авторы компании
Хитов:
5867
Теория и педагогика
Хитов:
333
Хитов:
7801
Дизайн интерьеров

 


КОНКУРС ПРОЕКТОВ ДЛЯ МУЗЕЯ ДИЗАЙНА. МОСКВА

Александр Борисович Линецкий
29.09.2010

Могу ошибаться, но у меня такое ощущение, что идеей Музея Современного Искусства Петербург заболел одновременно с идеей Музея Дизайна. И вот, взгляните: сразу несколько крупных площадок в городе уже действуют и оспаривают звание Центра Современного Искусства, а буквально на днях открывается и Музей Современного Искусства «Эрарта» на Васильевском Острове. И это прекрасно! Радуясь пышному расцвету современного искусства, как не опечалиться, что словосочетание «Музей Дизайна» доносится пока только из Москвы. Неужели это диагноз?

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} Александр Линецкий: Маргарита, разведка донесла, что Вы работали в Жюри в Москве на конкурсе проектов для Музея Дизайна. Информация верна?
Маргарита Морозова: Да, все верно. В рамках московского фестиваля Sretenka Design Week, который проходил с 4 по 12 сентября, проводился конкурс на создание архитектурной концепции Музея дизайна в Москве. Лучшие работы, вошедшие в шорт-лист, в виде планшетов и макетов были представлены на выставке в галерее ВХУТЕМАС. Базой для этой выставки послужил интернациональный контекст — лучшие музеи дизайна, уже существующие в мире, чтобы зрители могли сравнить отработанные и проверенные временем концепции ведущих мировых музеев со смелыми идеями молодых российских архитекторов. Компания Vitra и Музей Дизайна Vitra, с которыми я сотрудничаю, выступили спонсорами конкурса, так я оказалась среди членов жюри. Кроме меня, работы оценивали архитектор Борис Бернаскони, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов, президент Центра развития дизайна Андрей Самонаев и президент биеннале «Золотая пчела» Сергей Серов. Для меня, признаюсь, было почетно очутиться в компании таких профессионалов. И также приятно оказалось узнать, что наши мнения по поводу победителя совпадают!

А.Л.: Музеем Дизайна бредят давно и истово не только в Москве, но и в Петербурге. Помнится, несколько лет назад, то ли просто называлось место, то ли даже проект был, где фигурировал Варшавский Вокзал. Но Музея так и не случилось, сейчас там Торгово-развлекательный комплекс. Вот Вам как кажется, если говорить про  Питер, где может расположиться Музей Дизайна: в новом, специально выстроенном сооружении или существующем, приспособленном под эти цели?
М.М.: На мой взгляд, в данном случае вопрос топологии и поиска удачного или просто приемлемого места для расположения объекта вторичен и не столь важен, как сам факт существования музея. Это может быть и исторический центр Петербурга, и какой-нибудь промышленный район. И здание в данном случае также может быть как новым, специально построенным, так и существующим, адаптированным под эти цели. Если говорить о центральном районе, то вероятнее всего, речь может идти только о ре-дизайне (замечательные примеры – Галерея Дизайна/bulthaup и Лофт проект ЭТАЖИ), тогда как в других районах города это может быть и построенное с нуля здание. Все зависит от бюджета и конкретного проекта.

А.Л.: В  Москве, насколько стало понятно по условиям конкурса, участникам предлагали креативить без конкретной привязки к пятну застройки. Этот конкурс  — лишь еще одна констатация намерений? Или все же нет дыма без огня? Может кто-то уже и финансирование открыл?
М.М.: Нет, финансирования никто пока не открыл.  Конкурс проводится, исходя из нематериалистического убеждения в том, что в начале было слово. И это слово — проект.

А.Л.: Если говорить о содержательной стороне конкурса, как Вам показалось, проектные предложения были интересными? Точнее не так, в креативе сомневаться не приходится, а вот, скажем, прямо завтра открывается финансирование проекта, были среди работ готовые к реализации или все это концепции и фантазии?
М.М.: Единственное требование организаторов конкурса к участникам — смелость, наглость, провокационность, так чтобы работа вызвала широкую дискуссию. Никаких ограничений, все разрешено! Ведь это творческий, чисто концептуальный, пока не коммерческий проект. Среди представленных на конкурс работ были как, прямо скажем, утопичные, из области фантастики, так и вполне серьезные, выполненные на высоком профессиональном уровне работы, такие которые можно без редактирования воплощать в жизнь. Но для меня как члена жюри принципиальным был момент не реалистичности проекта, в смысле того, насколько реально его реализовать, а его аутентичности, имманентности нашей культурной идентичности: если речь идет о Музее Дизайна в России (а конкурс посвящен именно музею русского дизайна, который призван сохранить уходящие образцы, которыми мы по праву можем гордиться, и показать, что уже было создано и кем), то и в его здании должны каким-то образом отразиться архетипы русской самобытности —  будь то дизайн конструктивизма или фольклорные артефакты. В этом смысле, мне близка идея конкурсантов из Барнаула (которые в итоге стали победителями), которую я прочла в пояснительной записке к их проекту: «…перенос общемировых тенденций на  экстерьер и развитие внешней формы в русле западных традиций, на наш взгляд, является большой ошибкой и ведет к потере самобытности, что неприемлемо для русского музея».

