авторы компании
Хитов:
331
Хитов:
9328
Хитов:
5469
Дизайн интерьеров

 


РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИИ

Веб-резиденция профессионального дизайна
16.10.2010

Международная научно-практическая конференция «Культурная журналистика в контексте политических и экономических практик Уральского региона» г. Екатеринбург, 9–11 июня 2008 г.
В. В. Мишарин, председатель Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)».Роль творческой общественной организации в стратегическом маркетинге территории (на материалах деятельности Свердловского отделения Союза театральных деятелей России)

Социально-экономические реформы, проводимые в Российской Федерации в последнее десятилетие, привели к тому, что перед регионами остро встала проблема позиционирования себя среди других территорий с целью привлечения финансовых, человеческих и других потоков, необходимых для экономического, социального, культурного развития. Соответственно, возникла проблема реформирования существующих структур и поиска новых инструментов управления, способных решить данные задачи. Одним из таких инструментов становится территориальный (или региональный) маркетинг.

Территориальный маркетинг – это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов разных уровней, а также внешних субъектов, в привлечении ресурсов которых заинтересована территория. Данная разновидность маркетинга преследует несколько целей, одной из которых является улучшение качества жизни населения, что способствует как формированию притягательности территории в целом, так и привлекательности сосредоточенных в регионе ресурсов (в отношении культурной сферы это, прежде всего, привлечение и удержание человеческого ресурса).

В современном мире, с его развитыми массовыми коммуникациями, увеличением влияния СМИ и массовой культуры, одним из самых важных аспектов деятельности оказывается культурный аспект.

В Свердловской области работают 30 театров (всех форм собственности: федеральный театр оперы и балета; государственные, муниципальные и частные театры), 11 концертных организаций, 107 государственных и муниципальных музеев, 994 библиотеки, 196 учреждений художественного образования, 919 учреждений культурно-досуговой сферы и, наконец, 10 региональных отделений общероссийских творческих союзов, которые объединены в Ассоциацию творческих союзов.

Творческие союзы как органическое и объективное явление культуры существует и функционирует в силу своей многоаспектной деятельности практически во всех сферах культуры и искусства. Кроме того, сегодня, когда началась – трудная и, к сожалению, не всегда успешная – интеграция деятельности ТС в сферу экономики и политики, творческие союзы оказывают влияние на различные сферы страны в целом. ТС, так или иначе, оказывают влияние как на внутренние и внешние структуры искусства и культуры, так и на саму жизнь населения в социальном, в демографическом, а главное – в духовном отношении.

За 20 с лишним, практически потерянных для развития ТС, лет наша страна оказалась на краю культурно-демографической и в целом гуманитарной катастрофы. Через 10-15 лет страна останется без достаточного для нормальной жизни числа людей, способных эффективно работать. Речь идет, во-первых, о потерянном поколении 20-30-тилетних (разрушение национальных форм менталитета, смена ценностных ориентиров, национально-культурных концептов, наркомания, алкоголизм и т.п.), а во-вторых, о тех, кто рассматривает Россию как временное место жительства. ТС в данной ситуации есть основа и своеобразные центры создания и формирования упорядоченной и качественной «культурной массы», необходимой для формирования стабильной социокультурной среды.

Основной целью деятельности ТС сегодня должна стать не столько экономическая, социальная и «креативная» защита, сколько защита вообще культурных, эстетических и нравственных ценностей. ТС сегодня, при всей своей кажущейся неактуальности, есть эффективное и практически готовое к функционированию средство духовного, интеллектуального и эстетического спасения человека.

ТС сегодня, помимо функций правовой, социальной и иной защиты творческих работников, постоянно осуществляя – по-прежнему интенсивно и эффективно – функцию эстетико-креативную, – активно вторгается в общую социальную сферу страны, противопоставляя образцы подлинного, духовно и эстетически богатого искусства рыночному, практически ангажированному рублем «искусству», шоу-бизнесу, развлекательному телевидению, радио и т.п.

