмечает Александр Зиновьев: «как в идеях коммунизма, так и в реальном коммунизме не было предусмотрено и заложено то направление эволюции материальной культуры, какое определилось во второй половине нашего столетия… Свой собственный, отличный от западного путь развития материальной культуры советский коммунизм не успел выработать. Тенденции к этому были (например, более грубые и упрощенные формы технологии). Но они вряд ли могли иметь успех. Триумфальный прогресс западной материальной культуры овладел всем человечеством, и шансы Советского Союза составить ему конкуренцию к концу «холодной войны» стали минимальными»1 . На этом фоне не включение дизайна всферу идеологии (как это было сделано на Западе) и его игнорирование выглядит особенно катастрофическим. Провал советской идеологии на бытовом уровне, начиная с эпохи «застоя», в конечном счете и определил судьбу советского дизайна. Нереализованные проекты советских дизайнеров — так и остались немым укором не наступившему светлому будущему.

Советский дизайн

Выставка «Советский дизайн 1950—1980-х» приобретает совсем не «музейное» значение, хотя бы потому, что историю дизайна нужно рассматривать в динамике (ситуация 50-х и 80-х принципиально отличалась и в дизайне и в обществе). Сегодняшняя актуальность экспозиции кристаллизуется со всей очевидностью: дизайн — это не только экономика функции, но и экономика знака, что показал в частности Жан Бодрийяр; СССР проиграл не в экономике, а в первую очередь в смыслах, в которые дизайн так и не был включен. И, похоже, современная Россия повторяет эту ошибку.

Советский дизайн

советский дизайн

советский дизайн

советский дизайн

советский дизайн
Экспозиция выставки «Советский дизайн 1950—1980-х»

1 Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М., 2008. С. 451—452

Павел Родькин 
www.prdesign.ru
 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера критика ДИЗАЙН В СОВЕТСКОМ «СВЕРХОБЩЕСТВЕ»

Яндекс.Метрика