авторы компании

 


МУЗЕЙНЫЙ САЙТ. РЕДИЗАЙН

Лариса Петровна Баруткина
11.12.2012

В статье «Музейный сайт - редизайн» анализируется дизайн сайтов нескольких самых крупных музеев. На примере сайта Русского музея предлагается реорганизация музейного виртуального пространства в глобальной Сети с учетом развития новых технологий и стремления к интерактивному общению виртуальных посетителей с музейным ресурсом - получению интересующей информации, представленной на сайте всеми средствами мультимедиа.

alt

Для людей информационного общества посещение музея начинается с поиска информации о нем в сети Интернет. Сегодня можно найти справочные данные обо всех музеях, расположенных как в мегаполисах, так и в периферийных городках, набрав название в поисковой строке. Крупные музеи создают свои сайты, где содержатся не только контактные данные, но и общая информация о коллекции и экспозиции.
Речь пойдет о сайтах самых крупных музеев. Проблема состоит в том, что на сегодня сайт-визитка не отвечает запросам пользователей, ищущих интерактивного общения с музейными представительствами в глобальной Сети. Необходимо создавать мультимедийные ресурсы, отвечающие конструктивным, функциональным и эстетическим требованиям современных виртуальных посетителей.
 
 
На примере сайта Русского музея [1] - одного из самых крупных музеев России представим, каким должен быть его редизайн.
 
О структуре
На главной странице уже должна быть представлена вся структура – основные разделы с возможностью выбора интересующего подраздела. Попав на главную страницу, пользователи должны получить сжатую, но емкую информацию обо всем музее в целом – об архитектурном комплексе, куда входит целый ряд дворцов и парков, и соответственно об огромной коллекции произведений искусства.
 
 
Такую, но только текстовую информацию содержит, например, главная страница сайта «Государственный Эрмитаж» [2].
 
Так на главной странице сайта «Государственная Третьяковская галерея» [3] решена «шапка», где показываются непрерывно сменяющие друг друга, знаковые произведения и поясняющие их емкие фразы. Главная страница должна отображать разнообразную музейную деятельность. Структура состоит из классических для музейных сайтов разделов, содержащих информацию о музее – его истории, выставках, коллекциях, контактную информацию…
 
В разделе «МУЗЕЙ» представлена история, информация об архитектурном комплексе, научной и просветительской деятельности музея. Информация о лектории и библиотеке, должна быть доступна сразу при попадании в соответствующий их содержанию раздел и являться его подразделами с аналогичными названиями.  Подраздел«слово директора» добавит сайту личностного отношения. Так, например, на сайте Эрмитажа аналогичный раздел представлен сразу на главной странице. Необходимо дать информацию об отделах, показать деятельность сотрудников в подразделе «отделы». Не только научные труды и лекционная деятельность составляют жизнь музея, должны быть обзорная информация о работе реставрационных отделов, дизайнерской разнонаправленной деятельности, работе сотрудников службы безопасности и др. В этом же разделе, помимо информации о друзьях и спонсорах, нужно добавить подраздел «волонтеры» с информацией о мероприятиях и контактной информацией.
Нужно добавить интерактивную карту с адресами музея, фотографиями дворцов, где проходят временные выставки в раздел «ВЫСТАВКИ».
 
Раздел «ЭКСПОЗИЦИЯ» должен содержать не только историческую справку. Открывая свои коллекции, виртуальный музей, должен иметь удобный и понятный «поисковик» по периодам, видам и авторам. Это должен быть самый полный раздел сайта, где представлены шедевры искусства с описанием времени создания, авторов и самих произведений с возможностью их приближения для детального рассмотрения. В этом же разделе должен быть подраздел «Новые поступления», где будут показаны экспонаты, поступившие за последние несколько лет.
Помимо краткой статической информации необходимо добавить сайту интерактивности – создать виртуальную обзорную экскурсию по залам музея, показать знаковые произведения, к самым известным добавить аудиогид.
 