К сожалению, современное состояние СМИ, которые часто превращаются в самостоятельные экономические субъекты, забывают о своей основной функции – передаче и распространении информации, и становятся лишь способом зарабатывания денег, может вселять преимущественно отрицательные эмоции. Я говорю о так называемой «желтой прессе» и подобных изданиях, далеких от адекватного восприятия не только произведений искусства, но и зачастую действительности. Именно эти «псевдо-СМИ» формируют общественное мнение и (что более катастрофично!) художественный вкус, что особо выпукло можно пронаблюдать, если сравнить тиражи и сеть распространения этих изданий и «узкоспециализированные» СМИ (например, в области литературы происходит отмирание «толстых» журналов, престиж которых и интерес к которым резко падает, поскольку им на смену приходит «легкое чтиво» в мягком переплете или пресловутый глянец).

В такой ситуации именно ТС становятся центрами стабильного существования культуры в ее традиционном, актуальном и новаторском видах. В настоящее время в Свердловской области работают 8 представительств творческих союзов: Союз писателей России и Союз Российских писателей; Союз художников России; Союз кинематографистов России; Союз архитекторов; Творческий Союз журналистов; Музыкальное общество; Союз театральных деятелей. В Екатеринбурге расположены центры Ассоциации театров Урала; Окружного комитета Общероссийской общественной организации творческих работников СМИ «МедиаСоюз»; Уральской Ассоциации Художников по куклам; Ассоциация писателей Урала.

Для нормальной работы ТС сегодня, в условиях почти полной творческой (вне идеологии) и экономической (вне госбюджета) самостоятельности, ТС должен превратиться в самодостаточную функциональную систему, включающую в себя достаточно сложную, но вполне дееспособную структуру, обязательными компонентом которой становятся информационный (или рекламный) и маркетинговый отделы (службы), позволяющие работать ТС как предприятию, реализующему многоаспектную деятельность в сфере искусства, экономики и в социальной сфере.

Анализ современного состояния ТС показал, что к подобному типу системной работы ТС в Свердловской области сегодня приближаются только СТД и кинематографисты. В целом же по ТС в Свердловской области наблюдается следующая картина (представленная на основе опроса руководителей, сотрудников и отчетных документов ТС): в настоящее время ТС (уже достаточно длительное время) находятся в затянувшемся процессе переформирования, реструктуризации (согласно новой экономической ориентации) своих систем и деятельности в целом. Именно направление, связанное с PR-деятельностью, пока, к сожалению, является наиболее уязвимым местом.

Несмотря на технический прогресс, часто и как следствие этого прогресса (например, активное развитие IT-технологий ускоряет коммуникацию, но заменяет человеческое общение) современное общество, разные его сферы и даже представители одной сферы, пребывают в состоянии информационной разобщенности. Особо остро эта проблема, на мой взгляд, стоит в отношении культурной среды, поскольку именно данная сфера деятельности напрямую зависит от внимания аудитории, которое может «измеряться» в т.ч. и экономическими показателями.

Реально 8 ТС, работающих в Екатеринбурге и Свердловской области, представляют собой несколько абсолютно различных по роду деятельности и по объему экономической защищенности групп/блоков, что, прежде всего, объясняется наличием в искусстве визуальных и невизуальных видов, а также спецификой арт-производства (коллективное – индивидуальное, материальное – нематериальное) и историко-социальной традицией существования того или иного ТС с определенным отношением к данному ТС общества и государства.

Вот эти блоки:

– ТС журналистов и архитекторов. Наиболее защищенная в экономическом и социальном отношении группа. Творческие работники этой сферы, по определению, зависят в большей степени от работодателя (государство, частный предприниматель и т.п.), от заказа, от производственной специфики СМИ или архитектурного заказа-проекта. Данные ТС могут иметь определенные фонды, сформированные и наполненные за счет членских взносов и различных отчислений. Хотя проблемы у этих ТС те же, что и у остальных: у журналистов – содержание и аренда помещения, у обоих ТС – финансирование индивидуальных, социально значимых, коммерчески непривлекательных проектов.