А.Л.: Как Вам кажется, сам этот ход с устроительством конкурса, насколько он оправдан? Из ближайших по времени примеров: в городе Холоне (Израиль) решили пригласить спроектировать музей дизайна звезду архитектуры и дизайна — Рона Арада. Здание сразу после своей постройки угодило в жутко престижный список сооружений всемирного наследия. Получается, что сам музей — это тоже объект дизайна, тонкие вибрации которого совпадают с вибрациями экспонатов, выставленных в нем.
М.М.: Любопытен в этой связи пример Музея Дизайна Vitra, спроектированного гениальным Фрэнком Гери. Как только в 1989 году в маленьком, ничем доселе не примечательном западногерманском железнодорожном городке Вайль-на-Рейне на территории кампуса мебельной фабрики Vitra был построен Музей Дизайна, весь город преобразился, туда стали стекаться толпы фанатов архитектуры и дизайна, и в итоге это подняло его статус и экономику. Администрация города разработала даже в 1998 году новую концепцию культурного брендинга города и земли Баден-Вюртемберг и взяла на вооружение слоган «Вайль-на-Рейне – город стульев» (Stadt der Stühle, нем.). Это еще называют «эффектом Бильбао»: с появлением в прозябавшем испанском городе Бильбао одного из чудес архитектуры нашего времени – музея Гуггенхейм Бильбао работы опять же Фрэнка Гери - связывают оживление этого города. Гуггенхейм Бильбао – это архитектурная фантазия чистой воды. Коллекция художественных произведений внутри музея довольно привлекательна, но настоящий центр притяжения – это само здание.

Актуальное динамичное явление — архитектура в стиле шоу. Она преобразует городские и психологические ландшафты с помощью новых потрясающих сооружений и впечатлений. И сам музей дизайна в идеале тоже должен представлять собой самостоятельный дизайн-объект. И это вполне совпадает с задумкой организаторов конкурса.

А.Л.: А после того, как само здание будет готово, ведь начнется самое главное — формирование постоянной экспозиции, верстка выставочного плана на год, два, три. Кто этим будет заниматься? В холонском музее дизайна, например, над формированием первой выставки «Положение вещей», на которой мне посчастливилось побывать, трудилась интернациональная бригада кураторов, во главе с Барбарой Блуминк, которая была в прошлом куратором нью-йоркского Национального Музея Дизайна. А кто занимается формированием экспозиций в Музее Дизайна Vitra? Местные кадры или приглашенные?
М.М.: У Музея Дизайна Vitra есть собственная команда кураторов (их трое — руководитель Матео Крис, старший куратор Матиас Шварц-Клаусс и Йохен Айзенбранд, у них есть помощники, ассистенты кураторов). Как правило, проектом руководит один из трех «домашних» кураторов. Но Музей по необходимости, в зависимости от задачи к работе над некоторыми проектами привлекает и внешних специалистов, сторонних кураторов. Так, к примеру, выставку Ле Корбюзье курировал Матео Крис, и ему помогали приглашенные кураторы Станислаус фон Моос и Артур Рюег. К работе над выставкой американских дизайнеров Чарльза и Рэй Имз Музей привлек нью-йоркского куратора Дональда Альбрехта, а со стороны Музея курированием этого проекта занимался Матиас Шварц-Клаусс. Куратором выставки «Airworld» был Йохен Айзенбранд. А недавнего выставочного проекта Музея – «Суть вещей» - опять-таки Матиас Шварц-Клаусс.

Так что все зависит от конкретной ситуации: иногда лучше делать выставку собственными силами, а иногда стоит прибегнуть к помощи внештатных профессионалов.

А.Л.: Лофт проект ЭТАЖИ, одна из вышеупомянутых площадок, занимающихся артом, немало делает и для популяризации дизайна — все помнят прекрасную выставку «100 предметов Итальянского Дизайна» из коллекции Миланского Музея Дизайна. Да и цикл лекций по графическому дизайну «ВИЖУ!» мог бы запросто попасть в «копилку добрых дел» любого Музея Дизайна. Чего же не хватает? Что является тем «Пятым элементом», который  бы сдвинул дело с мертвой точки пустых мечтаний к закладке здания?
М.М.: Эти примеры говорят о том, что ситуация постепенно созревает и закладка не за горами.

А.Л.: В необъявленном соревновании за звание столицы дизайна (которая не может быть на 100% таковой без Музея Дизайна) шансы у Москвы и Питера примерно равны. Или я не прав?
М.М.: По-моему, у Москвы шансов больше — там больше инвестиций, больше шансов для финансирования проекта. И чуть больше энергии.

А.Л.: Рита, пусть Ваш ответ на последний вопрос и не порадовал, я хочу выразить Вам свою благодарность за объективность, справедливое судейство, за информацию, которой Вы поделились с нашими читателями! Что касается шансов, то в жизни все еще случаются вещи, не обусловленные логикой. А Санкт-Петербург — город мистический, самое место для осуществления несбыточных мечтаний.

Галерея проектных предложений -----> Смотреть





Вы здесь: [москва] КОНКУРС ПРОЕКТОВ ДЛЯ МУЗЕЯ ДИЗАЙНА. МОСКВА

Яндекс.Метрика