авторы компании
Хитов:
410
Хитов:
7318
Дизайн интерьеров
Хитов:
8500
Дизайн среды

Переезд офиса недорого или офисный переезд - быстро с нами.
 


ПРОФЕССИЯ — МЕДИАДИЗАЙНЕР

Илья Григорьевич ЕЛИНЕР
19.12.2012

Трансформируется и усложняется мир и вместе с ним концептуально меняется предметно-пространственная среда, в которой человек живет, отдыхает и трудится. Именно дизайнерская мысль, во многом, руководит созданием представления о красоте в массовом сознании людей. Поэтому дизайнер должен не только интуитивно чувствовать пульс времени, но и концептуально воспринимать время и пространство, в котором он творит.

alt

 

Если в предметно-пространственном окружении «миссию транслировать культурные тексты человеческого окружения взяли на себя искусство, архитектура и дизайн, каждый в своей зоне ответственности» (1) , то в области виртуального, мультимедийного окружения эта ответственность, во многом, возлагается на медиадизайн. Именно поэтому современное состояние медиаиндустрии и сам процесс создания интерактивных мультимедийных проектов требуют появления новых специалистов, способных в своем творчестве объединить все специфические особенности мультимедиа. Именно появление Интернета и его гипертекстовой среды, создающей принципиально иной процесс восприятия и взаимодействия с пользователем, привел как к образованию самых различных видов искусств, так и к изменению, трансформации классических видов искусств. В самом начале, как это бывает со всеми техногенными искусствами, в сферу его разработки пришли технические специалисты (программисты), владеющие техническими средствами, но не имеющие художественного образования. В связи с этим само искусство мультимедиа приобрело, техническую ориентацию, заменяя образность, гармонию системообразующих факторов самыми различными спецэффектами, и прагматическими функциями. Постепенно осознав необходимость художественного осмысления мультимедийной среды, в основном не в связи с необходимостью оптимизировать коммуникацию с пользователем, гармонизировать мультимедийную среду, а из-за повышения конкуренции и желания победить в ней, предприниматели начали привлекать художников, дизайнеров к разработке проектов. Эти специалисты имели опыт работы в традиционных сферах искусства (дизайн, графика, живопись и т.д.), но не имели профессиональных знаний в области мультимедийных технологий.

 alt

 

Миф о том, что сфера дизайна и медиадизайна тождественны, и компетенции графического дизайнера вполне достаточно, является распространенным. Именно в связи с этим, особенно на ранних этапах освоения виртуального пространства, Интернет среды, их работа в команде по созданию мультимедийного продукта сводилась к оформительству, графическому украшению созданного программистами произведения. Если говорить о web-среде, то они, как правило, создавали рекламные банеры, так называемые «шапки» web-сайтов, украшали навигационные панели, разрабатывали внешнюю форму кнопок, пиктограмм. Все эти детали механически внедрялись в структуру мультимедийного документа и не могли объединить его функции, структуру и форму, ни тем более гармонизировать содержание проекта. В связи с этим возникла необходимость появления новой профессии, специалистов, способных объединить в себе знание технологий мультимедиа, художественных средств выразительности, а также, что чрезвычайно важно, знания психологии восприятия нового интерактивного мультимедийного произведения. Именно умение режиссировать, управлять зрительским, пользовательским вниманием за счет самых различных средств и приемов, имеющихся в арсенале профессионального медиадизайнера, а также знания и умения в области создания интерактивных мультимедиа, делают эту специальность уникальной. В ней сплетаются профессиональные навыки художника-дизайнера, режиссера-постановщика, сценариста и, что немаловажно, организатора, способного объединить в сотворчестве самых различных специалистов. Последнее особенно важно, поскольку в процессе создания мультимедийного произведения требуется использовать большой спектр разнообразных специалистов. Так, в идеальном варианте (возьмем для примера web-сайт или мультимедийное локальное издание), необходимы следующие специалисты: менеджер, специалист по контенту, сценарист, режиссер, дизайнер, психолог, звукорежиссер, специалист по юзабилити, программист. При этом в связи со спецификой проекта могут понадобиться и другие специалисты – композитор, музыкант, фотограф, специалист по видео­монтажу, оператор и т.д. Со всеми этими специалистами необходимо найти общий язык, направить их творчество по пути оптимизации проектируемого мультимедийного произведения.

