авторы компании
Хитов:
445
Дизайн интерьеров
Хитов:
6803
Промдизайн
Хитов:
409

 


АМЕЛИ БУШЕ. ЭРГОНОМИКА И КРАСОТА

Веб-резиденция профессионального дизайна
15.06.2011

При разработке ПО нельзя не уделять внимания вопросам эргономики и юзабилити. Этим вопросам посвящено немало публикаций. Вопросу о связях между эргономикой и эстетикой уделяется меньше внимания. Повышенное внимание к вопросам юзабилити далеко не всегда является гарантией того, что программа будет положительно оценена пользователями. В восприятии программного продукта пользователем немаловажную роль играет эстетический фактор. Крайне желательно, чтобы разработка любого серьезного ПО осуществлялась в тесном сотрудничестве между программистами и дизайнерами. Наблюдения дизайнера зачастую могут подсказать оптимальное решение специалисту по юзабилити. Именно дизайнер может конкретизировать многие идеи разработчиков и дать им окончательное визуальное воплощение.

Amélie Boucher АМЕЛИ БУШЕ. ЭРГОНОМИКА И КРАСОТА

Удобство и красота — вещи взаимосвязанные

Одним из важнейших критериев качества компьютерной программы является дружественность интерфейса по отношению к пользователю. Существенную роль при оценке той или иной программы пользователями играет эстетический критерий. Многие разработчики ПО и веб-сайтов придерживаются мнения, согласно которому основное внимание при создании нового продукта следует уделять функциональному удобству, а эстетическая привлекательность является желательным, но не обязательным свойством. Однако практика показывает, что между красотой и удобством интерфейса существует самая непосредственная связь; более того, визуальная привлекательность в некоторых случаях способна компенсировать неудобства использования. Ничем не примечательная с эстетической точки зрения программа может вообще не найти дороги к широкому пользователю.
Сказанное выше относится как к десктоп-, так и к веб-приложениям и сайтам. Причем в случае с сайтами вопросам эстетической привлекательности следует уделять значительно больше внимания. Многие десктоп-приложения, предназначенные для решения специальных задач, являются в своей области единственными, им невозможно найти замены. Что же касается веб-приложений и сайтов, то в большинстве случаев у пользователя имеется возможность выбора, и ставка исключительно на функциональное удобство оказывается недостаточной для привлечения широкой аудитории. Выбирая сайт, которым действительно приятно пользоваться, люди зачастую руководствуются совершенно неожиданными критериями, и в том числе — эстетическим. Идеальный сайт должен сочетать информативность, функциональность и визуальную привлекательность.

Эстетика на службе юзабилити

Большинство специалистов по юзабилити считают, что об эстетике следует вести речь лишь тогда, когда она способствует повышению уровня функционального удобства. Такая позиция исключает любую аппеляцию к красоте-самой-по-себе. В этой связи следует заметить, что работа над внешним видом приложения и эстетической привлекательностью существенно улучшает функциональность. Хороший дизайн позволяет лучше организовать информацию и способствует такким образом оптимизации юзабилити.
В дизайне интерфейсов можно выделить две группы элементов:
  1. функциональные элементы, поддерживающие взаимодействие
    человека и компьютера (кнопки, иконки и т. п.).
  2. декоративные элементы, роль которых заключается лишь в том,
    что они делают интерфейс красивым, приятным для глаз
Многие специалисты по юзабилити и дизайну ставят на первое место функциональность и считают, что в дизайне интерфейса декоративных элементов вообще быть не должно.
Существует, однако, и другое мнение. Одним из его приверженцев является Дональд Норман — известный специалист как в области дизайна интерфейсов, так и в области психологии. Он считает, что эстетическая привлекательность существенно повышает удобство в работе, делает сам процесс взаимодействия человека и машины приятным. «Aesthetics matter: attractive things work better” («Эстетика важна: вещь красива — значит, нужна»), - пишет Норман.

Эстетика для эстетики

Скажем несколько слов в защиту красоты-самой-по-себе, существующей как дополнение к функциональности. Чисто визуальные элементы могут не приносить никакой ощутимой пользы, увеличивать информационную плотность и время загрузки веб-страниц; кроме того, иногда они отвлекают внимание от важных вещей. Все это, однако, не умаляет той пользы, которую могут принести декоративные элементы.
Уже упоминавшийся выше Дональд Норман так пишет о роли цвета в восприятии интерфейса пользователем: "Although my reasoning told me that color was unimportant, my emotional reaction told me otherwise" (Хотя разум говорил мне, что цвет не важен, моя эмоциональная реакция свидетельствовала о другом).
Внешний вид многих вещей сам по себе способен вызвать чувство удовлетворения. Даже при решении такой утилитарной задачи, как создание интерфейса, не следует забывать о том, что в повседневном отношении человека к вещам соображения красоты очень часто преобладают над соображениями функциональности и полезности. Следует искать компромисс между функциональным удобством и визуальной привлекательностью.

