авторы компании
Хитов:
3838
Арт дизайн
Хитов:
326
Хитов:
3713
Теория и педагогика

 


ТОВАР НА ЛЮБИТЕЛЯ

Виктор Александрович Брагин
19.04.2014

Реприза Аркадия Райкина о криво скроенном костюме долгое время была ярким отражением отношения отечественных производителей к качеству и дизайну изделий. Казалось бы, товарного дефицита в стране давным-давно нет, но этот рудимент советских времен сохраняется и сегодня. Между тем правила игры в современной экономике таковы, что пренебрежение требованиями индустриального дизайна не позволяет одержать победу в конкурентной борьбе. Содержание и форма, качество изделия и его дизайн не могут существовать друг без друга, отмечают эксперты. Иначе такой продукт просто не будет востребован рынком.

Эта формула становится еще актуальнее в связи со вступлением России в ВТО. Готовы ли к соперничеству отечественные производители? Меняется ли их отношение к дизайну изделий? Конкурентны ли идеи уральских промышленных дизайнеров? Об этом рассказывает председатель Свердловского регионального отделения Союза дизайнеров России, профессор кафедры индустриального дизайна УрГАХА Виктор Брагин

Во время визита в Екатеринбург главный идеолог Apple Гай Кавасаки заявил, что успех любой продукции процентов на 70 обеспечен качественным дизайном. Кстати, Кавасаки признался, что сам предпочитает телефон конкурентов, считая его более функциональным, чем продукты собственной компании. Не признание ли это окончательной победы формы над содержанием в массовом сознании потребителей?

В.Б.: Скорее, победа гармонии двух важных составляющих, победа смысла в современных промышленных изделиях. Ведь наиболее популярные продукты, обладая безупречным дизайном, очень функциональны, органичны, а потому востребованы миллионами потребителей во всем мире. Дизайнер не просто творит и фантазирует - он понимает сущность технических процессов и в итоге создает некий художественно-промышленный образец, максимально отвечающий запросам потребителей. Если это хороший дизайнер, конечно. О предельной функциональности современных изделий в совокупности с внешней привлекательностью говорил и всемирно известный дизайнер Карим Рашид на Форуме промышленного дизайна в Екатеринбурге. Это требование, которое предъявляет сегодня потребитель во всем мире.

У вас нет ощущения, что мы безнадежно отстали в этой гонке? Например, по данным Свердловскстата, сегмент легкой промышленности в регионе занимает менее одного процента в общем объеме выпуска изделий. У нас нет производства электроники, бытовой техники… Уместно ли говорить о дизайне, когда нет самих продуктов, на которых могла бы разгуляться творческая мысль?

В.Б.: Это не совсем так. Во-первых, индустриальный дизайн предполагает не только работу над изделиями легкой промышленности. Это продукция станкостроения, транспортного машиностроения - такие заводы есть на Среднем Урале. Достаточно у нас и предприятий, выпускающих медицинское оборудование. Дизайнеры востребованы и в оборонной промышленности, и в ряде других отраслей. Да, сегмент легкой промышленности в стране, и на Урале в частности, крайне узок - это действительно серьезная проблема. Но могу сказать, что "индустрия" самих промышленных дизайнеров в нашей области на самом высоком мировом уровне. Выпускники нашей архитектурной академии работают на ведущие мировые бренды - от известнейших автоконцернов, производителей бытовой техники до ювелирных и одежных марок. Нет ни одной европейской страны, где бы не работали наши бывшие студенты.

Получается, что уральский вуз готовит специалистов для мировых концернов либо "впрок"?

В.Б.: Нет, я с вами не соглашусь. Могу привести сотни примеров, когда наши выпускники отлично работают и в России. Четверо промдизайнеров продуктивно трудятся на оптико-механическом заводе в Екатеринбурге. Их разработки касаются медицинского неонатального оборудования, аппаратов вентиляции легких, оборудования для реанимации. Причем они это делают на таком достойном уровне, что отдельные образцы продукции уже покупает Швейцария.

Наш выпускник Игорь Обрубов разработал дизайн в общей сложности почти трети ассортимента стоматологической и зуботехнической техники для местной компании-производителя. Иван Парамонов создал дизайн мультимедийных устройств для слабовидящих людей. Сейчас это оборудование запущено в серию.

Удачных примеров масса. Буквально через пару месяцев трое аспирантов кафедры индустриального дизайна отправятся на полугодовую стажировку в дизайн-центр "Фольксвагена". Это стало результатом большого международного проекта: мы разрабатывали для немецкого концерна концепт-кар премиум-класса для России 2030 года с использованием альтернативных источников энергии.

Но из дизайнеров, работавших на мировые бренды, вернулся в Россию, кажется, только Владимир Пирожков.

В.Б.: Да, несколько лет назад он приехал в Россию и создал здесь свой дизайн-центр. Власть признала, что сегодня дизайнеры, особенно такого уровня, как Владимир Пирожков, востребованы в России. А вообще, практически все наши выпускники, которые сегодня работают на крупнейшие мировые концерны, готовы вернуться - как только они смогут применить свои знания и опыт на родине.

Увы, пока здесь удается реализовать далеко не все идеи. У большинства отечественных предприятий расходы на перспективные разработки исчисляются долями процента от общей прибыли, о дизайне вообще речи не идет. Для сравнения, Apple более трети прибыли тратит на разработку моделей будущего. Стоит ли удивляться, что российские промпредприятия выпускают изделия, мягко говоря, на патриота-любителя.

Справедливости ради замечу: к отечественным промышленникам постепенно приходит понимание, что хороший дизайн - это неотъемлемое свойство товара, без которого он перестает быть востребованным. Как ни крути, всем потребителям нужно, чтобы было красиво и практично, даже если речь идет о швабре для мытья полов.

Есть ли у уральской школы дизайнеров какая-то специфика?

В.Б.: Да, это как раз та самая конструктивная функциональность, о которой говорил Карим Рашид. Меньше излишеств - тяжелого мрамора, металлической фурнитуры, дорогого дерева, всевозможных "стразов и перьев" - в наш мобильный, энергичный век удобство, эстетичная функциональность формируют неповторимый стиль.

Летом во время выставки "ИННОПРОМ" в Екатеринбурге прошел пока первый в России Форум промышленного дизайна. Подобные мероприятия вообще что-то дают с практической точки зрения?

В.Б.: Безусловно. Думаете, почему Великобритания 50 лет назад стала одним из лидеров промышленного дизайна в мире? Во многом потому, что там был создан Британский совет по дизайну, который патронировала сама королева. Там постоянно проходят выставки, конкурсы индустриальных дизайнеров. Чем активнее мы будем поднимать эту тему и в нашей стране, чем выше будет уровень дискуссий, тем быстрее нам удастся сделать нашу отечественную промышленную продукцию конкурентоспособной по мировым меркам. К слову, открою небольшую тайну, на второй Форум мы намереваемся пригласить настоящего гуру промышленного дизайна - Филиппа Старка. Думаю, деятельность людей, настолько успешных в профессии, послужит наглядным примером для отечественных бизнесменов. И они осознают, что не нужно бояться вкладывать средства в новые идеи и разработки.
 

Текст: Елена Ключевская
Источник: rg.ru










 




Вы здесь: ПОРТАЛ дайджест ТОВАР НА ЛЮБИТЕЛЯ

Яндекс.Метрика