Раздел «МУЛЬТИМЕДИА» должен быть самым динамичным по определению. Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении[4]. Новые технологии постоянно развиваются и открывают практически неограниченные возможности для создания виртуального пространства. Можно создавать не только панорамы с круговым просмотром зала, как, например это сделано на сайте Немецкого исторического музея[5], а взаимодействовать с предметами в этом пространстве, получать исторические справки и тд… Подобная экскурсия добавит сайту не только популярность, но и приобщит к прекрасному, подтолкнет к посещению самого музея. Также в этот раздел должны будут добавляться разработанные специально для сайта мультимедийные он-лайн программы, составляющие подраздел «виртуальная академия», посвященные разным темам, связанным с Русским музеем. Это должен быть не пассивный просмотр видео, а возможность получения информации с нелинейным построением сценария. Виртуальные посетители должны сами решать, что в какой последовательности смотреть и сколько раз. Здесь же может быть анонс мультимедиа в музее – обзор информационных зон по всем музейным филиалам, мультимедийные объекты на экспозиции, а также использование медиа-технологий на временных выставках. В этот же раздел нужно добавить подраздел «Кордегардия» - строящийся центр музейного мультимедиа в Западном павильоне-кордегардии Михайловского (Инженерного) замка, подраздел «виртуальные филиалы» с добавлением интерактивной карты с филиалами и подробной информацией о проекте «Русский музей – виртуальный филиал». Здесь должен быть подраздел «медиатеки в СПб» с адресами и контактами, а также необходимо добавить подраздел «он-лайн конференции» с возможностью их прямой трансляции с сайта, которые необходимо проводить на регулярной основе. Информация о проведении различных конференций должна быть доступна заранее пользователям сайта, давала бы возможность участия и обсуждения результатов. Для этого нужно представить календарь событий, расширив информацию в разделе «СОБЫТИЯ» - показать выставки, лекции, концерты, конференции, проекты, презентации, фестивали, творческие вечера, создав одноименные подразделы. Должна быть возможность просмотра событий за прошлые месяцы, а также, что планируется в будущем, так подана информация на сайте Третьяковской галереи[6].
 
Раздел «ИЗДАНИЯ» должен иметь два подраздела «печатные», «электронные». Огромное количество информационных носителей иллюстрируют большую работу, проделанную научными сотрудниками, дизайнерами музея. У виртуальных посетителей должна появиться возможность не только ознакомления, но и приобретения интересующей их продукции через сайт.
 
В разделе «ОБРАЗОВАНИЕ» должна быть представлена научная и образовательная деятельность музея. В подразделе «лекторий» нужно добавить к текстовой информации (годовой план лекций), фото, видео и аудио файлы – о лекторах и их курсах. Так возможность прослушивания лекций на сайте «Audeamus. Золотой фонд лекций русского мира»[7] расширяет круг слушателей в пределах всей Глобальной Сети, где можно прослушивать лекции с сервера многократно, а также записаться на он-лайн лекцию и пообщаться с лектором, задав вопросы в конце его выступления.
Здесь же  должны быть размещены подразделы «библиотека», «экскурсии» с тематической информацией и днях проведения бесплатных экскурсий, «творческие центры» - детям, школьникам, студентам… Различные культурные и образовательные программы пользователям будут представлены в подразделах «арт программы», «программы к выставкам».
Самая необходимая информация о музейном комплексе будет содержаться в разделе «ИНФОРМАЦИЯ». Адреса, телефоны, карта, режим работы размещены в подразделе «контакты». Цены на билеты, видео, фото съемку – в подразделе «цены». Важная информация содержится в подразделах с «говорящими» названиями: «заказ экскурсий», «право бесплатного посещения», «дни бесплатного посещения», «интернет-кафе», «музейные магазины», «написать письмо».
Исходя из кратких, но емких названий подразделов, у виртуальных посетителей не возникнет трудностей в поиске нужной информации в недрах сайта.
 
