авторы компании
Хитов:
8629
Дизайн интерьеров
Хитов:
5981
Дизайн интерьеров
Хитов:
4650
Дизайн интерьеров

 


ДИОГЕН. МИНИ-ДОМ ПО ПРОЕКТУ РЕНЦО ПЬЯНО ДЛЯ VITRA

Маргарита Алексеевна Морозова
20.06.2013
12 июня на кампусе Vitra (Weil am Rhein) состоялась презентация нового архитектурного объекта - мини-дома "Диоген" по проекту Ренцо Пьяно. Это первый опыт сотрудничества Vitra с итальянским архитектором, и здание, возведенное им на кампусе, едва ли не самый важный объект в "архитектурном зоопарке" Vitra. 

Создание «Диогена»

Архитектор Ренцо Пьяно в интервью рассказывает, что идею минималистической постройки он вынашивал еще со студенческой скамьи. Для него это как своего рода наваждение – в хорошем смысле слова. Жилое пространство размером 2х2 метра – ровно столько места, сколько нужно для одной кровати, стула и небольшого столика – то, о чем мечтают многие студенты-архитекторы. В то время у Ренцо Пьяно еще не было возможности воплотить эту идею в жизнь. Но в конце 1960-х, в годы преподавания в Архитектурной Ассоциации в Лондоне, он объединил свои усилия со студентами в строительстве домов мини-формата на площади Бедфорда. Помимо этого, он проектировал судна, автомобили и несколько лет назад – кельи монахинь-клариссинок в Роншане. Цель этого проекта также состояла в минимизации пространства, в котором живут монахини, но не ради экономической рентабельности, а как отказ от излишеств. Минималистический дом – концепт, не перестающий завораживать Пьяно. Особенно сейчас, когда его компания работает над крупными проектами, как, например, самое высокое здание в Европе на момент окончания его строительства в 2012 году – небоскреб “The Shard” в Лондоне.

Около 10 лет назад, по собственному желанию и, не имея конкретного заказчика, Ренцо Пьяно начал проектировать минималистический дом. В Генуе было разработано множество макетов – из фанеры, бетона, наконец, на деревянной основе. Окончательная версия проекта, которому Пьяно дал имя «Диоген», была опубликована осенью 2009 года в монографическом буклете «Быть Ренцо Пьяно», изданном итальянским журналом Abitare: деревянный дом с двускатной крышей общей площадью 2.4х2.4 метра, высотой фронтона в 2.3 метра и весом в 1.2 тонны. Пьяно представил в журнале свое видение публике, но в комментариях отметил, что, чтобы продолжать работать над «Диогеном», ему понадобится заказчик.


Партнером итальянского архитектора стал Рольф Фельбаум, председатель совета директоров Vitra AG. Фельбаум прочитал тот выпуск Abitare и сразу заинтересовался идеями Ренцо Пьяно: Vitra не считает себя изготовителем отдельных дизайнерских предметов, а рассматривает мебель как важную часть среды, окружающей человека. Обратившись к истории мебельного дизайна, мы увидим, что основной целью дизайна всегда являлось переосмысление жизненного пространства человека; жилые ландшафты 60-70-х годов ХХ века служат тому примером.

В конце июня 2010 года состоялась встреча Ренцо Пьяно и Рольфа Фельбаума - оба являлись членами жюри Притцкеровской премии. Во время этой встречи было принято решение продолжать работать вместе над проектом «Диоген». После трех лет разработки новый макет «Диогена» теперь представляют публике на кампусe Vitra на газоне напротив VitraHaus, что приурочено к открытию художественной выставки Art Basel 2013. Это не законченный проект, а экспериментальная композиция, позволяющая Vitra исследовать потенциал минималистического дома. В этом смысле Vitra является первопроходцем: в то время как обычно публике представляется только уже готовая к серийному производству продукция, в этот раз, в связи со сложностью проекта, было решено позволить публике принять участие в тестировании «Диогена». Вопрос о дальнейшей разработке этого проекта и о том, поступит ли он в серийное производство, будет решен лишь позже.



Идея минималистического дома

Простой, вписанный в ландшафт дом, прообраз древних домов, который, основываясь на античных представлениях теоретика архитектуры Витрувия, стоит у истоков технологии и архитектуры, вызвал новую волну интереса в конце XVIII века, о чем особенно ярко свидетельствует медная гравюра с изображением подлинной хижины Витрувия. Эта гравюра была в 1755 году включена во второе издание «Эссе об архитектуре» Марка-Антуна Ложье. С тех пор идея минималистического дома вновь и вновь занимала умы архитекторов. Иногда упор делался на формальные составляющие, а иногда – на общественные обстоятельства, как, например, «квартира прожиточного минимума», которая стала предметом обсуждения в 1920-е и 1930-е годы. В 60-е, прошедшие под знаменем структурализма, минималистические ячейки были объединены в блоки. Не так давно предметом дискуссий стали передвижные жилые постройки, которые можно было бы использовать во время стихийных бедствий или в регионах, разрушенных войной.

«Диоген» - это не жилище на случай чрезвычайной ситуации, а сознательное место уединения. Считается, что, будучи самодовлеющей, автономной системой, «Диоген» способен выполнять свое предназначение в любых климатических условиях и в независимости от имеющейся инфраструктуры. Необходимый запас воды собирается домом самостоятельно, очищается и используется повторно. Дом сам снабжает себя энергией при помощи минимального количества необходимых для того установок.



