авторы компании

 


DESIGN ACT — EVENT OF THE 2009. ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ

Виктор Викторович Ветви
12.11.2009

Дизайн Акт: Намек или реальность?
Дизайн Акт по-русски… ? — Не получается. Улетучивается бесконечная многозначность слова Design…  Это первое противоречие концепции и стратегии проведения Design Act? — Не знаю. Почему большими буквами по-английски, а маленькими по-русски?— вот первый вопрос. Почему на Винзаводе? «Винзавод» — богемное хэппининговое место с не самым удобным подходом, несмотря на самый центр Москвы, отдаленно напоминающее образ раннего капитализма, то есть времени, когда теоретически возник индустриальный дизайн, и в то же время место напоминающее образ жизни и стилистику самозахваченных хеппининговых кварталов «под снос» города Ленинграда 90-х годов двадцатого века.



В тоже время, никаких сомнений и лишних вопросов не вызывал у меня сам факт значимости и необходимости подобного события, мероприятия, фестиваля «Design Act». Об этом же неоднократно высказывались и главные спонсоры, и участники, и гости фестиваля.
Начну с выводов. Все, что анонсировали-запланировали организаторы фестиваля  на своих интернет ресурсах, у них получилось. В итоге я оказался счастлив тем, что много времени провел на фестивале и огорчен тем, что не смог многое увидеть и услышать из-за принципиальной невозможности посетить все, что хотелось бы  посетить. И даже если бы все время, отведенное на фестиваль, я был там, то все равно не смог бы успеть везде. В общем, праздник дизайна получился.
Двуязычность визуальных коммуникаций фестиваля оправдана большим количеством участников из Голландии, Великобритании, Японии, Израиля и даже Исландии, которые не говорят по-русски.  Англоязычность некоторых объектов фестиваля объясняется и тем, что по-английски очень многие у нас понимают. Однако, этот факт не снимает проблемы русского языка в Российском дизайне в том числе, и национального самоуважения в целом. В пример приведу развитые страны капитализма, которые никогда не позволяют доминирование иностранных языков в национальной системе визуальных коммуникаций. Да, есть районы с вывесками на славянских, тайских, арабских языках в англоязычных странах, но не в доминанте. Здесь я считаю уместным обратить внимание на то, что коммуникации фестиваля с моей точки зрения чрезмерно англофильские – читай не состоятельны, ошибочны по дизайн-концепции, если не ставят осознанную задачу лоббирования английского языка в России. На моем бедже для прессы вообще нет русского языка. Уверен, что это плохой маркетинг дизайн решения.
Как все организовано? — Отлично!
Понравилось? — Да!
Получил пользу? — Да! Много пользы!
Стал больше любить дизайн? — Нет, потому что давно уже люблю дизайн на пределе моих возможностей. И в тоже время — Да! Потому, что в одном месте и примерно в одно время я увидел много такого, чего я не видел или не знал раньше. Потому что моя любовь к дизайну обогатилась новыми точками зрения на творчество реально существующих действующих дизайнеров, с многими из  которых я с умел поговорить, и некоторых смог послушать.
Организаторы и многочисленные их друзья, единомышленники и знакомые, судя по всему, хорошо интегрированы в современный мир дизайна, по крайней мере, отечественного, по крайней мере,  какой-то его части.  Здесь уместно акцентировать внимание на том, что фестиваль создан и проводится третий год без организационного участия Союзов дизайнеров России, что характеризует состояние современного рынка отечественного дизайна вполне конкретным образом. При этом он очень массовый, очень хорошо организованный и очень перспективный. Важно также отметить, что это событие в дизайнерской жизни страны одновременно выглядит более успешным и более грамотным с маркетинговой точки зрения, чем последние мероприятия Союза дизайнеров России.
Главные спонсоры Electrolux и Miller являются олицетворением высшего уровня дизайна во многих его видах. Они же представили наиболее интересные и наиболее продуманные выставочные пространства и экспонаты.
Выставки. За три дня посещения одной и той же главной выставки «Design Exhibition» я увидел ее с трех разных сторон. Общее впечатление хорошее и очень хорошее. Были и капли дегтя. Показавшиеся отдельные несовершенства считаю простительными. В основном, содержание всех работ и качества дизайнерских фирм, студий и персон  также соответствует интернет анонсам, которые можно прочитать на любых интернет ресурсах организаторов (www.designact.ru www.designact.ru/rus/partners.php www.design.net  www.winzavod.ru и т.д.). Лучшие работы заслуживают отдельного рассмотрения, а худшего я не пытался найти. Просто что-то мне не нравится в принципе, а что-то вызывает чувственный  восторг. Особого моего внимания заслужили:
Electrolux lab 09 — международный конкурс молодых дизайнеров: все в комплексе прекрасно организовано, спроектировано  и выставлено. Получил высшее наслаждение «дизайном до мозга костей». www.ElectroluxDesignLab.com



