авторы компании

 


СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВ. САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ДИЗАЙНА В КАЗАНИ В ТОМ, ЧТО ЭТО ГОРОД НЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Веб-резиденция профессионального дизайна
30.10.2012

В архитектурно-строительном университете Казани вчера завершился двухдневный международный дизайн-форум «Дизайн города XXIвека». Корреспондент «БИЗНЕСOnline», посетившая это мероприятие, изучила утопичное видение будущего урбанистического дизайна, узнала, что сегодня в дизайне выходят на первый план табуированные ранее вещи, и выяснила, как влияет архитектура города на одежду людей.

460-4.jpg
 

ПЕССИМИСТИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ

Вчера в Казанском государственном архитектурно-строительном университете завершил работу международный дизайн-форум «Дизайн города XXI века». Организаторами выступили минобрнауки РФ, ВНИИТЭ, факультет дизайна КГАСУ, Союз дизайнеров России и Национальная академия дизайна. На форуме ожидались представители минстроя Татарстана, которые должны были представить доклад по городам республики, однако на мероприятие так никто из них не пришел.

В рамках форума была организована выставка стендовых докладов научно-практической конференции, выставка «Идеальный город» и выставка победителей общероссийского конкурса плаката-открытки «Утопия 2112». Открывая мероприятие, ректор вуза Рашит Низамов обратил внимание, что наши инженеры – «не просто тупые ремесленники, а люди с креативной составляющей». «Мы готовим специалистов мирового уровня, на базе нашего университета существует казанская архитектурная школа. Мы хотим отличаться от соседей. Должна быть симбиотика, эффекты синергизма, наслоение культур», - рассказал он.

Директор института архитектуры и дизайна Евгений Прокофьев объявил победителей конкурса плаката-открытки «Утопия 2112». По словам заведующего кафедрой интерьера КГАСУ Дмитрия Кошкина, он был удивлен пессимистичным взглядом на будущее участников конкурса. «Кто-то стремится к нирване, кто-то – к решению транспортных проблем через сто лет… Но в целом видны лишь пессимистические взгляды. В обществе есть меркантилизация, отсутствие идеологии, - возможно, в этом причина такого видения», - резюмировал он.

460.jpg
 

МЕДИАФАСАДЫ И АРХИТЕКТУРА В ОДЕЖДЕ

В рамках научно-практической конференции участники форума обсудили проблемы современного города и его дизайна. Для сравнения, которое получилось очень контрастным, первый доклад был посвящен особенностям дизайна современных японских городов. Преподаватель вуза-организатора Фарида Ибрагимова сообщила, что измененный облик городов в Японии больше всего заметен на примере Токио. Это многоуровневый город, в котором улицы плавно и гармонично перетекают в здания, экстерьер сливается с интерьером, присутствует многослойность уличного пространства, а социальная жизнь протекает за пределами дома. «В городе очень гармонично применяется гуманизация архитектуры, используется суперграфика на общественном транспорте. Арт-объекты в городской среде могут использоваться как в функции рекламы, так и в функции, например, поддержки двери. Очень интересно выглядят парковки для велосипедов за зелеными стенами из кустов и деревьев», - рассказала она. При этом, конечно, даже в таком идеальном по дизайну городе есть проблемы, например, организация пешеходных потоков и полосы движения для незрячих людей.

460-7.jpg
 

Дизайн был рассмотрен даже с точки зрения влияния в сочетании с архитектурой города на стиль в одежде горожан. Об этом рассказала завкафедрой дизайна костюма ВенераХамматова. «Архитектура очень значительно влияет на форму одежды, есть прогресс. Универсальность все меняет, в том числе и в моде. Сегодня идет речь об эко-дизайне в одежде, составляющими которого являются материал, форма и цвет», - сообщила спикер. Например, зарубежные ученые создают «умный» текстиль, до которого казанцы, конечно, пока не дошли. Такой текстиль, например, позволяет регистрировать предынфарктное состояние или прогноз погоды. В качестве примера местных работ Хамматова рассказала о костюмах, выполненных для фрик-шоу из переработанного вторичного материала. Слушатели в зале резонно спросили, заинтересована ли наша промышленность в сотрудничестве по этой одежде, на что спикер лишь сообщила о предстоящем мероприятии, когда будет обсуждаться эта возможность.

