авторы компании
Хитов:
10903
Дизайн интерьеров
Хитов:
13715
Промдизайн
Хитов:
328

 


ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ДИЗАЙНА

Веб-резиденция профессионального дизайна
15.01.2010

Не так давно, в статье «ТЕОAРИИ И ТЕОЕРЕТИКИ» Андрей Мещанинов заявил: «По поводу дизайна могут существовать: взгляды, позиции, мнения, концепции, школы, исследования, размышления, философствования, рассуждения, утверждения, воспоминания, сопоставления, аналогии, наконец – предрассудки и заблуждения... и не может быть только одного — теории дизайна.».  К какому разряду относится приведенный ниже текст  — решать тебе, читатель.  Появление этого труда на нашем горизонте симптоматично — буйное информационное море выплеснуло на берег затянутую илом бутылку с рукописью, в которой значилось, что это только первая часть трактата, датирован оный 03.10.2005. К сожалению, труд обрывается словами « живописи и пр.», а линки на следующие страницы и на самого автора оказались битые... 

Ёлочкин Михаил Евгеньевич | Профессия дизайнер является одной из древнейших на Земле. Разумеется, когда человек впервые вложил в обработку первых орудий труда ряд эстетических черт, ни самих понятий дизайн или эстетика тогда не существовало. [10] В XX веке появилась новая наука — наука о дизайне. И как следствие утвердилась новая профессиональная деятельность — дизайн. Термин «дизайн» произошел от английского слова «design», которое в свою очередь является производным от итальянского «disegno», и означает не только чертеж или рисунок, но и более сложные понятия.   Дизайн — огромная и необъятная область жизнедеятельности человека. Это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений, где одни решения более правильные, чем другие. Это видно и из значений слова, которые вкладываются в понятие дизайн. [8] В настоящий момент под термином «дизайн» принято понимать любой объект или процесс сделанный человеком, в котором неразрывно переплетаются технология и эстетика. А такая широкая трактовка предъявляет очень жесткие и противоречивые требования к подготовке специалистов в области дизайна. [15]
Сложность в трактовках основных определений, теорий, терминов определялось историческим развитием XX века, а также основными мировыми школами философии, уже сложившиеся к этому времени. Основатель науки о дизайне П.А. Флоренский предсказал большинство всех теорий дизайна еще в начале века, однако в настоящий момент, и особенно это прослеживается при анализе западных источников, его имя незаслуженно было забыто. В нашей стране это было обусловлено его взглядами священнослужителя, которые привели его к расстрелу в 1937 г. На Западе же традиционно отрицают роль Российских ученных, в том числе и в этой науке. [15]

Приведем типичное высказывание, взятое из советской книги по технической эстетике – слово «дизайн» периодически попадало под опалу и было заменено в нашей стране на словосочетание «техническая эстетика». [80] Дизайн — явление импортное, поэтому естественным является убеждение, что уж о западном дизайне известно все, и нужно только хорошо узнать, что о нем написано. Но это оказалось гораздо сложнее, чем предполагали авторы первых статей о западном дизайне. Хотя западная литература по дизайну насчитывает более полувека развития, о единой точке зрения в ней не может быть и речи. Дело в том, что достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще — продукт этой деятельности (вещь или система вещей), а иногда — область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства. [20] Анализ западных источников выявил две основные мировые школы дизайна – дизайн художественный и дизайн технический (техническое конструирование). Однако Флоренский в 1900 г. указал на существование третьей – русской школы дизайна, основанной, прежде всего, на принципах духовности. Это нашло отражение во многих работах множества авторов посвященных как отдельным аспектам, входящим в синтагму дизайна, так и рассматривающих часть или всю совокупность вопросов, касающихся проблем существующих или существовавщих в дизайне. [15]

Один из аспектов касается образования: «…университетское образование противостоит специализированному, а гуманитарное – техническому … Призыв А. Эйнштейна сделать главной задачей образования стремления к нравственности так и остался призывом …». [11] Модели дизайн-образования существующие на данный момент наглядно показывают данное противоречие, а также отсутствие нравственных принципов в создаваемых объектах дизайна. Характерна точка зрения – чтобы заработать надо привлечь, а чтобы привлечь надо шокировать. Данный круг обоснован в теории постмодернизма: «… все и вся наличиствуют во всем в зависимости от конвенционалной установке реципиента или иследователя…». [2] Всего насчитывается около сорока основных направлений в дизайне и несколько сотен видов, которые в эти направления входят. Направление в дизайне можно определить, рассматривая основное приложение объекта дизайна, например:

           – для направления средового дизайна – среда обитания человека, и, соответственно, в него входят такие виды как ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров и другие.
           – для направления издательский дизайн – издательские процессы и все с ними связанные, обуславливают такие направления как компьютерная верстка, web-дизайн, графический дизайн, рекламный дизайн и ряд других. Остановимся на общих теоремах, определениях и законах дизайна, общих для всех видов и направлений в нем. Разберем, какие понятия и из какой области знания входят в синтагму дизайна. Хотелось сразу оговорится приведенные далее основные разделы, в дальнейшем подверглись серьезной переработке и адаптации к условиям и проблемам, существующим в дизайне.