Miller — комплексная, равномерно распределенная по всему пространству фестиваля выставка новых графических дизайнов пивных банок, с простой очень эффективной и уютной подачей информации на нескольких десятках ай-маков и зоной отдыха перед ними, плавно переходящая в традиционную пивную розницу по ресторанно— бутиковым ценам. Хорошее впечатление произвели  монументальные муляжи банок с теми же новыми дизайнами изображения. www.miller.ru

Саймон Хейденс. Moving Wallpapers — изысканные по графике проекционные движущиеся обои. Очень оригинальная идея, очень хорошая реализация, устойчивый живой интерес публики.



Коджи Яно  и  Йошиуки Кашиваджи — 83 Design — дизайн концепты типично японского дизайна с ясной идей, многовековой мудростью, отточенной формой и рациональной подачей материала  – экспозицией.



Смирнов-дизайн – имел интерактивный успех с затеей «покомбинаторить» с прищепкой, однако эстетическая сторона самой экспозиции от этого пострадала. Ни один из арт-объектов не вызвал у меня слез  умиления. Но, кажется, детям и многим взрослым возможность по«лего»конструировать с большим количеством разноцветных прищепок пришлась по душе. Признаюсь, что я не сумел разгадать замысел этой известной дизайнерской группы.



Работы Established&Sons и Евгений Бакаев в галерее Айдан — Выставочный проект  «ПРО:порции»  впечатлил меня сочетанием трех нашумевших в профессиональных кругах имен, масштабом экспозиции и концепцией, прописанной в анонсах к фестивалю.   Однако, также как и в некоторых других объектах фестивальных выставок, при посещении этого проекта меня не покидало состояние «дежавю». Я, к сожалению, не постиг глубин замысла авторов и кураторов, прежде всего потому, что мне не интересна форма выражения их мыслей. На меня давил авторитет чужого мнения об этой экспозиции, но даже это давление и какая-то очень далекая родственная связь одного из хозяев английской фирмы с Полом Маккартни (седьмая вода на киселе) не пробили толщу моего невежества в их деле.

Выставка «Вам письмо» — очень понравилась прекрасной, давно используемой идеей эстетического осмысления одной и той же формы (яркие примеры «Коровы в городе» и «Львы в городе»), оригинальностью дизайна Самойлова (который как бы проиллюстрировал известную байку о тесте «поставь точку…», когда яко бы Эйнштейн поставил точку не в круге и не вне круга, а на обороной стороне листа бумаги), потому что он сделал совершенно новый дизайн почтового ящика в противоположность всем остальным участникам проекта, которые использовали одинаковую почтово-ящечную основу,  и парочкой женских арт-дизайнов. Совсем не хотелось смотреть и читать исследования самой темы по субъективным причинам, в том числе, потому что не понравилась форма подачи материала, которая распространилась на 95% всей экспозиции.

Выставка «4 дня "Музея Alessi" в Москве» — понравилась традиционными объектами дизайна и минимализмом затрат на организацию экспозиции, потому что несколько предметов металлической посуды были расставлены в постоянной экспозиции галереи "Transatlantique", отчего они не утратили своих дизайнерских достоинств. Но честно говоря, в голове промелькнула также крамольная мыслишка, что для широкого круга посетителей было бы неплохо применить более эффективную, с точки зрения паблисити, стратегию экспонирования шедевров.

ЛЕКЦИИ. Весь план-перечень лекций выглядел на сайте фестиваля интересным. Те три лекции, которые я посетил, мне понравились. Израильский дизайнер Одед Фридланд (Monkey design), и сотрудник студии Артемия Лебедева, и ребята из Red Keds понравились тем, о чем они говорили и что они показывали, и тем, как они говорили и что они показывали. Количество посетителей свидетельствовало о том, что  интерес был у большого количества посетителей фестиваля.

