авторы компании
Хитов:
328
Хитов:
13148
Графический дизайн
Хитов:
5469
Медиадизайн

Благодаря http://elitestudent.ru/ я изучила английский язык. Английский за пол года
 


ИТАЛЬЯНСКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ: ОТ «ФОРМ ПОЛЕЗНОСТИ» К «НОВОМУ ДОМАШНЕМУ ПЕЙЗАЖУ». ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ. ЧАСТЬ 2

Ольга Сергеевна Безручко
25.04.2011

«Мы начали видеть,
что оказывается возможным
использовать другие средства выразительности,
даже китч, имеющий необычайный потенциал выразительных средств» 

Андреа Бранци.

С 1970-х г. в итальянском дизайне доминирует авангардная волна провокационного «радикального дизайна» или «антидизайна». Работы дизайнеров «нового поколения» не были нацелены на массовый рынок, а скорее на индивидуальный авторский проект, не на функциональность, а на максимальную образную выразительность. Во время социально-экономических потрясений в Италии и растущей безработицы, в 1966 г. во Флоренции основываются радикальные группы молодых дизайнеров «Аркидзум Ассочиати» (1966–1974 гг.) и «Суперстудио» (1966–1970 гг.), разрабатывающие в конце 60-х - начале 70-х годов социально-утопические проекты, и активно пропагандирующие «антидизайн». Белый, ламинированный стол Quaderna, «Суперстудио» 1971 г., отражает концепцию «бесконечного дизайна» и отказ от непрерывной гонки за новизной и потребителем. В 1972 году на выставке «Италия: новый домашний пейзаж», организованной Музеем современного искусства Нью-Йорка, было высоко оценено международное значение итальянского дизайна, как оригинального, самостоятельного и состоявшегося явления, это содействовало популяризации нетрадиционных идей итальянских дизайнеров. Триумф выставки «не только превратил словосочетание «итальянская линия» в полноправное понятие в лексиконе мирового дизайна, но и вывел эту «линию» на лидирующие позиции»¹.

alt
Стол Quaderna, группа «Суперстудио», проект и изгот.: 1971 г.

«Антидизайн» оставил лишь, суть вещи, ее функциональное назначение, придав форме совершенно новое визуальное воплощение. Кто сказал, что стул это сочетание горизонтальной поверхности на вертикальной опоре? Итальянские дизайнеры предлагают самые различные вариации на тему «места для сидения». «Анатомическое» кресло-мешок Sacco (проект 1968 г.) фабрики Zanotta  — яркий образец «антидизайна», созданный Чезаре Паолини, Пьеро Гати и Франко Теодоро. Sacco наполнен специальными полистироловыми гранулами, позволяющими креслу принимать форму человеческого тела.

alt
Кресло-мешок Sacco (проект 1968 г.) Дизайнеры: Чезаре Паолини, Пьеро Гати и Франко Теодоро. Фабрика: Zanotta. Проект: 1968 г., изгот.: 1969 г.
 
Другая разработка для фабрики Zanotta на тему «сидения» — легендарное прозрачное надувное кресло Blow (проект 1967 г.) из поливинилхлорида, символ 60-х,  позволит упорхнуть в воздушное пространство, или поплавать в бассейне. Можно почувствовать себя бейсбольным мячом и приземлиться на кожаную софу-перчатку Joe (1971 г.), дизайнеры Д. Де Пас, Д. Д`Урбино, П. Ломации, утонуть в мягких полиуретановых травинках Pratone, («Большой луг», проект 1966 г., работа группы «Струм»), «попружинить» на изгибах синтетической фибры стула Fiocco (студио Д.А.М., группа Дж14, 1970 г.) или восторгаться амбициозной красотой дивана Tatlin (М. Канандзи, Р. Семприни, 1989 г.), спиралевидные изгибы которого, напоминают знаменитую башню 3-го Интернационала. Чем больше дизайнеры эпатировали публику, чем больший резонанс «антидизайн» получал в прессе, тем более успешным он становился.

alt
Слева направо: кресло Blow, дизайнеры: Д. Де Пас, Д. Д`Урбино, П. Ломации, проект 1967 г., изгот.: 1968 г.; Pratone, группа «Струм», проект 1966 г., изгот.: 1971 г.; софа-перчатка Joe, дизайнеры: Д. Де Пас, Д. Д`Урбино, П. Ломации, проект и изгот.: 1971 г.