Физика. Из этой парадигмы научного знания в дизайне наиболее активно используются следующие области:
      – электромагнитное излучение;
      – оптика;
      – механика.
        Математика. Из этой парадигмы научного знания в дизайне наиболее активно используются следующие области:
      – пропорции;
      – дискретная математика, особенно теория графов;
      – матрицы – в дальнейшем, можно предположить, наравне с этой областью, не менее значимой станет конструктивная математика.
        Геометрия. Из этой парадигмы научного знания в дизайне наиболее активно используются следующие области:
      – планиметрия;
      – стереометрия;
      – начертательная геометрия;
      – черчение.
        История и теория искусств. Из этой парадигмы научного знания в дизайне наиболее активно используются следующие области:
      – история материальной культуры;
      – теория формообразования и композиции – любой объект дизайна должен соответствовать всем основным законам композиции;
      – цветоведение;
      – в ряде видов дизайна – теория рисунка.
        Из других парадигм научного знания в дизайне наиболее активно используются следующие дисциплины:
      – Химия.
      – Биология.
      – Бионика.
      – Анатомия.
      – Наука о материалах и технологиях (материаловедение).
      – Обществоведение.
      – Социология.
      – Этнография.
      – Инфокоммуникационные технологии.
      – Философия.
      – И множество других, всего около 40 отдельных областей научного знания.
Но основными можно назвать следующие парадигмы научного знания, определяющие качество объекта дизайна:
      – Психология.
      – Физиология.
      – Эстетика.
      – Технология (здесь, подразумевается отдельная дисциплина или их совокупность в части одного конкретного направления или вида дизайна).

Первые две фактически выполняют контрольные функции качества учебного процесса – любая практическая работа студента дизайнера должна соответствовать научным знаниям этих двух дисциплин.
        Последние две составляют суть дизайна. Разберем их отдельно.
        Основной базой образующей свод законов теории дизайна является научная дисциплина – эстетика. Причем она выступает и как имплицитная эстетика, являясь составной частью дизайна и выступая в качестве контрольной функции процесса создания и использования объекта дизайна, так и эксплицитной эстетикой, образующей всю теоретическую базу современного дизайна. Приведем несколько высказываний известных философов, которые в дальнейшем сформировались в аксиомы, теории, определения и законы дизайна.

Необходимо сразу оговорится полностью раскрыть все значение эстетики в дизайне в нескольких страницах практически невозможно, поэтому далее приводится лишь вырванные из общего контекста основные высказывания философов, оказавших наиболее заметное влияние на развития и становление дизайна.

Эстетика (от др.греч. – aijsqavnomai – чувствовать; aijsqhtikov – воспринимаемый чувствами) – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.
        Из текстов древнегреческих философов (Платона, Аристотеля, стоиков, Плотина) и теоретиков различных искусств (красноречия, музыки, архитектуры) следует, что проблема красоты (в ее структурных принципах гармонии, порядка, меры, ритма, симметрии и др.) решалась, как правило, в онтологической сфере и напрямую была связана с космологией. В теориях искусств на первое место выдвинулось понятие мимесиса (подражания) во всех его модификациях – от иллюзионистского копирования форм видимой действительности (особенно в живописи – Зевксид, Апеллес, Эвфранор) до «подражания» идеям и эйдосам поэтического мира. [2]

Мимесис – является одним из ключевых понятий для раннего становления дизайна, напрямую выражается в ряде направлений современного дизайна, а также, является одной из основ западной школы дизайна. [15]
        «Прекрасным называется то, само восприятие чего доставляет наслаждение» – говорил Фома Аквинский. [1]
        По Фоме, вещь является прекрасной лишь тогда, когда в ее внешнем виде предельно выражается ее природа, сущность, или «форма» (в аристотелевском понимании). Красоту он определял через совокупность ее объективных и субъективных характеристик. К первым он относил «должную пропорцию, или созвучие», «ясность» и «совершенство». Под пропорцией Фома понимал, прежде всего, качественные соотношения духовного и материального, внутреннего и внешнего, идеи и формы, ее выражающей; под ясностью имелись в виду как видимое сияние, блеск вещи, так и сияние внутреннее, духовное; совершенство означало отсутствие изъянов. Субъективные аспекты прекрасного Фома усматривал в соотнесенности его с познавательной способностью, которая реализуется в акте созерцания, сопровождающемся духовным наслаждением. [2]

        В философии Фомы явно прослеживаются первые проблески законов дизайна.
        В Византии, среди прочих вопросов, особый интерес представляет круг вопросов решающих проблемы образа, символа, знака, изображения, и их отображение в иконах. Согласно патристической концепции Бог – трансцендентен, а Универсум представляет собой систему образов, символов, знаков (знамений), указывающих на Бога и духовную сферу бытия. Решения этих вопросов заложило основы всеобъемлющего символизма христианского искусства. И, кроме того, привело в конечном итоге к становлению русской школы дизайна.
        Также Византия интересна тем, что в ней зародилась «эстетика аскетизма», ориентированная на внутренний духовный опыт и духовно-телесное преображение человека – специфически православное направление имплицитной эстетики. В дальнейшем ее развитие разделило дизайнерские школы по принципу, какую основу вкладывать в объект дизайна: мимесис или диалектику идеала.

