авторы компании
Хитов:
5477
Дизайн интерьеров
Хитов:
3610
Хитов:
6444

 


РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ДИЗАЙНА

Столица Южной Кореи — Сеул — город, получивший в 2010 году почётное право носить титул Мировой Столицы Дизайна, не всегда был белым и пушистым. Напротив, ещё совсем недавно он стоял в нескончаемых пробках, задыхался в смоге, имел сомнительную славу города-бюрократа с неэффективным управлением.

Что же должно было случиться для того, чтобы ситуация радикально изменилась? В 2006 году жители южнокорейской столицы избрали на пост мэра молодого и амбициозного политика, адвоката по профессии — О Се-хуна (Oh Se-hoon), который заявил: — «Город не может вести эффективную борьбу против глобального потепления и автомобильных заторов, если люди предпочитают только личные автомобили. Мы намерены превратить Сеул в город, в котором жители могут свободно передвигаться на велосипеде». Сосредоточившись на одной из острейших проблем мегаполиса (необходимо заметить, что население Сеула увеличилось за последние 50 лет в четыре раза, насчитывая 10 миллионов жителей в городской черте и 20 миллионов за его пределами), новоиспечённый мэр не обошёл вниманием и другие вопросы, сделав ставку на дизайн, как универсальный инструмент решения проблем урбанистического общества.

Любой город на Земле вовлечён в конкуренцию за внимание к себе как со стороны туристов, которые не прочь потратить свои деньги в комфортном и интересном месте, бизнесменов, которых привлекает лояльное законодательство и хорошие коммуникации, так и интернациональных организаций, обращающих внимание на репутацию города, экологию, культурные особенности.
Новый мэр решительно взялся за дело, постепенно превращая город в предмет гордости для его обитателей, а для приезжих — желательным пунктом посещения, таким как Лондон, Париж или Нью-Йорк. «Я хотел бы спозиционировать его как «спокойный город», в котором чуть больше культуры и искусства, чем в остальных столицах мира; я пытаюсь сделать так, чтобы дизайн города прежде всего «думал» о людях передвигающихся пешком или на велосипеде», — говорит мэр города в одном из интервью.
О Се-хуну пришлось убедить сначала 10 000 городских служащих в важности дизайна, а затем и горожан: за несколько лет активной пропаганды жители Сеула просто помешались на современном дизайне и новой архитектуре. «Дизайн станет новым брендом не только Сеула, но и всей страны. Так чтобы при слове «дизайн» житель любой страны вспоминал Корею», — заявляет мэр. Дизайнерская лихорадка охватывает и местное транспортное управление. Система оплаты проезда в городском транспорте, как и во многих городах Европы предусматривает «единый билет». Наряду с оплатой проезда в метро и в автобусе кредиткой или магнитной карточкой, здесь разработали магнитные билеты в виде часов, плееров и различных брелоков.

Так же как театр начинается с вешалки, страна для её гостей начинается с аэропорта. В период мэрства О Се-хуна — в 2008 году был закончен второй этап строительства авиакомплекса Инчхон, построенного по проекту Жана Мишеля Вильмонта.

Благодаря удлинённой взлётно-посадочной полосе в 4 км и возможности принимать самые большие в мире самолёты, включая трёхпалубный аэробус А-380, аэропорт в Инчхоне вошёл в список 20 аэропортов мира, способных обслуживать подобные суперлайнеры. Комплекс общей площадью 496 000 м² включает в себя два подземных и четыре наземных этажа и имеет третью по высоте в мире контрольную диспетчерскую вышку (100,4 м), современный медицинский центр, сеть магазинов и банков.

Здание аэропорта благоустроено цветущими зимними садами, есть даже площадки для гольфа, где можно скрасить время ожидания. Усилия по развитию аэропорта не оказались тщетными: в 2009 году по итогам социологического опроса, проводимого консалтинговой компанией Skytrax, в котором приняло участие 8,6 млн. авиапассажиров, Инчхон был признан лучшим в мире. Рейтинг составлялся по оценке качества 39-ти услуг и продуктов, предоставляемых аэропортами.

 

Отдельная достопримечательность авиакомплекса — галерея Tri-bowl (Три чаши), спроектированная южнокорейским бюро iArc Architects.

Каждая из чаш символизирует стихию: небо (аэропорт), вода (порт) и земля (метро). Внутри здания с причудливой геометрией расположены выставочные пространства, лекционные залы, офисы.

Три чаши галереи окружены водой, так что попасть внутрь можно только пройдя по узким мостикам. Строительство галереи завершилось в марте 2010 года.

Весной того же года началась кампания Seoul Human Town. Это проект перестройки современных районов — старые дома, а иногда и целые районы, решено было реконструировать. Для начала были обозначены проблемы: ветхие здания, узкие улицы, мало зелени, появляющаяся с годами многоэтажность. После было принято решение расширить узкие улицы в старых районах за счет сноса первой линии домов. Оставшиеся дома — реконструировать. Благодаря этому в районах появится дополнительное место для зелени и тротуаров. Электрические провода будут убраны под землю. Также в пригороде Сеула появятся абсолютно новые районы.