О функции
Задача сайта – привлечь посетителей. Следовательно, функционал должен быть удобен, чтобы у пользователей не возникло желания уйти со страницы – нельзя заставлять их делать лишних движений. Чем меньше «кликов» мышью надо будет совершать при выборе информации, тем больше шансов удержать пользователей на сайте. Необходимо дать полный обзор о музее уже на главной странице, показав все разделы так, чтобы была возможность выбора интересующей информации сразу (без прокрутки). Анонс временных выставок, новостей и важных событий необходимо также размещать на главной странице. Чем важнее информация, за которой люди обратились на сайт, тем более интерактивно ее надо подавать. Динамика, движение воспринимаются на экране мгновенно. Например, анонс главных событий можно показывать на сайте как слайд-шоу, причем каждый кадр можно остановить и перейти, к той информации, которую он иллюстрирует. Главные страницы сайтов Лувра[8], Имперского военного музея[9] содержат в центре композиции слайд-шоу. Каждый слайд несет важную функцию, являясь кнопкой перехода на страницу с подробным описанием события.
Сайт должен отличаться от любого другого источника информации интерактивностью. Это постоянно обновляемый новостной ресурс с возможностью использования всех средств мультимедиа.
Посетители виртуального музея – это все пользователи глобальной Сети. Музейный сайт должен создавать все условия для участия в жизни музея - получения сведений о нем, как истории, так и современной жизни, планах на будущее. Сайт крупного музея должен давать возможность дистанционного дополнительного образования, обсуждения событий, приобретения музейных изданий…
 
О форме
Внешний вид виртуального музея должен соответствовать его реальному прототипу. При поиске дизайнерских решений необходимо учитывать уже сложившийся образ музея реального. Главное в дизайнерском решении – эстетичный визуальный образ музейной информации. Необходимо избегать вычурности композиции, а добиваться внешней простоты – так, чтобы было удобно взаимодействовать с сайтом любому Интернет-пользователю. Дизайн должен быть таким, чтобы у посетителей остался в памяти определенный визуальный образ, приятное впечатление от виртуального визита и желание зайти на сайт еще.
Образ сайта должен быть выразительным, достигающимся сочетанием текстовой, графической, фото, видео и других средств мультимедиа, акцентирующих внимание как на временных событиях, так и на базовой информации. Необходимо создавать гармоничную интерактивную ситуацию на страницах виртуального музея.
Работая над дизайном нужно соблюдать композиционные требования - создавать целостность композиции (когда все элементы взаимосвязаны, каждая новая ситуация при раскрытии какого-либо окна не разрушает композиции всего экрана). Важно грамотно работать с текстом – не должно быть длинных нечитабельных строк в информационных блоках. Эстетическая информация должна быть многослойной. Посетители,  при повторном посещении виртуального музея, должны находить для себя не только новую информацию о событиях разного порядка, но получать эстетическое удовольствие от просмотра визуального ряда – фото, видео, графики, правильно подобранных к ним шрифтов, фонов и т.д… находить новые детали.
 
 
Примером интересного композиционного решения является главная станица сайта Лувра [10]. В центре расположено основное окно, занимающее почти половину пространства всего экрана. Пять слайдов плавно сменяют друг друга – анонсы выставок и последний слайд – меценаты. В каждом слайде шрифт, фон, само фото-изображение представляют собой законченную композицию, дополняющую, в свою очередь композицию всего экрана. После пяти слайдов, продублированных кнопками, следует шестая кнопка перехода в раздел медиа он-лайн, где можно просмотреть видеофильмы с различной музейной тематикой. Важный медиа- отдел продублирован как в структуре, так и в анонсе событий!
 
Таким образом, сайт – это постоянно меняющаяся, живущая полной жизнью структура. Каждые несколько лет редизайн необходим. Расширяются возможности музея, они отображаются и в его представительстве в виртуальной Сети. С развитием новых технологий сайт, не теряя связи с реальным музеем, становится самодостаточным механизмом хранения и передачи информации, охватывающим гораздо более обширную аудиторию в сравнении с посетителями музея. Организация виртуального пространства должна быть представлена на самом высоком уровне, поскольку музей, особенно художественный, должен учить культуре общения, прививать хороший вкус, давать возможность думать, анализировать, выбирать из сети Интернет нужную информацию для личностного роста.
 
 alt
  1. http://www.rusmuseum.ru/
  2. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/
  3. http://www.tretyakovgallery.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%EB%FC%F2%E8%EC%E5%E4%E8%E0
  5. http://www.dhm.de/pano/panoramen.htm
  6. http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/
  7. http://www.russianlectures.ru/ru/
  8. http://www.louvre.fr/
  9. http://www.iwm.org.uk/
  10. http://www.louvre.fr/
 




Вы здесь: АВТОРЫ практика что делать? МУЗЕЙНЫЙ САЙТ. РЕДИЗАЙН

Яндекс.Метрика