Дизайн группы «Алхимия» (1976 г.) и ее творческого лидера — Алессандро Мендини (1931 г.р.) в 1979 г. присоединившегося к группе, в отличие от авангардистов, реагировавших на изменения условий жизни, отличают скорее художественно-эстетические цели. «Алхимия» открылась как галерея экспериментальных работ: первые проекты Мендини не подразумевали воплощения в производстве. Но постепенно, «Алхимия» выросла в чрезвычайно влиятельную творческую организацию. Мендини, пропагандируя язык форм, состоящий из исторических стилевых цитат, банальных бытовых предметов и китча, привлекал внимание к духовным аспектам дизайнерского творчества. В ре-дизайне, Мендини, (одном из направлений творчества дизайнера), подчер¬кивается невозможность создания формально новых проектов. Мендини перерабатывает и декорирует мебельные проекты дизайнеров прошлого. Вопреки задумке автора, стул Mies («Аркидзум», проект 1969 г.), пародия на стул Mies Van der Rohe и ностальгирующие настроения современников, сам становится «иконой» дизайна. Стул имеет хромированный каркас и перетяжку из латекса, провисающую под тяжестью человеческого тела, завершают образ подушки из шкуры пони, под голову и ноги.

Мендини также принадлежит идея «банального дизайна», передающего ощущение культурной пустоты, свойственное индустриальному обществу. Банальность объекта подчеркивалась использованием яркого цвета или орнамента. Одна из ярких работ Медини в этом направлении — кресло «Пруст» (Poltrona di Proust, проект 1976 г.). Оно имеет «барочные» формы кресла XVIII века, покрыто частью пуантелистического произведения Поля Синьяка и выражает иронию автора на тему «классики» и истории дизайна. Эти идеи Мендини нашли отражение на выставке «Банальные объекты», организованной дизайнером на Венецианском биеннале в 1980 году.

alt
Кресло «Пруст» (Poltrona di Proust), А. Мендини, проект 1976 г., изгот.: 1978 г. и 1989 г. (повторение).

Выдающийся дизайнер современности — Гаэтано Пеще (1939 г.р.), с конца 60-х- нач. 70-х г. присоединяется к волне «радикального дизайна». В отличие от Мендини, Пеще ищет новаторские процессы производства, которые бы позволили ему выразить «индивидуальную эстетику» каждого объекта в массовом производстве. Дизайнер ищет формулу, позволяющую с одной стороны, гарантировать возможность серийного производства, а с другой, благодаря расширению ассортимента продукции, позволить каждому предмету иметь свой собственный индивидуальный облик. Самобытный почерк Пеще узнается в представленных на выставке, уютном войлочном кресле-одеяле I Feltri (1987 г.) и в красочном пластиковом кресле из коллекции мебели Nobody`s perfect (1993 г.). Форму кресел Nobody`s perfect задает сам дизайнер, а колористическое решение и состав пластмассы определяют рабочие его фабрики, таким образом, каждое кресло остается неповторимым. В 70-е-80-е годы на смену экспериментам с пластмассой приходят проекты, темой которых становится экологически чистые продукты и экологические промышленные процессы.

alt
Гаэтано Пеще. Кресла: I Feltri (проект и изгот.: 1987 г.) и Nobody`s perfect (проект и изгот.: 1993 г.).

Легендарная группа «Мемфис» (1981-1989 г.) открывает еще одну яркую страницу итальянского дизайна. Отделившись от группы «Алхимия», в декабре 1980 г. группа «Мемфис» начала свою деятельность под предводительством Этторе Соттсасса, а уже в сентябре 1981 г. в Милане с триумфом прошла их первая выставка. Кроме Соттасса, Мендини, Микеле де Лукки, в группу также входили Альдо Кибик, Андреа Бранци, Марко Занини, Натали де Паскувер, Джорж Соуден, М. Бэдин, Матео Тун. «Структура и декорирование — суть одни и те же вещи» — провозгласил Соттсасс, дав дорогу оптимистичному, декоративному дизайну, смело играющему с фактурами, материалами и формами, преобразившему дом в детскую площадку. Участники группы «Мемфис» пропагандировали «новый международный стиль», освобожденный от какой-либо серьезности и тусклости. «Мы концентрируемся больше на элементах, которые определяют объект, чем на объекте как таковом» — уточняет Микеле де Лукки. На примере своих изделий «Мемфис» показали: яркие, «нефункциональные» предметы могут продаваться лучше своих «функциональных» аналогов. Например, книжный стеллаж Cassablanca (Соттсасс, 1981 г.), вошедший в анналы истории современного дизайна; полки стеллажа вынесены наружу и напоминают, руки животного, в отделке используется характерный для «Мемфиса» прием с декоративными, запечатанными рисунком, ламинированными панелями; стул First (Микеле Де Лукки, проект 1983 г.) выполненный из стальной трубки и крашеного лакированного дерева, и причудливую настольную лампу Tahiti («Таити», Э. Соттсасс, 1981 г.) напоминающую робота-птицу.

alt
Стул First. Дизайнер. Микеле Де Лукки, проект 1983 г., изгот.: 1984 г.
Книжный стеллаж Cassablanca. Дизайнер: Этторе Соттсасс, проект и изгот.: 1981 г. Производитель: Memphis.