Еще с двумя лекторами из Голландии, на лекции которых я не попал, мне удалось достаточно долго побеседовать с глазу на глаз, и подробно рассмотреть объекты их творчества. Эти участники звезд с небес не хватают . а делают свой маленький добрый, продуманный дизайн, который мне симпатичен. Правда, одна из них женщина-дизайнер, видимо все-таки претендует на глобальную значимость в дополнение к ее собственному тезису, что главное качество ее дизайна — то, что он от сердца. Но в иллюстративном материале эту глобальность найти трудно. Разве что в философском смысле. А мы ведь ждем от нового дизайна переворота нашего сознания, революции, ошеломления, не так ли?
Парни из Red Keds напротив выглядели более глобально и современно, возможно потому что их сегмент – интернет – явление само по себе достаточно новое, по крайней мере, в России. Однако, лекция и мастер-класс были построены на показе в большом количестве чужого творчества (так сказать на аналогах). Правда от этого ценность их выступлений для меня лично не уменьшилась. Их выступление дополнило картину моего представления о масштабности и пользе фестиваля.

Также уверенно выглядел лектор от Артемия Лебедева. Разговор о важных смыслах современного дизайна он вел непринужденно и с большим количеством «домашних разговоров», которые многие зрители, казалось, понимали. И хотя, к сожалению, я выпал из контекста всей лекции этого авторитетного деятеля дизайна, но из уважения к его «сединам» я решил, что его выступление было для меня полезным.  Здесь самое время перейти к одному из трех китов фестиваля.

DESIGN MARKET. И здесь студия Артемия Лебедева эпатировала меня своим плакатом «дежавю» «… у нас не матерятся» и большим количеством ценных литературно-дизайнерских объектов, о существовании которых я только здесь и узнал. Неудобная, кое-какая выкладка-розница большого количества артефактов абсолютно всех участников дизайн-рынка напомнила мне первые попытки арт-базаров в Горбачевские времена на Невском в Питере и в Измайловском парке в Москве. Первые выставки Полигон и выставки продажи в молодежном зале «Мухинки». Только качество арт-объектов приобрело промышленную завершенность, законченность.
Территория design-базара и была design-базаром. Точно таким же, как и на канцелярском или книжном базаре, почти как на бывшем «Черкизоне» или бывших «Лужниках» только в миниатюре. Существенное отличие в том, что практически все товары здесь были реально воплощенные дизайнерские разработки. Поэтому качество товаров в подавляющем большинстве произвело на меня хорошее впечатление. Да и атмосфера мало-помалу стала мне понятной и привлекательной. Опять же с этого небольшого рынка легко было перейти в любую другую часть фестиваля. Особенно мне понравились дизайнерские изделия трех японских компаний, исландской, английской и израильской monkey-design. Нашелся один автор, который, по словам его коллеги, получил первый приз за дизайн лампы на престижном конкурсе в Англии. Очень интересные дизайнерские часы также интересно представлял директор одной из российских компаний, инновационную компьютерную мышку представляла другая российская компания.



В конце концов, все, что меня несколько насторожило в первое посещение фестиваля, постепенно преобразовалось в устойчивые положительные эмоции от всего мероприятия.
Графический стиль фестиваля мне понравился и формально и содержательно. Все предметы, которые используются в графике, действительно представлены в выставках и на базаре. Иллюстрации, представленные на сайте фестиваля, очень полно отражают экспонаты выставок и ассортимент дизайн— маркета.
В рамках фестиваля были проведены  work-shop-ы, мастер-классы, конкурсы.

Особенно мне понравился конкурс Wacom СНГ, потому что в нем органично сочетались реклама товара и прямое продвижение товара целевому потребителю, развлечение и ознакомление с дизайнерским инструментом, цели продавца и цели покупателя. В результате лучшие творцы получили ценнейшие призы— современные средства искусства.

Возвращаясь к общей оценке события, однозначно характеризую его, как одно из важнейших событий в мире отечественного дизайна.

Текст и фото: Виктор Ветви | Фотогалерея design act '09

Desarket IMG_4285 Desarket IMG_7032 EXHIGEN 83 IMG_7223 Electrolux6816





Вы здесь: [москва] DESIGN ACT — EVENT OF THE 2009. ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ

Яндекс.Метрика