авторы компании

 


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Илья Григорьевич ЕЛИНЕР
05.11.2013
Без четкой системы критериев оценки невозможна разработка ни теоретических, ни практических разработок в любой отрасли. Мультимедийные произведения, будь то web-cайт, мультимедийная локальная презентация, анимационный ролик или телевизионная программа, имеют как свои специфические критерии оценки, так и общие, характерные для всей мультимедийной сферы в целом.



К общим критериям оценки можно отнести:

Содержание, важнейшими параметрами качества которого являются: актуальность темы; новизна, оригинальность, уникальность транслируемой информации; периодическое обновление, добавление информации (в первую очередь для интерактивным мультимедийных продуктов, web-сайтов); четкая ориентация на целевую аудитории, а также направленность на гуманные задачи и цели.

Структура и навигацияоптимальность которой зависит от следующих факторов: продуманность различных пользовательских сценариев (в первую очередь для интерактивных мультимедийных продуктов, web-сайтов, локальных мультимедийных презентаций); учет особенностей восприятия целевой аудитории, их опыта, возраста, пола, антропометрических параметров; продуманность названий разделов и их расположения (для web-сайтов, локальных мультимедийных презентаций); удобство размещения материала и его просмотра, позволяющего пользователю эффективно работать с информацией, а также успешно решать стоящие перед ним задачи.

Сценарий, качество которого напрямую влияет на восприятие всего произведения и для которого важны следующие факторы: цельность сюжетной линии; взаимопроникновение с темой мультимедийного произведения, этапность развития сюжета (завязка, кульминация, развязка); оригинальность драматургии.

Мультимедийный язык общения, который необходимо найти в процессе общения с пользователем, зрителем. Для гармоничного его применения необходимо учитывать и использовать следующие его особенности: совмещение вербального и визуального ряда (а в недалеком будущем – и обоняния, и тактильных ощущений); гибкость, трансформируемость (возможность наглядно, доходчиво рассказать о любой проблеме, самой разнообразной целевой аудитории); наглядность и образность и, в связи с этим, уровень критического, аналитического восприятия информации, воздействие на прямую на подсознание пользователя, зрителя.

Интерфейсразработка принципов взаимодействия с пользователем, легкость и понятность при взаимодействии с информацией, является важнейшим фактором, ведь востребованность функции, а вместе с ней и содержания, обратно пропорциональна количеству усилий, которые пользователю необходимо затратить для ее освоения, получения. Разработка человеко-машинного взаимодействия является одним из важнейших направлений в современной мультимедийной сфер. Важно, чтобы этой проблемой занимались не только технологи, программисты, но и множество других специалистов, прекрасно разбирающихся как в физиологии, так и в психологии человека.



Функциональность, которая оценивается по следующим критериям: наличие функциональных возможностей и их соответствие целям и задачам пользователя, зрителя; возможность проекта оперативно, надежно выполнять эти функции; уместность использования различных передовых технологий, делающих медиапродукт актуальным, современным, интересным для своей целевой аудитории;

Визуализация, форма продукта - это первое, с чем сталкивается пользователь, от чего во многом будет зависеть его первое впечатление, а возможно и ощущение от всего проекта в целом. В связи с чем важны следующие параметры: единство визуального образа и содержания; легкость узнаваемости, считываемости, распознаваемости образа пользователем; единство стилистики всего проекта; гармония художественных приемов (цветового, шрифтового, пластического, динамического решения); правильное комбинирование различных блоков информации (текста, графических изображений, видео, анимационных роликов и т.д.).

Звуковое сопровождениегармония звука, визуального ряда и содержания является неотъемлемой частью любого мультимедийного проекта. Именно поэтому к звуковому сопровождению применимы, во многом, те же требования, что и к визуальной составляющей, а именно: передача и подчеркивание образа проекта; создание эмоционального подтекста произведения; распределение акцентов, подчеркивание главного, нивелирование второстепенного. Важнейшей составляющей также является речь, голосовое сопровождение мультимедийного произведения, которое во многом определяет смысловую насыщенность мультимедийного проекта.



Интерактивность, одна из основных особенностей и преимуществ мультимедийного продукта. Интерактивность позволяет пользователю взаимодействовать с информацией: выбирать последовательность, способ подачи, темп, уровень сложности, длительность и т.д. Пользователь, зритель имеет возможность как творческая личность - режиссер - управлять потоком информации, за счет чего возникает наиболее мощное психологическое и эмоциональное воздействие. В связи с этим возникает ряд требований к интерактивному взаимодействию, его характеру и принципам: соответствие его теме, целевой аудитории; продуманность, взвешенность интерактивного вмешательства пользователя в ткань мультимедийного произведения, дабы не разрушить цельность восприятия.

Эргономичностьобозначающаяся в мультимедийной среде термином «юзабилити», отвечающая за удобство использования, восприятия, взаимодействия с информационным культурным пространством. Эргономичности можно добиться лишь в случае соблюдения следующих факторов: учета психологии, физиологии пользователя, знания и использования особенностей визуального восприятия информации, выработки единых принципов в формировании пользовательского интерфейса, разработке человеко-машинного взаимодействия, а главное – разработке единого языка общения с пользователем.



Общее впечатление ― это нечто большее, чем просто сумма всех перечисленных выше факторов. Общее впечатление складывается как из гармоничного сочетания содержания, сценария, структуры и навигации, мультимедийного языка общения, интерфейса, функциональности, визуального и звукового ряда, интерактивности, так и от той совокупности ощущений, которые возникают у потребителя после завершение работы с проектом.
Ясные, понятные критерии оценки мультимедийных проектов необходимы как для теоретических и практических разработок в этой области, так и для образовательного процесса, поскольку благодаря им возникает возможность объективизировать различие между оптимальным и неоптимальным проектом.



Такая оценка должна иметь системный, целостный характер и быть наиболее объективной, за счет выделения конкретных системообразующих факторов, позволяющих человеку, обучающемуся медиадизайну, найти конкретные пути оптимизации проекта. Не стоит также забывать о том, что значимость различных критериев может меняться как в зависимости от области применения (телевидение, Интернет), так и в зависимости от тематической направленности мультимедийного произведения (образовательная, познавательная, справочная, социальная, развлекательная функция).

В зависимости от направленности, от выполняемых функций они имеют свои специфические требования к структуре, навигации, визуальному и вербальному ряду, функциональности, интерактивности и т.д. Требования к поисковым системам Googl, Яндекс значительно отличаются от требований к виртуальному представительству Эрмитажа или Русского музея. Так, для первых в области визуального представления важна строгость и ясность модульной сетки, простота и при этом гибкость поисковых запросов, множественность различных по содержанию ссылок и гиперссылок, тогда как для музейного представительства на первый план выходит яркость и запоминаемость образа, насыщенность визуального ряда, большой объем графических, фото- и видео-материалов, разнообразие возможностей просмотра коллекции музей (галерея, слайд-шоу, виртуальная экскурсия).

Поэтому и подход к их оценке, значимость различных критериев будет разным. Но при этом, вне зависимости от направленности и технологий, используемых при проектировании и трансляции мультимедийного произведения, все эти критерии будут оказывать значительное влияние на процесс восприятия пользователя, на его впечатление, глубину погружения. Игнорирование и недооценка какого-либо из этих системообразующих критериев приведет к разрушению цельного восприятия, к созданию неоптимального мультимедийного произведения.






Вы здесь: АВТОРЫ теория КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Яндекс.Метрика