авторы компании
Хитов:
10223
Медиадизайн
Хитов:
6296
Графический дизайн
Хитов:
4417
Арт дизайн

 


ЭРА ААРНИО

Веб-резиденция профессионального дизайна
11.05.2011

Путешественник Эндрю Бендер написал в своём блоге: «финны изобрели скандинавский дизайн, а шведы зарабатывают на нем деньги». Вероятно однофамилец «Великого комбинатора» имел в виду Икею — как знать. Но мы не об этом сейчас. В Питер приезжает один из столпов финского дизайна, человек, слава проектов которого далеко обогнала его самого. К нам едет Ээро Аарнио — дизайнер, имя которого неразрывно связано с эстетикой и исканиями эпохи шестидесятых.

Ээро Аарнио (Eero Aarnio), знаменитый финский дизайнер, олицетворение шестидесятых, как и многие дизайнеры тех лет, экспериментировал с искусственными материалами. Увлечение синтетикой находило своё отражение не только в объектах промдизайна, но и в одежде, обуви, архитектуре. Вспомните хотя бы истерику по болоньевым плащам и кримпленовым рубашкам. Постепенно эта малополезная для экологии и здоровья человека волна синтетики схлынула, оставив, впрочем, форпосты в виде нейлоновых колготок, лайкры и синтепона. Но дело сделано — новые материалы дали дизайнерам главное — свободу творчества, поиски формообразования, не скованного строгими канонами традиционных производств. Материалы, о которых раньше и не слышали, с новыми, необыкновенными свойствами, невозможными цветами многое сулили дизайнеру, занятому поисками новой выразительности. Ээро Аарнио был одним из главных адептов пришедшего на смену войлоку и плюшу царства пластмасс. Футуристические объекты, не раз принимавшие участие в съёмках фантастических фильмов, и повергавшие в шок неискушённого обывателя, перевернули представления публики о том, какой должна быть мебель. Броские, ироничные, но при этом удивительно эргономичные произведения дизайнера стали символом поп-культуры. Славу дизайнеру принесли файберглас и плексиглас. Именно их он выбрал в качестве строительного материала для своих кресел и стульев. Его работы с их фантастическими формами и красками плохо вяжутся со стереотипом о сдержанном финском дизайне. Но при внимательном рассмотрении становятся очевидными столь характерные для скандинавского дизайна практичность и функционализм. Многие из его произведений сейчас выставлены в экспозициях известнейших музеев дизайна мира, таких как Victoria and Albert Museum в Лондоне, MoMA в Нью-Йорке, Vitra Design Museum.

Ээро Аарнио родился в Хельсинки, где учился в институте прикладного искусства, который закончил в 1957 году. В 1962-ом Аарнио основал собственную студию, зарабатывая на жизнь интерьерами, промдизайном, фотографией и графическим дизайном. Первым наиболее известным его проектом стало кресло BALL. Дизайнер назвал его «комнатой в комнате» — и этим всё сказано: в кресле можно укрыться, почувствовать себя защищённым оболочкой, побыть наедине со своими мыслями. Аарнио вспоминает: — «В доме у нас не было большого кресла, и я решил его создать, но мне хотелось чего-то совершено инновационного». Найдя форму в нескольких скетчах, он приступил к прототипированию, ну, а размер кресла был задан немаленькими габаритами дизайнера. По той же технологии, что применяется для постройки катеров, дизайнер выклеивал слой за слоем стекловолокно на фанерный каркас, стараясь придать ему шарообразную форму. По его словам, поначалу кресло больше напоминало мятую картофелину, однако он «довёл его до ума» и именно это кресло попалось на глаза менеджерам из компании Asko. Оценив смелую идею, они выразили желание запустить его в производство. Этап доработки и внедрения длился два года и, в 1965 году, оно было готово для массового производства, а уже через год его презентовали в Кёльне на мебельной выставке, где необычное футуристическое кресло произвело фуррор. После этой премьеры Ээро Арнио проснулся знаменитым. Кресло Ball принесло автору мировую известность, попав в ряд культовых объектов промышленного дизайна. Модель кресла BALL, изготовленная дизайнером вручную и ставшая, по существу, отправной точкой в карьере, до сих пор находится в доме Аарнио.