Мы живем в век, когда необходимость рационально относиться к природным ресурсам, задумываясь о судьбе последующих поколений, заставляет нас свести до минимума оставляемый нами «экологический след». Этот постулат идет вкупе с потребностью сконцентрировать и свести непосредственную жилую среду лишь к самым необходимым предметам.

«Диоген», возможно, заставит некоторых из нас вспомнить Генри Дэвида Торо, написавшего в своей книге «Уолден, или Жизнь в лесу» в 1854 году следующее: «Я ушел в лес, потому что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться». В том, что Пьяно также считает свой проект «достаточно романтичным» и придает особое значение той «духовной тишине», которую он передает, нет никакой случайности: «Диоген дает вам то, что вам действительно необходимо, и не более того».

В качестве архитектурной справки Ренцо Пьяно ссылается на Кабанон, хижину, построенную Ле Корбюзье в начале 1950-х годов в Кап-Мартен на Лазурном берегу, на сборные жилищные постройки Шарлотты Перрьян и Башню-Капсулу Накагин, возведенную Кисё Курокава в Токио в 1972 году. Период конца 1960-х - начала 1970-х гг. был для Пьяно крайне созидательным: в своем интервью он упоминает Седрика Прайса с его «Дворцом развлечений» и движение хиппи, как оказавших на него особенно важное влияние в ту эпоху.

«Диоген» и его устройство

«Диоген», получивший свое название по имени античного философа Диогена, который по преданию жил в бочке, потому что считал мирские блага излишеством, является минималистическим жилищем, существующим автономно, как законченная самодовлеющая система, и независящим от окружающей среды. В полностью собранном и обставленном виде он занимает площадь 2.5х3 метра – таким образом, его можно погрузить в грузовик и перемещать с места на место. Хотя внешний облик «Диогена» и напоминает простой дом, на самом деле это крайне сложный, с технической точки зрения, комплекс, оборудованный всевозможными установками и техническими системами, которые обеспечивают его автономность и независимость от местной инфраструктуры: фотогальванические элементы и солнечные модули, накопитель дождевой воды, биотуалет, естественная вентиляция, тройное остекление. Над поиском оптимального решения использования энергии в доме Ренцо Пьяно работает вместе с Маттиасом Шулером из известной компании Transsolar, а Маурицио Милан отвечает за статическое равновесие.


«Диоген» оборудован всем, что необходимо для жизни. Передняя часть служит гостиной: с одной стороны стоит раздвижной диван, с другой – складной столик у окна. За перегородкой находятся душ, туалет и кухня, в которой также есть только самое необходимое. Дом и меблировка представляют собой единое целое. Всё сделано из дерева, которое сообщает интерьеру свой мягкий характер.

Для защиты от атмосферных воздействий снаружи дом облицован алюминиевыми панелями.



Общая форма и двускатная крыша напоминают архетипичный образ дома, но скругленные углы и сплошная облицовка фасада создают впечатление, что перед нами современное произведение. Это не обыкновенный небольшой дом, а технически совершенное и эстетически привлекательное место уединения. Основная сложность состоит в том, чтобы эта непростая разработка была пригодна и для серийного промышленного производства. «Этот маленький домик является итогом очень длинного пути, в который мы отправились, побуждаемые отчасти нашими стремлениями и мечтаниями, но также и технической стороной дела и научными принципами», - объясняет Ренцо Пьяно.

У «Диогена» существует множество возможностей применения: он может служить и небольшим загородным домиком, и личным или служебным кабинетом. Его можно расположить прямо на природе, но и рядом с местом работы или даже, в упрощенном виде, прямо посреди свободного офисного пространства открытого плана. С другой стороны, можно также возвести несколько групп таких домов и использовать их, например, в качестве неформального отеля или домика для гостей. «Диоген» настолько мал, что является идеальным местом уединения, но намеренно не обеспечивает все потребности в одинаковой степени. Коммуникация, например, должна осуществляться в другом месте – и таким образом «Диоген» еще и предлагает вам переосмыслить отношения, существующие между индивидуумом и обществом.



Строительная Мастерская Ренцо Пьяно

Строительная мастерская Ренцо Пьяно (RPBW) – это интерактивная кооперация, берущая свое начало в творческой деятельности архитектора Ренцо Пьяно, урожденного генуэзца. В отделениях Мастерской в Генуе, Париже и Нью-Йорке работают более 100 архитекторов, независимых консультантов и ведущих административно-технических специалистов. В Мастерской придается большое значение силе исследовательского духа, и поощряются смелые решения, которые приводятся в исполнение, основываясь на оригинальном применении технологий, но без отказа от традиционных материалов и тонкого мастерства исполнения. Конечной целью непрекращающейся работы также является попытка создавать сооружения, которые продолжали бы развивать задумки, отражающие особенности места расположения и отвечающие как коллективному спросу общества, так и отдельных людей. Общепринятые допущения формализма и традиционные границы между дисциплинами носят весьма размытый характер – что основывается на сложившемся убеждении Пьяно в том, что работа архитектора подразумевает под собой намного больше, чем просто заботу об эстетической составляющей. Каждый проект Мастерской собирает вокруг себя группу профессионалов, начиная с инженеров, технических специалистов и ландшафтных архитекторов и заканчивая антропологами, музыкантами и художниками.
 
Губертус Адам


Вы здесь: АВТОРЫ практика что делать? ДИОГЕН. МИНИ-ДОМ ПО ПРОЕКТУ РЕНЦО ПЬЯНО ДЛЯ VITRA

Яндекс.Метрика