авторы компании
Хитов:
8391
Хитов:
14272
Графический дизайн
Хитов:
3073
Теория и педагогика

 


ДИЗАЙН В РОССИИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ДИЗАЙН

Веб-резиденция профессионального дизайна
10.08.2010

Семен Левин навсегда вошел в историю российского телевизионного дизайна как первый художник, от начала и до конца разработавший и реализовавший оформление единого информационного пространства телевизионного канала. Благодаря Левину ранее ничем не занятое время между телепрограммами несет теперь определенную смысловую и эстетическую нагрузку. А его «зеленый шар НТВ» стал одним из самых узнаваемых символов новой России

С работами Семена Левина знакомы все. Хотя бы потому, что все смотрят телевизор, где его работы постоянно присутствуют на экране в виде логотипов каналов РТР, "Культура", НТВ, "НТВ-Плюс". Многие элементы оформления этих каналов также выполнены дизайн-студией Левина. Однако дизайнер, проникший в каждый российский дом, тем не менее считает, что дизайна в России катастрофически не хватает. Дизайн окружает нас повсюду. Это среда обитания человека, ее организация. Дома и на работе, в кафе или в магазине - все, что мы видим вокруг, что держим в руках, чем пользуемся, - это дизайн.

Индустриальное искусство

К сожалению, восприятие дизайна в России и на Западе пока существенно отличается. К дизайнеру у нас относятся как к вольному художнику, который сидит и выдумывает что-то красивое. Иначе говоря, творит красоты ради. А это в корне неверно.

Во всем мире дизайн - это неотъемлемая часть рыночной стратегии компании, необходимый инструмент по созданию конкурентного преимущества для успешного продвижения брэнда на рынке.

Характерный пример. Обедаем с партнером в нью-йоркском ресторане. Заказываем воду, и официант приносит не два стакана с водой, а очень красивый пластиковый цилиндр. Сверху у него необычная, но удобная крышка, все это элегантно до выхолощенности. Спрашиваем: "Что это?" - "Вода". Оказывается, такие бутылки подают не только в этом ресторане, они появились в продаже повсеместно. Сама вода стоит пять центов, а бутылка в розничной продаже - пять долларов, в ресторане - восемь. Форма привнесла дополнительную стоимость, которая превышает стоимость содержимого на порядки. И эту новую стоимость создал дизайн.

Дизайнер создает свои работы не ради искусства, а для целей конкретного заказчика. Соответственно, он должен четко понимать, в чем состоят потребности этого заказчика, а также - конечного потребителя. Для этого ему необходимо разбираться в психологии, эргономике, маркетинге, иметь представление о текущей рыночной ситуации и о том, каким образом будет осуществляться продвижение товара, над оформлением которого он работает. Существует масса примеров, например в автомобилестроении, когда только лишь изменение дизайна вело к колоссальному росту или, наоборот, к существенному падению продаж.

Дизайн является производной от маркетинговой стратегии компании, и западные компании уделяют огромное внимание тому, чтобы маркетологи и дизайнеры работали в тесном контакте.

Пример из собственного опыта. Голландская компания "Нутриция", один из крупных производителей детского питания в Европе, заказала нам оформление упаковки для детского питания. Сделав заказ, они выдали колоссальный список того, что в соответствии с законодательством, по условиям лицензирования и другим причинам не должно присутствовать в дизайне упаковки. Потом прошла встреча с маркетологами, которые представили нам детально проработанную концепцию продвижения брэнда на российский рынок и изложили вытекающие из нее пожелания к нашему дизайну.

Чтобы дизайнер правильно, функционально, качественно работал, требуется 5-6 лет полноценного дневного обучения плюс определенный объем личной практики. Из-за того, что в нашей стране к дизайну относятся не как к отдельной индустрии, представляющей собой неотъемлемую часть экономики, а как к виду украшательства, и образование у нас иное. Есть отделения в вузах, различные курсы - от недельных до годичных. Там в основном учат "вообще творить", и в результате выпускники не становятся профессиональными дизайнерами, так как не понимают и не знают этой профессии.

Нет конкуренции - нет дизайна

Есть несколько причин тому, что дизайн у нас до сих пор считают разновидностью художественного промысла, своего рода рукоделием. Наверное, самая главная причина в том, что все еще отсутствует жесткая конкуренция. Когда вы один на рынке, вам незачем выделяться.

В 1988 г. в Москве была выставка "Дизайн США". Американские дизайнеры, приехавшие с ней, увидели как-то огромный магазин со стеклянными витринами. И в этих огромных витринах стоял одинокий холодильник. Они вошли в магазин и обнаружили, что там тоже стоит один холодильник. "Какое замечательное место для развития дизайна, - говорили они мне. - Тут же еще вся страна - непаханое поле". Пришлось объяснять, что в том пустом магазине можно только записаться на холодильник, причем модель для покупателя не имела никакого значения. Сейчас на холодильники уже не надо записываться, но и жесткой конкуренции, когда дизайн становится еще одним патроном в обойме в бою за потребителя, до сих пор нет, так как во многих сферах сохраняется открытый или скрытый монополизм.