– ТС художников, композиторов, музыкантов и писателей. В силу специфики природы изобразительного, музыкального и словесно-художественного искусства данная категория творческих работников наименее защищена особенно в экономическом отношении. Именно композиторы и музыканты не имеют своего дома творчества, а также каких-либо других коммерческих структур. ТС композиторов и музыкантов наиболее нуждается в поддержке государства, которая может выражаться в предоставлении и организации стартовых условий, необходимых для начала новой, экономически обусловленной деятельности.

– ТС театральных деятелей и кинематографистов. Эта категория творческих работников изначально включена в исторически и эстетически (естественно, экономически) обусловленный «производственный» коллективный процесс, основанный на устойчивых технологиях визуальных видов искусства. Экономическая привлекательность проектов в театре и кино сегодня часто минируется и диктуется спецификой шоу-бизнеса. Однако внешние структуры этих ТС также испытывают определенные трудности преимущественно экономического характера.

Отмечу, что наличие такого количества успешно функционирующих творческих союзов является одним из конкурентных преимуществ региона, но недостаточная информация об их деятельности как внутри, так и за пределами собственной среды и территории, существенно снижает эффективность формирования имиджа инвестиционной и, если говорить о театре, гастрольной деятельности.

Свердловское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации является крупнейшим, после Москвы и Санкт – Петербурга, в структуре 75-ти региональных отделений СТД РФ (ВТО) в субъектах Российской Федерации, имеет на учете 572 члена СТД РФ (ВТО) и 23 первичных организаций, из которых 10 – в городах Свердловской области: Ирбит, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Новоуральск, Первоуральск, Серов. Общая численность профессионально работающих в театрах Свердловской области составляет более 4 тысяч человек. Количество любительских театральных коллективов насчитывает более 600. В 2005 году Отделение отметило 70-летие с начала своей деятельности, а в 2007-м году СТД (ВТО) отметило 130-летний юбилей театральной корпорации.

В течение своей многолетней истории Отделение фактически является реально и эффективно действующим центром поддержки некоммерческих организаций, работающих в сфере профессионального и любительского театрального искусства, образовательных учреждений, организаций культуры и искусства разных организационно-правовых форм.

Отделение находится в постоянных и системных коммуникациях с органами государственной власти разных уровней:

  1. Общественной палатой Российской Федерации (через Председателя комиссии по культуре, председателя СТД РФ (ВТО) А.А. Калягина);
  2. Минкультуры России;
  3. Законодательным собранием Свердловской области,
  4. Администрацией Губернатора Свердловской области;
  5. Правительством Свердловской области, особо тесно – с Министерством культуры Свердловской области;
  6. Администрацией города Екатеринбурга и городов Свердловской области, в которых действуют профессиональные театры;
  7. Управлением культуры Администрации Екатеринбурга, отделами культуры семи районных Администраций Екатеринбурга, Управлениями и отделами культуры городов Свердловской области.

Отделение при поддержке и в партнерстве с органами управления культурной деятельностью всех уровней реализует ряд долгосрочных проектов и мероприятий. Отделение сотрудничает с Ассоциацией творческих союзов Урала и, таким образом, находится в постоянных коммуникациях с коллегами из областей и краев Уральского региона. Отделение сотрудничает и с деловым миром. В Общественный совет Дома актера входят представители различных общественных и деловых элит города. В списке деловых партнеров и спонсоров Отделения – десятки организаций и коммерческих структур.

Выше говорилось об информационной разобщенности, именно на уровне взаимодействия СТД РФ (ВТО) и органов власти возникает ряд сложностей, которые зачастую связаны с утратой авторитета представителей творческих профессий в среде чиновников и, более того, в государстве.

Уставом СТД РФ (ВТО) содействие развитию театрального искусства народов Российской Федерации и оказание практической помощи российским театрам и театральным школам определены как основные цели организации, наследующей традиции Общества взаимного вспоможения русских артистов и Императорского Российского театрального общества.