460-5.jpg
 

Вообще, на конференции вопросов задавалось больше, чем следовало ответов. Эксперты, например, вопрошали, можно ли рассматривать архитектуру эпохи модерна и одежду этой же эпохи. Или верно ли мы двигаемся в сторону техногенного будущего, или уже пора остановиться. Сегодняшние города называли музеями, улицы признавали главнее, чем проезжую часть, однако соглашались с тем, что улиц в Казани нет.

НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ – ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, подходит ли Казань под определение города XXI века по дизайну и необходимо ли выдерживать в городе единый стиль.

Рашит Низамов - ректор КГАСУ:

- Казань выбрана местом проведения форума не просто так. У нас есть замечательные, известные дизайнеры. Кроме этого, в Москве проходит много форумов, но в провинции они проходят лучше. Общепризнано, что есть направление дизайна, казанская архитектурная школа. Кроме этого, Казань интересный город со своей средой.

Жестких критериев для того, как должен выглядеть город, нет. Есть свои внутренние критерии. В Ашхабаде, например, все сделано из камня, нет знаковых объектов, все здания сделаны одинаково. При этом нет души. А у нас есть знаковые объекты, которые говорят о том, что многие годы здесь дружно живут народы. Я считаю, что дизайн и архитектура тесно связаны, и должны быть увязаны в контексте единения, симбиотики. Есть понятие татарской архитектуры. Казань должна отличаться архитектурой, духом.

При поддержке президента РТ, мы проводим с Олесей Балтусовой заседания, где обсуждаем проблемы устройства городской среды: этажность, ландшафт. Рассмотрим и вопрос о том, как позиционировать Казань через дизайн. Должен быть социально-государственный посыл.

Я считаю, что в историческом центре города не надо выполнять единый дизайн. Мы развиваемся, но есть пространства, где должно сочетаться новое и старое. По фотографиям можно восстановить практически любое здание. То, что прекращен снос исторически ценных зданий – это очень хорошо. Наши студенты уже давно организовывали митинги, пытались защищать историческую среду, однако тогда это было не модно.

Я говорю некоторым людям, которые не ценят красоту Казани, чтобы они съездили в другие города похожего уровня. У нас все очень хорошо, тогда как многие города просто застряли в своем развитии. Из городов, которые частично попадают под определение города XXI века, я бы отнес Питер, Чебоксары с красивой набережной, Нижний Новгород. 

460-8.jpg
 

Сергей Михайлов - вице-президент Союза дизайнеров России:

- Сложно выделить города в России, которые обладают «ярким» дизайном, потому что это определение не совсем точно передает суть. Если говорить про города, расположенные на Золотом кольце и Серебряном ожерелье, то это гордость России, и за ними будущее. Не случайно говорили о том, что в городе важна память. Если говорим сегодня о тех технологиях, которые есть в Гонконге или подземных городах в Канаде, то у нас технологии значительно отстают. Но нам бывает комфортно и в квартире старого типа – все зависит от личных пристрастий человека. Сегодня индивидуальность, персонификация выходят на первый план. В этой связи никто не может сказать, что является идеалом.

Самая большая проблема Казани по дизайну в том, что это город не для человека. Покажите хоть одно место, где можно уютно погулять. Я такого места не знаю. Сегодня город реконструируется не для человека, а для транспорта. А нужно наоборот. Пока не будет развитого общественного транспорта, город не будет нормальным. Сейчас идет один уровень развязок, потом – другой, но это лишь временное решение проблемы. Нужно идти от дизайна, а не от строительства. Мы и сами не знаем, что нужно сейчас делать. 

 

 





Вы здесь: ПОРТАЛ дайджест люди СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВ. САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ДИЗАЙНА В КАЗАНИ В ТОМ, ЧТО ЭТО ГОРОД НЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Яндекс.Метрика