Кресло BALL было первым в целом ряду предметов, созданных Аарнио из файбергласа. Эти новаторские, ломающие стереотипы объекты мебели отражают дух дизайна шестидесятых, ищущего новых средств выразительности. Аарнио произносит что-то вроде манифеста: — «Когда я начинаю работать над дизайном для новой марки, у меня должно быть ощущение, что всё возможно, и так будет, если у меня есть хорошая профессиональная подготовка. Как дизайнер я ближе к художникам, скульпторам, но в моей области невозможно быть художником, не являясь также техником.»

Про кресло BUBBLE дизайнер говорит: — «После создания BALL мне захотелось, чтобы в внутрь шара со все сторон проникал свет». Прозрачный шар был создан из акриловой смолы, которая нагревалась и надувалась как мыльный пузырь. Кресло подвешивается на цепи к потолку и как будто парит в воздухе. До этого подвесные предметы мебели существовали разве что в виде детских колыбелек и качелей.


В 1967 году он разработал кресло PASTIL, отмеченное год спустя призом Американских Промышленных дизайнеров. Про кресла BALL и PASTIL New York Time писал: «Это самая удобная форма, чтобы держать человеческое тело».Кресло PASTIL («Тянучка») несмотря на необычную форму, по мнению экспертов, имеет отличную эргономику.

Спроектированное в 1971 году TOMATO CHAIR являлось продолжением этой тенденции. Кресло подтвердило репутацию дизайнера, как мастера изобретать новые формы, необычные на вид, но чрезвычайно удобные для человеческого тела. Причём его можно было использовать как внутри помещения, так и снаружи. Более того, на нем можно было лежать в воде, используя кресло вместо надувного матраса.

В 1973 году Ээро Арнио (Eero Aarnio) разработал кресло PONY. Необычная форма позволила пользователю принимать различные, наиболее удобные для него, позы для сидения. Более того, этот предмет мебели стал очень популярным у детей, так как они воспринимали его как игрушку.

Многие модели Аарнио предполагают разнообразие использования. Так в течение многих лет покоя дизайнеру не давала идея кресла, которое можно было бы использовать и для конференций, и для дома (в том же духе, что и его большие кресла из стекловолокна). Создав в 2002 году «обеденную версию» стола PARABEL, он, наконец, придумал как дополнение к нему т.н. FOCUS CHAIR, которое удовлетворяло бы его требованиям. В его основе металлическая конструкция, покрытая специальной пеной. В качестве обивки использовалась ткань TONUS 2000. Дизайнер добился своего — впервые создал кресло, которое могло использоваться практически во всех типах помещений.

Аарнио разработал немало стульев для детей, которые сейчас являются культовыми объектами дизайна. Необычные, но удобные для использования формы, яркие цвета не могли оставить детей равнодушными. Некоторые предметы спроектированы дизайнером как игрушки. Так было с проектами PONY(1973) и TIPI (2002). Хотя эти предметы нравятся детям, они также удобны и для взрослых. Дизайнер так говорил о форме: — «Стул — это стул … но то, на чем сидят не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, главное чтобы оно было корректным с точки зрения эргономики. Сиденье может быть даже маленьким и мягким Пони, на которого можно сесть верхом или присесть сбоку».

Продолжая детскую тему, Аарнио создал предметы мебели для проекта «Mee too» итальянской компании Magis: пластиковую собачку PUPPY и детский стул TRIOLI. Как и другим проектам дизайнера, его детским объектам свойственны функциональность, широкий диапазон применения, красочность и игровая провокативность. Как малыш не повернёт стул TRIOLI, он всё равно сможет на него сесть. Стул можно использовать как качалку и переносить за ручку. На прошедшей в 2006 году в Германии мебельной выставке IMM COLOGNE 2006 стул TRIOLI в числе других 18 проектов был награждён премией Interior innovation award cologne.

В 2008 г. Аарнио получил сразу две престижные дизайнерские награды: финскую премию Kaj Franck Design Prize и Compasso d’Oro - наиболее авторитетную европейскую премию в области дизайна. Аарнио стал третьим финном, заслужившим Compasso d’Oro.

Ээро Аарнио, будучи в летах, продолжает активно творить. Последние проекты Аарнио связаны с дизайном света. Он внёс свойственное ему острое чувство формы в эту область, наполнив её удивительными находками. Что бы ещё не сотворил маэстро, ясно одно — он уже внёс свой вклад в историю мирового дизайна, завоевав право назвать время исканий и взлётов шестидесятых Эрой Аарнио.

 





Вы здесь: АВТОРЫ практика что делать? ЭРА ААРНИО

Яндекс.Метрика