        Эстетика классицизма (от лат. classicus – образцовый; термин введен романтиками в XIXв. в процессе борьбы с классицистами) – сознательно заостренная акцентации внимания на эстетической сущности искусства, доведенной до строгой системы художественных норм и правил. Одна из двух (трех, если считать философию и культуру Японии) основных эстетических течений (направлений, школ) лежащих в дизайне. Кроме того, является основой подготовки дизайнеров (художников, скульпторов и прочих) в учебных заведениях.
        Классицисты требовали от художника ясности, глубины и благородства замысла произведения и точно выверенной высокохудожественной формы выражения: «Но нас, кто разума законы уважает, лишь построение искусное пленяет», говорил один из теоретиков классицизма Буало. Принцип художественной идеализации может все превратить в красоту: «Нам кисть художника являет превращенье предметов мерзостных в предметы восхищенья» (Буало вслед за Аристотелем). [3]
        Реализм и натурализм в XIX в. доводят до логического завершения миметический принцип – отображение (или копирование) только видимой действительности в ее же формах. В наше время, классический дизайн западной Европы и Америки, получил превалирующее значение, как и принцип, который был положен в объектах дизайна, а именно мимесис в его различных выражениях.

        В противовес классицизму теоретики эстетики барокко, опираясь на трактат Декарта «Страсти души» (1649 г.), разработали теорию аффектации и страстей применительно к искусству; систематически изучали возможности средств художественно-эмоционального выражения, визуально-символические потенции эмблемы и маски, художественные приемы возбуждения религиозного благоговения, поэтического удивления, чувств возвышенного, страха и т.п. [2]
        В дальнейшем, развитие иррационально-духовных направлений эстетики, и, в частности, эстетика романтизма, позволило в дальнейшем обосновать теорию русской школы дизайна.
        Эстетика романтизма (расцвет к. XVIII – нач. XIX вв) явилась своеобразной реакцией на классицизм и просвещение. Его главные теоретики и практики (братья Шлегели, Шеллинг, Новалис, Шлейермахер, Ж.П. Рихтер, Э.Т.А. Гофман и др.) творчески разработали христианские идеи креативности и символизма, эманационную эстетику неоплатоников, осмыслив природу как становящееся символическое произведение искусства, акт деятельности абсолютного Духа, «истечение Абсолюта» (Шеллинг), «тайнопись» которого явлена в природе и (через художника-посредника) в произведениях искусства.

        Развивая романтическую эстетику, датский религиозный мыслитель С. Киркегор выводит эстетику на экзистенциальный уровень: «... эстетическим началом может быть названо то, благодаря чему человек является тем, что он есть, этическим же – то, благодаря чему он становится тем, чем становится.». [4]
        Тем самым он продолжил введение в теорию эстетики психологию и нравственные нормы, составляющие основу основ русского дизайна и понимание идеала.
        Эксплицитная (или собственно философская) эстетика сформировалась благодаря А. Баумгартену (1724-1772 гг.), который ввел термин «эстетика» (1745 г.), определил ее предмет, включил в систему других философских наук. Эстетика, по Баумгартену, состоит из трех главных разделов: первый посвящен изучению красоты в вещах и в мышлении, второй – основным законам искусств и третий – семиотике – эстетическим знакам, в том числе и в искусстве. В дальнейшем классическая эстетика фактически занималась разработкой этих главных проблем и круга вопросов, так или иначе связанных с ними или из них вытекающих. [2]

        Если сравнить модели дизайн-образования в мире, то можно увидеть, что классическая эстетика составляет основу практически всех учебных программ. [15]
        Английский эстетик Э. Бёрк (1739-1797 гг.) разработал субъективно-психологические аспекты эстетики. По нему, прекрасное и возвышенное не являются объективными свойствами предметного мира, но возникают только в душе воспринимающего в акте созерцания им объектов, обладающих определенными свойствами (для прекрасного – небольшой размер, гладкие поверхности, плавный контур, чистые и светлые цвета; для возвышенного – огромный размер, туманность, угловатость, мощь, затемненность и т.п.). Эстетическая целесообразность, которая на основе чувства удовольствия представляется душе как прекрасное, определяется Бёрком в качестве субъективной целесообразности от ощущения соразмерности субъекта созерцаемому объекту. [5]
        Идеи Бёрка оказали влияние на эстетическую теорию Канта и многих других эстетиков, а также послужили материалом для разработки учебных программ обучения дизайну, живописи и пр.





Вы здесь: АВТОРЫ теория ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ДИЗАЙНА

Яндекс.Метрика