Идея «Мемфиса» с «ожившей» мебелью получила продолжение на выставке «Домашние животные», которую группа провела в 1985 г. Мебель с которой «нужно уживаться», как с домашним любимцем, имела различные и неожиданные формы и сочетания. Группа «Мемфис», просуществовала больше, чем предполагали многие наблюдатели и сами члены группы, получила широкую известность и последователей, и задала вектор развития мирового дизайна. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами «Мемфиса», способствовали формированию эстетики постмодернизма. «Мемфис» открыл путь антифункциональным направлениям в дизайне и «новому дизайну».
К эпохе постмодернизма, можно отнести более поздние проекты. Например, кофеварку Napoletana (проект 1979-1987 г.) дизайнера Риккардо Дализи. Выдающиеся конусовидный носик и ручка, наделяют кофеварку неповторимым образом, напоминающим аиста. Или конически-образный чайник дизайнера Альдо Росси, La Conica (1982 г.), напоминающий игрушечную башенку, производитель итальянская компания Alessi (основана в 1920 г.). Также для этой компании была создана быстрая и безопасная кофеварка Coban (1997 г.) Ричарда Саппера, продуманная до мелочей, с прозрачным резервуаром для воды, остроумно вынесенным за пределы корпуса.

Стол Apocalypse now (1983 г.) Карло Форколини, сделан так что его предполагается располагать в центре комнаты. В середине квадратной столешницы из нержавеющей стали, использующейся в ограждениях автомагистралей, прорезана лампочка, луч света пронзает «сердце тьмы», отсылает к фильму Френсиса Форда Копполы. По задумке дизайнеров материал столешницы сохраняет все следы и царапины, появляющиеся в процессе эксплуатации стола, и рассказывает о жизни его обладателя. Еще один яркий постмодернистский проект — посуда Girotondo (1989 г.), студии «Кинг Конг Продакшн», ставшая самой популярной в каталоге фирмы Alessi. Студия «Кинг Конг» организована двумя флорентийскими дизайнерами  — Стефано Джиованьнони и Гвидо Вентурини, признанными мастерами «малых объектов» и домашней утвари. Серия  Girotondo, включала блюда, подставки для салфеток, держатели для полотенец, миски, сахарницы, формы для льда и др., объединена мотивом забавных человечков, прорезанных в блестящей поверхности предметов.

 alt
Захваты для полотенец Girotondo. , студия: «Кинг Конг Продакшн», проект: 1989 г., изгот.: 1989 г. для Alessi.
Стол Org. Фабио Новембре. Проект и изгот.: 2001 г. для Cappelini.


Нельзя обойти вниманием стол-обманку Org (2001 г.) для Cappelini, выдающегося провокационного творца современности — Фабио Новембре, продолжающего игру современных дизайнеров с человеческим глазом, земным притяжением и пространством. Стеклянная столешница держится на красных веревках, которые должны были бы прогнуться под ее тяжестью, если бы спрятанных внутри крайних веревок-ножек металлических прутов.

Итальянские дизайнеры «освободили» сознание от каких-либо стереотипов, устоявшихся шаблонов, отталкивающихся от функциональности, и открыли дорогу, новому дизайну на стыке дизайна и искусства. Мы привыкли видеть на выставках предметов промышленного дизайна смелые эксперименты с формой и материалами, но именно итальянские дизайнеры были первыми, кто приоткрыл завесу и сказал миру «теперь можно все». Принципы игры с освещением, пространством, рисунком и цветом, активное внедрение современных материалов и эксперименты продолжаются дизайнерами современности. Сложно переоценить значение этого «освободительного движения», ведь именно оно, как и желали того итальянские дизайнеры изменило современную жилую среду и открыло «дверь в будущее дизайна».
_________

¹ Г. Г. Курьерова, Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века - М., 1993 г.

Безручко О.С.,
ст. преп. СПГХПА им. А.Л.Штиглица.
Член Ассоциации Искусствоведов





Вы здесь: АВТОРЫ теория ИТАЛЬЯНСКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ: ОТ «ФОРМ ПОЛЕЗНОСТИ» К «НОВОМУ ДОМАШНЕМУ ПЕЙЗАЖУ». ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ. ЧАСТЬ 2

Яндекс.Метрика