Медиадизайнеру как коммуникатору необходимо обладать такими личными качествами, которые позволят ему объединить всех этих разных специалистов в единую команду сотворцов. При этом нельзя забывать о том, что интерактивная природа мультимедиа дает возможность пользователю, как полноценному соавтору, выбирать как линейный, так и нелинейный вариант просмотра, выбирать темп, скорость, глубину взаимодействия с объектом, что в корне меняет сам принцип и приемы (кадр, монтаж, композиция, ритм, звук и т.д.) раскрытия смысла произведения. Пользователь своими интерактивными действиями видоизменяет все эти ключевые знаковые приемы, используемые как в киноискусстве, так и в других традиционных видах искусств. При этом профессиональный медиадизайнер должен, предугадывая самые различные пути развития, взаимодействия пользователя и мультимедийного проекта, учитывать все эти факторы и добиваться цельности, гармоничности восприятия образа произведения, независящего от пользовательского сценария. В этом ему должны помочь возможности мультимедийных технологий, позволяющие структурировать материал таким образом, чтобы пользователь получал только необходимую ему информацию. При этом адаптивные технологии позволяют предоставить этот материал в той форме (визуальной, в виде фото, видеоряда, мультипликации 2D или 3D; вербальной в виде текстового блока, устной речи и т.д.), которая ему наиболее удобна и соответствует его психологическим особенностям.

alt

 

При этом область применения медиадизайна чрезвычайно широка, поскольку она включает проектирование, во-первых, самого способа передачи любой по содержанию мультимедийной информации. Именно в компетенцию медиадизайнера, как режиссера-постановщика всего процесса коммуникации, входит разработка способа передачи информации, то есть определение того, каким образом, с помощью каких средств и технологий (телевизионная программа, ток-шоу, кино, мультимедийное локальное приложение, web-сайт, портал и т.д.), по каким каналам (телевидение, Интернет) оптимальнее всего донести мысль, цели и задачи заказчика или автора мультимедийного произведения до потребителя, зрителя. Во-вторых, в задачу медиадизайнера, при всестороннем обсуждении с заказчиком, менеджерами проекта, специалистами по контенту, входит разработка самой структуры проекта. Именно в процессе разработки структуры проекта решаются важнейшие задачи, такие, как создание сценария проекта с его основными составляющими – завязкой, кульминацией и развязкой, продумываются гипертекстовые связи внутри мультимедийного документа, а также пользовательские сценарии (это касается любых интерактивных проектов, будь то в сфере Интернета или телевидения). В-третьих, медиадизайнер проектирует саму форму предоставления информации, при этом он имеет в своем арсенале огромное количество средств и технологий, позволяющих воздействовать на все органы чувств человека таким образом, чтобы глубина и сила воздействия на потребителя, зрителя была велика. Именно медиадизайнеру, как одной из ключевых фигур в команде сотворцов мультимедийного произведения, необходимо связать воедино базовые, системообразующие понятия – функцию, структуру (конструкцию), форму и содержание, объединив их при этом образной, гармоничной составляющей, направленной на нравственные, гуманные цели, повышающие эстетический вкус и культуру пользователя, зрителя мультимедийного произведения. Социальная, в том числе нравственная, ответственность медиадизайнера во много раз выше, чем у любой другой дизайнерской сферы деятельности. При этом перед любым дизайнером, вне зависимости от направления его деятельности, всегда стояла проблема социо-культурной роли профессии. Плоды его творчества как в профессиональной среде, так и в обществе в целом должны оцениваться с морально-этических позиции.

Ответственность, возложенная на медиадизайнера при создании мультимедийного произведения, требуют его разносторонней подготовки. Для этого необходимы современные методики обучения этой новой специальности, четкая классификация по направлениям деятельности внутри данной специализации – медиадизайнер локальных и сетевых изданий (образовательных, развлекательных, познавательных и т.д.), медиадизайнер игровых взаимодействий (различные компьютерные игры, используемые не только для развлечения, но в первую очередь для обучения и воспитания), медиадизайнер интерактивных телевизионных программ и т.д.

Литература:

1. Мещанинов, А.А. Дизайн. Точка над й: теорет. обсуждение природы дизайна в общедоступ. изложении. — СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. — С. 103.





Вы здесь: АВТОРЫ теория ПРОФЕССИЯ — МЕДИАДИЗАЙНЕР

Яндекс.Метрика