авторы компании
Хитов:
8237
Теория и педагогика
Хитов:
7254
Промдизайн
Хитов:
11727
Дизайн интерьеров

Хотите купить кокошник для девочки, тогда вам сюда.
 


ОРНАМЕНТ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК ОБЕРЕГ — СВЯЗЬ С ОХРАННОЙ МАГИЕЙ

Жанна - ПАЖ
15.04.2010

В народе говорят «своя рубаха ближе к телу». Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления ...Стоит отметить, что одежда, изначально появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму, знак в контексте русской культуры. alt

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, в своей книге «Народный костюм» отмечает тот факт, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции,  закрепились еще на раннем этапе развития и, что они должны были быть понятными не только ее владельцу, но и соплеменникам. Двигаясь во времени, на   разном возрастном и социальном этапах, костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения  проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и  разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на   подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает – обучение толкованию символов.В. Вардугин упоминает о том, что еще в начале XIX века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по - праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях.
Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце», и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.
С точки зрения мифологического сознания космос разделяется на два мира – сакральный (священный) и профанный - реальный (от лат. Profanus – непосвященный, лишенный святости, а также нечестивый, зловещий, кощунственный, нечистый). Поэтому неудивительно, что на русских народных одеждах такое изобилие орнаментации с символическими изображениями, которые помогали устанавливать связь с сакральным миром.Представлениео солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо - бога весеннего солнца. В орнаментике получили отражение обряды, такие, например как, радуница - это весенний обряд, день поминовения предков, обряд «Вешник» - «завивание березы» в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр. Связь с водой имела языческая богиня Макошь - один из наиболее часто упоминаемых персонажей орнаментальных сюжетов.Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». И у современного читателя щемит сердце, когда он читает строки в «Слове о полку Игореве» о гибели одного из воинов: «…един же изрони жемчужну душу из храбра тела, через злато ожерелье». Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол-первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромбо-точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу. Орнамент на одежде чаще всего вышивался. «Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия.

alt

Многое не разгадано, а столько еще «открытий чудных» таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений», - утверждает В. Вардугин.При рассмотрении исторически-конкретных форм костюма, можно заметить, что он имеет макро и микро конструктивную основу костюма и систему декора. Особую семантическую значимость в нем приобретают орнаментальные вставки, имеющие самостоятельное символическое значение. Орнамент, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями он восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие. Он не утрачивает своего назначения напоминать о первичных смыслах и символах культуры, будучи вкраплен в структуру костюма как некоей целостности. Орнамент имеет графическую структуру, он подобен тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, т.е. пространственных символах. Орнамент, размещенный на отверстиях одежды: по горловине, рукавам, подолу, как говорилось выше, имел значение оберега и  связан с охранной магией.Объем данной статьи не позволяет широко обсудить все многообразие знаков и символов, встречающихся в орнаментации русской народной одежды. Поэтому, проведя параллель между оберегами и орнаментом как оберегом, мы рассмотрим основные постулаты магии, сформулированные современными исследователями. На их основе построены не только орнаментальные композиции, но и композиция костюма в целом.
Вот они:
1. Подобное производит подобное – это закон подобия.
2. Вещи, соприкоснувшиеся друг с другом, после этого продолжают взаимодействовать на расстоянии – закон соприкосновения и заражения. Для первобытного человека часть – то же, что целое. Если, к примеру, персонаж переоделся в чужую одежду – он отождествляется с ее владельцем. «За сменой облика стоит смена роли, затем – сущности.