Ещё один инфраструктурный проект и, на сегодня, безусловно, предмет гордости сеульцев — метро. В 1990-х Сеул реализовал один из самых масштабных в мире проектов по расширению системы метро, построив около 160 км путей и 4 новых линии. В настоящее время ведётся строительство ещё двух новых линий и нескольких участков на существующих. Линии различаются по цветам и номерам (1-8), две имеют названия.

Не запутаться в сложной системе помогает удобная навигация: свои номера есть не только у линий, но и у каждой станции, все информационные указатели продублированы на английском языке.

Особенность сеульского метро в том, что система рассматривается не просто как транспортная, но и досуговая. В официальной концепции развития сказано, что метро призвано заботиться об эмоциональном самочувствии своих пассажиров, экономить их время и энергию.

В оформлении многих станций и даже вагонов использованы аквариумы и телемониторы, транслирующие новости, музыкальные клипы и сериалы. В рамках различных акций вагоны метро превращаются в настоящие выставочные площадки.

На станции Seolleung компанией Home plus открыт виртуальный магазин. На стенах и колоннах вестибюля станции размещены виртуальные прилавки и витрины с фотографиями продуктов и товаров. Заказ осуществляется через смартфон простым распознаванием QR-кода соответствующего товара. Сеульцы с энтузиазмом восприняли новинку, блуждая в виртуальных закромах в ожидании поезда.

После получения Гран-при «Каннских Львов-2011» в категории Media за превращение станций метро Сеула в виртуальные магазины, компания переносит идею на автобусные остановки. Проект «Subway Virtual Store», разработанный агентством Cheil Worldwide предлагает шопинг теперь уже пассажирам автобусов. Приложение для смартфонов Tesco является самым популярным шопинг-приложением в Корее – с момента его запуска в апреле прошлого года оно было загружено более 900 тыс. раз.

Автобусная остановка перед Сеульским вокзалом, ставшая примером яркого сочетания последних медиаинформационных технологий и передового дизайна, получила награду Международной выставки дизайна IDEA, Red Dot Design Awards и IF Design Awards. Данная остановка выполняет не только функцию пересадочного пункта, но и является культурной достопримечательностью города. На остановке установлены светодиодные экраны, показывающие новости, прогноз погоды, информацию о расписании движения автобусов и другую информацию.

Впервые в мире при мэре города была учреждена штаб-квартира, где следят за развитием дизайнерского потенциала страны. Сеул стремится поднять национальный дизайн на новый уровень, привлекая крупные компании к благоустройству города


В июне 2008 года О Се-хун подписывает соглашение с Чой Хан-Ён — президентом подразделения коммерческого транспорта Hyundai Motor о поставке 7748 экологичных автобусов к 2018 году. С 2013 компания начнёт снабжать город автобусами с гибридными двигателями, функционирующими на топливных элементах с нулевым уровнем загрязнения.

Вся эта бурная деятельность не могла остаться незамеченной мировым сообществом — в апреле 2008 года О Се-хун подписывает меморандум с Международным советом обществ промышленного дизайна (International Council of Societies of Industrial Design, ICSID), в котором Сеулу присваивается статус «Мировой столицы дизайна 2010». Газета «The New York Times» в рейтинге городов, которые стоит посетить в 2010 году, отвела Сеулу третье место за его «манию к дизайну».


В рамках «Мировой столицы дизайна 2010» в Сеуле проходил саммит мэров крупных городов: «Соперничество и дизайн городов XXI века». Выступая на открытии мероприятия, О Се-хун отметил роль дизайна в создании неповторимой атмосферы города. Грамотные и нетривиальные архитектурные решения являются источником положительных эмоций, улучшают качество жизни. По мнению главы города, Сеул выбран Мировой столицей дизайна потому, что местные власти прилагают конкретные усилия для его развития..

Всего в течение 2010 года было организовано около 140 различных мероприятий, но самым значимым для города проектом стало создание Парка и Плазы дизайна в районе Дондэмун. Эта уникальная конструкция, спроектированная архитектором Захой Хадид (Zaha Hadid), призвана стать одним из крупнейших мировых центров промышленного дизайна, где будут проходить различные выставки.

«Города вступают в эру конкуренции, — заявил О Се-хун в одном из интервью — Нам необходимо не только технологическое и стоимостное лидерство, больше всего нам нужно конкурентное преимущество в привлекательности». Под контролем мэра 100 млн долларов из бюджета города ежегодно направляется на инициативы по улучшению облика столицы.

Известный архитектор Дэниэл Либескинд (Daniel Libeskind) проектирует башни Dreamhub, комплекса коммерческой и жилой недвижимости. Неподалеку возводится 640-метровый небоскреб, выходящий на Digital Media City, деловой район, который будет отведен технологичным компаниям и предприятиям в сфере цифровых технологий. «Имидж Сеула, который мы создаём, будет заключать в себе огромную ценность, которую нельзя оценить полностью в цифрах», — говорит мэр.

И пусть сегодня в Сеуле кресло мэра занимает другой человек, своё место в истории города и страны он себе обеспечил. Кроме того, именно при О Се-хуне на официальном городском сайте появился раздел «Сеул завтра», где изложены идея и концепция развития города, видение своего места в будущем.





Вы здесь: АВТОРЫ практика что делать? РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ДИЗАЙНА

Яндекс.Метрика