СТД РФ (ВТО) наиболее важной своей задачей считает сохранение театральной жизни страны, обеспечение условий для развития театрального процесса в сложный момент социальных изменений. Являясь организацией, основанной на индивидуальном членстве, центральной стратегической линией своей деятельности СТД РФ (ВТО) позиционирует поддержку ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ (первая целевая аудитория). Поддержка ТЕАТРА как организации (второй целевой сегмент) осуществляется, главным образом, постольку, поскольку он способствует выявлению, творческой реализации и признанию ТАЛАНТА.

Такая концепция творческой деятельности, строго говоря, определяется названием «Союз» – в исконном смысле этого слова. Его цель – формировать, организовывать и поддерживать единство театрального пространства России, способствовать повышению престижа театра, самовыражению и востребованности таланта, расцвету сценического искусства и театральной жизни страны. Многие традиционные акции приобретают новые формы, появляются инновационные проекты, подсказанные реалиями сегодняшнего дня.

Театральная жизнь Свердловской области в условиях социально-экономических изменений не потускнела, а стала ярче и разнообразнее. Приобрели систему фестивальные акции, расширились российские и зарубежные контакты, укрепляется сеть негосударственных театров. И практически на каждой афише, оповещающей о театральном событии, Отделение указано в составе партнеров. Отделение является соучредителем театральных фестивалей «Ирбитские подмостки» и «Коляда–Plays». Одна из инициатив Отделения – участие Екатеринбурга в конкурсе за право принимать в 2012 году Всемирный фестиваль театров кукол нашла одобрение и поддержку в Администрации города Екатеринбурга и, к моей личной радости и гордости, в апреле 2008 года делегация Екатеринбурга во главе с первым заместителем градоначальника выезжала в г. Перт (Австралия) и провела успешную Презентацию города на авторитетном международном форуме профессиональных деятелей театра кукол! Это означает, что СТД РФ (ВТО) не только не потерял, но и укрепил свое значение в театральной среде, а его творческая деятельность сегодня осуществляется в сотрудничестве с многочисленными партнерами и востребована основной целевой аудиторией и целевыми сегментами.

Об активной жизни Отделения можно получить информацию на информационной ленте федерального сайта stdrf.ru, а также на Официальном театральном портале Свердловской области – интеренет-ресур Отделения - domaktera.ru. Регулярно выходит Вестник Отделения «8 марта, 8. Дом актера», который распространяется в профессиональной среде: каждому члену СТД РФ (ВТО), состоящему на учете в Отделении почтой по домашнему адресу; через фирменные стойки на служебном входе профессиональных театров; целевой рассылкой во все региональные отделения и центральный аппарат СТД РФ; каждому государственному чиновнику, по должности принимающему участие в регулировании культурной и театральной, в частности, деятельности на территории Свердловской области; каждому деловому партнеру и потенциальному спонсору.

Активная позиция Отделения позволяет уверенно констатировать о его существенной роли в формировании социокультурного пространства Свердловской области и незаменимой составляющей инфраструктуры культурной жизни региона.

Творческие общественные организации в процессе территориального маркетинга играют одну из ключевых ролей, поскольку при их активном участии (часто и по их инициативе) формируется социокультурное пространство региона, что является одним из специфических инструментов территориального маркетинга. При таком подходе именно сфера культуры призвана осуществлять связь между коммерческими субъектами деятельности, общественными организациями, государственными структурами и жителями (или гостями) региона. Если данное взаимодействие осуществляется успешно, то итогом может стать формирование устойчивого позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности конкретного населенного пункта или региона в целом.

Говоря об имидже территории, мы неизбежно приходим к осознанию двух составляющих этой категории: объективной (обычно обусловленной геополитическим положением, природными ресурсами, традиционно работающими производствами и т. д.) и субъективной (эта составляющая обусловлена совокупностью преимущественно эмоциональных представлений людей и слухов, влияющих на создание образа). Одним из инструментов осуществления вышеуказанной связи, а также формирования субъективной составляющей имиджа территории и является культурная журналистика.




Вы здесь: ПОРТАЛ дайджест мнения РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИИ

Яндекс.Метрика