alt


В основе всякого ряжения лежит семантический принцип. (Его легко сопоставить с семиотическим значением одеждыи переодевания как таковых). Еще один принцип магии – симпатия. О нем писал Л.Леви-Брюль: «Симпатический принцип означает «увлекать за собой», подбадривать, учить, но вместе с тем принуждать, в смысле физического  воздействия». Исходя их этого принципа магии, вещи, «благодаря тайной симпатии, связаны между собой и воздействуют друг на друга на расстоянии».Поэтому считалось, что жизненная сила природных предметов передается человеку через: шкуры, зубы, черепа, когти, камни и амулеты.Украшения-амулеты наши предки использовали в своем гардеробе для большей «безопасности», символика этих украшений, как и символика орнаментальных вставок на одежде, была связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли. Талисманы и обереги создавались по неписанным законам магии. Многие из них можно разделить достаточно четко на мужские и женские. На местах раскопок нередкой находкой является фигурка коня (чаще в женских погребениях). Конь, согласно верованиям древних славян, является символом добра, счастья, мудрости богов. Также мы помним, что культ коня связан с почитанием Солнца, с верой славян в то, что Даждьбог ездит по небу на колеснице, заправленных четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями: поэтому совсем не случайны солнечные круговые орнаменты на оберегах-коньках. Славянки носили их у левого плеча. И совсем не случайно, что коньки зачастую соединялись с оберегом в виде водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток, т.к. все тот же Даждьбог дважды в сутки (т.е. утром и вечером) пересекает океан-море на ладье, запряженной этими водоплавающими птицами.   

alt
  
Встречаются даже обереги – тело водоплавающей птицы, а голова коня. Эти изобразительные мотивы продолжают свое существование в орнаментах вышивки. Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, гребешки, ключи). Их задача - привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство. И женщины, и мужчины носили обереги – топорики, отличие наблюдалось лишь в способе носки. Женщины - у плеча, мужчины – у пояса. Топор – символ Перуна, Бога-воина, покровителя урожая, который насылал теплые грозы.Только мужчины носили миниатюрные копии мечей, ножей, копий, ножен.Круглые женские подвески-обереги – это ничто иное, как солярные символы, на них использовались желтые сплавы, на подвески же лунницы – белые сплавы (холодные, как сама луна). 
 
alt
 
Это серебро, серебро с оловом, реже — бронза.Мифологическое сознание воспринимает весь мир живым, поэтому отношения со всем в этом мире оно регулирует, как с живыми существами, а материальные предметы заряжает живой энергией.Зачастую этнографы прибегают в своих интерпретациях архаических символов к методу аналогий. В.Тальбитцер, изучая эскимосов восточного берега Гренландии в 20-х годах XX века, писал: «Амулеты освящаются при помощи формул и заклинаний…Они становятся живыми. Специализированную формулу мы находим в веровании, что амулет, в виде ножа или другого орудия, внезапно в момент опасности начинает расти в своих размерах и самостоятельно выполняет акт убийства». Женские украшения лунницы рождены древним культом Луны.Солнце и Луна представлялись древнему человеку братом и сестрой, мужем и женой, иногда родителем и ребенком. Они – персонажи дуалистических лунарно-солярных мифов. «В них отражаются оппозиции: мужское-женское, день-ночь, тепло-холод, положительное-отрицатеольное. Встречаются лунницы с растительным орнаментом, что символизирует первейшую обязанность луны - следить за ростом зеленых насаждений. Рассматривая только обереги, по их символике мы видим, что с помощью них наши предки устанавливали связь с сакральным миром, через организацию связей в микрокосме, стремление к установлению связи с макрокосмом.Для этой же цели использовался и язык орнамента в народном костюме.
  
Список литературы:
1. Вардугин В. Русская одежда. - Саратов: Религиозное приволжское изд-во «Донская книга», 2001
2. История русского орнамента X-XVIвеков.\ ред. С.Ю. Ивлев, М.:  Арт родник, 1997
3.Калашникова Н.М. Семантика народного костюма.-СПб.  [б.и.] Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд XI-XIIIв.в.-СПб.: изд. Прохоровым Спб.Тип. Акад.наук, 1887
5. Серов Н.В. Цвет культуры. - СПб.: «Речь», 2004
6. Стасов В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. - СПб.: [б.и.] ,1887
7. Стрекалов С. Русские исторические одежды    от 10 до 13 века.СПб .: [б.и.], 1877
8.ХимикО.Я., Художественная культура первобытного общества. –  СПб., 1995. С 37
9. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. — М.,1937.С.33 




Вы здесь: АВТОРЫ теория ОРНАМЕНТ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК ОБЕРЕГ — СВЯЗЬ С ОХРАННОЙ МАГИЕЙ

Яндекс.Метрика