Эстетика и функциональность: материалы психологических исследований

Результаты исследований в области психологии свидетельствуют о важной роли эстетического фактора в человеческом познании мира.
Нельзя не обратить внимания на то, что эмоции играют огромную роль в психической жизни человека. Они оказывают огромное влияние на наше поведение и мышление. Результаты исследований влияния эмоций на познавательную деятельность вполне могут быть перенесены на сферу соотношения эстетики и юзабилити.
Философы и психологи не раз обращали внимание на то, что текущее настроение оказывает влияние на наше восприятие, мышление, поведение. Находясь в позитивном настроении, мы лучше понимаем и усваиваем информацию. Данные тезисы относятся и к пользователям программного обеспечения: тот, кто находится в положительном настроении, способен осуществлять работу с программой гораздо более эффективно. Результаты экспериментальных исследований показывают, что позитивное настроение позволяет быстрее обрабатывать информацию, находить ответы на вопросы, принимать решения. В формировании эмоционального настроя огромную роль играет эстетический фактор. Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: благодаря эстетической привлекательности интерфейса многие функциональные неудобства «сглаживаются» и могут вообще не замечаться пользователем.

Природная тяга к красоте

Психологические исследования показывают, что человеку свойственно предпочитать удовольствие боли и приятное — неприятному. Получение удовольствия может рассматриваться как один из базовых мотивов человеческих действий. Привлекательность интерфейса способствует созданию положительного эмоционального фона у пользователя. Можно предложить, что из двух примерно равноценных программ пользователи скорее отдадут предпочтение программе с более визуально привлекательным интерфейсом.
Конечно, критерии красоты субъективны. На вопросы об эстетической привлекательности интерфейса разные пользователи дают совершенно разные, зачастую размытые и неопределенные, ответы. Ответы на вопросы о функциональном удобстве того же самого интерфейса характеризуются большой четкостью и большим однообразием, ведь оценка осуществляется по вполне объективным и проверяемым показателям: например, по времени осуществления той или иной операции или по количеству ошибок, совершаемых пользователем.
Нельзя, однако, отрицать, что в наших суждениях о красоте есть и общие моменты. Так, можно выделить набор характерных для той или иной культуре представлений, например, о приятных или неприятных для глаза цветах. Все эти данные так или иначе должны учитываться при проектировании интерфейсов.

Юзабилити — не только и не столько удобство использования

Один из аргументов в пользу учета эстетического фактора можно почерпнуть непосредственно из определения юзабилити, данного в стандарте ISO 9241. Согласно этой дефиниции, под юзабилити понимается «...степень эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которыми продукт может использоваться определенными пользователями для достижения определенных целей в определенном контексте». Из этого определения следует, что невозможно говорить о юзабилити, не принимая во внимание удовлетворенность пользователя. Поэтому необходимость учета эстетического фактора при создании интерфейсов вряд ли может быть поставлена под сомнение. Некоторые исследователи склонны считать, что эстетическая привлекательность интерфейса должна способствовать в первую очередь увелечению скорости процесса обработки информации. Данная позиция представляется несколько ограниченной: она совершенно не учитывает важность получения удовольствия от взаимодействия с машиной и всего богатства такого взаимодействия. Рядовой пользователь зачастую оказывается не в состоянии оценить те или иные моменты, связанные с юзабилити. В подавляющем большинстве случаев вообще невозможно сказать, что если бы интерфейс программы был устроен по-другому, то и работа с ней была бы гораздо более эффективной и быстрой. Для того, чтобы пользователь мог сделать подобные выводы, требуется время. Эстетическое суждение отличается тем, что выносится моментально. Одного взгляда на интерфейс вполне достаточно, чтобы сказать, привлекателен он или нет. Пользователь не будет придираться к юзабилити в случае, если интерфейс спроектирован действительно красиво. Нельзя согласиться с тем, что пользователю в первую очередь нужна простота. Легкость использования не является решающим критерием при выборе того или иного ПО. Нужно понимать, что взаимодействие человека и компьютера представляет собой сложный и многофакторный процесс. Очень важным фактором является удобство использования. Но и эстетический фактор обладает не меньшей важностью.

What is beautiful is good: роль эстетического фактора в оценке функционального удобства ПО

Данные экспериментально-психологических исследований свидетельствуют: человек склонен приписывать полезность тому, что кажется ему красивым. Психологический механизм данного явления еще до конца не изучен, но налицо параллели с известным феноменом приписывания социально положительных качеств людям с привлекательными чертами лица. Знания о формировании впечатления на основе физической информации можно и нужно использовать при создании интерфейсов. Можно высказать предположение о том, что внешний вид интерфейса приводит нас к выводам о том, что он обладает теми или иными характеристиками, удобен или неудобен в работе и т. п. Для иллюстрации влияния на формирование эстетической привлекательности вещи на формирование субъективных представлений о качестве приведем еще одну цитату из Дональда Нормана: “Wash and polish your car – doesn't it drive better?” (Отмойте свою машину до блеска — разве она не ездит лучше?)
В формировании представлений об удобстве той или иной вещи большую роль играет чувство удовлетворения от ее использования. Представления об удобстве интерфейса во многом обусловлены его эстетической привлекательностью. Создание действительно удобных в использовании приложений невозможно без тесного сотрудничества разработчиков со специалистами по эстетике и дизайнерами.
 
Оригинал статьи: usabilis.com

 




Вы здесь: АВТОРЫ теория АМЕЛИ БУШЕ. ЭРГОНОМИКА И КРАСОТА

Яндекс.Метрика