Еще одна причина - состояние страны. Для развития дизайна должна существовать уверенность в завтрашнем дне. Нередко слышишь от потенциальных клиентов: "Какой еще дизайн! Сейчас бы заработать быстренько, а там видно будет". На Западе дома строятся на поколения: люди уверены, что там смогут жить и их правнуки. У нас такой уверенности нет, по крайней мере, не было до последнего времени. То иго у нас, то революция, то война. Или отберут, или поломают, или разбомбят. Все эти разрушительные глаголы - одна из причин недостатка дизайна.

Но жизнь не стоит на месте, и с появлением конкуренции неизбежно придет понимание, что высококачественный дизайн необходим компании, так же как любому современному человеку необходима одежда. Поговорка "по одежке встречают..." в равной степени относится не только к человеку, но и к бизнесу, которым он занимается. Поэтому нельзя забывать, что визитная карточка может так же много рассказать о своем владельце, как костюм или часы. Корпоративный стиль, включающий в себя все, начиная от вывески на входе и визитной карточки и заканчивая оформлением бланков факсов, определяет лицо компании и, следовательно, является абсолютно необходимым для успеха атрибутом.

Каналы разные - лицо одно

Телевидение - сфера, в которой мне больше всего приходится работать, представляет собой точно такой же товар. Телевизионных каналов у нас немного, и оттого они универсальны. Так как каналы не имеют конкретной специализации, возникает проблема с самоидентификацией. Практически не ведется работа по определению отдельной ниши для каждого канала и их маркетингу. Соответственно, и дизайн каналов скорее единообразен, чем различен.

Конечно, история отечественного теледизайна коротка. Лет 15 назад он не существовал в принципе. Его тогда олицетворяли стоящие на пюпитрах открытки, которые показывали в паузах между программами. Руководство телекомпаний (которое еще помнит эти времена) далеко не всегда готово к тому, чтобы признать, что дизайн канала - это комплексная работа, сложнейшее интегрирование телепроцессов, а следовательно, достаточно дорогая штука. Более того, этот процесс по силам только очень опытной команде, каковой, например, и является "Телеателье", спроектировавшее уже не один телевизионный канал. Однако практика показывает, что инвестиции в теледизайн себя вполне оправдывают, так как качественно сделанный дизайн позволяет зрителю почувствовать себя комфортнее и очень существенно поднимает рейтинг телеканала, что, естественно, способствует развитию бизнеса.

Заметно еще одно отличие нашей телеиндустрии от западной. Телекомпании во всем мире предпочитают сейчас отказываться от разработки и производства дизайна in-house и выводят из своего состава дизайнерские подразделения. Невозможно организовать создание качественного дизайна для телеканала без хорошей техники (а самые дешевые компьютеры стоят десятки тысяч долларов и их должно быть много) и профессиональных дизайнеров, услуги которых тоже стоят дорого.

В связи с этим телекомпании обращаются в специализированные дизайнерские компании, имеющие штат высокопрофессиональных специалистов, современную технику и богатый опыт работы. "Телеателье" создавалось исходя именно из этих принципов и на сегодняшний день является единственной компанией на российском рынке, обладающей ресурсами и опытом для производства практически любого дизайна: от телеканалов до спецэффектов для кино и от корпоративной графики до упаковки.

Содержание формы

 Любая новая технология меняет мир, отношения между людьми. Дизайн, как массовое явление, тоже на это направлен. Для меня очевидна роль дизайна в социальной организации городской жизни. В столице появилось много сияющих современных универсамов. А непосредственно вокруг них палатки - наследие начала реформ. Они неэстетичны, в них все дороже, чем внутри универсама, но покупатели тем не менее есть и у них. Казалось бы, это лишено экономической логики. Но дело здесь в другом - в самоощущении. В палатку можно выйти, скажем, в спортивных штанах и тапочках. А в современный магазин - как-то неудобно. Убрать такие палатки от современных больших универсамов - и все живущее вокруг население, а не только продвинутая его часть, просто вынуждено будет соответствовать тому стандарту, который задан их оформлением.

Или возьмите Новый Арбат. Нагромождение самых разномастных вывесок вдоль его высоток создает ощущение какого-то шанхайского базара. В центре крупных европейских городов вы такого не встретите. И не только потому, что средний класс опасается базара, так как там нельзя быть уверенным в качестве товаров и честности продавцов. Но и потому, что муниципальные власти всерьез заняты дизайном своих городов. Думаю, они понимают, что не только горожане создают свои города, но и внешний вид городов воспитывает свое население.

Дизайн всего лишь форма - но с большим содержанием.

Источник: http://www.britishdesign.ru/portfolio/designsmaller/





Вы здесь: АВТОРЫ теория ДИЗАЙН В РОССИИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ДИЗАЙН

Яндекс.Метрика